"Юмор... обозначает именно талант произвольно приходить в хорошее расположение духа".
И. Кант
"Юмор (слово английское) - веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов.
В. И. Даль
Человек смеется, чтобы не плакать.
Арабская поговорка
Чувство юмора.
Как закрепилось оно в человеке?
Почему умильное выражение лица, гогочущий хохот и скалящиеся улыбки в одной паре с количеством серотонина, гормоном, вырабатывающимся после принятия некоторых веществ и даже после употребления в пищу бананов?
Смех, как выражение буйной радости, присущ только приматам.
Известно, что обезьяны способны проявлять бурную радость. Очевидно, что смех - это информация, для которой необходим не только ее источник, но и приемник. В нашем случае - тот, с кем одна обезьяна делится новостью, вызывающей восторг.
При этом обезьянки высоко подпрыгивают, кричат, скалят зубы и стучат ими.
Радость способны проявлять собаки. ПРи виде чего-то приятного они машут хвостом, радостно прыгают, припадая на передние лапы, лают и даже кувыркаются.
У собак такое поведение выработалось из-за долгого общения с человеком.
Но у людей, это чувство культивировалось в особое качество поведения.
Проанализировав все самое смешное в ютубе, можно сделать вывод, над чем обычно смеются люди:
1. над неожиданными падениями;
2.над неудачами;
3. над ярко выраженной слабостью;
4. над глупостью, без разницы чьей - ребенка, животного или идиота.
Человек смеется и показывает пальцем в сторону упавшего с осла, или получившего копытом по роже.
Активные шутники сами создают что-то смешное, подставляют подножку, или другим способом унижают соплеменника, например, измазав спящему лицо сажей.
Такого человека называют весельчаком, озорником, создателем смешного, а значит - юмористом. В отличии от несчастного, шутник поднимается в глазах племени, он нужен, необходим, его польза существенна, а статус шутника закреплен в человеческом социуме, как неприкосновенное лицо.
Он поднимается в глазах соплеменников, а его шутки - иными словами способ обнаружить еду.
Хромого, тупого или слепого - смешного съедали. Обнаружить инвалида или раненого - было радостью для гельдербейца. В этом гомо сапиенсы намного опередили других приматов, которые поедали только раненых, не подставляя им подножки.
Чувство юмора закреплено в генах. Оно позволяло выявить слабых, глупых, а значит смешных. Ген шута, таким образом, очищал семейство от дебилов, благодаря чему разум прогрессировал. Чувство юмора - признак интеллекта и, как любое качество ума, всегда в развитии.
Для хорошей шутки, нужен не только шутник, но и соответсвующим образом подготовленный воспринимающий шутку мозг.
Благодаря способности воспринимать юмор, или злую шутку, первобытные женщины выделяли шутников из общего фона соплеменников, когда в сложных условиях выживания востребовался интеллектуальный приоритет перед грубой мускульной силой.
Остроумие в цене не у каждого народа.
Египтяне не приветсвовали тонкий юмор. Они суровый народ, строго соблюдающий вегетарианство. Их фрески отличаются строгой иерархией, никто ни на кого не показывает пальцем. Животные - божественны, смеяться нельзя даже над скарабеем, замученным навозным комком. Древние египтяне были строгими вегетарианцами, поэтому юмор не поощрялся.
А вот шумерские дощечки изобилуют подтруниванием над соплеменками.
Чувство юмора в прямом смысле помогало выжить первопроходцам особенно в трудные голодные годы.
Вся человеческое остроумие, в том числе и поговорки, как доказано, началось в Шумере.
Далее эта традиция, очевидно, от ее носителей - рабов, проявилась в письменах Древнего Египта.
Откуда в виде сочинений Соломона попала в Тору в Еклезиаст.
Шумерские пословицы и поговорки
Балованная собака становится щенком.
Взрастёт ли спелое зерно - как знать? Взрастёт иссохшее зерно - как знать?
Воин без командира - поле без пахаря.
Врага не прогонишь от ворот города, где защита слаба.
Вспашешь вражье поле, придёт враг и возьмет твоё.
Год за годом жую чеснок, ежегодно дерёт мне горло.
Гончая не сторож.
Другу платишь злом, чем заплатишь врагу?
Дружба на время - рабство навечно.
Если ты осторожен - Бог твой с тобой.
Желанья, как у Бога, - да сил нет у человека.
Из двух зол выбирать не стоит.
Как дикий тур - сам собой доволен.
Когда у бедняка был хлеб, у него не было соли, когда была соль, не было хлеба.
Корова по болоту, телёнок по сухой земле проходят.
Колодец не высох - жажда терпима.
Кто чувствует стыд, тот начинает чувствовать долг.
Мул, на отца-то ты похож, но и на мать-то тоже.
Не делай зла - не будешь в вечном страхе.
Не знать пива - не знать радости.
Не сердце, а слово - мать ненависти.
Плакался волк Богу: "Я так одинок!"
Повезло - вот и вырядился.
Поднял бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь.
Пришедший с правдой порождает жизнь.
Сердце не породило ненависти, а речь породила.
Сильный и гордый не уживутся.
Сквозь заросли е́ду - стебли вижу, а заросли - нет.
Счастье найдено - зло потеряно.
Хозяин жалует - собака не кусает.
Хорошо одетому всегда рады.
Царь щедр, царедворцы услужливы.
Чужой вол ест траву, а свой - голодный лежит.
"Песнь арфиста" явно перекликается с "Эпосом о Гильгамеше": в табличке Х хозяйка богов Сидури говорит Гильшамешу: "Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека - смерть они определили человеку, жизнь в своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, днем и ночью да будешь ты весел, праздник спаравляй ежедневно, днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, волосы чисты, водой омывайся. гляди, как дитя твою руку держит, своими объятиями радуй подругу - только в этом дело человеческое!"
не только перекликаются с "П. Арф.", но и фактически пересказываются в Еккл. 9:7-9 (167) (Из Википедии)
Возможно, древние фрески с изображениями зверолюдей - проявление своеобразного чувства юмора древних художников.
Их авторы - древние шумеры, которые из-за избытка чувства юмора изображали богов с крыльями или с птичьими лапами, или с головой карася.
То есть богозвери с точки зрения шумерских художников - понижались в восприятии неприкосновенного, как, допустим, еда.
Человек - морковь, или человек - тыква. Это смешно.
Для плотоядного племени божественная Астарта со страшными орлиными ногами или Дагон в образе рыбы значили более царя, так как втайне способствовали выделению желудочного сока.
Антики тоже заметили, что зверолюди менее боги, чем возвышенные олимпийцы.
Публика поощряла приколы над зоотропами в регионах, где возлияния и шашлыки никогда не возбранялись.
Эллада с ее кентаврами, сатирами, горгонами стала прородительнеицей 7 мудрецов.
Африканские маски - культурное новшество, более сатирическое, чем устрашающее, так как главная цель хоррорных прибамбасов - до поноса напугать маленьких детишек и баб.
Что для чувства юмора большой минус( а также и большой плюс) - это его способность примирения. Так как он был всегда направлен в сторону слабого соплеменника, то, высмеивая врага, шутник наделял его родственными чертами.
Можно сказать, что юмор - способ примирить раба с господином.
Высмеивание тирана, усмиряло непротивление злу.
Если подсудимый сможет рассмешить присяжных - они его не казнят.
Все вышесказанное в соответсвии с нашей темой вполне приемлимо.
В том плане, что гены юмора - признак более организованного интеллекта, а значит - свойство более ранней цивилизации.