Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.
Подозреваю, что многие не найдут в этой статье ничего для себя нового. Подозреваю также, что некоторые романтические натуры могут обидеться на меня. Ведь я буду рассказывать о чудесах, вызывающих у этих господ чувства высокие и трепетные, так, будто речь идет о приготовлении салата или разведении комнатных цветов. Однако те мелкие чудеса, о которых пойдет речь, иного отношения и не заслуживают. По крайней мере, если вы хотите понимать, что с вами происходит, и по возможности контролировать свои эмоции, а не бросаться, словно неумелый пловец, в бездну эйфории или мрачной депрессии. Конечно, понятие "контролировать себя" вовсе не означает подавление всех эмоций. Наоборот: осознающий себя человек позволяет чувствам буйствовать, как им заблагорассудится, и даже наслаждается этим буйством, но лишь до тех пор, пока его собственное настроение не мешает ему жить.
Также ловлю себя на мысли, что все эти мои рассуждения, как и большинство банальностей, отличаются одной интересной особенностью. Пока человек не почувствовал действие этих законов на собственной шкуре, он может хоть сотню раз читать подобные строки, может выучить их наизусть, словно молитву, но все равно не поймет. А тому, кто почувствовал и понял, рассуждения не нужны, ему подавай практику.
А практика заключается в том, что имеет смысл обзавестись дюжиной-другой положительных "якорей". Весьма полезная коллекция. И места, как правило, много не занимает, и жить помогает. Мало того, я точно знаю, что у многих наборы "якорей" уже есть, только они не задумывались, "как оно называется".
"В коробке со старыми пуговицами, которая есть у каждой женщины, порой можно обнаружить вещицы, не имеющие никакого отношения к шитью. Дешевенька брошка со сломанным замком, пара мелких ракушек, птичье перо, стеклянный шарик, какая-нибудь мелкая монетка... Пользы от этих "сокровищ" никакой, но у хозяйки вряд ли поднимется рука выкинуть их, словно мусор. Ведь эта брошка была приколота на платье, когда она шла на первое в своей жизни настоящее свидание. Раковины привезены с Черного моря - ах, какой красавец ухаживал тогда за ней, жаль, что ему надо было так рано уезжать. А монетка в десять сантимов - это Париж, куда удалось вырваться в командировку, это огни Елисейских полей, Триумфальная арка и тот чудесный старичок, который помог им с подругой, когда они чуть ни заблудились, и купил каждой по мороженому..."
То есть вы уже поняли, что в нашем случае термин "якорь" не имеет никакого отношения ни к кораблестроению, ни к электротехнике. Используется он в книгах по нейролингвистическому программированию и обозначает нечто, что способно по ассоциации вызвать у человека возвращение в определенное эмоциональное состояние. Специалисты НЛП целенаправленно формируют у пациентов такие якоря для того, чтобы при необходимости вызывать нужное им состояние.
Про НЛП ходит много жутких слухов, но в основе своей это - достаточно удачная психотерапевтическая техника. Например, пациента мучают депрессии. В ходе работы специалисту НЛП раз-другой удалось того рассмешить, и вместо серого занавеса с надписью "Все плохо", привычного для депресснячной натуры, человек на какое-то время сумел увидеть окружающий его мир во всем его многоцветьи. "Нэлпер", естественно, постарается закрепить это состояние пациента, да еще и себе оставит к нему "ключик" - только для того, чтобы на следующем сеансе не прыгать перед пациентом свихнувшимся клоуном, пробиваясь сквозь шторы депрессии, но сразу же начать разговаривать с тем, как с нормальным человеком, адекватно воспринимающим действительность.
Еще одно рассуждение, касающееся той "половой" темы, за которую меня многие не любят. Можно ли считать склонность создавать сентиментальные "музеи памяти" чисто женской чертой? По-моему, нет. Во-первых, в романтической литературе позапрошлого века постоянно попадаются разнообразные фиалки-маргаритки, засушенные между книжными листами, перевязанные розовыми ленточками локоны и прочие трофеи с любовного фронта. Правда, для мужчины наиболее сильная эмоция чаще всего - не влюбленность, но та эйфория, в которую он впадает, достигнув какой-то социально вершины. Мужчина состязателен. И тут "якорями" могут оказаться вещи весьма своеобразные.
В каком-то американском детективе, не помню уже названия, таким "якорем" была бейсбольная бита. Некий янкес - законопослушный гражданин и рядовой обыватель - был трогательно привязан к этому предмету, так как на нем расписался какой-то великий спортсмен, да не просто так расписался, а по случаю того, что тот герой детектива был признан лучшим игроком межшкольного турнира города Череззаборногузадерищинска-на-Миссипи. Правда, в конце концов, добропорядочному семьянину, когда его достала местная шпана, пришлось использовать стоящую на почетном месте в гостиной биту в качестве "тупого тяжелого предмета" (как пишут в полицейских хрониках). Но детектив на то и детектив, что без драки не обойдется.
Но это все - об интуитивно созданных "якорях". Чтобы какой-то предмет оказался в лично-персональном "музее памяти", чаще всего нужно, чтобы обстоятельства сложились определенным образом. А это значит, что хозяин такой "якорной" вещи вроде как и не властен над ее появлением. К тому же очень часто "осколки памяти" привязывают их обладателей не только к их собственному эмоциональному состоянию, но и к тем людям, которые вызвали эмоцию. В "коллекции дружб" в свое время преуспели хиппи. Сегодня бисерные фенечки продаются в любом киоске, а лет десять-пятнадцать назад каждый такой дешевенький браслетик был обязательно подарком. Я помню ребят, у которых руки в бисере были по локоть - эти люди умели общаться, к ним тянулись...
Но ладно, проехали, а то я что-то за свои "якоря" цепляться начинаю. Смысл же в том, что "коллекцию" можно создавать сознательно, не дожидаясь милостей от судьбы. Правда, тут нужен навык "фиксации состояния". Техника несложная, не требующая никаких специальных знаний. Достаточно в момент, когда вам действительно хорошо, вспомнить о том, что это "хорошо" вполне можно законсервировать для дальнейшего использования.
Причем тут не обязательны какие-то бурные чувства. Просто - прогулка по какому-нибудь красивому месту или какая-то маленькая победа. Нужно всего лишь прислушаться к себе, раствориться в тихой радости - и в этот момент взять в руки какую-нибудь вещицу. Лучше всего такие упражнения удаются на природе. Во-первых, неспешная прогулка, отдых от городской суеты, созерцание прекрасного (а природа всегда прекрасна) - это как раз то, что надо. Во-вторых, для "якоря" подойдет первая попавшаяся шишка или камешек. Если удалось запомнить ощущение светлого покоя, то потом достаточно будет повертеть шишко-камешек в пальцах - и сиюминутные проблемы если и не полностью растворятся, то уйдут на второй план.
Кроме того, есть еще одна гипотеза, объясняющая эту нехитрую технику. Считается, что природные экосистемы имеют энергетические "матрицы" - нечто вроде эгрегоров - которые зачастую ведут себя почти разумно. В сказках эти энергетические образования персонифицированы всевозможными лешими-кикиморами, мавками-русалками. Японцы называют духов живой земли КАМИ. (Хотя, кажется, они называют так всех духов подряд, ками-кадзе - дух то ли ветра, то ли моря...) Эльфы и гномы, а также всевозможные фэйри и сидхи, кобальты и гремлины, дриады и наяды - по сути своей - те же природные духи, трансформированные подсознательно христианскими писателями до остроухих уродцев. Сомневаюсь, конечно, что где-нибудь в подмосковном лесу вам доведется нос к носу столкнуться с дриадой. Но ощутить присутствие чего-то необычного, прислушаться к нему, раствориться в шорохах леса или поля может любой не равнодушный к природе человек. Природа не добра и не зла, она никому ничего не обязана, и поэтому надо принимать ее такой, какая она есть. Эта нехитрая мысль - достаточный ключ, чтобы на какое-то время влиться в "матрицу" того места, где вы отдыхаете.
А дальше все просто. Шишко-камешек - в карман, и теперь у вас имеется надежный и постоянно действующий канал к мощному энергетическому образованию. Канал достаточный, чтобы дать ту толику энергии, которая нам, измотанным повседневностью, порой так необходима.
Вот и все.
Тут не было сказано о таких самодельных "якорях", как фотографии, рисунки или стихи-миниатюры, созданные именно в таких - чистящих - ситуациях. Не сказано только по одной причине. Это - вещи "двойного" назначения. С одной стороны - для автора - "якоря". С другой - произведения искусства. Для автора с ними могут быть связаны очень яркие, пиковые, воспоминания. А для зрителя-читателя они - чужие. Восприятие зависит не столько от самой эмоции, испытанной автором, сколько от его умения выразить себя, от владения техникой - не важно какого искусства. Отсюда порой обиды начинающих авторов: "Я всю душу вложил, мне было плохо/хорошо/великолепно (нужное подчеркнуть), а вы со своими гнусными претензиями к запятым и тавтологиям..."