Линн Рэйда: другие произведения.

Искаженное от безразличия лицо

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Читали мы тут перлы из школьных сочинений, и среди них попалась совершенно шедевральная формулировка - "искаженное от безразличия лицо". Я понял, что это достойно стать центральным архетипом всего современного фансервисного творчества. Фанфики, беллетристика, юмористическое и не очень фэнтези, популярные фильмы и сериалы - все, в конечном счете, именно об этом.
  
  Имеем: героя (никогда не героиню!), который разговаривает и ведет себя, [как конченный мудак] как человек с проблемами в диапазоне от эмоциональной тупости до социопатии. Весь фансервис (ублажение читателей и зрителей) в данном случае состоит в том, чтобы прозрачно намекать, что под цинизмом, бесчувственностью, гипертрофированным рационализмом или просто человеконенавистничеством главного героя бурлит настоящий гейзер из эмоций и скрывается совсем другой человек, в высшей степени заслуживающей читательского (зрительского) обожания и сочувствия. Однако наш герой по той или иной причине отрицает или же скрывает эту часть своего "Я". Авторы подобных персонажей, не мудрствуя лукаво, объясняют это двумя способами: либо "он боится показаться слабым", либо "у него психическая травма, с которой он не может справиться". В результате фанатам постоянно демонстрируется "искаженное от безразличия лицо" - попытки персонажа скрыть свои эмоции и вести себя, как сволочь, через которые все-таки прорываются его истинные чувства. Это несоответствие декларируемого и подразумеваемого гарантировано притягивает к персонажу внимание аудитории, развлекает ее (потому что в самом деле выглядит забавно), а в конечном счете делает героя абсолютным фаворитом зрителей.
  
  Я думаю, что здесь, как и в наиболее деструктивном сценарии влюбленности, накал эмоций возникает из-за получения противоречивых, противоположных по смыслу сигналов. Если внезапные и необъяснимые шаги к сближению, чередуемые с отстраненностью и равнодушием, нередко вызывают пылкую влюбленность, то демонстрацией сволочного поведения на фоне постоянного напоминания, что персонаж очень хороший, но несчастный, травмированный и т.д., легко добиться зрительского обожания. Кроме того, у архетипа "Искаженное от безразличия лицо" есть гендерное измерение. Как я уже сказал, такой прием нередко применяется для характеристики героя, но никогда - для героини. И тому есть множество причин. От самых очевидных - наподобие того, что женщины в нашей культуре менее подвержены стереотипу "проявлять эмоции - значит, быть слабой и потерять лицо", и до не слишком очевидных, но зато, по-моему, гораздо более серьезных.
  
  Благодаря женской социализации девушки с самой ранней юности учатся взаимодействовать с окружающими не только на уровне передачи информации, но и на уровне эмоций. Даже женщинам с очень слабо выраженной рефлексией свойственно думать о том, что чувствуют окружающие ее люди - просто потому, что их так воспитали. В детстве и юности многие девочки и девушки, общаются, по большей части, со сверстницами своего пола, а в доверительный и эмоциональный контакт с мужчинами вступают только в романтических отношениях. И вот тут-то часто начинается игра в "Сапера", потому что человек, которого учили думать (догадываться) о чужих эмоциях, пытается строить взаимодействие с человеком, которого учили эти эмоции скрывать (даже от самого себя) и вообще как можно меньше "заморачиваться" этими проблемами.
   Если такой юноша (или мужчина) все-таки пытается рассказывать партнерше о своих эмоциях, то она нередко бывает разочарована, потому что с непривычки к осмыслению эмоций и их словесному выражению получается что-то не очень привлекательное и волнующее. Зато девушке может встретиться "замечательный" человек, который эмоциями вообще не делится. Никогда. А также не интересуется (по крайней мере, вслух) эмоциями и переживаниями партнерши. Это как раз и есть наш герой - мистер Эмоциональное Бревно. Он может производить впечатление мрачного циника и мизантропа, брутального мачо или обаятельного эгоцентрика, который поглощен самим собой, как Питер Пэн. Это неважно. Речь в любом случае идет о человеке, который в силу собственной незрелости не может строить никакие отношения (ни дружеские, ни тем более любовные). И тут неважно, сколько ему лет - 17 или 40. Мистеру Эмоциональное Бревно все равно нужно повзрослеть и что-то изменить в самом себе, чтобы быть готовым к контакту с другим человеком. Но при этом девушкам мистер Эмоциональное Бревно обычно нравится - именно потому, что им кажется, что под его загадочным молчанием о собственных эмоциях таится что-нибудь нетривиальное и утонченное. Это интригует и заставляет раз за разом пытаться понять, "а что же там на самом деле?..". Даже если "там" на самом деле ничего. Эта игра в "он-не-такой-как-кажется", к сожалению, лежит в основе многих человеческих несчастий, абьюзивных отношений и потраченных напрасно лет. Но жертвы этой иллюзии с особым удовольствием хватаются за архетип "Искаженного от безразличия лица" в литературе и кино, поскольку он наглядно воплощает их мечты в реальность.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Противостояние"(ЛитРПГ) О.Гринберга "Проклятый Отбор"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) А.Кристалл "Покровитель пламени"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) М.Лунёва "(не) детские сказки: Невеста черного Медведя"(Любовное фэнтези) P.Ino "Война с разумом"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"