Лирик Тимоти : другие произведения.

Р Т - 2013. Мои оценки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Уважаемые участники конкурса "Р Т-2013. Вольная Поэзия"!

Данная записка чуть-чуть поясняет мои "жюрейские" оценки и не более. Всё, что вы читаете, -- всего лишь частная точка зрения вздорного самодура, но она может пригодиться. Мало ли что...

Работа жюри, как вы знаете, началась туром, в ходе которого арбитры выбирали работы, которые полагают достойными участия в конкурсе. По правилам, каждому арбитру следовало выбрать половину работ в каждой номинации, а половину, соответственно, "не пущать".

Ознакомившись с поданными работами, я обнаружил, что пятидесятипроцентный порог является слишком завышенным. До половины пришлось нещадно добирать, во многом руководствуясь генерацией случайных решений, потому что выяснять, какая работа лучше, довольно легко, а вот выбирать, какая работа хуже, тяжеловато. Почему? Потому что я подхожу к стихам почти варварски: либо стихотворение получилось (состоялось, родилось, сбылось, воплотилось), либо не получилось (является черновиком, заготовкой, куском рифмованного текста, скучной версификацией, банальной и формальной имитацией стихотворения и т. д.)

Есть много вариантов объяснить эту субъективную разницу. Давайте остановимся на том, что одни стихи западают в душу, а другие нет. При этом некоторые из тех, что не запали, можно признать классными, потому что против внутренней правды не попрёшь. А некоторые из запавших, призвав честность, придётся признать не состоявшимися, потому что они попали в душу не по причине своей классности, которой по факту нет, а потому что попали в какое-то настроение, коснулись какой-то твоей проблемы. Критерии качества у каждого свои, но в сумме мнений, вроде как, должен отлиться некий общий результат.

Двигаемся дальше. Итак, в первом туре мне понравилась не половина стихов, а меньше.

Остальные я добрал не без внутреннего дискомфорта:

Номинация стихотворение(28) Номинация верлибр (12) Номинация анжамбеман
достойное выхода в следующий тур (13):
1 Андрон Встреча +
2 Разбойникова Е. Сказка -
4 Кочетков Р.А. ...Скрипнет на крыше +
17 Сударева И. Нечаянно влюбился -
21 Клеандрова И.А. Руна Агнен +
26 Ванке В.А. Пирамиды Хеопса -
28 Новиков Д.В. встреча -
33 Гения Е. Погасла -
41 Андрощук И.К. По гостям пробежал шепоток... -
42 Половинкина Т. Расставанье явилось нам... +
44 Темень Н. Настя +
48 Качур В.И. дежавю +
54 Чваков Д. Недомогание накануне Крещения +
то, что я выделил(7):
2 Сорокин А.В. Обожаю! -
6 Горяченков С.А. Утро судного дня -
9 Скляров О.В. Притча-при-сказка -
11 Никитюк В.Ю. Разговор Вселенных -
15 Новиков Д.В. снег +
21 Рыжкова С. Пробуждение +
23 Андрощук И.К. Стихотворение о стихотворении +
то, что я выделил (6):
5 Андрон Случай на новогоднем корпоративе +
3 Микхайлов С.А. Не успел +
8 Рыжков В. говоришь +
10 Воронина Т. Нота +
16 Гения Е. В отсутствие -
17 Болдескул Е. Бравые наемники -
пришлось включить для соблюдения правила 50% (15):
3 Ганжа П.А. Не окрыляю
9 Сорокин А.В. Декабрь
10 Аллан О. За минуту до...
14 Безбородова К.С. День Рожденья - время подвести итоги
18 Рубинсон А. Не препинаясь
20 Новиков В.Н. Рождественская принцесса
27 Быстров К.А. И днем, и ночью...
32 Елисеева Л. Разговор
37 Торощина Ю.А. Странный человек
40 Путятин А.Ю. Неприятное открытие
46 Бурель Л.Л. Не четверг сегодня в королевстве
52 Зуев-Горьковский А.Л. День взятия Бастилии
56 Ратмир Скоро зима
7 Воронина Т. Зеленый ангел
23 Noname L. Апокалиптическая месть
то, что пришлось включить, потому что правила (5):
24 Чваков Д. я рву бетон корнями...
16 Мурзявка Ребенок
12 Веселов А.А. никто...
22 Грошев-Дворкин Е.Н. Нечаянная встреча
7 Воронина Т. В Италии скоро лето
то, что пришлось включить для соблюдения требований к судейству (6):
1 Финн Т. Час Ночки
9 Ганжа П.А. Шаг
12 Ледовский В.А. Соло дождя
15 Половинкина Т. Покойною быть так
21 Ирониясудьбы С. Шлягер "Ясен пень"


Плюсы и минусы возле работ -- пометка выхода или не выхода работы в финальный тур после вашего самосуда.

Дальше всё очень просто -- те из работ-финалисток, которые я выделил ещё на первой стадии, будут оценены значительно выше остальных работ.

Как? Об этом я напишу несколько позже и подробнее.



Продолжение от 22.02:


Итак, номинация "Стихотворение"

Здесь мне понравились при первом прочтении следующие работы:

Андрон, Встреча
Клеандрова И.А., Руна Агнен
Половинкина Т., Расставанье явилось нам...
Темень Н., Настя
Качур В.И., дежавю
Чваков Д., Недомогание накануне Крещения

По порядку.
Ах, да! Сразу подчеркну, что от этих стихотворений у меня осталось приятное впечатление. Это общее место. Дальше частности, и они будут преимущественно критического плана.
И до кучи второе. Зачастую я делю стихи на две большие категории -- дворцы и матрицы. Стихотворение-дворец заводит читателя под свои своды, ведёт коридорами авторской мысли и авторского чувства, раскрывает какие-то тайны свои дворцовые и провожает к выходу. Чаще всего, это стихи с явным сюжетом. А стихи-матрицы -- слепки каких-то настроений и импрессий, эти слепки либо совпадут с настроем читателя, либо оставят читателя вне. У "дворцов" больше шансов изменить настроение читателя и заинтересовать его. А "матрицы" крепче держат читателя за его настроение, если стихотворение "попало" в его состояние.
Я больше люблю "дворцы", потому что они требуют от автора значительно большей и глубокой вовлечённости в работу со словом. Но это я так, для интереса.



Андрон, Встреча

Строго говоря, стихотворение не вызрело.
Первое же, что бросается в глаза: очень двусмысленно звучит "сказочный реванш рутинной жизни". Я понимаю, что это реванш (чему?) жизни, а не реванш (чей?) жизни. Но по факту эта фраза -- большой косяк.

Зачастую это стихотворение звучит крайне некомфортно.

"Без них Земли б не стало много раньше." -- слова в один слог, один слог, два, один, два, два, два. Плюс эта "б". Вместе эти два фактора не позволяют речи течь. Это какая-то перестрелка с запинкой, а не фраза. Причём я не чувствую, что это сделано с ясной авторской целью. Просто так вышло.

"этот знаменитый парафраз" -- какой?

"И мне мой ми" -- мня-мне-ми-мня-мня.

Последняя строфа -- три предлога "в", отсюда предложение будто какая-то матрёшка -- всё вкладывается, вкладывается куда-то...

Меланхолично рыдающий ливень -- это мощно. ,)))

Но несмотря на косноязычие и явную незвучность текста, в этом стихотворении есть что-то милое. Рифмы нравятся.

В этом стихотворении притаился очень красивый текст. Осталось только избавиться от штампов и привести текст к красивому звучанию.



Клеандрова И.А., Руна Агнен

Текст сделан в удачном ритме, он создаёт настроение, к бабке не ходить.
Анген, похоже, имя. Angen -- Welsh: 'need,' 'necessity.'
Тогда неясен Кронос, который ворвался в северно-европейскую суровую ткань стихотворения. Ну, и до кучи -- эра дракона. Эклектика не покатила, не поверил, что так надо.

Мне нравится настроение и некоторые штрихи этой тревожно-фаталистической картины.



Половинкина Т., Расставанье явилось нам...

Я этот текст давно знаю. Это один из самых ненарочитых текстов Татьяны. Надо прямо признать, что по сравнению с предыдущими двумя стихотворениями это стихотворение выглядит полностью сбывшимся, воплощённым, состоявшимся. Это полностью готовый поэтический дворец, в который приятно войти и совсем не обо что споткнуться.




Темень Н., Настя

Доннерветтер, уважаемый автор. Не ветер, а веттер. ,)
Стихотворение понравилось своей простотой, каким-то подкупающим наивом (в смысле наивного искусства, а ни наивного мышления). Какие-то необъяснённые вещи, детали вроде неведомой читателю игрушки по имени Карыч, делают этот текст очень личным и искренним. Вот ящик у порога -- это не очень удачно. Что за ящик... Посылка? Неприятная недосказанность.

Закольцованность не очень оправдана. Возможно, лучше сделать две последние строчки как бы "после свидания": типа "давит вина мне на плечи -- я ходил навестить..."

Но текст очень интересен темой и бесхитростностью её решения.





Качур В.И., дежавю


Очень клёво. Снова нет никаких позывов что-либо изменить, из-за чего-то поморщиться, не согласиться с техническими решениями. Есть текст, его приятно и интересно прочесть. Плюс вслух звучит! А это редкость.




Чваков Д., Недомогание накануне Крещения

Стихотворение для уважаемого Димыча характерное, но в нём всякая вычурность вроде фразы "пламени партитура" вполне играет на ощущение жара, температурного бреда, в котором пребывает какая-то художественная натура. Фонетические и словарные игры, как всегда, на уровне. Снова, как и в стихотворении "Настя, не вполне уверен в уместности закольцованности текста.

Как говорится, не знаешь, чем закончить -- закольцуй! ,)


Остальные стихотворения-финалисты данной номинации мне первоначально не приглянулись, простите, уважаемые авторы.

Это следующие тексты:
Осипов А.А. Створка автоматической двери
Рыжков В. В достославных временах
Воронина Т. Зеленый ангел
Ганжа П.А. Не окрыляю
Ролдугина С. Мирилл
Кочетков Р.А. ...Скрипнет на крыше

Честно перечитав их ещё раз, остался при первоначальном мнении -- этот перечень текстов менее хорош, чем предыдущий.
Все эти стихи объединяет, на мой взгляд, состояние, более далёкое от отметки "воплотилось!", чем стихи первого моего перечня.
Очень коротко о каждом:


Осипов А.А. Створка автоматической двери

"Они приходят извне в моё эго" -- неудача. Зато "Не к иконе хотел припасть, - к твоей тени" -- это круто.
Общее ощущение -- черновик черновика.



Рыжков В. В достославных временах

В достославных временах
да во время оно
пятой точки на блинах
мчимся с небосклона.

Это, простите, на каком языке? Чем время оно отличается от достославных времён? Что такое "время оно пятой точки"? почему с небосклона кто-то мчится на блинах?!
БомбА эта ещё... Нет, ощущение, что автором правит ритмика, а не автор ею.



Воронина Т. Зеленый ангел

Весь ангел окунулся с головой,
Попав в струю зеленого оттенка,
И мир увидел острые коленки,
Согнувшиеся где-то за спиной.

Точно весь? Не частично? Струя зелёного оттенка... Хм... Коленки за спиной?! В лесу явно произошло зверское убийство... ,)
Или это про кузнечика.



Ганжа П.А. Не окрыляю

"Роль орла во мне безвольно умерла" -- это квинтэссенция всего стихотворения, которое мне показалось серией броских этаковин, не очень сплавленной в единое высказывание.



Ролдугина С. Мирилл

Простите меня, я ничего не понял -- ни очередей перечислений в дебюте, ни потребности в наклонном шрифте, ни самого смысла стихотворения.



Кочетков Р.А. ...Скрипнет на крыше

Это стихотворение как раз пример "матричного" подхода к написанию. Мне не близки эскизы образов, набросанные автором. Просто не складывается истории.


На этом краткий обзор номинации "Стихотворение" окончен, скоро я перейду к следующей номинации.



24.02.13. Итак, дамы и господа, обзор продолжается номинацией Верлибр.

Верлибр весьма сложная штука. И разброс оценок, как я погляжу, в нём весьма и весьма велик. Ну, тем не менее, вот моё мнение.

По аналогии с предыдущей номинацией сначала о тех стихах, которые я отметил ещё на стадии допуска к самосудному туру:



Новиков Д.В. снег

Достоинство данного стихотворения -- краткость. Она позволяет домысливать. Картинка + отношение автора, проекция внутреннего на внешнее. Ничего лишнего. В этой связи текст похож на японскую миниатюру в несколько штрихов, но точную.



Рыжкова С. Пробуждение

Мне не понравилась фраза "царапаться подсохшей кожей по ... поверхности". Царапаться кожей по поверхности. Что-то здесь не так, и не получается поверить, что это речевое неудобство помогает передать состояние-боль, описываемое в тексте.

И в конце: "Случается ли с вами просыпаться / так больно?" Наверное, случается ли ВАМ просыпаться... Иначе героиня стихотворения как бы не уверена: случалось ли ей просыпаться с теми, к кому она обращается. ,)

"Он-лайн" -- совершенная инородность в этом тексте.

Помимо этих трёх моментов всё нравится.



Андрощук И.К. Стихотворение о стихотворении

Это самый сильный текст номинации.



Теперь о текстах, которые я первоначально не отметил



Рыжков В. Болтая ни о чём, цитируя Елену...

"как-то гуманнее топать в Грааль" -- вот так и всё стихотворение... Букв много, слов тоже, мысль не сверкает ясностью. Потом была рифма. Потом парад планет пал протуберанцем. На эту тему есть скетч.

В общем, текст показался вычурным, что не позволило в него "провалиться". Но насчёт астероида -- предсказали! ,)



Noname L. Ещё одно пре-апокалиптическое

Безусловно, аннотация -- лицо текста. Автор пишет: "РТ-201З. типа верлибр."

После этого чисто конкретно пофиг, что там будет.

Хотя снова вспоминается скетч, ссылка на который чуть выше.

Результат: не понятно, каково должно быть, по замыслу автора, настроение от этого текста, зачем этот кусок текста развёрстан именно так, как сейчас, и быстро ли вертится в гробу бедный ктулхуписец.



Воронина Т. В Италии скоро лето

Миленькая такая зарисовочка про облачко и письмишечко. Ни больше, ни меньше. Приятно, но проскользило мимо восприятия и забылось. Нет, правда: когда я читаю стихи сегодня, я сначала стараюсь вспомнить, о чём они (насколько запало в душу после первого тура?). Это стихотворение не вспомнилось вообще.



Чваков Д. я рву бетон корнями...

"операционная сестра от хирургии" -- диковинная какая-то она у вас, ни-слова-в-простотешная...

Движеньем, рожденье, воспоминаньями (причём ИЗ детства?!), виденье -- не девятнадцатый же век, на самом-то деле! Эти мягкие знаки делают текст искусственным, нарочитым, неживым.

Тротуар обычно асфальтовый или плиточный, но не бетонный. Не верится в бетон, в общем.

Пуповина родины -- это хорошо сказано.

Или вот: "но вижу ностальгию строк, которая нагрянет ниоткуда и отвлечёт от смысла обретений воспоминаньями из детства, которые важнее, чем жизнь реальная мне станет в одночасье..." Это же просто семантический лес какой-то, честное слово...



Веселов А.А. никто...

Уж лучше бы пришла она и уронила толстый том. ,)

Стихотворение -- свидетельство того, как в тело нашей культуры запросто проникают метастазы хэнк-уильямсовщины и прочей уолт-уитмановщины. Просто, чтобы было. Так прикольней.


Номинация Верлибр меня расстроила. Хотелось прочитать много освобождающего, а на поверку оказалось в целом закрепощение какое-то. Таково моё частное читательское мнение.

Грядёт микрообзор последней номинации.



24.02.13. Последняя доза обзора.
В номинации Анжамбеман, вроде бы как, должны быть стихи, в которых части фразы или слова переносятся на другую строку для создания поливариантности. Читая работы этой номинации в первом туре, я далеко не везде почувствовал желание авторов создать мультиварианты. В конечном итоге я попросту забил на анжамбеманность текстов и стал оценивать их, прежде всего, как поэтические. А там уж как карты лягут.

Из отмеченных мной ещё в начале конкурса в финал вышли четыре текста:

Андрон Случай на новогоднем корпоративе

Стихотворение-трюк. Плотность использования созвучий-перевёртышей такова, что смысл стихотворения оказывается полностью погребённым под словесно-смысловым крошевом.

Именно плотность ребуса подкупает. Но потеря цельности раздражает.



Микхайлов С.А. Не успел

Забавное. О чём только не напишут стихи! ,)



Рыжков В. говоришь

Начало второй строфы -- сбой ритма. Когда вы попробовали приём анжамбемана меж строфами, произошёл слом. Это "тссс" выступает лишним слогом.

Концовка второй строфы -- суетна, накрошили "слащельну"какую-то. То ли слаще льну, то ли щель, ну, вы поняли. ,)

И вообще, когда вижу "десяточка два" вместо двух десятков, то чувствую: автор впихивался в размер, а не естественно изъяснялся.

Главное в стихах, на мой вкус, достижение естественности. Я вас любил. Любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем. Совершенно не напрягает ни ритм, ни рифма. Человек просто говорит. Вот этого и не хватает практически во всех стихах конкурса.

И кстати, анжамбеман -- приём, отдаляющий от достижения естественности. ,)

Но в целом ваше стихотворение мне понравилось, уважаемый Владимир.



Воронина Т. Нота

Короткая приятная зарисовка. Ещё не стихотворение, но уже не краткий набор слов. Звучит.



Теперь о работах, которые понравились значительно меньше.


Ганжа П.А. Шаг

Я просто не знаю, о чём это. Никакого сопереживания. Стихотворение-матрица. Не совпали.
Чтобы превратить его в значимый состоявшийся текст, надо придать ему конкретики.



Бурель Л.Л. Последний бал

Второй бал подряд. ,)
Про сало вассала -- классно! В остальном -- не проникся, извините.



Ледовский В.А. Соло дождя

А здесь вторая в номинации нотная вставка... ,)
Сами по себе ноты в стихотворении -- далеко не новинка. В данном тексте, на мой взгляд, желание автора прописать нотные последовательности перетянуло одеяло со смысла на форму. Форма победила.



Чваков Д. Протопоп Потопа

От топота копыт пыль по полю летит. ,)
Снова стихотворение -- аттракцион, вроде карточных фокусов: и так могу, и эдак. Когда плотность трюков переступает порог зрительского восприятия, не остаётся ни смысла, ни памяти. Что было? Ради чего? Непонятно.



Половинкина Т. Покойною быть так

Первый вариант стихотворения был. Этого практически нет. Неестественность в кубе. Анжамбеман работает не везде. Сорри.


На этом мой краткий обзор стихотворений закончен. Спасибо всем авторам за тексты. Не обижайтесь на мои слова -- они лишь мнение одного незнакомца, которого можно спокойно послать на хрен и забыть. Мир, дружба, великая русская поэзия! ,)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"