Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Пара мыслей о фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Пара мыслей по поводу отношения к фэнтези
   Появились тут две мысли, то ли связанные между собой, то ли не связанные - не знаю.
   Первая - за что "серьезные", "реалистические" писатели так ненавидят фэнтези? Почему фэнтези (не детектив, не боевик, не триллер) в "приличном" литературном обществе считается чуть ли ни синонимом отстоя?
   А дело, по-моему, в самой "серьезной" литературе. Точнее, в том, что ее... нет.
   Потому что серьезным, на мой взгляд, можно считать только произведение, в котором сильна социальная составляющая. Проще говоря, книга, в которой есть ответы на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" Предкам было проще. Лев Толстой был искренне уверен, что главный виновник - прогнивший монархический строй и эгоизм богатых. Что людям надо собраться в "муравейное братство", и тогда всем будет счастье. Константин Симонов искренне считал, что виноваты фашисты, и остается только одно - бить врага до полного уничтожения. С последним не поспоришь... И все, вся жизнь, все судьбы героев подавались через призму этого главного - общей, социальной идеи.
   А сейчас? Где сейчас в "высокой" литературе социальный анализ? А нет его. Кто у нас там сейчас считается образцом? Улицкая? Токарева? Но, простите, где там социум, где там общество? Там - повседневность вне социальных связей, там нюансы эмоций, переливы чувств, мелкие бытовые проблемы... И если задавать вопрос "Кто виноват?", то в итоге, если огрублять, получаешь ответ: "Все мужики сволочи, все бабы дуры". Ответ, который напрочь отрицает саму возможность вопроса "Что делать?". А ничего. Сидеть и втыкать на сериал, если твоя жизнь еще более серая, чем у героев...
   То есть получается, что львиная доля современной "реалистической" литературы, по сути, мелодрама на грани "женского" романа. Да, качественно. Да, стиль, язык и прочие технические достоинства. Да, резонирует с эмоциональным опытом читателя... Но все равно - те же самые "Унесенные ветром" на современный лад. Мир идет своим путем, а герои - своим, и им, героям, глубоко насрать и на мир, и на социальные проблемы. У них - свои, маленькие, домашние, которые застилают все и вся...
   Литература обывателей и для обывателей. Зеркало, поставленное вплотную - только лица крупным планом, а что там за антураж... а какая разница?
   И читают даже лучших современных авторов с тем же настроем, что смотрят бразильский сериал. Конечно, для каждого уровня читателя - свой уровень мелодрамы, кому-то сойдут и какие-нибудь "Ранетки", а кому-то без эстетической составляющей никак... Но принцип-то один и тот же!
   А фэнтези, особенна женская, та самая всеми проклинаемая ЖЮФ, нагло "отъедает" значительный кусок читательской аудитории. Знаете, чем любительница ЖЮФ отличается от любительницы "стильных" романов? Одним простым качеством - здравомыслием. Пониманием, что сказка - это сказка, а жизнь - это жизнь. И не надо путать. Если хочется отдохнуть - можно погрузиться в сказку. А в остальных случаях - извините-подвиньтесь. Любительница ЖЮФ гораздо чаще зарабатывает сама, а не сидит на шее у родителей или мужа, она более активна социально, она ориентируется на карьеру, на собственные достижения, а не на роль "комнатной зверушки", которую избирают для себя сегодня многие дамы из обеспеченных семей.
   В любительнице ЖЮФ есть жизнь, а не только нытье по поводу "серости и убогости существования"...
   В результате ЖЮФ "отъедает" у "реалистической" мелодрамы самую активную и перспективную часть читательской аудитории.
   Обидно, да?
   Вот и не любят "настоящие" писатели "это дерьмо с эльфами"...
   И вторая мысль - про "попаданцев". И про их популярность в России.
   Путешествуя по интернету, я все время натыкаюсь на вопли о том, что "пора валить из этой сраной Рашки". Причем пишут это не унылые задроты, не аутсайдеры по определению. Вполне себе состоявшиеся люди. В принципе, понятно, откуда ветер дует. Действительно, в большинстве отраслей специалист одинаковой квалификации в России получает несоизмеримо меньше, чем в развитых странах. А если прибавить к этому "благоустроенность" быта в Европе или США, ощущение защищенности, которое дает не коррумпированная система охраны правопорядка, то сравнение будет совершенно не в пользу России. Хороший врач где-нибудь в Милане или Брюсселе получает гораздо больше, чем врач такого же уровня где-нибудь в Саратове или Красноярске. Даже по комфортности климата Россия проигрывает большинству развитых стран, кроме, может, Канады и Норвегии со Швецией. Жить в какой-нибудь Ницце - это жить, по сути, на курорте, это почти круглый год море, в котором можно купаться, и мандарины, растущие на улицах, как у нас - яблоки-ранетки. Да еще и с нашим неестественно-монопольным ЖКХ - тут внезапно обнаружилось, что в сравнимых ценах и в пересчете на квадратный метр жилья россияне платят за "коммуналку" раза в полтора-два больше, чем европейцы.
   А информация нынче имеет свойство распространяться мгновенно. И русские специалисты начинают сравнивать. И то, что уже вчера казалось нормальным, воспринимается уже как "Рашка-какашка". И появляются эскапистские мысли - бежать...
   Да вот только куда?
   В европах нас никто не ждет. Нет, есть наивняки, искренне считающие, что достаточно рвануть на Запад - и вот вам, готовенькая благоустроенная жизнь со всем причитающимися "плюшками". Да только "плюшки" эти причитаются потомкам тех, кто эту жизнь построил. А с нами никто делиться не собирается. Разве что потерпят "понаехавших" в качестве примитивной обслуги, людей второго сорта, как у нас - таджиков...
   Остается один вариант: попытаться благоустроить жизнь здесь. Страшно? Да. Неизвестно, за какой конец ухватиться? Да. Нет надежды ни на власти, ни на соседа, ни на друга? Да. Но деваться-то некуда...
   То есть в конфликте с действительностью в России находятся не только задроты-аутсайдеры, но и вполне себе успешные люди. Успешные - по российским меркам, но прекрасно понимающие, в какой они жопе только потому, что родились здесь, а не там...
   И вот тут опять на гребень популярности всплывает идея эскапизма. Если некуда бежать, то можно убежать в мечты - на время, ради отдыха, ради того, чтобы потом были силы прожить еще день.
   И тут вообще открывается интересная ниша для литераторов. Да, "попаданцы". Да, иномирье. Но чем оно хорошо? Да тем, что там можно смоделировать социум, в котором комфортно жить. И даже намекнуть читателю, как и чем этот социум отличается от нашего. То есть подойти вплотную к тем вопросам, которые отличают "серьезную" литературу - "Кто виноват?" и "Что делать?". То есть именно фэнтези дает возможность наполнить текст социальным содержанием...
   Ведь наши люди настолько устали от прямой пропаганды, что любые теоретизирования - даже самые искренние - на тему "Как нам обустроить Россию?" воспринимаются однозначно: "Очередной шустрый умник к кормушке рвется. Поверь ему, дай ему власть - хрен он что из написанного воплотит, наворуется и свалит за кордон. Не, пусть ищет лохов в другом месте!".
   А вот иномирье как возможный вариант - оно в памяти может и остаться...
   В общем, я вдруг обнаружила, что книжка про "попаданцев" может быть не только развлекухой для задротов...
   А почему бы и нет? Со времен античности утопии и антиутопии описывали. В конце концов и Гулливер - "попаданец"...
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"