Я не знаю, как вы читаете пьесы. Я, например, несмотря на всю свою любовь к драматургическому искусству тексты пьес читаю обычно холодно, аналитически. Я умом понимаю - вот это сильная пьеса, а эта так себе. Уже потом, когда я вижу пьесу на сцене, оживленную режиссерской задумкой, актерской игрой, декорациями, светом, музыкой - тогда я уже пропускаю пьесу через сердце, и обычно по-другому не получается. Исключениями всегда были пьесы Чехова и пьесы Коляды - они всегда живут еще какой-то своей, независимой от театра жизнью.
И пьеса Коляды "Всеобъемлюще" - это пьеса, которая западает в сердце сразу, самим текстом. Несколько раз смеялась вслух, что со мной обычно редко бывает, даже если я читаю действительно смешные вещи, и в конце пьесы плакала, вместе с героинями..над чем плакала? А я даже не знаю над чем, не передать и не пересказать...Это так ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕ...
Пьеса начинается с казалось бы затянутого и излишне детализированного авторского описания места действия. Чего уж проще было сказать: " полутемный репетиционный зал с кучей барахла"...разве не понятно? Любому, кто профессионально связан с театром, все это до боли знакомо и понятно...Но Коляда зачем-то заботливо и старательно выписывает этот вневременной, китчево-бутафорский, замшело-маскарадный интерьер...Потому что и не интерьер это вовсе. Это символ. Символ жизни этих отживших почти все старух - это все что было, есть и будет в их жизни, ничего больше - лишь этот полутемный репетиционный зал с обтрепавшейся позолотой прежних надежд, былых воспоминаний, фотографиями на стенах - массовка! Ведь каждый из нас в этой жизни играет главную роль...все остальные второстепенные персонажи и массовка, большинство людей проходит через нашу жизнь, оставляя о себе лишь ничего незначащий след...как лицо на выцветшей фотографии. Все искусственно здесь, в этой их театральной жизни, настоящие разве что похоронные венки, сваленные в углу...
И вот перед нами две героини. Вера Ивановна с брошью на темном платье, в накинутой на плечи ажурной сиреневой шали, и Нина Сергеевна, одетая по-спортивному, в брюках. Уже даже в этом описании угадываются черты характера будущих героинь, которые дальше раскрываются Колядой с удивительной психологичностью. Ничего в лоб. Все как-будто между прочим. Простой разговор, обычные женские перепалки, актерские склоки. Но перед нами ясные, живые характеры. Вера Ивановна - романтична, "изыскана, как мадригал", женственна, слегка лицемерна, тщеславана, не конфликтна, но за словом в карман не полезет. Кажется немного холодной, но как преображается она, когда вдруг вспоминает, как рота солдат рвала желтый и красный полиэтилен на осенние листья для театра, или рассказывает взахлеб, с молодым восторгом о каше листьев в темной ночи, которая темная только из-за туч, а на самом деле там далеко где-то небо светлое...и самолеты заглядывают в ее окна. Вера Ивановна сохранила всю свежесть восприятия молодости, когда красота поражает воображение, а не вызывает депрессивную ностальгию...
Нина Сергеевна - энергичная, злая, злопамятная, жесткая, и первоначально не вызывает сопереживания, не смотря на то, что она то как раз выступает в роли ущемленной - работала работала в театре, "пахала", а ее перевели в суфлеры. Нина Сергеевна старается потушить на корню все мечты и надежды Веры Ивановны, которыми та делится с "подругой", но постепенно становится ясным - вся колкость и жесткость Нины Сергеевны - защитная реакция, не более того. В жизни Нины Сергеевны было много разочарований, ей не нужны новые. Способна Нина Сергеевна и на большое чувство. Мельком проговаривается подруге, нехотя. Что была в ее жизни любовь. И от того, что Нина Сергеевна не рассказывает о ней подробно, не спешит поделиться с "подругой", ценность и настоящесть этого чувства только возрастает в глазах читателей (зрителей) и ясно становится - ничего не прошло, не прошло...
Вера Ивановна и Нина Сергеевна - обе неудавшиеся, нереализовавшиеся актрисы. Судьба была к ним жестока. Мы догадываемся, что, может быть, и формально судьба была и права. Догадываемся, что может быть бездарны были подруги, не получилось, не сложилось...Никогда не признаются они одна другой, что быть может ошиблись когда-то давно, связав жизнь с театром, ведь это признать, что жизнь прожита как бы зря. Но это все наши догадки, слишком добр Коляда, чтобы сказать об этом прямо. Не гвоорит он об этом. Трактовать можно и так и этак. Может быть были талантливы и не сложилось, а может были бездарны...не в этом сейчас дело, а дело в том, что теперь делать героиням со своей жизнью - полутемным репетиционным залом с кучей всякого барахла. И в этом героини расходятся. Вера Ивановна не хочет смириться с тем, что жизнь прошла зря. Вера Ивановна пишет пьесу, которую мечтает поставить и сыграть в ней главную роль....Самое главное для Веры Ивановны доказать себе и другим, что она что-то представляет из себя. Все ищет в себе какой-то нереализованный талант. Если не аткрисы, то драматурга.
Нина Сергеевна нарочито цинично обрывает на полумысли все мечты Веры Ивановны. Сначала высмеивает желание Веры Ивановны сыграть на старости лет в театре главную роль, затем высмеивает ее пьесу. И кажется, что делает это Нина Сергеевна из-за зависти, или злобности, но это не главный мотив Нины Сергеевны - главный мотив не дать Вере Ивановне загореться пустыми мечтами, очароваться, чтобы потом не было так больно разочаровавываться...Нина Сергеевна устала от разочарований, привыкнуть к ним невозможно, их можно только постараться избежать - не мечтая, не желая, состояние покоя и умиротворенности - вот о чем мечтает Нина Сергеевна и она не понимает, как Вера Ивановна до сих пор еще не поняла - для них все уже потеряно, навсегда, ничего не переменится...
Вера Ивановна где-то в глубине души и сама это прекрасно понимает, но это самое ощущение "всеобъемлющего" в восприятии мира мешает ей смириться с действительностью, зовет к чему то...не объяснить этого, не понять...это можно только почувствовать. И подруги чувствуют это...вместе...это чувство "всеобъемлющего" оно прекрасно, но оно означает...нет, не конец, еще не конец, но ИТОГ, неутешительный для обоих.
Но что-то светлое, доброе, до конца недосказанное в пьесе позволяет предположить, что все не так уж и безнадежно в жизни этих двух пожилых, уставших бороться, но не уставших чувствовать женщин...Может быть это слово "Весна", с которого собственно пьеса и начинается.