Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Глазами Гомо советикуса. Часть 6. Предмет Истории

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Гомо советикус" - так определил философ Сергей Булгаков "нового человека", которого большевики намеревалась создать из бывших подданных Российской империи. Советские диссиденты превратили "гомо советикус" в клеймо, которым помечены были все "советские люди". Клейма нужно было стыдиться, изживать в себе все, что оно символизировало, отрекаться от "советского эксперимента", доказывать, что мы, "гомо советикусы" не безнадежны.И мы послушно стыдились, изживали, отрекались, доказывали.Как бывшая советская диссидентка я долгие годы разделяла это ставшее общепринятым мнение.Потребовались время и опыт, чтобы это мнение изменилось на прямо противоположное. Появилось осознание величия советского эксперимента над Человеком и ощущение гордости за право носить это Имя - "Гомо советикус", "человек советский".Убеждена: не живи я в Израиле, этого бы не произошло. Только здесь, где собираются евреи всего мира, обнаруживается уникальность советского эксперимента.Впервые за всю 3-тысячелетнюю историю нашего народа евреи сформировали свое национальное самосознание не на племенной религии, а на общечеловеческом Просвещении.Впервые приняли самое действенное участие в создании сверхдержавы, а не общины, внедренной в чужую среду.Нет аналога тому, что советские евреи "дали" Государству Израиля за 50 лет Исхода из СССР. Однако клеймо "гомо советикус" позволило всем получателям бесплатных советских даров смотреть на советских людей вообще и советских евреев в частности их "несоветскими" глазами, укореняя общепринятое мнение: "клеймо" обязывает стыдиться, изживать, отрекаться, доказывать.Пришло время развернуть ситуацию на 180 градусов: посмотреть на весь мир и на Государство Израиля Глазами Гомо советикуса."ГЛАЗАМИ ГОМО СОВЕТИКУСА" - так называется еще одна моя книга, замысел которой возник в начале 10-х годов XXI века. Сейчас, когда "русский" Авигдор Либерман отправил всю страну на новые выборы, я решила опубликовать несколько глав из этой книги. 1 часть. СИСТЕМА. http://world.lib.ru/l/liora_z/glaz-gomosovet_1_sistema.shtml 2 часть. ОБЩЕСТВОhttp://world.lib.ru/l/liora_z/glaz-gomosovet_ztp.shtml 3 часть. ИСТОРИЯ. Разрушение мифов. http://samlib.ru/l/liora_z/glaz-gomosovet_3_istoria_raz-mif.shtml 4 часть "От семьи-общины к Государству". http://samlib.ru/l/liora_z/glaz-gomosovet_4_ot-obschini_k_gosudarstvu.shtml. Часть 5 "В поисках национального "Я"" http://samlib.ru/l/liora_z/glaz-gomosovet_5_v-poiskah-nazionalnogo_ya.shtml

  1. "ПОМНИ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ТЫ ШЛА В ИЗГНАНИЕ"
  
  1.1 Историософский метод позволил мне объяснить множество явлений, которые выпадали из поля зрения израильской общественности.
  
  Он позволил мне соединить наши внутренние проблемы с проблемами внешними в единой картине мира. Поэтому я не разделяла навязанное "учеными" мнение, будто нестабильность и постоянные войны являются причиной разрушительных процессов, которые идут в нашем обществе. Напротив, я видела прямую связь между нашей неспособностью понять себя и исторические процессы, в которые мы вовлечены, с международным статусом Израиля как государства, вынужденного доказывать свое право на существование.
  
  Меня поражало наше собственное нежелание видеть в самом нашем народе и его исторической судьбе источник идей и вдохновенья, и полнейшее безразличие к тому, что другие не только дают нам определение "иммигрантов, понаехавших в Палестину из разных стран", но сами верят в это определение и строят на нем свою идеологию и воинственную политику. Я же считала, что это наша задача − давать определение еврейскому народу, объяснить себе и другим логику нашей исторической судьбы и закономерность возвращения Сынов Израиля на землю праотцев в качестве "модели человечества".
  В этом вопросе мы должны быть инициаторами, а не пассивным объектом чужих манипуляций.
  
  1.2 Историософский метод избавил меня от ожиданий политического решения наших угрожающе накапливающихся проблем. Теперь у меня не было сомнений в том, что корень всех проблем в самом израильском менталитете, в утрате израильтянином той пассионарной энергии, всплеску которой на протяжении последних двух веков наш народ обязан появлением целой плеяды выдающихся евреев во всех областях деятельности. Этот всплеск был вызван интуитивным стремлением европейского еврейства перейти с 3-его, в нашем случае общинного уровня построения коллективов, на 4-й, глобальный.
  Травмы, которые наш народ получил в процессе этого перехода, породили в нем сомнение: а стоит ли? Но иного выхода у нас нет. Мы обречены на движение вперед. Народ наш не изменился. Исчезло стремление к переходу на 4-й уровень. Значит нужно его вернуть. Тогда исчезнет и проблема ограниченности израильского менталитета.
  Ведь само создание нашего Государства сделало самое главное − оно заложило основы 4-ого уровня. И основы эти здоровые.
  
  1.3 Крайне важным мне казалось найти ответ и на целый комплекс вопросов, связанный с советскими евреями.
  Закономерно ли характерное для Большой советской алии сочетание практически поголовной грамотности с советской политикой разрушения традиционной семьи, которое выразилось в наличии отличающего нас огромного количества неполных, смешанных и малодетных семей?
  Закономерна ли чуждость "русских" израильскому обществу, не познавшему того радикального разрыва с еврейской патриархальной традицией, через который прошли три поколения советских евреев?
  Закономерен ли отказ советских евреев от идеалов, которые пестовались ими на протяжении 70-ти лет советской власти в качестве еврейских?
  Теория построения коллективов не оставляла у меня сомнения в закономерности всех этих явлений.
  
  1.4 Однако, самым главным вопросом, как всегда, является вопрос "что делать?"
  С моей точки зрения, необходимо изменить вектор движения. Мы должны перейти от скатывания "к корням" к государственному созиданию, начатому поколением создателей Государства. Единственным средством, позволяющим это сделать, я считаю Постижении Истории. Не школярское изучение исторических фактов, а анализ самого хода Истории. История должна наполнить атмосферу нашего государства, войти в каждую израильскую семью независимо от ее этнического состава и пробудить в ней энергию движения вперед.
  Лишь тогда мы избавимся от мифов, которыми забиты наши головы, снимем шоры, не позволяющие нам видеть мир за пределами нашей общины в личине государства. Мы поймем, насколько уникален путь, которым шла к своим достижениям христианская Европа, насколько не поддается копированию европейский опыт, в чем состоит проблема этого опыта и его историческая ограниченность.
  Это необходимо не только израильским "восточным", которые уже никогда не пройдут процесс европейской "аккультурации", занявший у европейских евреев несколько поколений и так плачевно завершившийся. Да и время теперь не то, Европа не та, и задачи тоже не те.
  Это необходимо и израильским "европейцам", которые не осознают, чего стоил их отцам и дедам процесс "аккультурации" и как легко утрачиваются результаты этого процесса, не имеющие обоснования в еврейском культурном опыте.
  Но это необходимо и всем израильским неевреям для осознания значимости их участия в государственном строительстве и обретения в Государстве Евреев достойного места народами, в среде которых мы жили веками и которые нас, евреев, сделали тем, что мы есть.
  
  1.5 А ведь проблема "аккультурации" - это проблема 4-ого уровня построения коллективов. И в этом качестве она универсальна. Все хотят "как в Европе" (об этом свидетельствует массовая иммиграция), но не знают "как". Вот нам и отвечать на этот вопрос. За 2000 лет мы везде побывали, все разузнали, все попробовали на себе.
  Пришло время подводить итог.
  Если нас, евреев, История создавала во времена многовекового разбрасывания камней, не значит ли это, что История должна воссоздать нас как единый народ во время собирания камней? Если мы не возьмемся за решение этой задачи, то как мы сами себе объясним свою историческую судьбу, а народам наше неотъемлемое право на этот клочок земли, которому наш народ оставался беспрецедентно верен?
  "Помни путь, по которому ты шла в изгнание" - призвал нас пророк Ирмиягу (Иеремия). И это не простые слова, но слова лозунговые:
  Народу Истории - Предмет Истории!
  
  2. ЛОГИКА ИСТОРИИ - ГЛАВНАЯ НАЦИОНАЛЬАЯ ЗАДАЧА
  
  2.1 Университетский опыт, однако, привел меня к выводу о том, что такая задача не только не будет решена, но даже не будет поставлена. Этот вывод я сделала из наблюдений за израильской академической элитой.
  Для того профессорско-преподавательского состава, с которым мне довелось познакомиться, История была всего лишь профессией, любимой профессией, но не более того. Преподаватели не видели в своей деятельности миссию, как ее видело в поколение создателей Государства. Я неоднократно бывала на семинарах историков и всегда уходила разочарованной из-за царящей там атмосферы сугубо профессиональной зацикленности на своей узкой теме. Мыслителей не было и не будет: в такой атмосфере они не рождаются. А ведь мы − народ Истории, вернувшийся на землю предков уже после того, как Гегель, Данилевский, Тойнби, Коллингвуд и проч. оставили нам свои историософские труды. Но именно мы, народ Истории, остались поразительно безучастными к их поискам смысла Истории.
  
  Свидетельствовали о нашей безучастности и учебники истории, по которым обучали израильскую молодежь. Я сравнила учебники истории, выпущенные в начале 90-х годов, с учебниками, выпущенными в конце 00-х годов, и различие поразило меня: из новых учебников исчезли все материалы, очеловечивающие Историю. Их место заняли голые схемы, выдававшие равнодушие авторов и их собственное непонимание роли, которую знание Истории играет в судьбе любого народа, а нашего в особенности.
  
  2.2 Как такое стало возможным в стране, которая кишит талантами, идеалистами и патриотами? Что сковывает огромнейший потенциал нашего народа? Что ему мешает?
  
  Это был еще один вопрос, ответ на который я начала искать в СССР. Правда, тогда меня окружали другие, советские люди. Они также были талантливы, были идеалистами и патриотами, но почему-то не могли понять самих себя и для самих себя создать достойную их жизнь. Я искала и никак не могла найти причину этого странного явления.
  Прорыв наступил только тогда, когда в СССР сквозь "железный занавес" начала просачиваться из-за границы запрещенная информация, за короткий срок превратившаяся в информационный поток. В этом потоке значительную часть составляла религиозная литература. Размышляя над ее содержанием, я пришла к выводу: вера и только вера определяет все мысли и поступки людей. Жизнь есть осуществение программы, которую закладывает в людей их вера.
  
  "Узнай, во что люди верят, и ты поймешь, какую жизнь они создают". Этот вывод из всего прочитанного и передуманного был ответом не только на первоначальный вопрос, но и ответом на следующий - "куда ехать?".
  Я впервые посмотрела на евреев как на народ, которому его вера подсказывала верные шаги. Значит, и воссоздание Израиля не могло быть случайным событием, а было каким-то важным шагом, который следует сделать и мне.
  Все уезжали на Запад. А я в Израиль.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"