Зив-Ами Лиора: другие произведения.

Интеллектуальный кризис. Чаасть3. (Тора Элиты Копирования. Неизбежность Маапаха)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "ТОРА ЭЛИТЫ КОПИРОВАНИЯ. НЕИЗБЕЖНОСТЬ МААПАХА" - третья часть эссе "Интеллектуальный кризис". В эссе разбираются причины израильского политического кризиса, который представлен как производная от кризиса интеллектуального. Первая часть здесь: http://samlib.ru/l/liora_z/intelect-krizis_tora_sozialisti-ortodoxi.shtml Вторая часть здесь: http://samlib.ru/l/liora_z/intelect-krizis_tora_2_talmud-judaizm.shtml

  █ Главная идея Теодора Герцля - копирование опыта европейских народов.
   Они - европейские народы - уже все придумали; давайте позаимствуем и создадим собственное государство для нашего народа. Цивилизация, созданная европейцами, сделала возможным то, что еще недавно было невозможно - возвращение народа на Зе-ТНХ.
   И Герцль заверил народ: "Если вы захотите, это не будет сказкой". אם תרצו אין זו אגדה
   И народ поверил Теодору Герцлю, поверил в его ТЕКСТ и совершил ПОСТУПОК: позаимствовал чужой опыт, создал Государство и тем самым дал толчок Глобальному Исходу из Земли Северной и всех земель.
   █ Легитимно ли это государство с точки зрения Торы? А это смотря какой Торы.
   С точки зрения Торы ТЛМ-иудаизма Государство нелегитимно, и именно потому, что оно основано на опыте других народов, европейцев-христиан. А главная идея Торы ТЛМ-иудаизма - разделить между евреями и народами, не допустить заимствование, которое неизбежно ведет к ассимиляции.
   С точки зрения Торы ТНХ ситуация выглядит прямо противоположным образом: ведь ТВОРЕЦ создал все народы, наградив их теми качествами, которые и позволили им стать создателями цивилизации. Если ТВОРЕЦ есть Источник всего, то вся европейско-христианская культура не результат произвола, а проявление Его Замысла.
   Естественно, что этим опытом народов евреям не только можно, но и нужно воспользоваться, коль скоро этот опыт позволяет покончить с рассеянием, начать Глобальный Исход и вернуть народу утраченное в галуте единство.
  
   █ И вновь решение принимал народ своим коллективным чутьем.
   Народ - и это показательно - не пошел за раввинами Калишером и Алкалаем. Несмотря на то, что они предлагали дельные вещи, их поддержал лишь небольшой кружок единомышленников.
   А за Теодором Герцлем, еще вчера никому неизвестным австрийским журналистом, народ пошел, потому что Герцль вернул народу ТНХическую адекватность ТЕКСТА ФАКТУ.
   Началась глобализация. Пришло время Глобального Исхода.
  
   █ Естественно, что позаимствовать опыт европейцев-христиан могли лишь те евреи, у которых был доступ к этому опыту, то есть, те, кто поколениями жили в среде европейских народов.
   И это ФАКТ: Государство создали европейские евреи, которые стали новой элитой.
   Элите этой, однако, не суждено было оставить продолжателей своего дела. Причина в Учении-Торе Теодора Герцля - она основана на копировании чужого опыта.
  
   █ Само поколение копирования проблему не ощущало, потому что евреи этого поколения могли черпать свои идеи из двух разных источников.
   Сами они были плоть от плоти своего народа, воспитывались в теплых еврейских семьях, в атмосфере традиционной культуры, многие получали традиционное еврейское образование, изучали Талмуд. Но одновременно они ощущали себя европейцами, владели европейскими языками, учились в гимназиях и университетах, путешествовали. Европейскую культуру воспринимали как свою, их общение было интернациональным.
   В этом культурном соитии родился их уникальный опыт, позволивший им заложить основы ивритской культуры. И они надеялись передать этот опыт по наследству следующему поколению, уроженцам Зе-ТНХ, которые будут эту культуру развивать.
   Выяснилось, что сделать это невозможно.
  
   █ Следующее поколение, которое уже родилось на Земле ТАНАХА, оказалось в совершенно иной ситуации.
   От традиционной еврейской культуры уроженцы Земли ТАНАХА были отрезаны по идеологическим соображениям. Их отцы отрицали галут и всю традиционную культуру, которую считали унизительной для гордого, нового, свободного еврея. ("שלילת גלות" - "отрицание галута" - официальное название явления, которое вошло в национальную историографию.)
   Уроженцы страны верили, что являются "новыми" евреями, и потому категорически не принимали евреев "старых". А "старые" - все неевропейские евреи и европейские ортодоксальные евреи - составляли подавляющее большинство народа.
   Это была первая проблема уроженцев страны: крошечная горстка противопоставила себя подавляющему большинству народа.
  
   █ Но была и вторая проблема: скопированная у европейцев культура тоже не была для уроженцев Земли ТАНАХА культурой своей, так как они не жили в среде европейцев.
   Представление о европейской культуре они получали от старшего поколения, которое в силу своей уникальности стало легендой для молодых уроженцев Земли ТАНАХА. Но такой же легендарной стала и сама скопированная европейская культура, которая никоим образом не могла стать живой традицией всего еврейского народа.
   Результат - поколение, пришедшее на смену поколению копирования, оказалось вынужденным черпать идеи из своего собственного, крайне ограниченного опыта, который никак не мог соответствовать масштабу событий и тех проблем, которые оно призвано было решать.
  
   █ Неизбежным результатом сложившейся ситуации был культурный РАСКОЛ.
   Для потомков поколения копирования культурой являлось то, что позаимствовали отцы в Европе: наука, литература, театр. Большинство же народа продолжало считать культурой сформированную Талмудическим иудаизмом традиционную культуру еврейской общины.
   Культурный раскол сделал невозможным осуществление мечты поколения копирования: достичь результата, аналогичного тому, какого достигли мудрецы Толмудического иудаизма: объединить народ единой мировоззренческой системой идей, которые передавались бы из поколения в поколение. ТО есть сформировали бы Традицию.
   Вот как сформулирована эта задача в наследии Ахад ха-Ама, выдающегося мыслителя поколения копирования.
   ЦИТАТА
   "Полноценная национальная жизнь включает два момента: во-первых, полное развитие творческих способностей нации в особо самобытной национальной культуре; во-вторых, систему образования, посредством которой отдельные члены нации будут полностью пропитаны такой культурой и сформированы ею, так что отпечаток ее будет виден на всем образе их жизни и мышления, как индивидуальном, так и общественном."
  
   █ Именно система образования продемонстрировала, до какой степени этим надеждам не суждено было сбыться.
   Из-за культурно раскола разные части народа начали готовить свою молодежь к несовместимому общему будущему. И по мере того, как этот процесс набирал силу, народ культурно расходился в разные стороны.
   Потомки поколения копирования все больше ощущали близость к европейской культуре, в которой их воспитывали отцы и деды, и все меньше близость к большинству народа, которому европейская культура была чужда.
  
   █ В качестве наследственной элиты потомки поколения копирования оказались элитой, не связанной с народом. Элитой без корней.
   Результат проявился со временем, но он был неминуем.
   Потомки поколения копирования утратили потрясающую интуицию, которая отличала их отцов и дедов и как следствие способность адекватно оценивать происходящее в стране и в мире. Сейчас уже очевидно, к каким последствиям привел инициированный именно этой элитой безумный Ословский "мирный процесс" и безответственные уход как из Ливана, так и из сектора Газа.
   Лишились потомки поколения копирования и главного свойства элиты, которое так ярко проявилось в поколении их дедов и отцов, - способности производить нужные народу идеи. И это также стало очевидным в вырождении их политических партий, в исчезновении авторитетных лидеров.
  
   █ В 1977 году еще нельзя было представить себе тупик, в который завели Государство Израиля и израильское общество потомки поколения копирования. Но неукорененность этой элиты в народе к моменту выборов 1977 году уже остро ощущалась. Народ перестал видеть в потомков поколения копирования своих лидеров, на которых можно положиться, за которыми можно идти. Сразу же появились другие претенденты на лидерство и МААПАХ ("переворот") стал неизбежным. Когда на выборах 1977 года народ сказал свое слово, один из политических лидеров проигравшей элиты, Ицхак бен Ахарон ", произнес исторические слова - - "העם טעה "народ ошибся"
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"