Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Чаадаев. Открытие в Израиле

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Имя Петра Яковлевича Чаадаева было известно каждому советскому школьнику, но не само по себе, а в связи с Пушкиным, младшим современником и другом Чаадаева. Вторая встреча с Чаадаевым произошла в отказе. Теперь уже без Пушкина. По рукам ходило Философическое Письмо, написанное самим Чаадаевым.Тогда я и не представляла, что мне предстоит третья встреча с Чаадаевым. Но произошла она уже в Израиле.

  I) ТРИЖДЫ ЗНАКОМСТВО
  
   1.1 Имя Петра Яковлевича Чаадаева было известно каждому советскому школьнику, но не само по себе, а в связи с Пушкиным, младшим современником и другом Чаадаева. Все обязаны были знать наизусть пушкинское стихотворение "К Чаадаеву", слова из которого превратились в слоган: "Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья". Трактовались они так, как требовала партия-воспитательница: Пушкин выступал в роли предвестника Октябрьской революции.
  
   Вторая встреча с Чаадаевым произошла в отказе. Теперь уже без Пушкина. По рукам ходило Философическое Письмо, написанное самим Чаадаевым. В этом Письме Чаадаев сокрушался о судьбе России, которая оказалась оторванной от Запада и потому лишена замечательных свойств и достижений европейских народов. Мы, воображавшие себя западными людьми, в этом письме находили обоснование своего желания порвать с этим русским СССР, отсталым и несостоявшимся государством.
  
   Тогда я и не представляла, что мне предстоит третья встреча с Чаадаевым. Но произошла она уже в Израиле.
  
   1.2 Я шла по улице Алленби в Тель-Авиве и зашла в магазин "Русская книга". На эту книгу я обратила внимание потому, что она выделялась своим размером, (больше других, стоявших на полке) и цветом обложки (светлая на темном фоне остальных). Главным, однако, оказалось ее название - "Русская философия. Словарь". До этого момента я и не представляла, что существует какая-то особая русская философия, просто не интересовалась этими вещами. Я открыла книгу, полистала ее и остолбенела: какие-то люди (большинство фамилий было мне неизвестно, а об известных я знала понаслышке) рассуждали на те же темы, на которые пыталась рассуждать и я.
   Я начала интересоваться работами русских философов и попала в мир, в котором никто не морочил мне голову "абсолютами", "структурализмами", и "фрейдизмами" с "феминизмами". Русские философы рассуждали о человеке, о народах, о человечестве. И рассуждали они на человеческом языке.
   И до чего же все это было актуально.
  
   Эта книга - "Русская философия. Словарь" - привела меня к Чаадаеву в третий раз, теперь уже непосредственно к творчеству самого русского мыслителя, без какого-либо побочного интереса.
   Оказалось, что известное мне Философическое Письмо было лишь первым из Восьми Философических Писем, в которых Чаадаев изложил свое философское миропонимание. Кроме Писем были другие работы и личная переписка, в которой он излагал свои взгляды (она важна еще и из-за датировки, которая позволяет понять цельность его миропонимания)
   Узнала я и о роли, которую в судьбе философа сыграло Первое Письмо. Оно вызвало скандал с последствиями: царь объявил Чаадаева сумасшедшим и вся жизнь широко образованного аристократа, уверенно начавшего блистательную карьеру, была сломлена.
  
   1.3 Его судьба пробудила у меня интерес к проблеме диссидентства. Я в диссидентах оказалась случайно. Но он-то сделал это осмысленно. Зачем? Чаадаев объяснил: из-за нетерпимости ко Лжи.
   ЦИТАТА
   Прежде всего ты обязан своей родине, как и своим друзьям, - правдой.
   Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
   я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной"
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Вот это было для меня актуально уже в Израиле: патриот не может позволить себе слепоту и ложь. Но что делать, если каждый думает, что зрячий именно он; если у каждого своя Правда? В Израиле эти разные правды ввергли все общество в глубочайший кризис. Нет единства.
  
   Оказывается, СВЕРХПРАВДА есть, но раскрывается она в Истории, раскрывается постепенно. А двигателем История является Монотеистическая Идея - та самая Идея ЕДИНОГО ТВОРЦА, которую в мир принесли евреи.
  
   II) МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
  
   2.1 О евреях Чаадаев рассуждает в Седьмом Философическом Письме. Вернее, не о евреях как о народе, а о пророке Моисее, который через евреев дал человечеству Истинного Б-га, и тем самым предопределил развитие всего человечества.
   ЦИТАТА
   "род человеческий всем своим умственным развитием, вытекающим из этого принципа, бесспорно обязан ему "
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Авраамические религии и в самом деле воздействуют на людей иначе, чем религии немонотеистические. Идея ЕДИНОГО ТВОРЦА объединяет людей невидимой силой и люди начинают действовать совместно. Появляется общий источник, из которого могут черпать идеи разные народы; начинается взаимообмен разнообразным культурным опытом единоверцев; вырабатываются общие законы. В результате каждый отдельный народ получает мощный импульс собственного развития.
   Об этом свидетельствует опыт европейских народов: европейская культура, европейская система образования - это результат единства разных племен на основе христианства. Об этом свидетельствует и опыт мусульманских народов: единый Коран на арабском языке, единый Хадж - это результат воздействия ислама на разные племена. Принудить людей действовать с такой согласованностью невозможно; нет силы, которая могла бы произвести такой эффект, как вера в ЕДИНОГО. И когда Чаадаев говорит о том, что своим развитием род человеческий обязан пророку Моисею, он, несомненно, прав.
   Но при чем здесь евреи?
  
   2.2 По мнению Чаадаева, пророк Моисей отделяет евреев от всех народов для достижения двух целей
  
   Первое. Организовать народ посредством законодательства, чтобы внедрить в самосознание саму Идею ЕДИНОГО Б-га.
   ЦИТАТА
   "миссия его заключалась не в том, чтобы проявить образец справедливости и нравственного совершенства, а в том, чтобы внедрить в человеческий разум величайшую идею, которую разум этот не мог произвести сам"
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Тут, Чаадаев, несомненно, прав. Нормы нравственности, которые были естественными во времена Моисея, настолько отличаются от современных, что прямая ссылка на Закон Моисея лишь отпугивает людей и порождает неверие в Идею. Проблема эта, как известно, решается бесчисленными комментариями священных книг.
  
   Второе. Показать на примере одного народа объединяющую мощь Идеи ЕДИНОГО Б-га.
   ЦИТАТА
   Среди господствовавшего тогда по всей земле многобожия можно ли было найти более верное средство воздвигнуть истинному богу неприкосновенный алтарь, как внушить народу, ставшему хранителем этого святилища, расовое отвращение ко всякому племени идолопоклонников и связать все социальное бытие этого народа, всю его судьбу, все его воспоминания и надежды с одним этим принципом.
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Что же касается "избранности" для этой цели, то ТАНАХ как раз демонстрирует катастрофический провал евреев в выполнении своей миссии - показать образец единства на основе Идеи. Наоборот, евреи показали пример бесконечных раздоров и даже явились к пророку Самуилу с требованием назначить евреям царя, чтобы он объединил народ и повел его за собой, как это принято у всех народов.
   С миссией у евреев явно не получилось.
  
   2.3 Но это в прошлом. А как теперь, когда народ, наконец, обрел желанный суверенитет на Земле Обетованной? Парадокс, но именно ортодоксальный сектор израильского общества, который претендует на роль хранителя учения Моисея, оказывается самым раздробленным. И уж совсем представляет странным, что для воссоздания единства на Земле Обетованной евреям пришлось обратиться к другим, "неизбранным" народам, которые обладали и универсальными естественно-научными знаниями, и необходимыми технологиями, и необходимой государственной идеей. Евреи, напротив, этим не обладали, хотя пророк Моисей преследовал универсальный замысел: свидетельствуют об этом не только 10 заповедей, но и общий план развития человечества от Адама до мессианских времен.
   Чаадаев подчеркивает именно это - универсализм замысла пророка Моисея:
   ЦИТАТА
   "выступает во всей этой работе высокого ума глубоко универсальный замысел - сохранить для всего мира, для всех грядущих поколений понятие о едином боге."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Чтобы понять замысел пророка Моисея, утверждает Чаадаев, нужно читать Второзаконие.
   ЦИТАТА
   Прочитайте с этой точки зрения Второзаконие, и вы будете изумлены тем, какой свет оно проливает не только на систему Моисея, но и на всю философию откровения
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Этим призывом Чаадаев вернул меня к ТАНАХУ.
  
   2.4 За годы жизни в Израиле у меня появилось множество новых вопросов, которые требовали ответа. Обращаться в ТАНАХУ на Земле Обетованной, как я это делала в Советском Союзе, мне казалось бессмысленным. Ведь здесь меня окружали "знатоки Торы", у которых теперь учились бывшие советские евреи. Но то, что со знакомыми мне людьми происходило в результате этого "учения", отбивало охоту открывать какие-либо книги о "Торе".
   Однако к моменту третьей встречи с Чаадаевым у меня уже был собственный 15-летний опыт жизни среди потомков того самого племени, которое вел за собой пророк Моисей на ту самую Землю Обетованную, на которой теперь жила и я. И теперь я могла уже опираться на собственный опыт. Идеи русского философа Петра Яковлевича Чаадаева позволяли внести в этот новый мой опыт требуемый порядок.
  
   III) МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОСОФИЯ. ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ОПЫТОМ
  
   3.1 В наследии Петра Яковлевича Чадаева я нашла ответы на три волновавших меня вопроса.
  
   ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Каким образом Человек обретает веру в ТВОРЦА?
   Чаадаев отвечает:
   ЦИТАТА
   "В день создания человека Бог с ним беседовал и человек слушал и внимал ему: таково истинное происхождение человеческого разума; психология никогда не отыщет объяснения более глубокого."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Казалось бы, банальное описание акта Творения по мотивам ТАНАХА. Но оно соответствует опыту. Могу засвидетельствовать: вере меня никто не учил. Но разве только мой разум додумался до признания ТВОРЦА? Вся человеческая культура строится на вере в Высшее существо. Стало быть, все люди так или иначе думают о ТВОРЦЕ. Атеисты, утверждающие, что ТВОРЦА не существует, просто о Нем не думают. Но что бы атеисты делали без цивилизации, созданной поколениями в матрице веры? Чаадаев отвечает: ЦИТАТА"мирно бы щипали траву"КОНЕЦ ЦИТАТЫ.
  
   ВОПРОС ВТОРОЙ. Что заставляет людей постоянно действовать, усложняя жизнь и проблемы, которые приходится решать? Ведь большинство людей стремится к простоте и от сложности бежит.
   Чаадаев отвечает:
   ЦИТАТА
   "вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой, или противимся ей, - все равно, мы вечно под ее властью."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   И эта чаадаевская идея поразительно соответствовала опыту. Каждый человек что-то производит, исходя из собственных нужд, нужд своего окружения, своего поколения, производит, даже не помышляя о каком-то общем процессе. И лишь по прошествии времени оказывается, что он в этот процесс был вовлечен какой-то неведомой ему силой, которая направила сделанное им на достижение общей цели.
   Путешественники времен географических открытий преследовали собственные цели и, разумеется, не думали, что знакомство с далекими племенами готовит человечество к глобализации. Ученые, увлеченные открытиями законов природы, не думали, что этими открытиями готовят материальную базу "глобальной деревни". Но это то, что получилось.
   Кто мог представить, что описанная в ТАНАХЕ величественная картина единого человечества, описанная, кстати, со множеством подробностей, станет реальностью? Но она перед нами.
  
   ВОПРОС ТРЕТИЙ. Есть ли какая-то логика в том, что творится в мире?
  
   В XIX веке, когда проявились признаки грядущей глобализации с ее новыми вызовами и проблемами, обострилась потребность в осмыслении Истории - в историософии. Гегель выдвинул идею Мирового Духа, разделил народы на "исторические" и "неисторические", и наделил германский дух особым статусом духа нового мира (известно, чем это закончилось). Маркс выдвинул идею исторического материализма, которая позволяла возложить на мировой пролетариат миссию создателей нового мира (известно, к чему это привело).
   У Чаадаева нет разделения на "исторические" и "неисторические" народы. Нет у него намерения объединить человечество Единым Новым порядком. Чаадаевская историософия основана на ТАНАХЕ. И это принципиально отличает ее от прочих, в которых в той или иной форме ТАНАХ отрицается.
   ЦИТАТА
   "присмотревшись внимательнее, мы увидим, что исторический материал почти весь исчерпан, что народы рассказали почти все свои предания... истории в наше время больше нечего делать, как размышлять...при таком отношении к делу историческая критика из предмета пустого любопытства стала бы высочайшим из судилищ. Она произносила бы неумолимый суд над гордостью и величием всех веков; она тщательно проверила бы всякую репутацию, всякую славу; она расправилась бы со всеми призраками и всеми историческими увлечениями; она занялась бы усиленно уничтожением лживых образов, которые загромождают память людей, с тем, чтобы прошлое, представ перед разумом в истинном свете, дало ему возможность вывести определенные следствия по отношению к настоящему и направить с некоторой уверенностью взоры в бесконечные дали будущего."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Сравнение чаадаевской картины с той, которая представлена в ТАНАХЕ пророком Исайей, просто поражает: опираясь на опыт, Чаадаев конкретизирует суть пророчества Исайи.
   ЦИТАТА
   "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   И это то, что происходит в реальности. Никогда прежде все народы не пытались осознать свое происхождение и пройденный исторический путь, как это происходит в эпоху глобализации. Никогда не шла такая битва за историю, как в XXI веке. Достаточно упомянуть сражение за трактовку причин и итогов Второй мировой войны. Именно теперь, когда вопрос о будущем - есть ли оно у человечества? - встал необычайно остро, и возникла потребность, о которой писал Чаадаев: "вывести определенные следствия по отношению к настоящему и направить с некоторой уверенностью взоры в бесконечные дали будущего".
  
   3.2 Эти рассуждения Чаадаева привели меня к выводу: существование ТВОРЦА проявляется исключительно в логике Истории. Однако отсюда следовал еще один, крайне актуальный для меня вывод: религии неизбежно ведут к отрицанию ТВОРЦА.
   Это становится очевидным при рассмотрении двух проблем
  
   Первая проблема - "Единство-Разделенность".
   Идея ЕДИНОГО ТВОРЦА объединяет народы - религии разъединяют.
   Так как все без исключения религии являются мнением разных людей о ТВОРЦЕ, они ограничены кругом последователей. На протяжении всей истории монотеизма разные мнения людей о ЕДИНОМ ТВОРЦЕ порождали расколы и религиозные войны. Глобализация закономерно ввергла все религии в кризис, так как нет такого мнения, с которым бы согласилось все человечество.
   И это то, что открывается нам в опыте.
  
   Вторая проблема - "Вперед-Назад".
   Идея ЕДИНОГО ТВОРЦА ведет все народы вперед к единству человечества. И это также очевидно из опыта. Нынешний мировой порядок создали народы Европы, объединенные общим христианством. Первыми прореагировали на него другие монотеисты - стать "в общий порядок" вынуждены были сначала евреи, а затем мусульмане. Глобализация же втянула "в общий порядок" народы Китая и Индии, однако, вовсе не через религию, а через цивилизацию: через общие исследования, общую деятельность, решение общих вопросов.
   Религии же, наоборот, тянут народы назад, так как их понимание ТВОРЦА основано на мнении религиозных авторитетов прошлого. И это тоже доказано опытом. Мы видим на каких идеях основана идеология Исламского государства; как православная доктрина "святых отцов" влияет на конфронтацию Украины с Россией. Наконец, до какого состояния довели евреев трактовки Талмуда; даже реформы не помогли, а, напротив, еще больше запутали.
  
   3.3 Чаадаев остро чувствовал ограниченность религии. Именно об этом свидетельствует его Первое Философическое письмо: причину отделенности России он увидел в расколе церкви на Римскую и Греческую. Римская объединила европейские народы, а Греческая увела Россию в сторону от столбового пути Истории, по которому дружно шагали народы Европы.
   Поэтому, называя себя христианским философом, Чаадаев подчеркивает, что его религия - не религия богословов, а
   ЦИТАТА "это та предвосхищенная религия, к которой в настоящее время взывают все пламенные сердца и глубокие души и которая...станет в грядущем последней и окончательной формой поклонения и всей жизнью человечества"КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев прямо указывает, что мысль его ЦИТАТА" обращенная не к моему веку... в глубине моего сознания завещал грядущим поколениям, лучше осведомленным ".КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Это произвело впечатление, так как грядущие поколения, к которым обращался Чаадаев, были те, что прошли через опыт СССР. Вывод этот побудил меня вернуться в советское прошлое и попытаться проанализировать его в свете идей Петра Яковлевича Чаадаева.
  
   IV) ИДЕЯ ДВУХ ИСХОДОВ
  
   4.1 XX век отличается от всех предшествующих веков битвами за мировой порядок. Их главным признаком являются отнюдь не только мировые войны. Главный признак - появление всемирных организаций, созданных с целью определения мирового порядка и контроля над ним.
   Россия вошла в XX век с идеей III Православного Рима, которая определила ее цели в Первой мировой войне: власть над проливами (выход в мировой океан) крест над Константинополем, Вселенский патриархат на Святой земле и т.д. Вышла Россия из Первой мировой войны Новым Государством, которому предстояло стать Советской сверхдержавой, основанной на атеистической картине мира.
   Фантастическое преображение. Но каковы результаты! Атеизм положил конец религиям, разделявшим народы Российской империи, и объединил всех в единый советский народ.
  
   Никто не почувствовал этот результат революции так, как почувствовали его евреи. Вместо национальной "культуры синагоги" евреи обрели общечеловеческую "культуру цивилизации", причем не в приложении к реформированному Талмудическому иудаизму, как на Западе, а именно вместо него. Смена "культур" выразилась в потребности старшего поколения предать свой новый, цивилизационный опыт младшему поколению. А это уже традиция, причем принципиально новая.
   В Израиле ощутили эту смену традиций в уникальности "культурной алии", которая прибыла из СССР: всеобщее образование, профессиональная подготовка и разного рода культурные навыки. Однако никому не пришло в голову, что все это лишь результат принципиально новых взаимоотношений Человека с ТВОРЦОМ.
   А ТАНАХ дает основание для подобного утверждения. Стоит лишь вдуматься в идеи книги Иеремии, как это станет очевидным.
  
   4.2 Речь идет об идее Глобального Исхода из Земли Северной и всех земель, который противопоставляется известному всем Исходу из Египта.
   ЦИТАТА
   "Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей." (Иеремия 23:7,8)
  
   "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь..." (Иеремия 31: 31, 32)
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Показательно, что информация о Двух Исходах, изложенная в ТАНАХЕ с предельной ясностью, упорно игнорируется религиозными комментаторами. При этом другие, несоизмеримо менее значимые идеи, удостоились повышенного внимания и множества комментариев, которые определили опыт народов авраамических религий.
   Причина очевидна: идея Двух Исходов не вписывается в картину мира любой авраамической религии. ТАНАХ ведь однозначно указывается на ущербность Первого Исхода, а, значит, и ущербность любой религиозной картины мира, основанной на его идеях и мистическом опыте. Талмудического иудаизма это касается прежде всего.
  
   А в миропонимании русского мыслителя Петра Яковлевича Чаадаева идея Двух Исходов обретает смысл, потому что опирается на накопленный человечеством исторический опыт и способность Человека Разумного этот опыт осознавать.
   Чаадаевское миропонимание проливает новый свет на Октябрьскую революцию. И я вдруг увидела то, чего прежде не замечала. Революция прекратила бессмысленные богословские споры. И в наступившем человеческом безмолвии Воля ТВОРЦА проявилась так, как ее описал Чаадаев: она вынудила всех "стать в порядок общий, в порядок зависимости". Получалось, что советский атеизм был всего лишь средством достижения именно этой цели.
   В картине мира любой традиционной религии существование ТВОРЦА не очевидно из-за множества религиозных трактовок Его Воли. Эта множественность также привела к атеизму, но вместо "порядка общего, порядка зависимости" получился глобальный хаос.
  
   4.3 Под огромным впечатление от идей Чаадаева я пришла к выводу, что Идея Двух Исходов - Первого Племенного и Второго Глобального - является самой актуальной.
   Столкновение этих Двух Исходов "не будут говорить: "жив Господь, Который... но "жив Господь, Который..." объясняет радикальные перемены, которые произошли с евреями в Новое время. Но самое главное - эта идея является единственной, которая позволяет евреям взять новый старт и осуществить то, что народ подсознательно ощущает, а Чаадаев назвал: "сохранить для всего мира, для всех грядущих поколений понятие о едином боге".
   Показательно, что Зеэв Жаботинский подошел вплотную к идее Второго Глобального Исхода, но остановился из-за нежелания вызывать у современных евреев ассоциации с собственными предками времен Первого Племенного Исхода.
   ЦИТАТА
   "Сначала я думал о слове "исход", Второй Исход из Египта - но сегодня это не годится. Мы ведь собираемся заниматься политикой, представительствовать перед народами мира, требовать у государств поддержки...
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Это может показаться странным - мы ведь гордимся этим Исходом и всем нашим прошлым, основанным на памяти об Исходе из Египта. Но в том-то и дело, что поколение халуцианства было устремлено в будущее, намеревалось по-новому жить, решать новые вопросы, и потому отказывалось возвращаться в прошлое.
   ЦИТАТА
   Кроме того, слово "исход" ассоциируется у нас самих с картиной огромных масс, бегущих, как дикое стадо".
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   "Огромные массы, бегущие как дикое стадо".
   В этой ассоциации нет ничего удивительного. Достаточно напомнить, с каких слов евреи начинают рассказывать о себе в Пасхальную ночь - "рабами были мы". Идеал Свободы так и остался идеалом, который вся историческая практика евреев показательно отрицала. Вот от такого прошлого уводило евреев поколение халуцианства, те, кто вовремя поняли: если народ хочет, чтобы у него было будущее, необходимо начать все заново.
  
   4.4 Смена Исходов - это глобальный исторический переворот, признаки которого проявились в Новое время. Оно потому и "Новое", что идеи Первого союза оказались исчерпанными. Начинается массовый отказ от традиционных религий. Революции сотрясают мир и создаются новые глобалистские идеологии с целью...начать все заново: марксизм, фашизм, нацизм, современный европеизм, всякого рода интернационалы - пролетарский, либеральный, финансовый и т.д.
  
   Евреев смена Исходов расколола на две части. Одна часть, революционная, почувствовала приближение глобальных перемен и вырвалась из общин с радикальными идеями переустройства мира.
   Другая часть, ортодоксальная, напротив, забаррикадировалась в своих общинах, отказываясь признавать перемены и очевидный кризис традиционной общины.
  
   В этот исторический момент от обеих частей народа откололась третья часть - халуцианская. Халуцианская часть народа обладала такой же чувствительностью к глобальности происходящих перемен, как и революционная: она также вырвалась из общин с радикальными идеями переустройства мира. Но подобно ортодоксальной, халуцианская часть сохранила веру в возвращение. И нет просто сохранила, но и отправилась на родину, чтобы создать образцово-показательное общество, в котором евреи, наконец, реализуют идеалы пророков ТАНАХА.
  
   Жаботинский в нескольких предложениях описал то, что ощущало поколение халуцианства, к которому он сам принадлежал. Евреи принесли в мир идеи, реализовать которые могут только сами евреи.
   Но есть условие: евреям для этого нужна собственная "лаборатория", то есть, суверенное Государство. В отсутствии такового евреи вынуждены предлагать свои идеи другим народам, что неизбежно приводит к искажению этих идей. И Жаботинский указывает на Россию.
   ЦИТАТА
   "...Вышло так, что мы вынуждены предлагать свои идеи о социальном равенстве и справедливости другим народам. То есть, давать советы, а не пытаться подать пример, как это делают другие народы. Ибо это единственный способ указать миру на вновь открытую истину. Мы видим, что произошло с еврейской идеей в России, где она попала в чужие руки..."
  
   "Социальное избавление не придет, пока специалист не будет иметь собственной лаборатории. Строящие эту лабораторию, быть может, оказывают бОльшую услугу всему человечеству, чем своему собственному народу...Это поколение евреев послужит всему человечеству тем и только тем, что построит Государство Израиль."
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Вот этот замах на цели человечества показывает, что есть халуцианство. Это та часть еврейства, которая инициировала Глобальный Исход, а по сути откликнулась на призыв пророка Исайи:
   ЦИТАТА
   "Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!".
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Они могли бы подписаться под каждым словом этого призыва. Все их наследие дышит верой. Но откуда она у них?
   Откуда в евреях этого поколения такая вспышка пассионарности?
   Откуда жажда творчества во всех областях, которую они удовлетворяли всем, к чему прикасались?
   Откуда эта готовность к любым испытаниям?
   Как могла горстка, всего несколько тысяч человек, которую никто всерьез не воспринимал, совершить невероятное - развернуть народ к Сиону?
   Множество вопросов. Но уже само их появление обнаруживает, что халуцианским поколением владело не просто стремление избавиться от ненависти или создать для самих себя тихий национальный уголок. Здесь иная метафизика - стремление к Союзу с ТВОРЦОМ. Причем стремление не по принуждению и с чудесами, как при Первом Исходе, а по собственной воле, полагаясь на разум и творчество Человека.
   Идея Двух Исходов позволяет понять, о каком событии идет речь.
  
   4.5 Идея Двух Исходов позволяет прикоснуться к болевым точкам XX и уже XXI века.
   Нужно сравнить результаты деятельности поколения халуцианства, инициировавшего Глобальный Исход, с тем, что произошло с европейским еврейством, отказавшемся от Исхода!
   Если Холокост не Б-жественное возмездие евреям за отказ от Глобального Исхода, то что это такое? Ведь евреи соблазнились сменой самоидентификации, предложенной Наполеоном: отреклись от национально-религиозной и перешли на гражданскую ("французы Моисеевой веры"). Ортодоксия, правда, самоидентификацию не меняла. Но ведь и для ортодоксии изменения, произошедшие в Европе в Новое время, создали условия невиданного прежде комфорта. И ортодоксия воспользовалась этим комфортом с удовольствием.
   А ведь все это стало возможным лишь после того, как европейцы высмеяли ТАНАХ и восстали против непримиримого к евреям христианства. Нацизм всего лишь довел до конца процесс освобождения Европы от христианства, и возложил на евреев вину за тлетворное влияние еврейского ТАНАХА на арийский дух германцев. Вот это и есть результат исчерпанности идей Первого союза Племенного Исхода.
  
   С другой стороны, мы можем наблюдать прелюбопытное явление: солидарность Объединенных наций в осуждении евреев за "оккупацию" Земли Обетованной. И это не арабская проблема и даже не мусульманская. Это именно проблема Объединенных Наций, которые атакуют Государство Израиля на протяжении всех лет суверенитета. Ведь это же очевидно, что сам по себе крошечный клочок Земли не может вызвать такую всемирную реакцию.
  
   А объяснение в ТАНАХЕ, в образе "Амалека", некоего племени, которое выросло как препятствие на пути евреев к горе Синай. Объединенные нации и всякого рода "силы сопротивления" выполняют ту же функцию преграды на пути Глобального Исхода евреев из Земли Северной и всех земель.
   Евреи в этой войне с "Амалеком" - провокация, которая необходима, чтобы ненависть "Амалека" к ТВОРЦУ смогла проявиться в полной мере. Так что война с "Амалеком" из поколения в поколение у Самого ТВОРЦА. Нужно только присмотреться, что собой представляют "силы сопротивления" и какова судьба тех, кто уже попытался воспрепятствовать Второму Глобальному Исходу.
   А евреям в этой войне предписано стереть имя "Амалека", то есть, уничтожить его Идею. Так что Идея Двух Исходов позволяет дать четкую оценку ситуации, в которой оказалось крошечное Государство Израиля после провозглашения независимости.
  
   4.6 Идея Двух Исходов проясняет проблему Просвещения. То, что Просвещение вынудило всех стать в "общий порядок, в порядок зависимости" - это факт.
   Просвещение отвергает богословие, но открывает всему человечеству доступ к естественно-научному знанию, к законам Творения, то есть, к Учению ТВОРЦА. А ведь в результате Человек оказался перед таким этическим вызовом, который любое религиозное богословие не в силах даже осознать и тем более на него ответить.
   Просвещение устраняет посредников между ТВОРЦОМ и Человеком, которому не на кого больше полагаться. Он должен учиться самостоятельно слышать Голос. Тем самым исправляется ущербность Первого союза Племенного Исхода, когда евреи не выдержали прямого контакта с ТВОРЦОМ и послали пророка Моисея, чтобы он им пересказал Слово. Так родилось богословие. А значит, Просвещение и есть та Свобода, которую религии провозглашают, но всей своей практикой ввергают людей в рабство подчинения различным мнениям людей о ТВОРЦЕ.
   Если Просвещение не очевидное Проявление Б-жественной силы, которая подчинила себе все человечество и вынудила к кардинальному пересмотру отношений Человека с ТВОРЦОМ, то что это такое, Просвещение?
  
   Для евреев же Просвещение - это прежде всего межа, разделяющая Два Исхода. Чтобы начать Второй Глобальный Исход, евреям нужно было к нему подготовиться. И евреи это почувствовали, откликнувшись на эту нужду с невероятным воодушевлением, как только Просвещение лишь поманило евреев.
   Как известно, строили Страну, собирали народ и возвращали его на Землю Израиля маскилим (просвещенные евреи), а вовсе не ортодоксия. Но ведь только маскилим и могли это сделать, встретив, как тоже известно, яростное сопротивление ортодоксии. Есть факт, который раскрывает суть возникшего конфликта.
  
   Речь идет о возвращении народа к ивриту как к национальному языку.
   Эту потребность ощутило поколение маскилим, просвещенных евреев. Но как удалось одному человеку, Элеэзеру бен Йехуде, осуществить задуманное? Откуда такая смелость замысла и исполнения - собственного сына вырастить первым ивритянином? Никто не верил, а он настоял и народ его поддержал - на иврите заговорили родители с детьми.
   Это первый признак живого народа и его нужды.
   А ведь Элеэзеру бен Йехуде яростно противостояли именно раввины, утверждавшие, что иврит должен оставаться языком святого культа. То, что в каждодневной жизни евреи разных стран утратили способность понимать друг друга из-за разных языков, на которых разговаривали, - а это явное свидетельство распада народа, - раввины просто не заметили. Этот факт - неопровержимое свидетельство исчерпанности идей Первого союза Племенного Исхода. Культ обрел самостоятельный, причем единственный смысл. Живой еврейский народ смысл утратил.
   Возникает вопрос: возможны ли богопочитание и мудрость без связи с реальной жизнью народа? ТАНАХ дает однозначный ответ - нет:
   ЦИТАТА
   "этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть затверженная заповедь людей; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет". (пророк Исайя)
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
  
   4.7 Идеи Первого союза Племенного Исхода себя полностью исчерпали. Но возможно ли отбросить их так, как Человек отбрасывает детское место в момент своего рождения? (А халуцианство именно так ставило вопрос.) 70-летний опыт еврейского национального суверенитета на Земле Израиля показал, что это невозможно. Идеи восстанавливаются через многовековую традицию народа.
   Разумеется, восстановление традиции возвращает народ в то состояние, против которого восстало поколение халуцианства. Разумеется, кризис неизбежен. Но он и необходим, потому что только кризис может поставить в центр внимания проблему смены метода, посредством которого осуществляется связь базисных представлений о Добре и Зле с реальной жизнью людей.
  
   V) ДВА ИСХОДА - ДВА МЕТОДА
  
   5.1 Создание Государства и возвращения народа на Землю Израиля было воспринято ортодоксией как возможность вернуть на Землю Израиля традицию, которая, подобно традиции любого народа, создается в матрице представления о Добре и Зле. "святое - грешное", "можно - нельзя", "делай - не делай".
   Однако у еврейской традиции есть одно принципиальное отличие от традиций всех народов мира. Эта особенность обусловлена уникальностью исторического развития евреев. Сама матрица представления о Добре и Зле неразрывно связана с землей ТАНАХА, на которой, однако, единая традиция так и не сформировалась. Об этом свидетельствуют многочисленные секты, одной из которых было протохристианство.
   То, что принято считать традицией, сформировалось в условиях глобального рассеяния евреев среди народов, то есть, на земле Талмуда, который показательно называется Вавилонским. Эта особенность исторического развития евреев привела народ к двум проблемам, решить которые без Глобального Исхода невозможно.
  
   Первую проблему определила цель традиции: отделение евреев от народов.
   ТАНАХическое определение евреев как "народ, отдельно живет и среди народов не числится" крайне радикализировалось в Талмуде. И это понятно: самосохранение в условиях рассеяния требовало бескомпромиссного отделения от окружающей нееврейской среды и создания препятствий ее влиянию.
   Национальное государство переворачивает ситуацию. С одной стороны, проблему самосохранения берет на себя весь народ как политическая нация. С другой стороны, став политической нацией, народ стремится к максимальному развитию взаимоотношений с народами. (Жаботинский: "Мы ведь собираемся заниматься политикой, представительствовать перед народами мира, требовать у государств поддержки").
   Таким образом Государство меняет и цель традиции на прямо противоположную галутской.
  
   Вторую проблему создал непосредственный исторический опыт евреев.
   В то время, как народы исторически развивались, евреи упорного сохраняли себя в закупоренных общинах, то есть добровольно обрекли себя на 2000-летнюю остановку в развитии. Объяснялся такой выбор национальной судьбы верой в возвращение на Землю ТАНАХА, где народ, наконец, реализует на практике собственное представление о Добре и Зле: о "святом - грешном", о "можно - нельзя", о "делай - не делай" и т.д.
   Эта логика традиции - откуда пришли, туда и вернемся - сформировала особый метод трактовки реальности - метод "Вечности Торы": реальность объясняется через одни и те же тексты посредством комментариев этих текстов. А так как комментарии всегда можно наделить признаками текущего исторического момента, создается иллюзия, что и в мире никакие сущностные изменения не происходят. Все стоит на месте. Все изменения не существенны.
  
   5.2 К чему метод "Вечности Торы" привел евреев, известно: для решения собственных национальных проблем евреям пришлось обратиться к опыту исторически развитых народов. Но этот факт как раз и создал проблему, так как он противоречил методу "Вечности Торы" в соответствии с которым евреи самодостаточны; заимствования запрещены.
   Получалось что все, что позволило евреям вернуться из рассеяния и восстановиться как народ - Государство, естественно-научные знания, технологии, творческий труд, служба в армии и т.д. - все это является Злом, так как было позаимствовано из опыта других народов. А закрытая община, ограниченное Талмудом знание, труд, смысл которого сводится к поиску источника пропитания, отказ от службы в армии - все это есть Добро, так как, в соответствии с методом "Вечности Торы", препятствует изменениям.
   Такая несовместимость представлений о Добре и Зле двух частей народа делает их бескомпромиссную конфронтацию неизбежной.
  
   Правы все. Правы те, кто признают факт заимствования, но утверждают, что без заимствования евреи не смогли бы собрать народ в суверенном Государстве, обнаружить реальное состояние народа и его реальные проблемы. Но правы и те, кто указывают на другой факт: метод "Вечности Торы" сохранил народ в рассеянии, позволял на протяжении 2000 лет не признавать никаких изменений и успешно приспосабливаться к реальности, вкладывая в одни и те же тексты новые смыслы.
   Выйти их такого тупика можно одним-единственным способом - сменить метод.
  
   5.3 Идея Двух Исходов позволяет это сделать. Для этого нужно лишь предположить, что каждый Исход нуждается в том методе, который соответствует его цели.
   Талмудический метод "Вечности Торы" создан в матрице Первого союза Племенного Исхода. Это очевидно по мистическому элементу этого метода, который обеспечивал евреев запасом идей, позволяющих в рассеянии среди народов оставаться "народом, отдельно живет и среди народов не числится".
   Однако в Новое время что-то изменилось принципиально, и метод "Вечности Торы" больше не действовал. Появилось слишком много явлений, которые обнаружили бессилие метода "Вечности Торы":
   • это и массовая потребность евреев в естественно-научном знании, которая обернулась крахом традиционной общины;
   • это и пламенная вера в научный атеизм, которая есть ничто иное как реакция на мистический элемент метода "Вечности Торы" и созданной им традиции;
   • это и реакция на распад народа, к которому привел метод "Вечности Торы";
   • наконец, это потребность в воссоздании целостности народа в суверенном государстве на Земле Израиля.
   Народ продемонстрировал, что перерос свое "детское место" и ощутил нужду в Глобальном Исходе, который инициировало поколение халуцианства.
   Но для того, чтобы понять, что именно сделало это великое поколение, и продолжить их дело, требуется новый метод.
   Таковым является метод Монотеистической Историософии, единственный, соответствующий логике Монотеистической Идеи.
   Применение метода Монотеистической историософии позволяет бесконфликтно развести оба несовместимых представления народа о Добре и Зле как относящихся к двум разным союзам ТВОРЦА с евреями и объединить народ ТАНАХической логикой исторического развития евреев: спокойно перейти от одной системы идей, обеспечивавшей единство в прошлом, к другой системе идей, позволяющей обеспечить единство в настоящем и определить общие цели в будущем.
  
   5.4 Суть метода Монотеистической историософии демонстрирует сам ТАНАХ: в первоначальный хаос постепенно вводится порядок; затем порядок вводится в жизнь людей и высшей его точкой является объединение человечества под властью Единого ТВОРЦА.
   Таким образом логика метода Монотеистической Историософии позволяет ввести монотеистический критерий определения Добра и Зла: Добро есть то, что способствует единству (вынуждает "стать в порядок общий, в порядок зависимости"); Зло есть то, что способствует распаду (расстройству порядка).
  
   Первое. Метод Монотеистической историософии не позволяет называть Государство "светским", то есть никаким. Этот Метод наделяет Государство статусом "священное".
   Государство позволило увести евреев из галута накануне Катастрофы; оно позволило объединить народ, понять, как изменился народ за 2000 лет рассеяния; определить новые принципы единства, когда прежние перестали работать.
   Понятно, что Государство есть Добро. А любое посягательство на его священные символы (осквернение флага, сжигание чучела солдата) есть Зло. И такое разделение между Добром и Злом должно быть зафиксировано в законе, так как народ воспитывается посредством законодательства. Это прекрасно доказал 2000-летний опыт галута.
  
   Второе. Метод Монотеистической историософии не позволяет называть естественно-научные знания "светскими", то есть, никакими. Этот Метод наделяет их статусом "священных".
   Естественные науки открывают Законы Творения, общего для всех потомков Адама. Этот вид знания объединяет всех людей, является основой сотрудничества в открытии законов, их использовании и решении глобальных проблем, которые это использование создает. Тот факт, что объединение человечества смогло произойти только при условии доступа к этим знаниям всех народов, а объединение евреев на Земле Израиля только при условии доступа евреев к этим знаниям, свидетельствует о том, что естественно-научные знания есть Добро. И изучать их нужно как Тору "ради Имени ее". Любое отрицание естественно-научного знания, отказ от изучения, есть отрицание Торы ТВОРЦА и потому является Злом.
   И такое разделение между Добром и Злом должно быть зафиксировано в законе, так как народ воспитывается посредством законодательства.
  
   Третье. Метод Монотеистической историософии не позволяет отрицать производительный труд как занятие "светское". Этот Метод наделяет производительный труд статусом "священный".
   Производительный Труд является единственным доказательством утверждения ТАНАХА о Человеке, сотворенном по Образу и Подобию ТВОРЦА. Посредством труда человек создал цивилизацию, которая объединила человечество. Труд был главной идеей халуцианства, которое инициировало Глобальный Исход. А это значит, что производительный труд есть Добро, "работа во Имя Б-га - аводат ХаШем". А отказ от него есть Зло, отрицание Образа ТВОРЦА в Человеке.
   И такое разделение между Добром и Злом должно быть зафиксировано в законе, так как народ воспитывается посредством законодательства.
  
   5.5 Этически неопределенная "светскость" создала вакуум, который позволил методу "Вечности Торы" заполнить этот вакуум своим представлением о Добре и Зле. То, что именно это и произошло, закономерно, так как безальтернативность метода "Вечности Торы" позволила галуту взять реванш над халуцианством.
   Начавшийся Исход остановился, народ развернулся на 180 градусов и пошел в обратном направлении - не к Б-гу, а от Него; вернулся в пустую оболочку союза Первого Исхода, исторический срок которого истек.
   Так что политический кризис в Израиле вовсе не является политическим. Это кризис в отношениях евреев с ТВОРЦОМ.
  
   VI) ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПРОРОК
  
   6.1 Все эти рассуждения об израильских реалиях вернули меня к Первому Философическому Письму Петра Яковлевича Чаадаева. Теперь, опираясь на собственный опыт, я совершенно иначе его воспринимала.
   Чаадаевское стремление объяснить мир посредством религиозного метода (в его случае христианского), заводило в тупик. Христианство, которому предназначено было стать религией единства, вело лишь к расколам; к единству вело Просвещение, но мощнейшим толчком к его развитию стал раскол Католической Церкви.
   Все изменилось, как только Чаадаев сменил метод - обратился к Истории и пришел к "предвосхищенной религии", которую он "завещал грядущим поколениям, лучше осведомленным". Обращение к Истории позволило Чаадаеву увидеть прямое воздействие на человечество Руки ТВОРЦА, подобно тому, как евреи видели Ее в чудесах Исхода из Египта. Самого же Чаадаева открытие Священной Истории наделило видением пророка.
  
   6. 2 Чаадаев предвидел бедствия, уготованные его народу.
   ЦИТАТА "Кто может сказать,...сколько бед суждено нам испытать" КОНЕЦ ЦИТАТЫ - писал он тогда, когда русское общество смотрело в будущее империи с оптимизмом. Чаадаева объявили сумасшедшим. Но он оказался прав - ХХ век был настоящей Русской Голгофой.
  
   Чаадаев предвидел, что русскому народу предстоит ЦИТАТА "дать миру какой-нибудь важный урок".КОНЕЦ ЦИТАТЫ И в этом он оказался прав. Русские испытали на себе все "измы", не ими придуманные, втянули в орбиту своей судьбы множество народов, и превратили всех их, не русских по происхождению, в "русских" по языку, культуре и общему опыту. И разве мы не ощущаем важность этого урока, опыт, который из него извлекли? Я лично в Израиле ощущаю его постоянно и везде.
  
   Как истинный пророк Чаадаев оставил образ события, которое потрясло весь мир в момент выхода Монотеистической Идеи из ограниченных рамок национального опыта евреев, чтобы распространиться на весь мир.
   ЦИТАТА
   "когда наступил момент великой катастрофы в духовном мире, все пустые силы, созданные человеком, мгновенно исчезли, и среди всеобщего пожара уцелела одна только скиния вечной истины. Только так может быть понято религиозное единство истории, и только с такой точки зрения эта концепция возвышается до настоящей исторической философии"
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Чаадаев не мог знать о событии, которому суждено было произойти в будущем: крушение СССР. Теперь уже нет сомнения в том, что крушение СССР явилось глобальной катастрофой. Все, во что люди неистово верили всего только век назад, все что поднимало их на восстание против "старого мира" - все это вдруг превратилось в те самые "пустые силы, созданные человеком, которые мгновенно исчезли". Но распространились по всему миру люди с новым опытом, аналога которому не было во всей истории человечества.
   6.3 Этот известный факт привлекает внимание к еще одному пророчеству Чаадаева, которое он сделал в частном письме своему другу за год до публикации Первого философического Письма
   ЦИТАТА
   "Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача - дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе... Имея возможность спокойно и с полным беспристрастием взирать на то, что волнует там души и возбуждает страсти, она, на мой взгляд, получила в удел задачу дать в свое время разгадку человеческой загадки"
   КОНЕЦ ЦИТАТЫ
   Весь вопрос в средствах: какие именно нужны, чтобы дать разгадку человеческой загадки. Поколение, более осведомленное, уже может оглянуться и увидеть эти средства: Глобальный Исход евреев из земли Северной и всех земель, глобальное рассеяние советских людей, создание мировых диаспор. И общая задача - Единство.
  
   VII) И снова Пушкин
  
   Мое третье знакомство с Чаадаевы вернуло меня к первому знакомству, которое состоялось еще в школе благодаря стихотворению Пушкина. Но интерес уже был иной, интерес к тому моменту, когда зарождалось все то, что я узнала лишь в Израиле, то, что так меня потрясло.
   Кто же мог поведать об этом лучше Пушкина в Послании Чаадаеву?
   ЦИТАТА
   К печалям я привык, расчелся я с судьбою
   И жизнь перенесу стоической душою.
   Одно желание: останься ты со мной!
   Небес я не томил молитвою другой.
   О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
   Когда соединим слова любви и руки?
   Когда услышу я сердечный твой привет?..
   Как обниму тебя! Увижу кабинет,
   Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
   И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
   Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
   С тобою вспоминать беседы прежних лет,
   Младые вечера, пророческие споры, Знакомых мертвецов живые разговоры;
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"