Лиморенко Юлия Викторовна: другие произведения.

О лезвии ножа и третьих путях

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая часть цикла заметок о книгах И.А, Ефремова. Опубликовано: http://helghi.livejournal.com/448901.html

  Обещала написать про Ефремова и про Таис - придется написать.
  За неполных три недели я трижды в самых разных дискуссиях встречала аргументы с опорой на знаменитый роман И. Ефремова "Таис Афинская". Книга популярная, не спорю, но как странно ее читают, судя по аргументам!.. Это заслуживает отдельного разговора. Замечу сразу, что пересказывать книгу здесь не буду, а буду исходить из того, что участники возможного обсуждения с нею знакомы. Знакомы, естественно, с полным вариантом.
  Итак, что мы имеем: в течение своей бурной и достаточно бестолковой, в общем-то, жизни героиня проходит несколько стадий осознания себя. В начале жизни она подруга мужчин (гетера), отличающаяся от шлюхи не только качеством полученной подготовки, но и пониманием своей роли не как подстилки, а как спутницы мужчины в случае, когда ему эта спутница нужна. Это и официальные мероприятия, где надо появиться с дамой, но в большей степени неофициальные ситуации, когда мужчине нужно отдохнуть, "отгрузиться", как сейчас говорят, от одолевающих его проблем и как-то восстановить душевные силы. Простой секс, не сопровождаемый интеллектуальным компонентом, такого отдыха дать не может: плоть занята, а ум по-прежнему носится в круге нерешенных проблем. Поэтому основная функция гетеры, как ее понимала и реализовала молодая Таис, состояла именно в том, чтобы отвлечь и развлечь партнера - танцами, сексом, беседой, прогулкой, да мало ли еще чем. Понятно, что по молодости лет Таис не нагружает эту свою функцию особенным философским смыслом: ей нравится доставлять мужчинам радость, потому что она делит эту радость с ними. В этом они равноправны.
  
  Позже, после обучения у жреца, получив некоторую философскую базу и расставшись при этом с частью своей прежней жизни, Таис осознает себя в новой для нее роли - музы. Муза вдохновляет и воодушевляет мужчин на подвиги - помогает им сохранять бодрость духа, уверенность в собственных силах и веру в то, что их свершения востребованы. Человек (что мужчина, что женщина), взявший на себя большую и нелегкую задачу, в самые трудные моменты жизни может поддаться отчаянию и опустить руки. Женщине на помощь в этом случае приходят мужчины, мужчине - женщины. Причем методы их еще шире, чем у подруги: они могут впрямую участвовать в деле, которое начал и ведет мужчина, оказывая не только духовную, но и практическую поддержку. Понятно, что муза должна знать и уметь еще больше, чем гетера. Но муза сама по себе ни для чего не нужна, она имеет смысл только если если она рядом с мужчиной. Сущность, не привязанная к конкретному действию, бессмысленна.
  
  Наконец, к зрелым годам, уже будучи женой и матерью, Таис понимает на практике, что есть еще более сложная и высокая ступень жизни - возможность создавать, творить, а не только интерпретировать и подавать чужие достижения. Чтобы достичь этой стадии, нужен уже богатый жизненный опыт, причем опыт не одних несчастий (что у нас почему-то только и считается настоящим опытом), но и радости, и успеха. Тогда человек начинает понимать истинные потребности души и разума, ответ на которые и есть творчество. К этому времени Таис уже видела, чего достигают творцы в искусстве, в политике, в философии, но ей все это было несколько чуждо. И она выбирает самый доступный для нее путь созидания - участие в творении нового общества. Этим она собиралась заниматься в Уранополисе. Успех этого предприятия был, как видим, довольно мал - утопия всегда шатка. Здесь важен сам факт выбора героини: сидеть спокойно и наслаждаться достигнутым - не ее стиль, ей это скучно и оскорбительно. Она хочет оставаться активной до конца своих дней, и уходит в небесный город. На этом этапе она уже знает из опыта, что созидание - всегда плод союза, в одиночку ничего не создашь.
  
  Парадоксально, что дойти до этой самой высокой из доступных ей ступеней Таис помогли маньячки-жрицы Кибелы. Своим культом животного начала, неразумного, не знающего истинных сильных чувств, они навсегда оттолкнули Таис от пути хтоноса, где смысл жизни - смерть, смысл секса - страдание, а любовь просто отсутствует. Бесконечная череда мучений плотской оболочки и полная слепота души как естественный результат следования темному культу не способны привлечь женщину, чьи чувства и разум воспитаны для другого. Никогда Таис не отделяла себя от людей, не расщепляла свое существо на человеческое и звериное: зверь Себек, которому присвоили божественный статус, но не дали человеческого компонента, явился неплохой прививкой от этого заблуждения. Таис не очень-то много усвоила из учения жреца, но и то сообразила, что таинства Кибелы - это западня для души, ума и тела, замкнутый круг, бессмысленный и бесцельный. Даже те, кто поднялся на самый верх иерархии культа, могут быть низвергнуты на дно - это закон цикла, а что за радость участвовать в нем, если любое твое достижение тщетно?
  
  У Кибелы было еще одно серьезное отличие от Афродиты, через образ которой Таис воспринимала мир. Кибела желала властвовать над всем, но мужское начало она победить не могла, могла лишь уничтожить или унизить. А Таис еще по опыту гетеры знала, что женщина без мужчины ничего не породит, не воспитает, не создаст. Стихия любви и жизни двуедина, а творение в ней достигается слиянием и взаимопроникновением мужского и женского. Недаром символом рождения вообще и плодородия в частности у многих народов была гроза - союз неба и земли. Забавным отражением этого символа является Боанергос - конь Таис (его имя значит "Дитя грома"). Конь был подарен женщине Александром и олицетворял их союз, потому что Александр, по сути, был чистым воплощением мужского начала, деятельным, могучим и активным.
   Резюмируя, должна заметить, что попытки толковать образ Таис как образ хтонической женской сущности, подчиняющей мужчин своей неодолимой власти, превращающей их в рабов, мягко говоря, ни на чем не основана. Напротив, та часть романа, где описываются взаимоотношения Таис с культом Кибелы, иллюстрирует ее победу над бессмысленным животным началом, над скотством и примитивными инстинктами, ее выбор в пользу союза мужского и женского, двуединства жизни. Voilá.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"