Комната Виолетты - обычная комната девочки-подростка. Плакаты, мягкие игрушки, ноутбук, гитара, плеер, наушники...Два кресла на расстоянии друг от друга. На одном из них сидит ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. На полу, рядом с другим креслом, расположилась ВИОЛЕТТА. Она сидит "по-турецки", разбросав вокруг себя множество листов с распечатанным текстом. На сцене также возведен верхний уровень - существенное возвышение со ступеньками и перилами. На верхнем уровне пока никого нет.
ВИОЛЕТТА. (читает) За окном круглело утреннее солнце...
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Никто так не говорит. Что это за слово такое "круглело?"
ВИОЛЕТТА. Сразу договоримся. Это мой роман. Пишу его я. Пишу так, как считаю нужным. Будете писать свой - напишите правильно...Хотя открою вам секрет - когда правильно, это никому неинтересно.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Между прочим, идею с романом я тебе подсказал.
ВИОЛЕТТА. Вы, Евгений Борисович, предложили мне вести дневник...Детский сад, какой-то.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Это проверенный психотерапевтический метод. Для того, чтобы тебе легче было разобраться в своих мыслях и чувствах.
ВИОЛЕТТА. Да. Поэтому я и буду писать, как мне вздумается. И даже, если я напишу, что солнце квадратело и прямоуголилось, я не желаю слышать ваших замечаний. Ясно?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Ясно. Только не кричи. Я не люблю, когда кричат.
ВИОЛЕТТА. Расскажите об этом своему психиатру.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. У меня нет психиатра.
ВИОЛЕТТА. Сапожник без сапог. Так вы слушаете, или нет?...За окном круглело утреннее солнце. Я только что открыла глаза, возвращаясь из своих странных снов. Мне всегда снятся странные сны. Потому что я сама странная.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Виолетта, нельзя говорить о себе, что ты странная.
ВИОЛЕТТА. Почему? Все говорят, что я странная, а я не могу?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Ты не можешь. То есть можешь, но это выглядит еще более странно. Понимаешь?
ВИОЛЕТТА. Наверное...Это, как, к примеру, стол. Я говорю, что это стол, и вы говорите, что это стол. И тут вдруг стол говорит - да, я стол. Правильно?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Ну... примерно.
ВИОЛЕТТА. Ладно. Не перебивайте. Так вот. Я такая странная, что мой психоаналитик посоветовал моим родителям не водить меня в школу, а организовать домашнее обучение. Теперь учителя ходят ко мне на дом. И психоаналитик ходит. Что? Что-то не так?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Это не я посоветовал...
ВИОЛЕТТА. Врать не надо. (продолжает читать) А началось все с того, что куда-то пропал мой друг Денис. Родители почему-то сказали мне, что Денис умер. Но я знаю, что Денис не умер.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Виолетта, твой друг умер. Почему ты не веришь своим родителям?
ВИОЛЕТТА. Я не только родителям не верю. Я вообще взрослым не верю. Они все время врут. Но дело не в этом. Я знаю, что Денис не умер. Я даже знаю, куда он подевался. Почему вы не спрашиваете - куда?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Я знаю куда. Он утонул в реке. Два месяца назад. А все остальное - твои фантазии. Чем скорее ты избавишься от них, тем лучше будет...
ВИОЛЕТТА. Да, да, да...Для кого?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Для всех.
ВИОЛЕТТА. Ничего не могу поделать. Денис не умер. Он сбежал.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Куда?
ВИОЛЕТТА. Тоже хотите сбежать?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Хорошо. Своим родителям ты не веришь. Отцу Дениса ты веришь? Или ты думаешь, он врет, когда говорит, что его сын умер?
Пауза.
ВИОЛЕТТА. Давайте читать дальше. (перебирает листы с текстом) Так, ладно. Начало пропустим. Это неинтересно. Вот глава о том, как мои странности окончательно задалбывают родителей. "Однажды мама сказала папе..."...
На верхнем уровне появляются МАМА и ПАПА.
МАМА. Вера Галактионовна порекомендовала мне хорошего детского психоаналитика. Я взяла его телефон. Надо будет пригласить его к нам.
ПАПА. Ну, если Вера Галактионовна...
ВИОЛЕТТА. (продолжает читать) Вера Галактионовна - это старшая подруга моей мамы. Они вместе раскладывают пасьянс на работе - это их сдружило. Еще они постоянно недовольны своим шефом. Это их сплотило. Однажды в первом классе учительница всех расспрашивала, кем работают их родители, чем занимаются. Я ответила, что моя мама работает на компьютере - раскладывает пасьянс. И еще она постоянно ругается со своим начальником. Каким-то образом мама узнала об этом моем ответе. Был жуткий скандал. Тогда-то я впервые и услышала имя Веры Галактионовны. Мама передала папе ее слова обо мне.
МАМА. Вера Галактионовна сказала, что Виолетта неадекватный ребенок. Она еще доставит нам много хлопот.
ВИОЛЕТТА. Вера Галактионовна оказалась правидицей. Именно не прОвидицей, а прАвидицей. То есть, она все время и во всем права. Это приводит моих родителей в восторг. По любому вопросу они консультируются с Верой Галактионовной, и ее авторитет в нашей семье непререкаем. Мы закупаем продукты в магазинах, одобренных Верой Галактионовной. В прошлом году поехали отдыхать только после того, как Вера Галактионовна одобрила наш маршрут. Я ужасно боюсь Веру Галактионовну. Мне кажется, что однажды, она где-нибудь найдет и приведет к нам в дом идеальную девочку и скажет родителям:
На верхний уровень выходит ВЕРА ГАЛАКТИОНОВНА, держа за руку ИДЕАЛЬНУЮ ДЕВОЧКУ.
ВЕРА ГАЛАКТИОНОВНА. Вот вам нормальный ребенок. А Виолетту сплавьте куда-нибудь. Да поскорее.
ВИОЛЕТТА. И мама скажет папе...
МАМА . Вот какую чудесную дочь порекомендовала нам Вера Галактионовна...
ВИОЛЕТТА. А папа разведет руками и ответит...
ПАПА. Ну, если Вера Галактионовна...(папа уходит)
ВИОЛЕТТА. Вы же видели Веру Галактионовну. Она похожа на фонарный столб - невероятно длинная, одетая во все серое и у нее очень маленькая голова. Однажды, она сидела у нас на кухне и пила с мамой кофе. Когда я зашла, Вера Галактионовна поднялась во весь свой рост, протянула мне конфету и сказала:
ВЕРА ГАЛАКТИОНОВНА. Кушай, девочка. Сладкое полезно для мозгов. (смеется)
Мама и Вера Галактионовна уходят.
ВИОЛЕТТА. А я сказала...Вы, наверное, в детстве тоже ели мало сладкого? Поэтому вы такая большая, а голова такая маленькая? Что тут началось. Вера Галактионовна рвала и метала. Мама пыталась ее успокоить, а меня поставили в угол. Лично я считаю, что я уже слишком взрослая для того, чтобы отбывать наказание в углу. Но мама считает по-другому, а если она что-то вбила себе в голову, то ее уже никак не переубедить. Нет. Вру. Вера Галактионовна ее может переубедить. Но она, разумеется, не стала этого делать. Самое дурацкое, что сама я так и не поняла, почему меня наказали. Позже вечером, я рассказала обо всем Дианке, моей старшей сестре.
На верхний уровень выходит ДИАНКА. Она похожа и на мальчика, и на девочку. Короткая стрижка, джинсы, футболка, гитара.
И спросила ее, почему же мама и Вера Галактионовна так разозлились. Тогда Дианка сказала...
ДИАНКА. Никогда не спрашивай, почему у взрослых так мало мозгов.
ВИОЛЕТТА. Этот урок я запомнила на всю жизнь. Ну, я так думаю, что на всю. Пока что помню, во всяком случае.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Ты любишь Дианку?
ВИОЛЕТТА. Нам некогда. У нее своих дел навалом, у меня своих. Родители иногда занудствуют. Просят Дианку, чтобы она со мной пообщалась.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. И что вы тогда делаете?
ВИОЛЕТТА. Не знаю. Дианка на гитаре играет.
Дианка бренчит на гитаре.
Или истории какие-нибудь рассказывает.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Какие истории?
ДИАНКА. В одном темном-темном замке жили вампиры. Жили себе, не тужили. По ночам ходили в ближайшую деревушку, пили кровь доверчивых селян. В общем, все было хорошо, пока в деревне не появился Мутный человек. У человека была мутная кровь. И любой вампир, выпивая ее, умирал. Все вампиры один за другим погибли из-за этого Мутного человека. Хотя Мутный человек в принципе и не был виноват. Просто у него была такая кровь, что тут поделаешь...
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. А дальше?
ВИОЛЕТТА. Это все.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Что значит - "все"? А мораль? Мутная какая-то история.
ВИОЛЕТТА. (пожимает плечами) Так и живем.
Дианка бренчит на гитаре.
Сеанс второй.
Комната Виолетты. Виолетта сидит на полу. Евгений Борисович посматривает на часы.
ВИОЛЕТТА. Как-то я подслушала разговор родителей.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Виолетта ты в курсе, что подслушивать нехорошо?
ВИОЛЕТТА. Вашим детям очень повезло.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. У меня нет детей.
ВИОЛЕТТА. Я и говорю - повезло. Я знаю, что подслушивать нехорошо. Мне приходится. А как еще, по-вашему, я могу узнать правду?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Надо просто поговорить с родителями. Прямо спросить.
ВИОЛЕТТА. Прямо.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Да.
На верхнем уровне появляются Мама и Папа.
ВИОЛЕТТА. Мама, отчего умер дядя Юра? (Евгению Борисовичу) Это папин брат.
МАМА. Сердце. А что?
ВИОЛЕТТА. Ничего. Просто спросила.
Мама и папа начинают шептаться. Виолетта жестом приглашает Евгения Борисовича прислушаться.
ПАПА. Почему она интересуется?
МАМА. А я по чем знаю? Твой свихнувшийся братец наркоман и после смерти не дает мне покоя.
ВИОЛЕТТА. Пожалуйста.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Родители тебя оберегают.
ВИОЛЕТТА. От чего?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. (смотрит на часы) Взрослые лучше знают.
ВИОЛЕТТА. Ваши часы стоят. Все время. На них всегда десять минут пятого.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Я знаю.
ВИОЛЕТТА. Зачем?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Меня это успокаивает.
ВИОЛЕТТА. Я не всегда подслушиваю. Только когда слышу, как родители шепчутся в спальне.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Подслушивать шепот родителей в спальне....не стоит.
ВИОЛЕТТА. Это не такой шепот.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Какой не такой?
ВИОЛЕТТА. Не такой как вы подумали. Это другой шепот. Такой встревоженный, энергичный. Будто бы они знают, что случилось что-то страшное, а мне не говорят. И мне становится очень страшно. Может быть, война или конец света? А я ничего не знаю. Мне ведь никто никогда не говорит правды. И я иду подслушивать. У меня нет другого выхода.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. И?
ВИОЛЕТТА. Что "и"?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Война, или конец света?
ВИОЛЕТТА. Нет. Пока.
Шепот. Сначала неразборчивый, но экспрессивный и тревожный. Потом слышно...
ПАПА. Я не могу так больше. Не- мо-гу!!!
МАМА. Тише! Дети услышат! Не ори!
ПАПА. Я тихо.
МАМА. Я сказала - не ори!
ПАПА. Я уволюсь, к чертям собачьим уволюсь! Шеф обматерил меня при моих подчиненных.
МАМА. Может быть, было за что?!
ПАПА. Ну, спасибо, тебе, жена. За поддержку, за хорошее мнение обо мне, спасибо!!
МАМА. Рот закрой.
Пауза.
ПАПА. И это не первый раз. Он постоянно меня унижает. Он на десять лет младше меня, а разговаривает со мной так, будто я школьник.
МАМА. Ты не школьник. Ты - лузер.
ПАПА. А мой шеф - не лузер.
МАМА. Не лузер.
ПАПА. Я уволюсь, я к чертям собачьм, уволюсь. Я не стану этого терпеть. Человек не должен этого терпеть!
МАМА. Прекрати истерику! Я тебе уволюсь. Я тебе так уволюсь, что мало не покажется! На что мы будем жить? Ты подумал?! У тебя две взрослые дочери, которые не хотят жить хуже других!
ПАПА. Но я не могу...
МАМА. Уволится он. И куда ты пойдешь?! Что ты умеешь? Кому ты нужен?!!
ПАПА. (тусклым голосом) Я мог бы попробовать.
МАМА. Раньше надо было пробовать. Когда тебе двадцать пять - вот тогда надо пробовать! А теперь не хрен пробовать! Мы с голоду подохнем, пока ты будешь пробовать!
ВИОЛЕТТА. Мама!
Пауза.
МАМА. Да...Что?
ВИОЛЕТТА. У вас там что-то происходит?
МАМА. У нас ничего. С чего ты взяла?
ВИОЛЕТТА. Мне показалось. Мне показалось - папа чем-то расстроен.
МАМА. Да. Папа расстроен немного. Но не волнуйся, ничего страшного. Папа просто хочет бросить курить. А у него никак не получается.
ВИОЛЕТТА. Правда, папа?
ПАПА. Да, да! Правда, доченька.
Пауза.
ВИОЛЕТТА. Вы уважаете своих родителей?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. У меня нет родителей.
ВИОЛЕТТА. У вас нет детей, нет родителей. Как вы вообще кому-то можете помочь?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. В книгах по психологии есть ответы на все вопросы. Этого достаточно.
ВИОЛЕТТА. Знаете, а вы чем-то похожи с Верой Галактионовной. Она тоже уверена, что знает ответы на все вопросы. А который час?
Евгений Борисович смотрит на часы, но понимает, что его подловили.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Виолетта, ты можешь не уважать родителей, но ты должна их любить и жалеть.
Звуки включенного телевизора. На верхнем уровне Мама и Папа смотрят телепередачу.
МАМА. Никогда я не понимала этих американцев, а ты?
ПАПА. Я тоже.
МАМА. У них у молодежи прямо навязчивая идея какая-то - жить отдельно от родителей. Нелепость какая-то.
ПАПА. Ну, типа независимость.
МАМА. Какая еще независимость? Представляю, что они там вытворяют без присмотра родителей. Это их СМИ зомбируют. Никогда не поверю, что нормальная девушка вместо родительского дома, где она живет на всем готовом, где все ее любят, где о ней заботятся, вдруг возьмет да и выберет жизнь в каком-то клоповнике. Еще и с соседями. Ни дать ни взять - коммуналка. Виолетта!
ВИОЛЕТТА. Да, мама!
МАМА. Ты ведь, когда вырастешь, захочешь жить с мамой и папой? Правда, лапулечка?!
Пауза.
ВИОЛЕТТА. Нет! На самом деле я сказала это тихо. Громко говорил телевизор, они ничего не слышали. Да мама и не ждала ответа. Это был риторический вопрос, понимаете?
Сеанс третий.
Комната Виолетты. Виолетта сидит неподвижно. Заходит Евгений Борисович с зонтиком.
ВИОЛЕТТА. На улице разве дождь?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Выгляни в окно.
ВИОЛЕТТА. Не хочу.
Евгений Борисович садится в кресло.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Моя соседка прикармливает собаку. Огромная, бездомная псина. Совершенно жуткая. Слюнявая пасть, красные глаза. Я не удивлюсь, если она больна бешенством. А, впрочем, все равно. Больна или не больна, но если она меня покусает, то придется делать уколы в любом случае. А она меня обязательно покусает. Я чувствую, как она на меня смотрит. Иногда даже рычит.
ВИОЛЕТТА. ( берет в руки рукопись романа) Ладно, давайте дальше читать.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Я даже в ясную, солнечную погоду теперь хожу с зонтиком.
ВИОЛЕТТА. Сейчас я вам прочитаю про нашего учителя литературы.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. В крайнем случае, я могу стукнуть собаку зонтиком. Если она вдруг на меня нападет. Победить ее мне не удастся. Она огромная, как собака Баскервилей. Но это поможет мне продержаться, пока на помощь не подоспеют люди.
ВИОЛЕТТА. Вас в детстве покусала собака?
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Нет, но мне часто снятся сны, что меня кусает собака.
ВИОЛЕТТА. Это не считается.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Так значит учитель литературы...Дальше.
ВИОЛЕТТА. А я думала - вы меня не слушаете.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Я умею думать о своем и слушать кого-то. Одновременно. Это профессиональное.
ВИОЛЕТТА. Вы снова о себе.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Извини.
ВИОЛЕТТА. (читает) Дмитрий Владимирович - это наш учитель литературы. Он высокий, красивый. У него такие широкие плечи и узкие джинсы. Он всем девочкам в нашем классе ужасно нравится, а мальчикам наоборот - не.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Что еще за "не"?
ВИОЛЕТТА. Не нравится, в смысле.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Так и пиши - "а мальчикам наоборот не нравится".
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Ладно, бог с тобой. Пиши, как хочешь. Пусть над тобой смеются.
ВИОЛЕТТА. Пусть. Я не боюсь, когда смеются. Я боюсь, когда НЕ... Так вот. У Дмитрия Владимировича есть кличка. Эллочка-людоедка. Только вы не подумайте, со словарным запасом у него все в порядке. Просто у него есть несколько фраз, которые он постоянно повторяет. Ну, просто постоянно.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Например.
На верхний уровень выходит ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.
ВИОЛЕТТА. Дмитрий Владимирович, я забыла записать домашнее задание. Вы не могли бы повторить?
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. За все в этой жизни, детка, надо платить.
ВИОЛЕТТА. А у меня по этому поводу другое мнение.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Что это такое и с чем это едят?
ВИОЛЕТТА. Мне сегодня понравился наш урок.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Я балдю.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Он что?
ВИОЛЕТТА. Балдит...Впрочем, это наверное не склоняется. Дмитрий Владимирович, а почему бы вам не организовать литературный кружок?
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. За все в этой жизни, детка, надо платить.
ВИОЛЕТТА. Я не смогла сделать домашнее задание. У меня болела голова.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Что это такое и с чем это едят?
ВИОЛЕТТА. Дмитрий Владимирович, а вам нравится Сэлинджер?
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Я балдю.
ВИОЛЕТТА. Дмитрий Владимирович...
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Да, да. Я все понял. Я понял.
Пауза.
ВИОЛЕТТА. Но на уроках он вполне нормально разговаривает. Рассказывает интересно. А потом он пытается все объяснить. По-своему. И тогда мне не нравится.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. В смысле?
ВИОЛЕТТА. На внеклассном чтении мы изучали Сэлинджера. Не "Над пропастью во ржи", а какой-то небольшой рассказ. Я не помню точно, как он называется. Что-то вроде "Идеальный день рыбки-бананки". Там одна девушка замужем за очень странным парнем, и обсуждает это со своей матерью по телефону. То есть, мать ей как раз и вдалбливает в голову - типа твой муж странный, берегись, я за тебя боюсь, но дочка ее не слушает, или не хочет слушать. Короче, ей нравится красить ногти и думать, что все хорошо. А муж ее, тем временем, на пляже общается с какой-то маленькой - премаленькой девочкой. Они болтают, и парень рассказывает девочке что-то вроде сказки, только очень странной сказки. Мол, живут в море некие рыбки-бананки. У них очень грустная жизнь. Они плавают себе, такие милые, хорошие, но потом заплывают в пещеру, где много-много бананов и начинают вести себя, как свиньи. Они обжираются этими бананами так, что бананы аж из ушей торчат, или что там у рыб есть вместо ушей. Рыбы раздуваются от этих бананов до такой степени, что не могут потом вылезти из пещеры. Остаются в этой пещере и умирают.
ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Нет, я не читал.
ВИОЛЕТТА. Неважно. Я вам почти все рассказала. А в самом конце этот странный парень возвращается в номер гостиницы, где они остановились со своей женой и стреляется. Хороший такой рассказ. Мне очень понравился. А Дмитрий Владимирович говорит.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Кто из вас как понял, в чем смысл рассказа?
ВИОЛЕТТА. Никто, конечно, кроме меня руки не поднял. Потому что все были заняты своими делами. Валик с Костиком в карты играли на задней парте, Алена с Илоной женский журнал какой-то листали. Юлька математику на следующий урок решала. Она домашку дома не сделала. Остальные проспали почти весь рассказ, проснувшись только, когда этот парень уже застрелился.
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Пожалуйста, Виолетта, отвечай.
ВИОЛЕТТА. Мне кажется, рыбки-бананки - это как бы люди. Когда они еще дети - они радостны и прекрасны. А потом они взрослеют. И начинают жрать эти бананы в пещере. Бананы в пещере - это вранье, которым взрослые напихиваются по самые уши. Так, что уже никогда не становятся такими, как прежде.