Лихт Рахель: другие произведения.

28. Меценаты и художники

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Никто тогда не знал, что в семьях двух участников Первого съезда художников подрастают Первые поэты России.

  Преследование произведений искусства и их авторов, так же, как полное равнодушие к тем и другим, в той или иной степени можно встретить в любой период, в любой стране, при любых правителях. А вот небывалым расцветом меценатства, поддерживающего искусство, могла похвастаться только Россия конца XIX - начала XX века.
  
  Бурный рост благотворительности в России являлся следствием не менее бурного развития российского предпринимательства, накопления частного капитала в руках, так называемого, "третьего сословия", которое в борьбе за влияние со своим вечным соперником дворянством сделало ставку на культурное просветительство общества.
  
  По мере того как московские предприниматели и купечество набирали силу и умножали свои капиталы, столица обрастала доходными многоэтажными домами, новыми фабриками и заводами. В Москве все чаще можно было услышать: "Бывший особняк князя такого-то, сейчас дом купца такого-то..." Переселясь в княжеские хоромы, московские нувориши наследовали и чужой обиход. Выросшее в этой обстановке молодое поколение купечества быстро впитывало новую культуру. И вместе с дымом и угаром городской перестройки стали появляться центры российского просвещения, возникать театры и музеи, построенные на средства купцов-меценатов.
  
  Гражданская направленность устремлений нового московского купечества удачно сочеталась с их желанием вкладывать капиталы в развитие всевозможных отраслей отечественной культуры. А благоприобретенный вкус и чуткость восприятия новых направлений в искусстве поставили некоторых московских купцов-меценатов вровень с создателями произведений искусства.
  
  Поэтому имя Мамонтова произносится всякий раз, когда мы вспоминаем имена таких известных художников, как Поленов, Васнецов, Коровин, Врубель, Серов, Левитан. Не только потому, что они входили в мамонтовский кружок московских художников, а еще и потому, что кого-то Мамонтов обеспечил заказами, кому-то помог поверить в свои силы и всем дарил внимание и приют в своем доме, душевная обстановка которого располагала к творчеству.
  Мы помним, что голос Шаляпина впервые прозвучал на сцене частного оперного театра Мамонтова. А заговорив о Художественном театре, мы вспоминаем Морозова, на чьи пожертвования он был построен и существовал первые годы.
  Велика роль Щукинской коллекции, познакомившей москвичей с искусством импрессионистов, тогда мало кому известных. Благотворной была и всеохватывающая благотворительная деятельность семьи Бахрушиных. И, конечно, в этом же ряду стоит всемирно известная Третьяковская галерея, которая увековечила имя ее создателя.
  
  Уже в 1881 году П. М. Третьяков придал своей частной коллекции картин статус музея. И хотя галерея осталась частным владением, любой человек "без различия и рода" мог бесплатно любоваться приобретенной Третьяковым богатейшей коллекцией картин российских художников, икон и других экспонатов прикладного искусства. Так что идея "искусство принадлежит народу" была им воплощена задолго до того, как она возникла в горячих головах революционных вождей.
  
  Владелец уникальной коллекции обладал даром угадывать новые таланты. Он первым купил картину 18-летнего Левитана, первым оценил самобытность художественного дара Врубеля. А купленная им картина "Вести с Родины" работы никому неизвестного Л. Пастернака помогла художнику определиться и поверить в свои силы.
  
  После смерти младшего брата коллекция П. М. Третьякова пополнилась картинами зарубежных художников, которые собирал С. М. Третьяков. Прежнее здание галереи стало тесным. И тогда П. М. Третьяков принял решение не только расширить помещение галереи, но и подарить обе коллекции Москве.
  
  В августе 1893 года "Московская городская художественная галерея братьев Третьяковых" вновь открыла свои залы для бесплатного посещения. Это знаменательное событие московское общество любителей художеств отметило созывом Первого съезда русских художников.
  
  На торжественном вечере в честь Первого съезда художников, проходившем на сцене Благородного собрания 24 апреля 1894 года, были представлены основные этапы развития пластических видов искусства. Специально для этого вечера композитор Аренский написал одноактную оперу "Рафаэль". Художником-декоратором пригласили Л. О. Пастернака. Это был его театральный дебют.
  Волновался художник, волновались исполнители оперы - студенты консерватории. Однако публика приняла оперу весьма благожелательно, чему, возможно, способствовал ее сюжет: любовь художника и молодой натурщицы. Сюжет был "списан" с биографического факта: история любви молодого Рафаэля и дочери булочника, лик которой художник увековечил в образе Сикстинской Мадонны.
  
  Съезд художников проходил в помещении Исторического музея. Леонид Осипович Пастернак был избран в Совет съезда и участвовал в его подготовке. На съезде обсуждались вопросы эстетики, истории искусства, охраны авторских прав художников. Много внимания было уделено состоянию художественного образования, организации выставок и музейного дела. С проектом "университетского музея античного искусства" выступил И. В. Цветаев, будущий основатель Музея Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
  
  Никто тогда не знал, что в семьях двух участников Первого съезда художников подрастают Первые поэты России. Пути самих поэтов впервые пересекутся только спустя 24 года. Борису Пастернаку к тому времени будет уже 28 лет, Марине Цветаевой на два года меньше.
  
  На закрытии съезда выступил, приехавший с опозданием художник Н. Н. Ге. Художники, ученые, общественные деятели и гости съезда с энтузиазмом аплодировали словам мудрого старика о том, что искусство есть всеобщее достояние, способствующее совершенству человека. Это было последнее выступление художника. Через месяц его не стало.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"