Лифантьева Евгения Ивановна: другие произведения.

Уралов-Рыжкова. Трон на двоих

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 9.42*26  Ваша оценка:


   Два текста оставила на закуску.
   Они оба по уровню - намного выше остальных. Каждый по-своему, но оба они - не "жанровая" литература. Мысли в них больше, чем развлечения почтеннейшей публики.
  
   А. Уралов, С. Рыжкова. Трон на двоих
   Зачиталась, так что анализировать было сложно. Редко когда попадаются тексты настолько созвучные моему внутреннему мироощущению. Все - от возраста героинь до диалектных словечек, то и дело проскальзывающих в романе, совпадало почти как фотография.
   Это - мой мир.
   Мир маленьких заводских городков и рабочих окраин.
   Здесь кривые тополя буреют к началу августа - слишком много в воздухе копоти.
   Здесь кислое даже пиво, которое пьют мужики после смены. Женщины, впрочем, тоже пьют...
   Здесь основной цвет - серый: асфальт, бетонные стены, замусоренное дымами небо, лица работяг...
   Здесь всегда пахнет чем-то химическим. Неуловимо, чуть-чуть, но всегда. Где-то - горящим коксом, где-то метаном, где-то - азотистыми окислами. Где-то - еще чем-то, тем, что "сифонит" в данный момент из-под неплотно пригнанной муфты на одном из трубопроводов на градообразующем предприятии. А "сифонит" всегда.
   Этот запах - как фон, как декорация, он - везде, он пропитывает все, дотягивается до соседних дач, до помидорных грядок, до березок вдоль реки...
   И здесь растут дети. Мы здесь росли...
   И, что самое неожиданное - выросли и помним детство не серым, а ярким, словно роскошные узоры в картонной трубке калейдоскопа: то ослепительно голубым, то солнечно-желтым, то отчаянно-зеленым, то красным, как праздничная демонстрация, то белым, как высокие облака.
   И этот мир, и этот кривой тополь возле старого дома - они по-прежнему остаются яркими.
   Парадокс? Нет.
   Просто все мы - родом из детства. Чья фраза, не знаю, цитата откуда-то... но точная.
   Об этом, собственно, и роман Уралова и Рыжковой. О том детстве, которое делает взрослых способными на невозможное. О том детстве, которое нельзя предать.
   И еще - о том, что каждый... да, каждый, однажды понимает, что он теперь - первый в строю, а за спиной у него - то, без чего он перестанет быть самим собой.
   Плюшевый мишка и сшитые мамой "пушистики".
   Кривой тополь у дома.
   Девочка Алина из другого подъезда.
   Мама. Отец. Хотя их нет уже на этой земле...
   И только тогда появятся в жизни Рыцарь и Охотник, и только тогда волшебное Королевство может прорасти в реальность.
  
   Язык
   На литературных форумах много спорят о языке. О том, что "правильно" и "не правильно".
   Но есть один вариант, самый счастливый, - тот язык, на котором человек думает.
   Когда читаешь "Трон на двоих", возникает ощущение, что авторы не пишут - просто думают. То и дело - просторечные, а то и жаргонные словечки вроде "раскурочила", гармонично сочетающиеся с устаревшими, редко употребляемыми, но яркими словами вроде "баул" или "снедь".
   Есть байка про кружевниц. Всю не помню, но суть в том, что лучшая кружевница - не та, чьи произведения заставляют восхищаться вложенным в них трудом, а та, которая творит словно по волшебству, словно совершенно без усилий.
   Здесь язык именно такой - словно не работали авторы над романом вообще. Хотя, думаю, авторы вложили в роман немало труда, но этот труд на первый взгляд совершенно не заметен.
   На этом фоне некоторое количество опечаток или синтаксических ошибок кажутся чем-то совершенно несущественным.
   Да, есть одна "системная", повторяющаяся ошибка - приложение не всегда выделяется с двух сторон, как положено по правилам.
  
   Мир и структура
   Миров - четыре: прошлое реальное, прошлое волшебное, сегодняшнее реальное и сегодняшнее волшебное.
   Прошлое реальное сделано великолепно. Каждая деталь заставляет кивать: "Да, так было". Крышки эти дурацкие, дефицитные-дефицитные. Очереди. "Секретики". Пионерские лагеря. Школьные друзья...
   Прошлое волшебное не подчиняется никакой системе. Я попыталась разложить героев сказочного мира по архетипам - бесполезно. Это - не одна сказка, это - напластование сказок, таинственный тигель, в котором плавилось то, что давало пищу для фантазии девочек. И главное зло, носящее имя соседнего магазина - совершенно детский вариант мира.
   Сегодняшнее реальное меня не удовлетворило. Да, именно "каркасный" сюжет, события вокруг Марины после вступления в наследство, показались мне слабее всего. Может быть, я слишком журналист, и мне слишком надо знать, "как оно работает". О том, чем занимается "Гамма" - лишь общие слова. Что такое "служба качества"? Какие инновации? Каких бездельников заменила Ирина с командой?
   Работа сестер называется, наверное, "менеджмент". Или "логистика". Но, черт возьми, дайте мне хоть немного представления о том, как "Гамма" приносит свой кусок пользы!
   Марина вроде бы изучает какие-то документы. Что в них? Контракты на что подписывает юрист?
   И не надо думать, что работа "Гаммы" - слишком сложная, поэтому детали не нужны читателю. Рассказать простыми словами можно о любом деле. Главное, чтобы тот, кто рассказывает, сам в нем досконально понимал.
   В результате конфликт в "сегодняшнем настоящем" оказывается практически не проявлен. Собственно говоря, какое давление на Марину оказывается? Глупейший телефонный звонок? Хулиганский визит конкурента в офис, причем в тот момент, когда Марины нет в кабинете? Попытка нападения, причем нападающие - не уголовники, а жалкие алкаши? И что, конкуренты всерьез думали напугать этим современную женщину?
   Понятно, что городок, в котором происходят события, "красный". Нет, к коммунистам - никакого отношения, чисто уголовное определение. Есть "черные" зоны, в которых реальная власть принадлежит воровским авторитетам, есть "красные" - администрации лагеря. Есть "беспредельные", но нынче их все меньше. Так вот, городки, в которых градообразующие предприятия не умирали (было и такое) - "красные". Реальная власть принадлежит директору комбината. Под него строятся все, в том числе и милиция-полиция. Криминал - только в бытовой форме, никаких авторитетов, никакой мафии, братков, авторитетов, бригад, смотрящих и так далее. Отстреляны.
   В таких условиях настоящей опасности для "Гаммы" нет вообще. Значит, конфликт в данном случае может быть не "против", а "за" - за душу Карлы - Рудольфа Карловича. Кстати, он директор или кто у "Фредди Крюгера"?
   В общем, "сегодняшнее реальное" меня не удовлетворило. Прошлое гораздо лучше.
   "Сегодняшнее волшебное" кажется немножко затянутым. Видимо, потому, что конфликт из реала перешел в волшебную страну...
   А вот структура с "каркасным" сюжетом в "сегодняшним реальным", на который "нанизаны" воспоминания и отражения в "сегодняшнем волшебном", очень хороша. Система отражений, система проявления в реальном и волшебном мирах работает на идею: только обитая и в реале, и в сказке, можно стать цельным. И только сказка может дать силы жить в реале. Жить, а не существовать, притворяясь живым и даже "настоящим" человеком.
   У мужа Марины нет отражения в сказке.
   Нет такого отражения и у Фредди Крюгера. Он - не Грызмаг, нет, слишком мелок.
   Об идеях
   И есть в романе еще одна очень важная тема, причем решается она по-детски непосредственно и по-взрослому мудро.
   Смерть. Грызмаг царит не просто в "загробном мире. Его удел - город Напрасно Умерших. "Душам погибших в бою не место в твоем мрачном городе - так какого же дьявола тебе надо?" - говорит Марина Грызмагу.
   Тема о том, что даже смерть бывает разной. И та, которая отдана за любовь и порядок, не напрасна. И что память может сделать смерть не напрасной, а то и возродить душу.
   В общем, по идеям - отличная вещь. Добрая и светлая, по-настоящему сказочная. И очень сегодняшняя.
  
  

Оценка: 9.42*26  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Деев "Я – другой 3"(Боевая фантастика) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Е.Шторм "Чужой отбор, или Охота на Мечту. Книга 2"(Любовное фэнтези) В.Екатерина "Академия элитных магов"(Любовное фэнтези) В.Крымова "Вредная ведьма для дракона"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Тата и медведь"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Н.Любимка "Пятый факультет"(Боевое фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru И немного волшебства. Валерия Яблонцева✨Ин и Яла: Техника соблазнения. Ева ФиноваФеечка творит и принимает гостей. Инна КомароваМое тело напротив меня. Конец света по-эльфийски. Том 3. Умнова ЕленаПроклятая земля. Жильцова НатальяHigh voltage. Виолетта РоманКоролева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова ДанаПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаПорченый подарок. Чередий ГалинаТак бывает... михайловна надежда
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"