Линн Рэйда : другие произведения.

Менеджеризм, марксизм и Эрих Фромм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Читал на днях статью о корпоративной культуре. Особое внимание в ней уделялось так называемым "факторам роста", к которым отнесли - цитирую - "стремление принести пользу обществу, удовлетворение, получаемое непосредственно от работы, стремление заслужить одобрение, проникнуться чувством "МЫ" ("мы это делаем"), а также польза так сказать, родине и польза человечеству в самом прямом смысле этого слова". Любопытно, если честно. Вызвать подобное ощущение у человека, который стоит у операционного стола или за профессорской кафедрой, не так уж сложно. Потому что польза Человеку - а следовательно, и человечеству - в его работе, несомненно, есть. Все ухищрения корпоративной культуры направлены на то, чтобы создать подобный настрой у человека, продающего смартфоны. Это нельзя назвать иначе, чем созданием ложного энтузиазма и "эффекта добровольной слепоты", потому что одной из главных задач корпоративной культуры в таком случае является ни в коем случае не дать работнику задуматься об истинной ценности собственной деятельности. Не являясь работниками подобной корпорации (и, следовательно, мишенью для идеологических спекуляций "менеджеров по развитию", "психологов компании" и прочих им подобных личностей), мы можем позволить себе взглянуть на ту же самую продажу смартфонов непредвзято. Рынок мобильных телефонов насыщен. Чтобы и дальше получать высокие прибыли от их производства и продажи, следует создать у потребителя фиктивный спрос. В идеале, мы должны предлагать ему новое (все более "элитное" и навороченное) средство связи каждые два месяца, а потребитель каждые два месяца должен менять свой "старый" телефон на новый, потому что это модно и престижно, и еще, конечно, потому, что вся современная экономика (и мы как ее неотъемлемая часть) разожгли в нем страсть к постоянному и бесконтрольному потреблению. В результате мы удовлетворяем не реальные запросы человека, а лишь те запросы, которые мы навязали ему _сами_ (или позволили навязать ему ради собственной выгоды). На первый взгляд, не очень страшно. Но надо иметь в виду, что в этом новом навороченном смартфоне овеществляется то _время_, который этот человек потратил, чтобы заработать денег на покупку. Это время он мог бы провести с семьей, или потратить на полезные дела, образование и отдых, проще говоря, вложить их в то, что для него имело бы действительную, а не фиктивную ценность. Следовательно, любая компания, производящая фиктивные ценности, в действительности поступает точно так же, как испанские колонизаторы, которые выменивали у индейцев золото и драгоценности за зеркала и стеклянные бусы. А каждый человек, работающий лишних ндцать часов в неделю, чтобы купить абонемент в "крутой" фитнес-клуб (и отдохнуть!!), или приобрести пиджак от HugoBoss, уподобляется дикарю, который рад стекляшкам. Мы (менеджеры по продажам супернавороченных смарфонов), разумеется, можем сказать, что это его выбор, и, если он позволил себя обмануть, то мы тут ни при чем и, следовательно, имеем право получить свою выгоду. Но тут встает вопрос - а правда ли мы остаемся в выгоде? Ведь мы, как-никак, тоже позволили себя обмануть, заставив нас поверить, что мы занимаемся важным и полезным делом. Мы ощущаем себя "частью коллектива". Мы горды "своей" компанией. Нам не приходит в голову, что мы растрачиваем свою жизнь на то, чтобы производить фиктивные блага, получать за это деньги, а потом по большей части тратить их на те же самые фиктивные блага. И так по кругу. В нас постарались уничтожить наше главное достоинство: способность к рациональному (а следовательно, критичному) мышлению - иначе мы могли бы быстро прийти к выводу, что так высоко ценимая "корпоративная культура" большинства компаний в сфере продаж, а также и услуг - это культура лжи.
  
  Поймите меня правильно - мне кажется, что в некоторых случаях мир стоит принимать таким, каков он есть. Я полагаю, что даже в том случае, если марксисты, социалисты и другие "левые" сумеют перестроить принципы современной экономики так, как они этого хотят, то все равно получится не "скачок в царство свободы", то есть не воплощенный идеал, а лишь очередная реальность, со всеми присущими ей недостатками, несправедливостями и проблемами. Я даже не уверен, что то, что может получиться в таком случае, будет лучше, чем то, что мы имеем в настоящую минуту. Я полагаю, что, несмотря на то, что видимая часть проблемы имеет экономическую природу, ее главная часть - и ключ к ее решению - лежит совсем не в сфере экономики, а в сфере психологии и человеческого восприятия. Можно уничтожить паразитический сектор в современной экономике и лишить людей возможности покупать смартфоны - и мир, где можно было покупать смартфоны, обязательно покажется им утраченным Эдемом. А можно оставить все как есть, но постараться, чтобы люди могли отдавать себе отчет, что именно они приобретают - и за какую цену. Например, если мы полностью захвачены идеей накопить большую сумму денег на какую-то покупку (которую, прямо скажем, трудно отнести к предметам первой необходимости), и ради этой покупки работаем сверхурочно, а тем временем из-за того, что мы мало времени проводим со своей женой (родителями, мужем), наши отношения разлаживаются, мы теряем связь с друзьями и забрасываем те занятия, которыми когда-то увлекались (будь то шахматы или рыбалка), то мы должны понимать, что за свою покупку мы в итоге заплатили куда больше суммы, которая стоит на ценнике. Мы заплатили за нее любовью, дружбой, интересной и насыщенной жизнью и взаимопониманием с нашими близкими. Но мы должны быть осторожны не только как покупатели товаров и услуг, но и как их производители. Корпоративная культура тоже создает нам множество ловушек. Так как материальные блага типа зарплаты и удобного рабочего места отнесены к "факторам гигиены", отвечающим за стремление человека остаться в компании, а эффективность сотрудника зависит от "факторов роста", то есть от его стремления к успеху и самореализации, то неудивительно, что мы не можем позволить нашим сотрудникам понимать _самореализацию_ так, как удобно им. Нам крайне важно, чтобы под самореализацией они понимали то, что нужно нам и выгодно нашей компании. Иначе говоря, нам нужно незаметно подменить понятия, чтобы человек не различал то, что хорошо для него и его близких, а что хорошо только для той структуры, в которой он работает. Нам нужно убедить его, что получить высокую должность в этой структуре (или звание лучшего менеджера года. Или уважение коллег. Или очередную премию) для него куда важнее, чем быть счастливым, независимым и продуктивным человеком, то есть человеком для себя и человечества, но не для нас. Если бы речь шла о здравомыслящем, способным к критической оценке реальности индивиде, подобная задача была бы практически невыполнимой. Следовательно, наша задача - и краеугольный камень нашей "корпоративной культуры" - это не позволить появиться даже искре понимания.
  
  И так же очевидно, что любой из нас, кто хочет быть свободным человеком, должен начинать именно с поиска и устранения таких "логических ошибок", которые делают его деталью в чуждом ему механизме. Понимание - вот единственное, что может спасти нас от ошибок. А вот изменение системы может сделать невозможным только совершение конкретной ошибки, но неизбежно даст богатые возможности для совершения других, то есть оно в принципе не окупается. Можно, например, потратить массу сил и средств на то, чтобы устроить революцию и худо-бедно перестроить мир по тем стандартам, которые _сегодня_ кажутся нам приемлемыми. А потом ужаснуться результату. Единственная революция, которая должна произойти, чтобы исправить мир - и нашу собственную жизнь - в лучшую сторону - это революция сознания.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"