-Для племени наилучшее устройство - кастовое. Чтобы мужику землю пахать, воину воевать, а волхву Богам служить и роту-закон объяснять... Как в Индии.
-Да эту Индию все, кому не лень, каждые полстолетия нагибали, - заметил Волох, но Ворон продолжал, будто не слыша:
-Так же и об Аттиле твоем повторю: "По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи"
-Есть же, в конце концов, другие описания... Приск Паннийский своими глазами Аттилу видел.
-Вот его, признаюсь, не читал еще, - чуть смутившись, ответил Ворон. - У меня, ты знаешь, много хранится пергаментов, до которых глаза и руки не дошли, чтобы ознакомиться. Однако, не думаю, что Присковы сведения смогут поколебать мое мнение...
-Да уж, твое хрен поколеблешь.
От научной дискуссии друзей отвлекло появление воина, который тащил за собой на веревке, словно ягнят, обреченных закланию, двух человек - одного рыжего, с веснушчатым лицом, заросшим бородой, и удивленными глазами, которыми он глядел вокруг себя, и другого, явного простеца, не заслуживающего подробного описания. Первый был одет в черную рясу ромейского монаха, и медный крест дьякона на грубой веревке служил ему украшением и вместе знаком сана, а другой был простым служкой, разделившим судьбу своего пастыря.
-Гой еси, мудрые, - поклонился воин волхвам. - Что с пленными-то делать? Не воины они, а скорее волхвы ромейские, не серчайте, что как бы с вами их равняю, а другого слова не подберешь. Может, нужны вам для чего, али знают что важное?
Ворон поглядел на монахов недобрыми глазами:
-Ничего такого важного, что я мог бы у них перенять, ромеи знать не могут. А что нужны они, это ты правду сказал. Велесу их в жертву принесу. - Достав из-за голенища сапога узкий жреческий нож, Ворон принялся, не откладывая дела в долгий ящик, точить давно не орошавшееся теплой кровью лезвие.
-Да погоди ты, Ворон, - попробовал вмешаться Волох, после недавнего сражения пребывавший в благодушном настроении. - Богам нынче и так много ромейских душ досталось. Эй, добры молодцы, как вас звать-величать? - насмешливо окликнул он пленных.
Рыжий дьякон, как видно, славянской речи не знал, потому что продолжал растерянно глазеть вокруг себя, а вот служка, который до того тревожно прислушивался, теперь затараторил, нутряным чутьем угадав, что жизнь его зависит от расположения или нерасположения воинственного волхва:
-Сосипатр я, монах монастыря студийского, могу и огород копать, и овечек стричь, и платье зашить смогу, если потребуется, и сколотить, что хошь, из досок...
-На это у нас сколько угодно твоих соплеменников есть, тех, что в воинских лориках приходили, - возразил Волох. - О господине твоем нам расскажи, который сейчас стоит рядом с тобой с таким глупым видом.
Торопясь отречением от отца духовного выкупить жизнь, Сосипатр выпалил:
-Да это самый главный гад и есть. Аспид, можно сказать. Кабы не он... Давно бы уж епископ в Византий нас с ним перевел от границы с варварами, если бы он побыстрее труды свои писал. Одну рукопись, имя которой "Слава меча, или в чем состоит первый долг православного воина", уж пятый год пишет, другую - "Золото души Тарха Тарсийского" (Тарх Тарсийский - православный мученик, казнен в 304 году в Тарсе Киликийском - прим. автора), которую он смолоду написал, сорок писцов разбирают, разобрать не могут, такой уж у него почерк, у нашего пребодобного отца Озара.
Не такие у жреца Великого Ящера были представления о том, кого следует величать Главный Гад...
-Веди их к жертвеннику, - сказал Ворон воину, - да привяжи покрепче.
Обезумев от ужаса, продолжал Сосипатр лепетать:
-А еще он про кошек трактат написал, ну, что кошки тоже творения божии, а не порождения сатаны, и будто достойно христианину держать в доме кошек и проявлять о них заботу, ну и...
-Подожди, - сказал Ворон, знаком останавливая воина. Тот подивился в душе - не было еще случая, чтобы Ворон в таком деле изменил свое решение. Но и Волох, поначалу склонявшийся к милосердию, вдруг тоже передумал:
-Чего тут ждать? Решил же Велесу его в жертву принести - ну и делай, как решил.
-Думаешь, легко найти человека, хорошо владеющего даром слова и правильно избирающего темы для сочинений? - вопросил Ворон.
Волох крепко сомневался, что хоть одна тема из упомянутых Сосипатром заслуживала хоть маленького клочка бересты, но спорить не стал.
-Хочешь его заставить послужить нам своим пером? - спросил он. - Вот что, тогда пусть для начала напишет книгу "Аттила. Славянский Бог войны".
-Нет, лучше сначала "Балканский рубеж. На границе с Константинополем" - возразил Ворон.
-А потом - "Времена славянских богатырей. История Аттилы и его потомков".
-Доо, доо, - насмешливо ответил Ворон, - ничего нет важнее, чем увековечить деяния славного хана Кубрата. А если кто-то видит славян в его кочевых воинах, то кто ж ему врачеватель? Про "Тайны славянского пятибожия" лучше пусть пишет, а еще "Язычники крещеной Эллады, повести черных лет."
-Это сколько же он времени писать будет? Монах говорил, зело медленно его преподобный пишет.
-Это ничего. У нас побыстрее писать будет, - ответил Ворон и принялся калить в огне лезвие своего ножа.