Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Убийство на планете Рок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для конкурса "Грань миров" нужен был рассказ, в котором присутствовал представитель нестандартной расы. Раса придумалась, но рассказ разросся далеко за рамки, установленные правилами конкурса. Не жалею. Опубликован в сборнике "Аэлита-2006".

  
  
   Убийство на планете Рок
  
   С того берега реки раздался рев.
   Так кричат каменные черепахи - хищные твари, с виду похожие на малые десантные боты. Людей они искренне считают особым деликатесом. Заметив, преследуют, пока не добьются своего. Проверено. Эрик Хорх и Тоу Кам из второй геологоразведочной сунулись в джунгли на джипе. Нашли их только через неделю. Точнее, то, что осталось от джипа... Здесь, на Илионии, в безопасности себя можно чувствовать, лишь если паришь над верхушками деревьев на антигравитационной платформе. Слава богу, летать черепахи не умеют.
  И вдруг я понимаю, что никакого транспорта рядом со мной нет. Ни воздушного, ни наземного. Нет и оружия. Наверное, я сошел с ума, раз пошел к реке чуть ли ни голым...
   Обламывая ногти, карабкаюсь на прибрежный откос. Может, повезет, и меня не заметят. Поднявшись метров на пять, вжимаюсь в скалу.
   Рев стремительно приближается. Противоположный берег - пологий, заросший невысокими деревьями. Зверюги вылетают из леса. Я никогда не видел, чтобы они неслись с такой скоростью.
   Первый "бот" с размаху плюхается в воду. Речка здесь быстрая, но мелкая, с твердым дном, так что стая форсирует ее в считанные секунды. Пытаюсь слиться с камнем. Может, как-нибудь выкручусь. Ну зачем я им? Для десятка монстров я - легкая закуска на завтрак...
   На секунду чудовища тормозят перед откосом: лазить по скалам черепахи не умеют. И вдруг взвывают хором. От обиды, что ли? Нет, сомневаюсь, что моя скромная персона вызвала у монстров такую бурю эмоций. В этом реве столько страдания, что понимаю: я тут совершенно не при чем.
   Черепах гонит страх.
   Нечто, напугавшее черепах, уже приближается - не так быстро, как мчались они, но неотвратимо, и это нечто - настолько жуткое, что монстры просто обезумели.
   Вожак разворачивается и ведет стаю вниз по течению. О, силы небесные! На Илионии пока не встречались более крупные хищники...
  
   Просыпаюсь весь в поту. Секунду тупо смотрю в потолок, убеждая себя, что мне не грозит смерть желудках этих тварей. Я - в гостинице космопорта Нью-Барнео. В кровати. На Илионии не был года три, с тех пор, как мы вытаскивали оттуда недоеденные остатки очередной неудачливой экспедиции. Все хорошо...
   Рев-вой-визг повторяется - уже наяву. Бросаюсь к двери. На пороге стоит Белая Фиалка - второй начальник Дома Порядка планеты Рок.
   Неделю назад в управление по межрасовым конфликтам администрации Объединенной Системы поступила депеша с Рока с просьбой направить на планету уполномоченного инспектора. При этом рокианцы требовали, чтобы в роли инспектора выступил именно я. Меня выдернули с Аркадии и курьерским рейсом перебросили в Нью-Борнео. Сегодня должен был прибыть встречающий меня рокианец. Но я не ожидал, что им окажется сам господин "второй начальник".
   Интересно, что же я такой дурак, что за пятнадцать лет ни разу не догадался заскочить на Рок? Конечно, планета эта - не очень посещаемая, летают сюда только спецы. Но можно же было хоть раз добраться на Рок на каком-нибудь грузовике, чтобы пообщаться с Фиалкой? Если тебя ждут, комфорт не важен. Наверное, я просто боялся, что Фиалка забыл меня. У него - свои заботы, у меня - свои. Жизнь свела - она же и развела. Я боялся разочарования. Но сейчас в грудной клетке, там, где по древним поверьям находится душа, так тепло, что я понимаю, каким идиотом был эти годы. Интересно, это мои чувства или Фиалки?
   - Подожди секунду! - кричу я и ныряю в санитарный отсек.
   Конечно, этот горг - мой друг, но беседовать с без пяти минут членом правительства планеты, если на тебе нет даже штанов, как-то неудобно. Пусть в прошлом вы видели друг друга не только голышом, но и частично без кожи.
   Тут нужно сделать небольшое отступление и рассказать о планете Рок. Место это, на человеческий взгляд, мало подходящее для разумной жизни. С удручающей регулярностью планета попадает в метеоритный поток. Бомбардировка космическими обломками провоцирует бурную вулканическую активность на двух третях суши, а так же шторма и цунами в океане. При этом климат - если можно назвать климатом то безобразие, которое творится в атмосфере - очень теплый и влажный, настоящий парник. В результате эволюция здесь прошла в ускоренном темпе. Разум появился уже у рептилий. А куда им было деваться: или умней, или вымирай. Горги - трехметровые ящеры с крепкими, как сталь, гребнями вдоль всей спины и мощными лапами, приспособленными для моментального закапывания в почву. Не теряя времени даром, они изобрели колесо, придумали химию, генную инженерию и создали государство. Если, конечно, эту структуру можно так назвать. Потому как что такое власть? Возможность перераспределения ресурсов. А проблем с ресурсами у горгов нет. Пищи и сырья - завались. Растительность на планете буйная, полезной живности тоже хватает. А вот по поводу безопасности - большие вопросы. Самая частая причина смерти - "кирпич на голову". В прямом смысле этого слова. И не важно, насколько ты крут... Поэтому общество здесь больше всего напоминает какой-нибудь тибетский монастырь. Задача "государства" - смягчать ущерб, нанесенный природой. Не дать помереть младенцам и раненым, выжившим после очередного землетрясения. Обеспечить преемственность знаний. Ну и все такое прочее.
   Когда первые земляне появились на Роке, горги ни в чем не препятствовали им - и в то же время не особо-то помогали.
   - Ребята, все классно, мы не против, чтобы вы копались в нашей планете, но мы-то тут при чем? - говорили горги землянам. - У вас - свои проблемы, у нас - свои.
   Промышленные корпорации быстро поняли, что добывать что-нибудь на Роке - себе дороже. Есть и уран, и золото, и много чего еще. Но, пока до этого 'еще' доберешься, рискуешь получить тот самый пресловутый "кирпич на голову". Очень рискуешь... К тому же у корпораций не нашлось ничего, чтобы вызвало у рокианцев желание завязать торговые отношения. В общем, Рок теперь интересует только ученых. С его правительством подписали стандартное межрасовое соглашение, и о планете забыли. Тем более, что сами горги путешествовать тоже не рвутся.
   Поэтому в Школе Космической Стражи начался переполох, когда среди волонтеров-первокурсников оказался молодой рокианец. Он не скрывал, что отправился в Космос с исследовательскими целями:
   - Старейшины решили, что мы недостаточно знаем мировоззрение землян. Многое до сих пор скрыто от нас. Они думают, что легче всего изучать природу разумных в тот момент, когда нарушаются общепринятые законы. Конфликт ярче высвечивает обе стороны. Поэтому я хочу на какое-то время стать вашим Стражем Порядка, - заявил он на собеседовании.
   Если бы не неистребимый пацифизм Белой Фиалки, он мог бы стать идеальным солдатом. Эта бронированная громадина выполняла все нормативы с такой легкостью, что преподаватели в конце концов перестали занимать его время физподготовкой и предоставили возможность вместо тренировок изучать историю Земли. Потом Белая Фиалка оказался в моей антитеррористической группе. В бою он старался никого не убивать - просто ломился вперед с ревом, от которого с потолка сыпались листы обшивки. Отвлекал на себя внимание, прикрывая остальную группу. Он так и не научился стрелять без раздумий. Хоть тысячу раз ему объясняли: террористы не останавливаются ни перед чем. Для них чужая жизнь - тьфу, досадное препятствие на пути к цели. Но отвращение к убийству - основа культуры Рока. Слишком часто там гибнут разумные, чтобы им еще воевать друг с другом. Однако террористы, как правило, этого не знали. Поэтому, завидев монстра, пугались настолько, что переставали оказывать сопротивление.
   Мы с Фиалкой быстро подружились. Горги - телепаты. Мало кто может похвастаться, что у него был друг, который понимает даже то, что сам не можешь выразить словами. Это... В общем, это - такое ощущение... Вот видите, я не знаю, как это объяснить. А Фиалка бы просто сказал: 'Не грузись, я понял'.
   Когда горг решил вернуться домой, я долго не мог найти себе места. Мир стал чужим. Казалось, что вокруг меня вырос колпак силового поля, сквозь который ни до кого не докричаться...
   Правда, первое время, пока Фиалка был новичком, с ним было сложно общаться. Словно с глухонемыми разговариваешь. Основа языка Рока - жест. Смысл имеют не только положение рук или наклон головы, но и помахивания хвостом. За пять лет я, в связи с отсутствием у меня хвоста, освоил лишь несколько самых простых 'выражений'. И еще научился, как он говорит, 'внимать'. Воспринимать его мысли, четко произнесенные в уме.
   Фиалка знает десяток земных языков, но его глотка не способна произнести что-либо членораздельно. Ведь к "аудио-каналу" рокианцы обращаются только тогда, когда нужно кого-то окликнуть. Звуки, издаваемые при этом... В общем, именно из-за воплей Фиалки я сегодня проснулся в холодном поту.
   В довершение описания всех странностей этого народа нужно добавить, что у горгов тончайшее обоняние. Даже личные имена у них - это запахи, испускаемые специальными железами на кончике хвоста. Потому-то мой друг и носит такое имя: его личный "аромо-код" напоминает вонь дешевого одеколона.
   Когда я вышел из санитарного отсека, Фиалка изогнулся в ритуальной позе:
   - Память о нашей последней встрече все эти годы я ощущал как тепло летнего полдня, хранимое в моей груди, когда вокруг - зимняя стужа.
   Не уверен, что это - точный перевод пантомимы на общепонятный язык. Но мне всегда казалось, что замысловатые "па" традиционных рокианских поз аналогичны цветистым фразам из старых японских романов. Когда Фиалка хочет сказать что-то по-простому, движения его скупы и точны.
   Под насмешливым взглядом господина "второго начальника" я попытался скопировать жесты: дипломатический протокол требует приветствовать друг друга на языке принимающей стороны. У меня, естественно, ничего не получилось, я чуть ни шлепнулся на ковер. Махнув рукой, обнял друга:
   - Я тоже рад. Жаль только, что встретиться пришлось из-за ваших проблем, а не просто так.
   Фиалка изобразил хвостом изящную "фигушку":
   - Пусть сожаления не омрачают радость встречи!
   Хм... Повторить это... Нет, и пытаться не стоит.
   - Ты по-прежнему пьешь мате? - Спросил я для очистки совести, когда мы закончили расшаркиваться друг перед другом. Я помнил привычки своего друга, но все-таки пятнадцать лет прошло...
   - Не откажусь, - кивнул Фиалка.
   - Так в чем же дело? - Спросил я, когда мы покончили с завтраком.
   - Внимай, - взмахнул рукой "второй начальник".
   Я закрыл глаза. Перед моим мысленным взором, сменяя друг друга, замелькали "картинки".
   Вот старый горг - серые от времени броневые пластины и резкий запах нашатыря. Важный горг. Старейшина. Его должность звучит как "Третий Радетель Прекрасного, Созданного Предками". В-общем, какая-то шишка в местном Министерстве Культуры. Очень влиятельном Министерстве, чуть ли ни самом влиятельном на планете. Раз мир - безумный хаос, считают горги, то цель разумных - создать и оставить потомкам как можно больше упорядоченного и гармоничного. Они все поголовно - художники. В сейсмически спокойных районах планеты построены огромные хранилища, полные изящнейших скульптур из золота, которое добывают из морской воды какие-то генетически модифицированные моллюски. Золотые ковры, похожие на осеннюю паутину в лесу. Великолепные картины из камня... В каждом доме - маленький музей, который берегут не меньше, чем гнездовые камеры...
   Этот серый Нашатырь - ярый противник контактов с землянами. Вот старик подпрыгивает перед каким-то собранием: "Разрушение традиций... Измена заветам... Чуждые влияния..." Однако Нашатырь - эстет. Из всех вариантов земной письменности горгам ближе всего оказались японские иероглифы. Вместе с ними на Рок попадает информация о традиционной японской культуре. Нашатырь восхищается живописью Страны Восходящего Солнца и приглашает выставку японского искусства XIV-XV веков из Нью-Йоркского музея искусства Дальнего Востока.
   И вот на Рок прибывает директор Нью-Йоркского музея Иеремия Дейрин. Цель визита - обсуждение деталей перевозки коллекции и обеспечения ее сохранности на сумасшедшей планете. Однако во время личной встречи "при закрытых дверях" Дейрин убивает Нашатыря. Зачем? Почему? Не понятно. Допросить преступника не удалось: землянин в панике рванул в космопорт, сел в одиночный "челнок", помчался к Нью-Борнео, но попал в метеоритный поток и погиб.
   В результате все отношения с Объединенной Системой "сворачиваются". На Роке объявляется траур. В Совете Старейшин побеждает фракция изоляционистов...
   - Ясно, что дело темное, - резюмирую я, разлепив глаза.
   - Мои соотечественники в ужасе. - Фиалка возбужденно машет руками. - Преступление совершил землянин, и, согласно Стандартному Соглашению, мы обязаны информировать власти его родного государства и привлечь инспектора по межрасовым конфликтам. Однако даже такое законное решение мне пришлось "продавливать" чуть ли ни силой...
   - Интересно, как тебе это удалось? Ты же, как я понял, еще не входишь в Совет?
   - Старейшины хотят понять, что же произошло. Я поклялся собственным гнездовьем, что ты будешь беспристрастен... Только на этих условиях тебе разрешено спуститься на поверхность планеты.
   - Кстати, оно у тебя есть - гнездовье-то это? Вообще, как ты сам?
   - Ну, как сказать... Ни одна леди еще не отложила яйца в моем доме. В остальном все нормально...
  
   Я никогда раньше не был на Роке. Чужие рассказы, даже в картинках - это все-таки не совсем то. Поэтому, пока мы спускались, я во все глаза смотрел в окно "челнока". Внизу расстилался зеленый ковер джунглей. Заросли чередовались с потоками лавы, дымящимися вулканами и горными цепями. Нигде не было видно даже намека на какие-нибудь строения. Совершенно дикий мир.
   Наконец Фиалка начал заходить на посадку. Космопорт - длинная проплешина между деревьями. И - все. Ни ангаров, ни здания вокзала... На высоте нескольких сот метров мы попали в ураган. Не знаю, как Фиалке удалось спуститься, "челнок" болтало, словно лодчонку в штормовом море. Жесткая посадка - я чуть не прокусил язык. Собрался было открыть входной люк, но Фиалка махнул:
   - Подожди.
   Минуту спустя к "челноку" подбежали несколько горгов. Один из них вел многоногое создание, похожее на гигантскую гусеницу. "Челнок" зацепили канатом, и "гусеница" потащила нас в джунгли. Только под кронами деревьев Фиалка открыл люк. Внутрь "челнока" ворвался вой ветра и туча мошкары. Один из встречающих подал мне пакет: перчатки и накомарник. Я моментально натянул защиту, но пара летучих кровососов успела-таки укусить меня. Ощущение не из приятных.
   В официальной справке по Року написано, что на планете нет болезнетворных для человека бактерий. Земной белок настолько чужд местной фауне, что человек для большинства видов не просто несъедобен, но даже ядовит. Мошки, к сожалению, об этом не знают...
   Мы выгрузились из "челнока". Даже тут, под деревьями, мне было трудно стоять: сила тяжести - 1,5 "же", а ветер такой, что сносит с ног. Периодически мимо лица пролетают сорванные листья и целые ветви.
   Фиалка махнул мне в сторону тропинки. Вскоре мы нырнули в какую-то нору. У меня возникло ощущение, что я попал во владения паука-переростка. Стены круглого тоннеля покрыты "плетенкой" из желтовато-белых нитей, под ногами пружинит, словно шагаешь по батуту. Потом было местное "такси" - веревочная беседка, укрепленная на спине здоровенного жука. Жук резво помчался по тоннелю, и минут через десять мы были уже на месте.
   Местный офис Дома Порядка тоже оказался паучьим "коконом". Правда, мебель и бытовая техника здесь - человеческая. Дикое, конечно, сочетание, но по дороге Фиалка успел объяснить, что это помещение специально "выращено" возле космопорта, по сути - дипломатическая резиденция Объединенной Системы. Сейчас здесь, кроме меня, нет людей, а месяц назад в Доме Порядка жили три десятка специалистов - от дипломатов до искусствоведов, - работавших на Роке.
   Встречи серого Нашатыря с Иеремией Дейрином проходили тоже здесь. Директор музея собирался отправиться в "Новое Сердце Любви" - хранилище современного искусства, - но оттягивал поездку. Так что я смогу, не выходя на улицу, осмотреть место преступления и поговорить со свидетелями.
   - А что, это у вас такая проблема - выйти на улицу? - Удивился я.
   Горг мотнул головой:
   "Чтобы добраться до "Нового Сердца Любви" и других хранилищ, нужно пересечь пролив Утор. На том берегу - мощное скальное основание, почти нет риска разломов планетарной коры".
   Понятно. По суше проложены дороги-тоннели, которые худо-бедно защищают от ветра, дождя и мошкары. А по морю нужно плыть на крохотных суденышках, напоминающих гибрид батискафа с пауком-водомеркой. Конечно, запас "живучести" у таких катерков - в сотни раз выше, чем у земных судов. Но болтаться в такой посудине по волнам - еще то удовольствие.
   Только тут я заметил, что мы с Фиалкой давно уже перешли на безмолвную телепатическую речь. Последние картинки штормового моря со скачущими по валам "водомерками" - это, скорее всего, его мысли.
   "И не стыдно без спроса лезть в чужую голову?" - ухмыльнулся я.
   "Не, привык. Работа такая".
   Вдобавок к ответу Фиалка изобразил что-то вроде ушуистской позы "белого петуха, взлетевшего на крышу монастыря". Жест незнакомый, видимо входит в число традиционных морально-этических понятий рокианцев - тема, которой мы в Страже мало касались, не до того было.
   "Облеченный доверием имеет право нанести ущерб единицам в интересах большинства", - уточнил Фиалка.
   "Ясно. Так сказать, процессуальное обоснование деятельности аппарата принуждения. Кстати, землян вы наверняка "подслушивали". В интересах большинства... Неужели так не поняли, почему он начал стрелять?"
   "Начальник земного Хранилища потребовал, чтобы переговоры проходили "с глазу на глаз. Господин Третий Радетель Прекрасного, Созданного Предками, согласился с условиями, поэтому в момент инцидента их мысли никто не слушал. Да и невозможно это, если объект находится в Зале Уединенных Размышлений".
   Не смотря на серьезность ситуации, мне стало смешно. "Залом Уединенных Размышлений" на десантных кораблях называют санитарные отсеки. Живут-то солдаты в кубриках на 10-15 человек, так что в одиночестве удается остаться, только когда сидишь на унитазе.
   Странное у меня сегодня настроение: вроде и обстоятельства не из лучших, межрасовые отношения под угрозой, а я веселюсь, как мальчишка. Наверное, потому, что Фиалка рядом. Больше всего мне сейчас хочется плюнуть на этого дурацкого Иеремию вместе с убитой вонючкой и засесть с Фиалкой в какой-нибудь кафешке. Если здесь, конечно, существуют подобные заведения. Горг никак не прокомментировал мои мысли. Понимает, гад чешуйчатый, когда лучше смолчать. Только в голове у меня вдруг появилась картинка: уютный "кокон" странной формы, мягкие полукруглые диваны на разных уровнях, на них сидят парочки и целые компании, а между диванами снуют ярко-желтые жуки.
   - Ладно, пошли на место преступления, - сказал я вслух.
   Зал Уединенных Размышлений - уютная комната, обставленная в рокианском стиле. Из мебели - лишь полукруглые диваны, небольшие возвышения, заменяющие горгам столы, да пара компьютерных терминалов. Последнее, понятно, современное нововведение, уступка человеческим потребностям. Но интереснее всего здесь - стены: такие же плетеные, как и все на Роке, они переливаются разноцветными искрами. Присмотревшись, я понимаю, что извивы нитей складываются в рисунок: листья, цветы, какие-то штуки, похожие на огромные яркие раковины... Хотелось долго-долго разглядывать картину.
   "Красиво", - думаю я.
   "Работа одного из самых известных современных Погонщиков Пауков-ткачей", - отзывается Фиалка.
   "Переговоры проходили здесь?"
   "Да".
   "Давай попробуем восстановить картину. Ты будешь этот... Третий Радетель. В-общем, этот старый Нашатырь. Я - Иеремия. Кто вошел в помещение первым?"
   "Третий Радетель Прекрасного, Созданного Предками".
   "Кто провожал сюда Иеремию? Или он пришел сам?"
   "Нет, с ним была секретарь, она же - внучка Третьего Радетеля".
   "С ней можно поговорить?"
   "Да, конечно, я все подготовил".
   Фиалка взвывает, как кот, которому наступили на хвост, и через пару минут на пороге зала появляется юная рокианка. Миниатюрная (конечно, по меркам горгов), чуть выше двух метров. Очень изящная. Темно-бронзовая блестящая чешуя, огромные янтарные глаза. Запах похож на медвяный аромат летнего луга. В-общем, не леди, а сказка. Так и хочется прижаться лицом к ее шее, обнять, вдохнуть упоительный запах, а потом... Нет, стоп. Это не мои мысли. Я - животное другой породы. Я никогда не хотел делать это с ящерицей-переростком. Даже с такой хорошенькой.
   "Фиалка, ты - гад!" - думаю я в сторону своего друга.
   "Заткнись, идиот, она же - не человек, она тоже почти все понимает. Не слова, конечно, но настроение", - фыркает горг.
   У дамы, действительно, округляются глаза.
   "Простите, леди", - я пытаюсь транслировать ей картинку меня, только с хвостом, присевшего в позе искреннего извинения.
   Девочка удивляется еще больше, что-то 'транслирует' мне, но Фиалка перебивает:
   "Она не понимает ни по-русски, ни по-английски, вы не сможете полноценно общаться. Лучше я буду переводить".
   "Хорошо. Кстати, а как они общались с Иремией Дейрином?"
   "В письменной форме при помощи наручного терминала и универсального переводчика".
   "Понятно. А как велись переговоры с вашим боссом?"
   "Так же. Только при помощи вот этих стационарных терминалов, так как итогом их должен был стать официальный документ".
   "Фиалка, вы же проверили терминалы? Какие записи остались?"
   "Никаких. Вообще. Они не успели начать переговоры".
   "Понятно. То есть инцидент произошел спустя считанные минуты после того, как Иеремия вошел в Зал. Простите, леди, вы все-таки ощущали настроение вашего гостя?"
   "Да, конечно".
   "Постарайтесь как можно подробнее вспомнить, что он чувствовал перед самым началом переговоров".
   "Он был раздражен. Растерян. Испуган. Ему все не нравилось, вызывало тревогу. Но в этом состоянии он пребывал с момента прилета на Рок. Челнок прилетел в неудачное время, прошел ураган, и пассажирам два часа пришлось ждать на посадочной полосе. При встрече я передала извинения от деда, но наш гость все равно тревожился. Он считал Рок очень опасным местом, прилететь сюда его заставил лишь долг перед его цивилизацией".
   Когда секретарь ушла, Фиалка издает скрежещущий звук, который у него обозначает смех:
   "Ну и напугал ты леди"
   "По-моему, это ты тут всякие эротические картинки транслировал. Неужели ваши дамы вынуждены постоянно ощущать, что собираются сделать с ними такие похотливые гады, как ты?"
   "Конечно, нет. Дамы с детства умеют "экранироваться" и не внимать тому, чему они не хотят внимать. Однако свойство Залов Уединенного Размышления - не только экранировать возможность телепатической связи с окружающим миром, но и усиливать интенсивность связи внутри Зала. Примерно так же оборудуются супружеские спальни, хотя это и дорогое удовольствие. Поэтому правила приличия запрещают дамам заходить сюда вместе с мужчинами. Ты же, с ее точки зрения, - не мужчина. Поэтому она от тебя не экранировалась".
   "Сволочь ты, "второй начальник". Ладно, не огорчайся, по-моему, ей понравилось".
   "Ты думаешь?"
   Фиалка обрадовано хлопает глазищами.
   "Что, другого способа признаться в любви ты не нашел? Ты же должен тут считаться завидным женихом".
   "Она бы никогда не пошла в Зал вдвоем с мужчиной. Дедово воспитание. Традиционалистка".
   "А словами? Письмо написать..." - Спрашиваю я и понимаю, что сморозил глупость. У горгов просто нет слов для выражения эмоций. Зачем они телепатам?
   "Так я тебе тут нужен, чтобы преступление расследовать или чтобы твои личные проблемы решать?"
   "И то, и другое".
   "Гад".
   "Естественно. Пресмыкающееся, покрытое чешуей".
   "Кстати, у меня вопрос - как Иеремия протащил на планету то, из чего можно убить горга? Конечно, запрета на ввоз ручного оружия к вам нет, оно, по-моему, вам просто до фени. Но что, этот директор музея ходил тут повсюду с какой-нибудь базукой?"
   "Не с базукой".
   Фиалка снова ревет. На этот раз в зал входит молодой горг.
   "Это - мой инспектор, который контролировал господина Иеремию", - представляет вошедшего "второй начальник".
   Парень достает из мешка пистолет:
   "Преступник принес с собой орудие убийства. Сделав три выстрела, преступник бросил орудие убийства и выбежал из зала".
   Тупо рассматриваю маломощную "пукалкалку" из тех, которые заряжаются парализующими ампулами. Используются для скрытого ношения полицейскими и телохранителями.
   "Не понятно одно: как этот Дейрин умудрился застрелить вашего Старейшину. В тебя, помнится, из бластера в упор били, и ничего..."
   "Ну, не то, чтобы ничего, - Фиалка трет грудь, покрытую шрамами от старых ожогов. - Но ты прав. Взрослого горга невозможно застрелить из ручного оружия. Но тут - фантастическое стечение обстоятельств. Третий Радетель был очень стар. У стариков чешуя покрывается микротрещинами. К тому же парализующая жидкость действует на горгов не так, как на людей. Ампулы разбилась о грудные пластины, их содержимое через микротрещины попало в кровь и вызвало болевой шок. У старика не выдержало сердце".
   - Стечение обстоятельств... - бормочу вслух. - Или хорошее знание предмета.
   "Инспектор, вы понимаете по-английски?"
   "Да".
   "Насколько глубоко вы проникали в мысли господина Иеремии?"
   "Мне было дано указание контролировать его сознательное мышление. То, что вы, люди, формулируете словами".
   "И?"
   "Сознательные мысли преступника касались только заявленных целей его визита и бытовых мелочей".
   "Почему вы так отрицательно относитесь к личности Иеремии Дейрина? Насколько я могу судить, ваш начальник вряд ли брал в свою службу ярых изоляционистов. Вы учили человеческие языки..."
   "Сейчас я сожалею об этом".
   "Почему?"
   "Я получил указание отслеживать мысли человека..."
   "Но полезли в бессознательную область? В то, что прорывается иногда яркими, но бессловесными картинками?"
   "Да. Очень яркими картинками".
   "Что это было?"
   "Горги, поедающие человеческих младенцев. Это, и еще много чего. Кровь, много крови... Крики страдания..."
   Такое ощущение, что сейчас парня вырвет. Но Фиалка рявкает, и молоденький инспектор застывает в позе официального подчинения.
   - Иди, - машет ему "второй начальник".
   "Вали и ты, - говорю Фиалке, когда инспектор выскочил из зала. - Мне нужно подумать, а Зал Уединенных Размышлений для этого подходит лучше всего. Я тут такого сейчас надумаю и напредставляю себе, что все твои подчиненные заразятся ксенофобией в острой форме. Кстати, вы же, наверняка, еще до переговоров вызнали всю подноготную о Дейрине?"
   "Естественно. Я же помню пароли доступа в базу Стражи. Они пока не менялись".
   "Скинь всю нарытую информацию на этот терминал. И скажи, чтобы мне принесли что-нибудь перекусить. А то позавтракать ты мне толком не дал".
   - Будет сделано, - салютует Фиалка жестом Стражников: сжатый кулак к уху.
   Указания "второго начальника" тут выполняются беспрекословно: через пару минут на пороге появляется хорошенькая рокианка с подносом в руках. Я хихикаю: вот, благодаря общению с Фиалкой эта крокодилица мною воспринимается как "хорошенькая". И тут же стараюсь переключить внимание на содержимое тарелок: незачем смущать местных дам.
   Поев и убедившись, что в терминале есть нужные файлы, я улегся на диван и принимаюсь размышлять.
   Итак, что мы имеем? Известно все - время, место, способ убийства. Убийца тоже известен. Не ясен только мотив. В любом из человеческих миров дело давно сдали бы в архив: чего философию разводить, если и так все ясно? Горгам же нужно понимание мотивов. Ибо они - телепаты и привыкли все понимать. К тому же от объяснения причин зависит их отношение к людям. Политика, так сказать, целой планеты.
   Ладно, начнем с другого конца. Обычно директора музеев не палят в окружающих. Дейрин - это вам не какой-нибудь обожравшийся наркотиков террорист, который сам толком не понимает, что делает. Вполне благонамеренный гражданин. Был.
   Я еще раз перечитываю справку о Иеремии Дейрине. Так. Землянин. Родился и вырос в старушке-метрополии. Учился. Женился. Двое детей. Покидал Землю лишь три раза. Цели поездок: организация филиала музея на Лерро и отбор "каменных цветов" на Кроне. Третья поездка - на Рок.
   Фото: полноватый господин лет пятидесяти с большими залысинами. Кстати, технология имплантации волос давно известны, так почему же директор музея не позаботился о густоте своей шевелюры? Не так уж это и дорого, наверняка заработков директора крупного музея на это хватило бы. Вывод: мужику было плевать на свою привлекательность. Видимо, "налево" от жены не ходил. Естественно. Не тот тип. Пожалуй, он был из тех, кто погружается в волны прошлого, убегая от настоящего. Кстати, этим же объясняется наличие у него парализатора: мужик, видать, был трусоват и страдал ксенофобией. А пистолет в кармане придает хоть немного уверенности...
   И все-таки: на хрена ему было стрелять в старого Нашатыря? Не мог же Иеремия не понимать, что смерть старика - это срыв переговоров, облом с закупкой произведений искусства Рока? А местные безделушки многого стоят. Если в захудалом офисе Дома порядка в качестве обоев - такая красота, то что же находится в Хранилищах?
   Любуюсь тонкой вязью цветов и листьев на стенах. Закончим с делом, выпрошу у Фиалки какую-нибудь картинку вроде этой. Конечно, поменьше размером.
   Ладно, проехали. О деле думать надо.
   Так, кому мешал Нашатырь?
   Землянам?
   Вряд ли. Несколько десятилетий назад он ставил палки в колеса дипломатической миссии Объединенной Системы. Но таких традиционалистов на каждой обитаемой планете - пруд пруди. Старые пердуны везде найдутся. И как с ними бороться, дипломаты знают. К тому же в последнее время именно благодаря Нашатырю началось культурное сотрудничество.
   Может быть, компаниям-концессионерам? Но разработки урана на Роке свернуты после двух землетрясений, стерших в пыль горняцкие поселки. Даже если на планете обнаружили что-то уж совсем исключительное, ради чего стоит рисковать человеческими жизнями, то разрыв отношений Рока с Объединенной Системой вряд ли поможет это что-то использовать.
   Кому еще выгодна смерть Нашатыря? Рокианцам? Не знаю. Может, его наследники никак не могли дождаться естественной кончины дедушки? Или какой-нибудь болезненно честолюбивый художник затаил обиду за то, что старик не включил его произведения в списки "особо хранимых"? Чушь. Рокианцы так вопросы не решают.
   Что еще? Смерть старика выгодна фракции изоляционистов в Совете Старейшин. Дала им "козыри". Но где те Старейшины и наследники и где - Иеремия? Как можно было заставить мужика стрелять? Хотя... Горги - телепаты. Иеремия был испуган, напряжен. В таком состоянии крикни над ухом: "Огонь!" - и человек начнет палить в белый свет, как в копеечку. Я сам таким был на первом курсе. Тем более, если команда будет подана телепатически.
   Так, уже теплее. Однако в Зале Уединенных Размышлений не было никого, кроме Иеремии и Нашатыря. Старый горг вряд ли бы приказал стрелять в себя самого. Хотя... Если его целью было - сорвать переговоры, то вполне представимо... Тем более, что он наверняка считал, что никакое ручное оружие не нанесет ему серьезный вред. Так, пара царапин - и ореол мученика за идею... А человечество теперь в глазах горгов - сборище безумцев, склонных к немотивированной агрессии. Хм... Красиво придумано... Если бы дедуля в конце концов не крякнул. Хотя на Совете Старейшин вряд ли поверят такому объяснению... К тому же есть маленькая неувязочка. Об окружающих мы судим по себе, а ни один горг с перепугу не начнет палить куда попало. Скорее начнет ударными темпами закапываться в землю. Это у них - на уровне рефлексов. Вряд ли старый Нашатырь мог предположить, что вполне приличный человек, можно сказать, коллега, поведет себя иначе, чем "нормальный" горг.
   Что еще? От внешних сигналов зал экранирован. Хм... Теоретически. Но у Фиалки - выучка Стражи. Наверняка придумал, как засунуть сюда какой-нибудь "жучок". И сейчас сидит и внимает тому, что я думаю.
   Я прислушиваюсь к себе. Нет, присутствие Фиалки не ощущается. Обычно я чувствую, когда он рядом. Сейчас же вокруг - пустота, словно я не на Роке, а где-нибудь на аркадийском пляже. Использует односторонний "жучок"? Экранируется сам?
   Ладно, друг, слушай, я же говорил, что напридумываю такого... Кстати, именно у тебя хватит мозгов, чтобы сопоставить наличие микротрещин на чешуе стариков и действие парализатора на организм горгов. Я в тебе не сомневаюсь...
   Мне надоедает разговаривать с пустотой, и я продолжаю думать. Хорошо: Фиалка. Идея могла прийти ему в голову, когда он узнал, что Иремия притащил с собой на Рок полицейскую "пукалку". Главный принцип Стражи: используй обстоятельства...
   И выгоду Фиалка получил. Подозреваю, что дедуля мог на дух не переносить отщепенца, десять лет неизвестно где шлявшегося, набравшегося каких-то чуждых идей, слишком старого и слишком грубого для его любимой внучки...
   Конечно, почти невозможно предположить, что горг решает проблему путем убийства разумного. Но Фиалка на фоне остального населения планеты - просто монстр. У него предельный для рокианца уровень агрессивности.
   Воспоминания нахлынули на меня, как волна. Те воспоминания, которые я держу обычно в самой глубине сознания, не позволяю им прорваться вверх.
   Я не успевал. Мы прорвались на базу террористов, прошли по извилистому коридору до блока управления. И тут - откуда они только появились? Кто бы догадался, что это - не стенной шкаф для аварийного комплекта скафандров, а еще один проход? Двое: вооруженный ручным гранатометом мутант и связанная заложница с залепленным какой-то гадостью ртом. Почему-то я ярче всего помню эту грязную нашлепку на лице женщины...
   Мутант прикрывался ею, как щитом, надеясь прорваться к выходу. Его гранатомет смотрел мне в грудь, а я не успевал поднять бластер... Любое мое движение - и термическая граната помчится вдоль коридора. Крындец и мне, и ушедшим вперед ребятам.
   Про Фиалку я не думал. Он был с другой стороны от прохода. Он тоже не успевал. Не успевал подставить грудь под гранату. Он бы предпочел сделать это. Если бы мог успеть. Не сомневаюсь.
   Но Фиалка просто прыгнул. Что такое ноль семь "же" для того, кто вырос при полутора? Он прыгнул ногами вперед, целясь в голову мутанта. Он прекрасно понимал, что его два с половиной центнера, помноженные на скорость прыжка, ломают человеку позвоночник.
   Потом, когда мы зачистили базу, у горга началась лихорадка. Я сидел с ним в госпитале и мучился вместе с ним. Конечно, смысла в этом не было никакого. Но я пытался как-то утешить Фиалку.
   "Этот гад не был разумным существом, - бормотал я - ты убил не разумного, а дикое животное. Люди тем и отличаются от горгов, что способны превращаться в животных".
   "Значит, и я стал животным".
   "И что же, теперь умирать? Нужно учиться жить с этим. Я-то как-то живу".
   "Я не могу"
   "Мы - Стража. Потому что только зверь может остановить зверя. Мы вынуждены быть зверьми, оставаясь при этом людьми".
   Не знаю, сумел ли я найти нужные слова. Но мне кажется, что Фиалка тогда стал более человеком, чем горгом.
   Выдать эту версию? Хм... И все-таки не верится... Конечно, Фиалка - единственный, кто имел возможность организовать это убийство. Но одно дело - террористы, а другое - дедушка любимой девушки. Пусть и старый пердун, но...
   Я сползаю с дивана, дотягиваюсь до тарелки с местными фруктами. Человеческий организм не усваивает рокианские белки, но углеводная пища вполне приемлема. Задумчиво что-то круглое с запахом земляники.
   Итак, начнем сначала. Старый горг сидит вон на том диване. Входит Иеремия. Он испуган, растерян, но Нашатырь для него - партнер по переговорам, с которым нужно общаться. Как бы он ни был неприятен. В других-то горгов трусоватый директор музея не палит... И в этого деда раньше не стрелял. Встречаются-то они не впервые...
   Так что же происходит?
   Я снова откидываюсь на диван.
   Решение где-то рядом. Чем отличается Зал Уединенных Размышлений от всех других помещений, в которых до этого бывал Иеремия? Правильно, он экранирован. В обе стороны. О "жучках" пока забудем... То есть эмоции горгов внутри зала "слышны" намного сильнее. Я прекрасно умею различать свои мысли и мысли Фиалки, и то мне несколько мгновений казалось, что это Я хочу быть с леди Летний Луг. Иеремия же с телепатами сталкивается впервые. Если же он был достаточно восприимчивым... А как человек искусства, он не мог не быть эмоционально восприимчивым... То есть на него обрушились эмоции Нашатыря, но он воспринял их как свои... Надеюсь, леди Летний Луг неплохо знала своего дедушку...
   Я не ошибся. Юная рокианка не только знает, что творилось в голове у деда, но и соглашается выступить перед Советом. Меня тоже приглашают на собрание, и это можно было считать началом восстановления отношений Объединенной Системы с Роком.
   Леди Летний Луг транслирует картинки из подсознания старого Нашатыря, которые появлялись во время предыдущих встреч двух эстетов. Честно говоря, не особо лестные для человека картинки.
   Иеремия Дейрин - ползущий по коридору ядовитый слизняк. За директором музея тянется шлейф отвратительной вони. Жирное тело трясется, словно студень... Омерзение. Брезгливость. Желание убежать или прихлопнуть гадостную тварь...
   - Наш гость, восприняв эмоции Третьего Радетеля Прекрасного, Созданного Предками, потерял разум и перестал контролировать свои действия. Его поведение бессмысленно. То, что погиб Третий Радетель Прекрасного, Созданного Предками, - чистая случайность. Землянин не мог знать о возрастных особенностях горгов. Попытку нанести вред горгу при помощи ручного оружия можно считать доказательством того, что в тот момент человек был безумен. Но причина безумия - эмоции горга, которые оказались слишком сильны для человека. У людей нет навыка экранировать свой мозг от посторонних эмоций, который прививается нашим детям. Обычно люди не столь восприимчивы к телепатическим сигналам, Но события происходили в замкнутой сфере Зала Уединенных Размышлений. - Комментирует картинки Белая Фиалка. - Я предлагаю запретить нахождение людей в Залах Уединенных Размышлений одновременно с горгами.
   Дальнейшее заседание было похоже на какой-то фантастический балет. Горги переходят на осмысленную речь жестов, ибо обсуждаются серьезные политические вопросы, в которых эмоциям не место. Дотанцевываются до решения вновь открыть планету, но с учетом обязательной проверки уровня ксенофобии всех гостей.
   Улетаю я на следующее утро. Вечером мы с Фиалкой и леди Летний Луг посидели в ресторане, где прислуживали дрессированные жуки. Я не удержался, попробовал такой аппетитный с виду овощной паштет, хоть горги и предупреждали, что в нем может содержаться белок. В результате всю ночь пришлось провести в санитарном отсеке. От мысли, что сейчас придется болтаться в безумной атмосфере Рока, меня мутит.
   Поэтому на появление посыльного с каким-то плоским прямоугольным предметом под мышкой я реагирую достаточно равнодушно.
   "Тебе. Как ты хотел. Работа того же мастера, что и в Доме Порядка". - Говорит провожающий меня Фиалка.
   "Спасибо... Жаль, конечно..."
   "Нет, ты не понял. Ты прав во всем, я думал о такой возможности. Как о возможном варианте опасности. Но я для верности, скорее всего, подменил бы пистолет Иеремии чем-нибудь вроде тех водяных "бластеров", которыми забавляются ваши ребятишки. То, что капельки яда из разбитых капсул попал в кровь, действительно, случайность".
   "Можно подменить орудие преступления уже после преступления", - вяло парирую я.
   "Нет!"
   "Дурак ты, Фиалка! Для меня это ничего не меняет. Ты подставлял свою шкуру под пули, летевшие в меня. Ты тащил меня, раненого, с того гребаного астероида. Помнишь? И, к тому же, я - человек, а не горг. Поэтому мне все равно".
   "Ты больше горг, чем кто-либо из людей".
   "Ха! Я - бывший профессиональный убийца. Стражник"
   "Именно поэтому ты понимаешь, как важно оставаться человеком".
   "Ладно... Я тебе верю. Будь счастлив. Мои наилучшие пожелания леди Летний Луг. Если бы я был горгом, тебя бы, дружище, и рядом не стояло..."
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"