Аннотация: финалист конкурса современной пьесы "Безумие"
ГРЁЗЫ АГАТЫ
Пьеса-фантазия в одном действии
Действующие лица:
Эдгар - писатель
Агата - домработница писателя
Глюк - друг писателя, немолодой и очень некрасивый человек.
Во всех остальных ролях заняты те же актеры.
ВМЕСТО ПРОЛОГА
Грёзы. Мечты ни о чем. Пустые фантазии. Сны наяву... Ядовитыми цветами распускаются они в воображении творца, чтобы всего на час вообразил он себя Богом, создал Нечто и через мгновенье возненавидел...И еще воспаленными от прежних видений глазами он пытает новые, пока безымянные дали. Он не живет - он грезит...До подлинного безумия, до бесконечного отвращения к убогой реальности, которая жестоко мстит избранным счастливцам просто тем, что она существует...
ДЕЙСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ
Совершенная темнота, если, конечно, в этом мире есть что-нибудь совершенное. Но, может быть, это не этот мир...Тихая сказочная музыка: скрипки, колокольчики. В такт волшебной мелодии в темноте начинают мигать огоньки - маленькие и большие. Чем громче становится музыка, тем огоньков больше. В глубине сцены тоненькая, почти нереальная фигурка девушки танцует, окутанная белой прозрачной тканью. Фантастическая светомузыкальная феерия достигает апогея...
Потусторонний голос. Агата!
Танцующая девушка замирает, музыка играет тише .Потусторонний голос становится реальным. Хуже того - ОБЫЧНЫМ.
Агата! Я к тебе обращаюсь!
ЖЕСТОКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Сказочная феерия резко заканчивается. Сцену заливает яркий будничный свет. Обстановка комнаты, совмещающей в себе и гостиную и рабочий кабинет писателя. Письменный стол с печатной машинкой и кипой бумаг. Возле стола корзина для мусора - набита измятыми листами - плодами творческих мук писателя. Что еще? Диван, покрытый клетчатым пледом (плед по размерам гораздо меньше, чем диван). Большое окно и лестница на второй этаж...Остальное - по вкусу.
В центре комнаты стоит Агата и щурится на яркий свет. В ней с трудом можно узнать эльфоподобную танцовщицу, что пленяла нас минуту назад. Всклоченные волосы, неопрятный, рваный халат. И главное - иная пластика: резкая, не женственная, не грациозная . В руках она судорожно комкает какую-то белую тряпку. Эдгар (потусторонний и реальный голос принадлежали именно ему), качая головой, кричит Агате прямо в ухо.
Эдгар. А-ГА-ТА!
Агату вопреки ожиданиям этот крик не пугает. Медленно она выходит из состояния полутранса, оглядывается по сторонам, натыкается взглядом на Эдгара и горько вздыхает.
Агата. О-ох.
Эдгар. ( с притворным сочувствием) Устала?
Агата. Что?
Эдгар. Столбом стоять.
Агата. Ой, извините, господин писатель.
Эдгар. Эдгар. Я же просил говорить -- "господин Эдгар". Я же не называю тебя "госпожа домработница".
Агата. Как прикажите...
Эдгар. (передразнивает) " Как прикажете". Можешь просто сказать: "Хорошо"?
Агата. Могу.
Эдгар. Умница.
Агата. (счастливо) Кто, я?!
Эдгар. О господи!... Что это у тебя? (кивает на белую тряпку в руках Агаты)
Агата. (все еще счастливо) Простынь!
Эдгар. Чья?
Агата. Ваша.
Эдгар. Ну и что ты ее комкаешь?
Агата. (виновато) Прожгла.
Разворачивает простынь. По центру простыни - огромная дыра.
Эдгар. ( сквозь зубы) Бесподобно!
Агата. Я зашью.
Эдгар. Безрукая идиотка! Пошла вон!
Агата. Как прикажете.
Убегает, плача...
Эдгар Стой!
Агата останавливается
Куда пустая побежала? Захвати корзину для бумаг.
Агата понуро возвращается за корзиной, берет ее, идет выбрасывать. В дверях сталкивается с Глюком.
Глюк Боже мой, сколько макулатуры!
Эдгар (с пафосом) Здравствуй, Глюк! Это не макулатура, это полгода кропотливого труда и самопожертвований!
Глюк Знаю я твои жертвы - бабы и водка...(берет за плечи Агату) Агата, ты плакала?
Эдгар (морщась) Глюк, я тебя умоляю! Агата, ну что ты застыла? ( Глюку) Это ее любимое состояние. ( Агате) Пошла и вынесла корзину, живо!
Агата уходит. Глюк задумчиво смотрит ей вслед.
Эдгар ( залымавая руки) Господи, ну почему я не какое-нибудь серое ничтожество, вроде этой...Агаты? Мне бы ничего не было нужно. Хорошая швабра, сковородка "Тефаль", порошок "Тайд" и ласковое слово довольного хозяина.
Глюк (проходит и садится на диван) Гм. Ласковое слово?
Эдгар Почему я не один из этих бездарных графоманов, романы которых десятками выпускают узколобые издатели? Тогда мне не нужно было бы вдохновения, чтобы писать. Я составил бы себе расписание. И четко, как робот-идиот придерживался бы его. Завтрак. После завтрака - работа над романом. Обед. После обеда -- работа над романом.
Глюк Кстати, было бы неплохо.
Эдгар ( не слушая) И все. За три месяца роман готов. Он был бы сырым и недосоленым, как жаркое Агаты, но, знаешь, Глюк, я заметил, у издателей крепкие желудки. Хавают и такое. А вот что-то более тонкое, оригинальное...Тут их пищеварение не срабатывает.
Глюк Твой роман завернули?
Эдгар ( смотрит на Глюка, как на умалишенного) Я тебе о чем толкую! Да ты, видно, меня не слушаешь. Я не могу ничего написать. У меня нет вдохновения. Нет. Кончилось. Все мое вдохновение в мусорной корзине...
Заходит Агата с пустой корзиной
Она! Она выбросила мое вдохновение на помойку!
Глюк Эдгар, ты запугал Агату. Прекрати. К тому же, вся эта кипа бумаг...Что за архаизм в наше время - писателю работать на машинке. Купи себе компьютер. Пиши, уничтожай, и никаких тебе корзин с мусором. Очень облегчает участь домработниц.
Эдгар Компьютер! Этот светящийся экран! Мелькание курсора! Нет, это я тебе скажу не для слабонервных! И текст! Текст выглядит совершенно иначе! Как неживой!
Глюк И ты, думаешь, дело в компьютере?
Эдгар Хочешь сказать, дело во мне?! Агата, да не стой ты столбом. Живо на кухню. Сделай нам кофе. (вслед Агате) Да руки вымой сначала! (Глюку) Больше никогда не делай этого, Глюк. Никогда не критикуй меня в присутствии прислуги.
Глюк Извини. Я думал - у этой прислуги твой авторитет непоколебим.
Эдгар ( самодовольно) В общем да.
Глюк Да! Совсем забыл, зачем пришел. Ты знаешь, что сестрица моя сегодня прилетает?
Эдгар Юлия?! Сегодня?! Да откуда же я мог об этом знать? Господи! Надо ее встретить. Когда ее самолет? Что же ты молчал, идиот?
Глюк Да не дергайся ты, успеешь. Самолет через час.
Эдгар Нет, я тебе поражаюсь! Успеешь! Уже через час! Мы давно должны быть в аэропорту! А вдруг самолет прилетит раньше?
Глюк Такого не бывает, Эдгар. Самолет может опоздать. Самолет может совсем не прилететь.
Эдгар ( собираясь) Типун тебе на язык.
Глюк Но прилететь раньше? Такого еще не бывало.
Эдгар Ну, я готов. Идем.
Глюк Нет. Ты должен быть в аэропорту один. Мы вас здесь подождем.
Эдгар Кто это мы?
Глюк Я и Агата.
Эдгар (равнодушно) Аааа...
Глюк ( многозначительно) Юлия сказала, чтобы в аэропорт ты приехал один.
Эдгар Боже мой. Она согласна? Неужели она согласна?!
Заходит Агата. Она принесла кофе.
Глюк К сожалению, да.
Эдгар ( не замечая иронии) Цветы! Я еще должен купить ей цветы! Все. Я убегаю. Мне некогда!
Эдгар убегает
Агата. Куда это он? И кому нужно купить цветы?
Глюк Моей сестре. Юлии. Сегодня она прилетает из Парижа. О! Кофе...
Агата не двигается с места. Глюку приходится подойти и самому взять кофе с подноса.
Агата. Она красивая?
Глюк Безумно...
Агата Я вам не верю.
Глюк Почему?
Агата Она же ваша сестра.
Глюк ( откашливается, не зная как отреагировать на подобную бестактность)Тем не менее она красавица.
Агата. ( с надеждой) Тогда, наверное, она злая.
Глюк ( усмехаясь) Ну, она, конечно, не Белоснежка...Но она добрая. Да. Добрая.
Агата. Так не бывает! И красивая, и добрая. Так не должно быть!
Глюк Почему не бывает, Агата? Это реальность.
Агата Это жестокая реальность.
Глюк ( печально) Или неправильная сказка.
Агата Мне сегодня утром кошка дорогу перебежала.
Глюк Черная?
Агата Нет. Белая. У меня даже сердце похолодело!
Глюк Белая не считается.
Агата Нет. Белая еще страшней. Вы же сами сказали: жизнь - это неправильная сказка.
Глюк Агата
Агата ( не слушая его) Он умный, образованный, талантливый...Ну почему ему не улыбнется удача?
Глюк (иронично) Талант, говоришь? Что-то не соображу, о ком это ты?
Агата Вы не любите своего друга. Это не хорошо.
Глюк Это с какой стороны посмотреть...
Агата Мы с вами могли бы помочь Эдгару.
Глюк Каким образом?
Агата Эдгар - очень, очень талантливый. Он так красиво пишет. Он так умеет сказать Но...
Глюк Сказать ему не о чем. Я знаю. Кроме того, он до безобразия ленив.
Агата ( сначала энергично качает головой, не соглашаясь с Глюком. Потом, вздохнув) Да. Вы правы.
Глюк Вот видишь...
Агата ( кричит) Но я! Я знаю, о чем сказать!
Тихо играют попеременно гитара и флейта. Один и тот же мотив. Освещение в комнате меняется. Становится серебристым, мерцающим. Затемнение.
ГРЕЗА ПЕРВАЯ
Действующие лица
Пожилой капитан (Глюк)
Художник ( Эдгар)
Сирена (Агата)
Молодой капитан ( Глюк)
Палуба корабля. Тихий плеск волн, вскрики чаек. За штурвалом - Пожилой капитан. Рядом - молодой Художник с мольбертом. Рисует.
Пожилой капитан Вы хотите нарисовать море?
Художник Я хочу нарисовать его душу.
Пожилой капитан Это стихия, господин художник. Бездушная, холодная и жестокая. Все остальное - лишь фантазии...
Художник Но ведь вы любите море?
Пожилой капитан Как любят красивую бессердечную женщину - без взаимности.
Художник Даже у бессердечной женщины есть душа.
Пожилой капитан Своей души у такой женщины нет.
Художник Не понимаю.
Пожилой капитан Только чужие души. Она забирает души, влюбленных в нее мужчин. Также и море. Оно владеет душами моряков. И они не могут жить без него...Но своей души у моря нет.
Художник Это так странно...
Пожилой капитан Что странно?
Художник Я сейчас взглянул на море совершенно другими глазами. Хотя, оно спокойно и тихо...Но мне стало жутко. Наверное, от ваших слов.
Пожилой капитан Не берите в голову, господин художник. У вас слишком впечатлительная натура. Есть вещи, над которыми нельзя задумываться. Их надо принимать как данность.
Художник Но ведь думается...
Пожилой капитан Поэтому художники, поэты и философы никогда не бывают счастливы.
Художник Я - счастлив.
Пожилой капитан Вы еще молоды. Молодость - сама по себе - счастье. А вот когда она проходит...
Художник Вы тоже много думаете, капитан.
Пожилой капитан Это не я думаю. Это море нашептывает мне эти мысли.
Пауза. Ветер дует сильнее и тревожнее.
Художник Мне кажется, я тоже слышу.
Пожилой капитан Конечно, вы же хотите.
Художник Не знаю... Я не знаю, хочу ли я...
Пожилой капитан Тогда закройте уши и глаза. И через минуту все пройдет.
Художник закрывает уши и глаза. На мгновение становится темно. Потом свет снова включается, но уже не яркий, а мертвенно-бледный, потусторонний. Ветер шумит сильнее. Художник открывает глаза. За штурвалом нет капитана. На борту корабля сидит красивая девушка в длинном, цвета морской волны платье. На голове - водоросли. Это Сирена.
Художник Что случилось? Где капитан?!
Сирена небрежно машет рукой в сторону моря. Художник бросается к борту и смотрит вниз.
Что это значит? Я не понимаю!
Сирена Не кричите. Это я должна оглушать вас своими криками, а не наоборот.
Художник Кто вы?
Сирена Морская сирена. Слышали?
Художник Глупый розыгрыш. Где капитан?
Сирена А скажите, от чего вы больше расстроитесь? От того, что вам жаль капитана, или от того, что теперь некому управлять кораблем?
Художник ( хватает Сирену за руку) Что с капитаном?!!
Сирена (выдергивает руку) Для художника вы слишком агрессивны.
Художник А для сирены вы слишком материальны.
Сирена Почему я должна напоминать эфирное существо? Я так же реальна как вы, или вот этот корабль (стучит по деревянным поручням)
Художник Бред...
Сирена Даже более реальна. Ведь корабль сейчас есть, а через несколько минут его уже не будет. Да и вы тоже...существо, ограниченное во времени.
Художник Где капитан?!!
Сирена Нет. Меня обманули. Признайтесь, вы не художник. Вы - следователь.
Художник Я не шучу.
Сирена Правильно делаете. У меня нет чувства юмора. (болтает ногами) Ну хорошо. Если вы настаиваете, я скажу, что случилось с капитаном.
Художник Настаиваю.
Сирена Его смыло волной за борт.
Художник (растеряно). Это правда? Что же теперь делать?
Сирена А что, вам со мной скучно?
Художник С вами мне страшно.
Сирена Если бы я была врачом, психиатром, я бы сочла вас интересным собеседником, наверное...Но как женщина скажу вам следующее. Вы ведете себя не по-мужски.
Художник Вы не женщина. Вы мифическое существо. А я не мужчина. Я - художник.
Сирена Да. Да. Вы еще, кажется, хотели написать картину? Море...
Художник Душу моря...
Сирена Ну так рисуйте, пишите. Или как там у вас это называется?
Художник Творить. У нас это называется творить. Но...
Сирена Что, но?
Художник Да ведь корабль неуправляем.
Сирена Потому я здесь. Все будет в порядке. Пока я этого хочу. Но если меня разозлить...На море поднимется жуткий шторм. Волны-небоскребы...Просто невероятная сокрушительная сила. Вы представить себе не можете. Это как конец света.
Художник О господи!
Сирена Творить. У нас это называется творить.
Художник ( становится к мольберту и рисует) Может, мне и вас нарисовать?
Сирена Не надо отвлекаться. Пишите.
Некоторое время ходит молча.
И что это вам на берегу не сидится? С берега все прекрасно видно. И море, и чайки. Корабли проплывают. Опять же, дельфины резвятся...
Художник А при чем здесь дельфины?
Сирена (назидательно) Красиво. Романтично.
Художник Нет. Я дельфинов не люблю.
Сирена Почему?
Художник А они всегда и всем довольны. Так мне кажется.
Сирена Ну конечно, быть довольным своей жизнью - это как-то не по-людски.
Художник Зачем вы так? Вы же переворачиваете мои слова. Я хотел сказать совсем не то.
Сирена Именно...
Подходит к картине и смотрит
Что это?
Художник Море
Сирена Почему оно такого странного цвета?
Художник Цвета выжженной травы. Я его таким вижу.
Сирена А это что?
Художник Это волны. Гребни волн.
Сирена Какие-то они странные.
Художник Потому что я придал им необычную форму. В этих белоснежных причудливых брызгах я вижу души погибших моряков.
Сирена А души погибших художников вы там случайно не разглядели?
Художник Это угроза?
Сирена Предупреждение. Рисуйте то, что видят все, а не то, что видите вы.
Художник Видение художника особенное. В этом и заключается его ценность.
Сирена Только не надо мне рассказывать, что вместо этих волн вам мерещатся погибшие моряки. У вас ведь не белая горячка. Не галлюцинации. Значит, это - ложь. То, что вы рисуете.
Художник Это не ложь. Это художественная правда. Я верю в это.
Сирена Какие же вы все-таки люди странные. Почему вы считаете, что то, во что вы верите и есть реальность? Разве вы не замечали? Реально, как правило то, во что верить никак не хочется...Не хочет человек верить, что он смертен, но это реальность. Не хочет человек верить, что бездарен...Но и это самая, что ни на есть жестокая реальность.
Художник Про бездарность, как я понимаю, это про меня.
Сирена И про смертность человека тоже.
Художник Вы мне угрожаете?
Сирена Пока нет. Пока я пытаюсь с вами договориться.
Художник Договориться о чем?
Сирена Давайте так. Вы рисуете так, как мне нравится, а я даю вам очень много денег. И если я говорю - много денег. Это не художественная правда. Это настоящая правда. И все.
Художник Нет.
Сирена Что - нет?
Художник В смысле - никогда.
Сирена Никогда...Всегда...Это сотни миллиарды лет. Вы столько проживете?
Художник Не придирайтесь к словам. Я хотел сказать - никогда в жизни.
Сирена А знаете что? Я устала. Вы говорите одно, думаете другое...Видите одно, рисуете другое...Ваша голова забита чужими мыслями, которые вы принимаете и выдаете за свои...
Художник О чем это вы?
Сирена Вот вам кто-то внушил, что истинный художник не продается...
Художник Но это так и есть.
Сирена Бездарности придумали это. Чтобы оправдать свои неудачи.
Художник Вы сами говорили, что я бездарен.
Сирена Я говорила неправду. Я просто злилась.
Художник Почему?
Сирена Вы помните, что вам говорил капитан? Есть вещи, о которых не стоит думать. Так вот. Есть вещи, которые не следует отображать на холсте.
Художник Почему?
Сирена (взрываясь) Да потому! Это тайное, сокровенное. Это не для человека.
Художник А для кого? Для кого тогда все это? Или для чего...
Сирена (хмурясь) Для жизни.
Художник (задумчиво) Может быть, может быть...
Сирена Так вы согласны?
Художник Что, продаться?
Сирена Зачем так грубо? Выполнить просьбу дамы за деньги.