Аннотация к разделу: Роман "День нищих" - попытка исследования текста "Братьев Карамазовых" в художественной форме. "День нищих" (первая часть дилогии) написан "между строк" "Братьев Карамазовых", в нём не нарушается последовательность романного действия великого творения Ф.М. Достоевского - напротив, действие как бы "дополняется", дополняется в меру умения деликатно, и через это "дополнение" автор берётся раскрыть те смыслы, которые оказались непрочтёнными в "Братьях Карамазовых". Автор "выясняет" главного, "невыяснившегося" героя "Братьев Карамазовых", его роль, его место, его сущность. Цель автора - показать истинное лицо последнего и неоконченного романа Достоевского.
Заявление столь же дерзкое, сколь и ответственное."Господин вне всяких подозрений", Алексей Фёдорович Карамазов - единственный из персонажей, никогда не рассматривавшийся литературоведами в качестве вероятного романного убийцы. Как же, ведь он, если верить иным "русским критикам", - "инок", "русский инок" и даже "потенциальный святой", "христоподобная, лучезарная личность"! Личность, исчезнувшая на три без малого часа романного времени в тот самый момент, когда совершается убийство, когда происходит "катастрофа"... Между тем, он - единственный из персонажей, чьё имя названо в первых строках романа и именно в связи с "тёмной кончиной" Фёдора Павловича Карамазова. Он же - единственный из братьев, не имеющий накакого романного алиби, если не брать в расчёт слова самого Достоевского, прямо указавшего, вслед за своим ряженым героем на "убийцу" - Смердякова в известном деликатному читателю "письме" к Е.Н. Лебедевой. Но вот вопрос: кто эта дама - г-жа Лебедева; почему не любивший мимоходом отвлекаться на письма Достоевский вдруг, в пору самой напряжонной работы, садится писать ответ неведомой читательнице, будто бы обратившейся к нему в то время, когда первая, журнальная публикация романа с убийством (не хочется употреблять термин "детектив") далеко не завершена, точки над "ё" не проставлены, а читательский интерес необходимо поддерживать до последней главы, до последней страницы, и это - непреложный закон! Ни письма самой Е.Н. Лебедевой к Достоевскому, ни следов отправки "ответа" не сохранилось, но не потому, что их не пожелало сохранить последнее время, а потому, что их никогда не существовало.Тут парадокс, господа. Парадокс вполне в духе Достоевского.Автор уверен, что Достоевский сознательно мистифицировал читателя, в первую очередь - "деликатного"; именно так следует понимать ироничное и даже издевательское обращение к этой части публики в предисловии "От автора" к роману. Истина должна была открыться во второй части "Братьев Карамазовых", открыться и потрясти... и привести к прозрению "всю Россию".Это - невероятно дерзкий заговор великого заговорщика Достоевского, его последняя тайна.Падение "невыяснившегося героя" должно было, вероятно, длиться те самые 13 лет, которые навсегда отделили первую (написанную) часть романа от задуманной и отложенной на два года второй, оставшейся ненаписанною части. Той части, где и должен был выясниться убийца и... лакей. К этому времени этому персонажу должно было исполниться 33 года - возраст Христа и... Антихриста. И путь его, путь Алексея Фёдоровича Карамазова исполнен лжи, мерзости и крови, и завершиться он должен был, по свидетельству современников (Суворина и жены Достоевского), покушением на цареубийство. Убийство отца, убийство духовного отца и Бога, убийство душ мальчиков, цареубийство - вот плоды "деятельной любви" Алексея Фёдоровича Карамазова, вот его особый путь, его "лествица" и его "подвиг", его "жертва".Романным антихристом соблазнилась вся читающая Россия и весь читающий мир. В него уверовали! Уверовали лучшие и умнейшие, сильные и могучие, уверовали "обыкновенные" и "простые", слабые и малосильные.Автор дерзнул восстать на "всё" достоевсковедение, и не только. Олег Ликушин19. 01. 2008 года
Роман-мистификация. "День нищих" - попытка исследования текста "Братьев Карамазовых" в художественной форме. "День нищих" (первая часть дилогии) написан "между строк" "Братьев Карамазовых", в нём не нарушается последовательность романного действия великого творения Ф.М. Достоевского - напротив, действие как бы "дополняется", дополняется в меру умения деликатно, и через это "дополнение" автор берётся раскрыть те смыслы, которые оказались непрочтёнными в "Братьях Карамазовых". Автор "выясняет" главного, "невыяснившегося" героя "Братьев Карамазовых", его роль, его место, его сущность. Неожиданные ответы и невероятные вопросы: http://likushin.livejournal.com/