Береза Анна : другие произведения.

Александр Первый и Александр Пушкин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Александр Павлович, я думаю, слегка удивился бы избранной мною теме. " Солнце русской поэзии" был для "русского Гамлета" всего лишь дерзким молодым человеком, который возмущал недопустимыми эпиграммами столицу. Сам же император был, как известно глух к литературе и поэзии как минимум на одно ухо. Во второе его ухо оскорбленные царедворцы нашептывали о вольнодумном и возмутительном поведении молодого поэта. Однако не все было так просто. Запросто показать царю оду "Вольность" или те же самые ""Noël"я" не решался даже Аракчеев. Действуя через Васильчакова, обиженные все же добились того, что в 1819 году император Александр высказал желание познакомиться с произведениями Пушкина. Пушкин и Чаадаев, изначально понимая провокационность ситуации, представили вниманию его императорскому величеству стихотворение "Деревня". Интуитивно ли, намеренно ли, но лучшего выбора Пушкин сделать не мог. Стихотворение было обречено на успех у Александра Павловича.
  
   Приветствую тебя, пустынный уголок,
   Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
   Где льется дней моих невидимый поток
   На лоне счастья и забвенья.
   Я твой - я променял порочный двор Цирцей,
   Роскошные пиры, забавы, заблужденья
   На мирный шум дубров, на тишину полей,
   На праздность вольную, подругу размышленья.
  
  Это было совершенно точно, стопроцентное эмоциональное попадание в сердце самого необычного из русских царей. Это была воплощенная в поэтических строках давняя, несбыточная мечта императора. Еще будучи совсем юным, не являясь официальным наследником престола, Александр Павлович был хорошо осведомлен о намерении дражайшей бабушки (Екатерины Великой) передать ему трон в обход ее нелюбимого сына (Павла Первого), чему он совершенно искренно не был рад. Будущий император Александр пишет в то время Лагарпу: " Мое положение меня вовсе не удовлетворяет. Оно слишком блистательно для моего характера, которому нравятся исключительно тишина и спокойствие. Придворная жизнь не для меня создана...Одним словом я осознаю, что не рожден для того высокого сана, что ношу теперь, и еще менее предназначенного мне в будущем..." Будущий российский царь мечтал освободиться от бремени власти и жить тихой уединенной жизнью где-нибудь на берегах Рейна. Судьба распорядилась иначе, однако картина идиллического уединения, так живо нарисованная Пушкиным в "Деревне" не могла не отозваться в сердце императора.
  
   Я здесь, от суетных оков освобожденный,
   Учуся в Истине блаженство находить,
   Свободною душой Закон боготворить,
   Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
  
   Императора Александра совершенно не тревожил легкий политический пафос стихотворения. Наоборот. Идеи произведения были созвучны мыслям самого Александра Павловича. И даже последние строки стихотворения, где поэт прямо призывает царя к отмене крепостного права, тоже находят отклик у императора. Он хочет этого не меньше, чем Пушкин, но не все так просто..."Remerciez Pouchkine des nobles sentiments qui inspirent ses vers" ("Поблагодарите Пушкина за добрые чувства, вдохновляющие его стихи") - таков был вердикт императора, переданный через Васильчакова.
   Всегда прекрасно осознающий меру своей компетентности в том или ином вопросе, император, конечно же, не смог оценить ни слог, ни дарованье великого поэта, но он честно оценил то, что мог оценить - чувства, вдохновившие Пушкина на такое произведение.
   Итак, повторяю, Александр Павлович удивился бы, что я взялась разбирать его отношения с Пушкиным. Находясь в параллельном литературному пространстве, император не мог оценить значимости Пушкина для общества и для русской культуры. Пожалуй, его даже забавляло, что Аракчеев и Уваров так всерьез воспринимают все эти эпиграммы. Да нахально, да зло, но насколько они опасны? Вряд ли Александр Павлович считал Пушкина серьезной политической проблемой. Но вот для самого великого поэта его взаимоотношения с императором Александром имели значение. В апреле 1834 года в письме Наталье Николаевне Пушкин пишет: ""Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку, второй меня не жаловал, третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю, от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой, с моим тезкой я не ладил...". "С моим тезкой" - звучит почти по-дружески. За сухим сдержанным описанием своих отношений с императором Александром " второй меня не жаловал" стоит нечто большее. Пушкин написал " не жаловал". Но на самом деле здесь более искренне прозвучало бы " не ценил". Я думаю, это понимание было центральным в отношении великого поэта к императору Александру.
  В самом деле, чего только стоит "Воображаемый разговор с Александром I", который поэт начинает шуткой: "Когда б я был царь, то позвал бы Александра Пушкина и сказал ему: "Александр Сергеевич, вы прекрасно сочиняете стихи". Как говорится, в каждой шутке...Александру Сергеевичу действительно не хватало признания со стороны императора, как мы уже говорили "не ценил" Александр Павлович великого поэта, и Пушкина это задевало. В "воображаемом разговоре с Александром I" Пушкин в весьма изысканной форме высказал Александру много горьких упреков, и в то же время в этом произведении нельзя не заметить настойчивую необходимость объясниться с императором. Скажите, возникнет ли в вас настоятельная необходимость объясниться с кем-то, кого вы якобы презираете? Думаю, нет. Я далека от мысли считать, что Пушкин восхищался Александром Павловичем - слишком разными людьми они были, но, несмотря на всю субъективную и объективную критику, отношение Пушкина к императору Александру не было таким уж однозначным.
  Негативное отношение Пушкина к императору Александру было больше показным, наносным, если хотите, это была своеобразная поза. В том, как Пушкин вел себя по отношению к Александру, с самого начала просматривается много общего с поведением подростка в отношении к старшему брату или отцу - непонимание, стремление критиковать, делать все наперекор и в то же время глубоко скрытый интерес и даже привязанность. А вот императору Александру, по мнению Лотмана, даже в голову не могло придти объясняться с Пушкиным. Император был более чем на двадцать лет старше великого поэта. В то время, когда пылкий юноша Саша Пушкин только вступал в жизнь, Александр Первый уже устал от нее. В то время, когда лицеисты с горящими от восторга и зависти глазами провожали идущие на войну с Наполеоном полки. В 1836 году Пушкин писал:
  
   Вы помните: текла за ратью рать,
   Со старшими мы братьями прощались,
   И в сень наук с досадой возвращались.
   Завидуя тому, кто умирать
   Шел мимо нас...
  
  Император Александр снискал себе славу на той войне, где мальчишкой Пушкин мечтал воевать, и молодой поэт испытывал ревность к той героической эпохе, жалея, что опоздал родиться. Император же не опоздал. Пушкин раздраженно называл его славу "невольной", намекая на то, что сам Александр ничего не сделал для того, чтобы купаться в лучах этой славы. Вопрос этот, конечно, более чем спорный и в этой статье мы обсуждать его не будем. Нам важно только лишь одно - так думал и чувствовал юный Пушкин. На этом строился эмоциональный фон его отношения к Александру.
   А далее произошла эта отвратительная история со сплетней. Она роковым образом повлияла на всю дальнейшую жизнь Пушкина. Известный авантюрист и картежник Федор Толстой пустил по Петербургу гнусную сплетню о том, что поэт был секретно, по приказанию правительства высечен. Представить, что сделалось с психологическим состоянием Пушкина из-за этой сплетни...лучше не представлять. Юный, горячий, болезненно гордый Пушкин сходил сума. Ему казалось, что в глазах света он навсегда и безнадежно опозорен. Он всерьез думал о самоубийстве, и как альтернативном решении, между прочим, о цареубийстве, так как Александра он считал косвенным виновником случившегося ( Пушкин не знал, что сплетню пустил Федор Толстой). Чаадаев отговорил друга от самоубийства, представив логически верный довод, что самоубийство поэта сочли бы за подтверждение правдивости сплетни, ну а мысли о цареубийстве поэт откинул сам, да и не думал всерьез никогда Пушкин об этом, чтобы там не доказывали некоторые исследователи. "Гений и злодейство - две вещи несовместные". Это была внутренняя непоколебимая нравственная установка Пушкина.
  Мысли о цареубийстве это были мысли в состоянии аффекта. Тем не менее, и без того неуравновешенный характер Пушкина (Мережковский писал о Пушкине "ум его созрел гораздо раньше, чем его характер") после этой истории испортился совсем. Отныне его навязчивой мыслью становится доказать всем, что он не боится ни царя, ни правительства, его дерзкие поступки по отношению к Александру должны были доказать, что сплетня это всего лишь сплетня. Отныне, он тщательно следил, чтобы никто, не дай бог, не заподозрил его в верноподданичестве и лести. Это даже не предположение. Александр Сергеевич сам, более чем откровенно пишет об этом в своем более позднем письме императору Александру, которое правда не было отослано. "Необдуманные речи, сатирические стихи обратили на меня внимание в обществе, распространились сплетни, будто я был отвезен в тайную канцелярию и высечен. До меня позже всех дошли эти сплетни, сделавшиеся общим достоянием, я почувствовал себя опозоренным в общественном мнении, я впал в отчаяние...Я решил тогда вкладывать в свои речи и писания столько неприличия, столько дерзости, что власть вынуждена была бы наконец отнестись ко мне, как к преступнику; я надеялся на Сибирь или на крепость, как на средство к восстановлению чести."
   Владимир Соловьев писал в своей работе "Судьба Пушкина": "говорить о гонениях, которым будто бы подвергался наш поэт, можно только для красоты слога. Если несколько лет невольного, но привольного житья в Кишиневе, Одессе и собственном Михайловском - есть гонение и бедствие, то как же мы назовем бессрочное изгнание Данте из родины, тюрьму Камоэнса, объявленное сумасшествие Тасса, нищету Шиллера, остракизм Байрона, каторгу Достоевского и т.д.?" Нужно сказать, что того же мнения скорее всего придерживался и Александр Павлович. Сам бы он был совсем не против уединиться в каком -нибудь идиллическом месте и жить спокойно. Свободолюбивый Пушкин мучался необходимостью быть ограниченным хоть в чем-то, Александр Первый с юности знал: свобода- это иллюзия. Император считал, что Пушкин в Михайловском счастлив гораздо более чем он сам на российском престоле. С его точки зрения, наказания Пушкина были сугубо символическими. И наказания эти могли бы быть еще мягче, или их могло даже и не быть вовсе, если бы Пушкин в своих стихах не задевал личную трагедию и боль самого императора: вопрос об убийстве его отца (Павла Первого) Как отмечает Л. И. Вольперт, с юных лет Пушкина занимало участие Александра в событиях 11 марта 1801 года. В южной ссылке он весьма деятельно интересовался этим вопросом, беседуя с Тучковым, Болховским, графом Ланжероном.
  Вообще надо сказать, что я не разделяю мнение некоторых исследователей о том, что Пушкин якобы имел какую-то стройную систему политических взглядов. Его отношение к разным политическим вопросам было противоречиво и запутано. Во многих работах, посвященных Пушкину, можно встретить высказывания о том, что Пушкин ненавидел тиранию и деспотизм. И действительно, в своих стихах он нередко употребляет подобные термины и определения в негативном контексте. Он, например, называет Александра Павловича " кочующим деспотом" и тираном, однако при этом при всем восхищается образом Петра Великого, как примером почти идеального государя, но разве ж Петр Первый не был деспотом и тираном? По крайней мере, он заслуживает этого эпитета куда более справедливо, нежели Александр Павлович. И уж совсем непоследовательно выглядит отношение Пушкина к Николаю Павловичу. Александра он называл тираном без веских причин, Николаю же он прощает казнь декабристов... "Ах, обмануть меня не трудно...я сам обманываться рад". То, что Пушкин оказывается настолько сознательно слеп в отношении императора Николая, событие куда-более унизительное для него в глазах истории, чем сплетня о порке...Думается мне, что именно это унижение впоследствии Пушкин захотел смыть кровью. Роковая дуэль Пушкина - не что иное, как самоубийство великого поэта.
  
  p.s В 1834 году умирает Аракчеев, один из самых близких императору Александру людей, и Пушкин, всем сердцем презиравший Аракчеева, пишет о его смерти: ""Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться". О чем же хотел наговориться Пушкин с некогда всесильным временщиком? Или может быть - " о ком?"...Скорее всего, он хотел говорить с ним об Александре Павловиче, о той великой ушедшей эпохе, о неразгаданной тайне самого странного из русских царей.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"