Линн Рэйда: другие произведения.

В защиту верующих

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ - ИЛИ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА?
  
  В последнее время в Интернете широко распространяются материалы о сомнительной с моральной точки зрения деятельности Патриарха Кирилла (Гундяева), преследовании панк-группы PussyRiot, исков против отдельных структур РПЦ. Наряду с этим тиражируются высказывания наиболее одиозных представителей церкви - Всеволода Чаплина, Алексея Шумского и прочих.
  
  Сразу скажу - я не являюсь православным человеком и не думаю, что церковь и священство должны быть вне критики. Но мне не нравится, что под предлогом права на свободный доступ к информации людей лишают шанса сделать собственные взвешенные выводы, поскольку информация подается только с одной, вполне определенной точки зрения. Нужно иметь в виду, что распространение о человеке или социальном институте негативной информации и полное замалчивание позитивной - это информационная война, а не "свобода информации".
  
  Я не могу принять позицию людей, которые активно интересуются "церковным бизнесом" и превращают его в повод для страстных обличений, но не знают - и не желают знать - о церковной благотворительности, или цитируют повсюду только ограниченных и нетерпимых священнослужителей, умалчивая о прямо противоположных высказываниях церковных иерархов. В своих выпадах против РПЦ ее противники, не особенно задумываясь, осуждают всех ее представителей скопом, ставя на одну доску циничных дельцов, использующих сан и рясу для своих манипуляций, и самоотверженных благотворителей, не различая гуманистов и фанатиков. Я полагаю, что обыкновенная порядочность требует быть более осмотрительным в подобных обобщениях.
  
  Простой пример предвзятого отношения: у какой-нибудь омерзительной цитаты Чаплина - трехтысячный репост. И комментарии в духе - "Все они (священники) такие!". А вот епископ Пантелеймон говорит: "Я не могу заставить всех людей меня любить - это неправильный путь. Но можно научиться любить всех, и тогда на земле я буду жить как в раю". По-моему, это прекрасные слова. Но кто их слышал?..
  
  У нас как-то устоялось мнение, что РПЦ - организация приспособленцев. Насколько могу судить я сам, христианинам - а особенно священникам - как бы они ни были недовольны отдельными явлениями или руководителями, всегда будет глубоко несимпатична роль внутрицерковных диссидентов. И в каком-то смысле это правильно. Или уж вести богослужения и заботиться о своих прихожанах - или бороться с системой. Совместить, скорее всего, не получится. И тем не менее, весной 2011 года протоиреи Удмуртской епархии Сергий Кондаков, Михаил Карпеев и иерей Александр Малых обратились к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с призывом отделить церковь от светской власти и публично покаяться перед народом. Они выложили в Интернет видеозапись с обращением к патриарху Кириллу, в котором обвинили РПЦ в сближении со светской властью и обогащении отдельных приходов. Аналогичные претензии служители церкви выразили в открытом интернет-письме патриарху. В знак протеста священнослужители прервали религиозный обряд традиционного поминовения патриарха Кирилла во время богослужения в своих приходах. Они требуют от патриарха бороться с церковным экуменизмом, прекратить "позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами", а также наказать священников сотрудничавших с КГБ в годы советской власти. Кончилась эта истории плачевно: митрополит Ижевский и Удмуртский Николай уволил всех троих священников. Впрочем, полагаю, они знали, на что шли.
  
  Большинство людей свято убеждено, что церковь и ее представители стоят на стороне Кремля и покрывают в своих проповедях декабрьский и мартовский обман. А вот священник Дмитрий Свердлов, бывший наблюдателем на выборах, еще зимой подробно рассказал о фальсификациях в пользу путинской "Единой России", что привело к жарким дебатам на портале Правмир.ру. Многие священники во всеуслышание призывали своих прихожан не мириться с циничным обманом. Знаменитый московский священник Андрей Зуевский раскритиковал политическую систему в проповеди, которую он опубликовал на своей странице в Facebook. "Высокомерное отношение к народу стало уродливой нормой жизни",- утверждает он.
  
  Мы все давно привыкли к образу фанатиков, благословляющих погромщиков перед очередным гей-прайдом. А ведь это - только несколько отдельных лиц, из-за которых делаются выводы поистине космических масштабов. Вот, например, совсем другая информация. "В Вятской епархии подвергли критике главу ее миссионерско-образовательного отдела священника Евгения Смирнова за критику в адрес организаторов гей-парада в областном центре. Слова отца Евгения не были поддержаны его собратьями. "Заявление священника отозвано, - сообщил газете секретарь Вятской епархии отец Александр Балыбердин. - Обращение не было согласовано ни с самой епархией, ни с владыкой Хрисанфом". Руководство порекомендовало отцу Евгению извиниться за резкий тон высказываний, - пишет "Коммерсант".
  
  Что касается недавнего скандала с иском о квартире Патриарха, якобы испорченной какой-то странной нанопылью, то люди обычно напрочь забывают, что пострадавший в этом деле - также священник, хирург и бывший министр здравоохранения Юрий Шевченко, друг покойного Алексия II. Вполне понятно, чем эта история порочит лично Патриарха. Но вызывает изумление упорное стремление отдельных людей распространять выводы на всех священников вообще. То есть и виноватому, и пострадавшему - всем воздадим одной и той же мерой. Просто потому, что нам так нравится. Ну и подходец!...
  
  Есть еще один момент, на который мне бы хотелось обратить внимание, прежде чем завершить эту статью. Примерно год назад создан портал www.miloserdie.ru. Его профиль - социальная работа, помощь детям, инвалидам, нуждающимся в уходе старикам. Часто ли в Контакте можно встретить ссылки на подобные проекты? А если нет, то почему? У нас же, кажется, свобода информации.
  
  "Мы уходили в одиннадцать часов ночи и, уходя, слышали из палат крики о помощи. То есть, получалось, что ты весь день работала, уходишь, еле волочишь ноги и при этом ощущаешь себя дезертиром, словно оставляешь поле боя" (с) сестра Православной службы милосердия, Первая градская больница Москвы. Многие ли понимают, что своими оскорбительными высказываниями о верующих они задевают не только отдельных неприятных им священников, но и эту женщину с ее коллегами?
  
  Следует знать, что именно РПЦ первая создала в Москве службу помощи бездомным, по аналогам которой несколько лет спустя был создан "Соцпатруль". Врачи и штатные сотрудники из Православной службы милосердия много лет тихо и незаметно оказывали помощь замерзающим, больным, ограбленным и раненым, выходя на ночные смены каждую третью ночь. Все это они делали за мизерную до смешного плату, на которую нельзя не только прокормить семью, но даже прокормиться самому. А это означает, что помимо ночных смен все эти люди должны были работать днем. Сколько людей сейчас знает про часы патриарха? Миллионы. Сколько человек читало о работе Православной службы милосердия?.. А сколько человек из тех, кто так охотно поливает грязью РПЦ, готово год за годом выходить в ночные смены и работать с пьяными, больными гепатитом и туберкулезом на морозе в тридцать градусов?
  
  Тут есть определенный парадокс. Чем больше христианин настроен следовать заповедям своей веры, тем меньше он будет стремиться разглашать свои благодеяния. И, по большому счету, это правильно. Делать добро и служить своим ближним нужно тихо, а не под прицелом двадцати видеокамер. Именно поэтому самые лучшие и бескорыстные из христиан - мирян или священников - для публики обычно совершенно (или почти совершенно) незаметны. Но итог у этой практики такой, что под прицелы объективов часто попадают далеко не самые достойные... Конечно, человек, чье резко-негативное отношение к служителям РПЦ сложилось под влиянием СМИ и интернета, вправе сказать - а другого мне не показали! Но надо учесть, что у нас есть не только право на свободу слова, совести и информации, но также связанная с ними ответственность. Двухлетнего ребенка кормят с ложечки, поскольку он способен только открыть рот и проглотить то, что в него положат. Но мы, казалось бы, способны сами предпринять какие-то усилия, чтобы знать больше и быть объективными. "Мне не сказали, мне не показали" - это оправдания двухлетнего ребенка. Взрослый, если хочет делать о какой-то вещи собственные выводы, обязан для начала разобраться в деле сам.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Тополян "Механист"(Боевик) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Грейш "Кибернет"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"