Литера Турщина : другие произведения.

Звучит тревожная музыка... или попытка диалога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Довольно часто нам кажется, что мы знаем больше и настаиваем на своем. И вроде бы из лучших побуждений. А на самом деле?

  (Мини-пьеса, в которой одно-единственное действие и несколько неважных сцен)
  
  Сцена 1.
  Женщина сидит за столом напротив Вас или какого-нибудь слушателя. Я не знаю сколько ей лет. Может быть 40? Ее руки сложены в замок на столе, волосы распущены. Одета она по-домашнему, просто. И вся ее поза говорит о том, что Ваш визит к ней - это приятная и уютная пауза в череде разных дел и забот. В кадре только она, ее лицо, плечи и руки. Ощущение будто Вы пришли взять интервью.
  
  Женщина: Помните старые советские фильмы? Черно-белые шпионы и русские герои-разведчики. Или не так. Кто там на экране?...фашисты или свои? Своих всегда было видно по развернутым плечам, широкой улыбке, и четкой речи. В них была стать, чего не скажешь о вражеском корпусе - сутулые, глазки бегают, грудь впалая. Все чего-то суетиться, все хочет навредить нашему честному и стойкому. И смотришь на это действо и понимаешь - возмущен! Как тщетны его жалкие попытки против советских людей и как он обречен без славной страны Советов!
  
   Мы с замиранием сердца следили за историей хороших и плохих парней. Мы видели подлинную дружбу и настоящее предательство. И все здесь было понятно - вот 'наш', а вот 'не наш'. А когда у зрителей появлялись сомнения, то режиссер немедленно сгущал тучи в кадре. Буквально. Это был как сигнал SOS и подтверждение того, что тревога ваша, уважаемый, небезосновательна! Или наступали сумерки, лил дождь, дул ветер и веяло холодом. Весь план непогоды сопровождался музыкой, которая тоже настраивала зрителя на дурное и напряжение возрастало. Для пущего убеждения на экране появлялись титры: 'звучит тревожная музыка'. В этот момент мои опасения за судьбы героев оправдывались и я уже точно знала - быть беде! Становилось жутковато, даже если был отключен звук и передо мной была вполне мирная картинка - подумаешь, непроглядная темень и прочее... Возможно просто ночь, но эта строчка...Эта строчка, лишенная музыки, становилась предвестием моей порции волнения, сопереживания и вовлеченности в сюжет. В сюжет, в котором все стоит на своих местах и добро всегда побеждает зло. Отчего же тогда тревога?
  
  Сцена 2, в которой больше автора, чем героев.
  
  Старый полузаброшенный кинозал. Небольшая сцена с экраном. На этой сцене стоит человек, его голова повернута в сторону экрана. Включен свет, зрители уже покинули свои места и понятно, что их было немного. По экрану скользнул последний киноблик из операторской будки. Человек поворачивает голову в сторону пустого и равнодушного зала:
  
  Автор: - Отчего же тогда тревога?
  
  Автор спрыгивает с подмостков и направляется к выходу. Проходя мимо рядов, он как бы представляет себе зрителей и их эмоции. Воображение увлекает его и образы становятся все более явными. Особое внимание занимает небольшая воображаемая компания. Они чем-то напоминают героев советских фильмов - широкие улбыки и ясные взоры. Где-то вдали начинают звучать тоскливые и протяжные ноты. Это его останавливает. У выхода он разворачивается в сторону зала:
  
  Автор: - Фильм кончился. Отчего эта тревога? (Пауза). Погода могла быть и лучше, наверное, она навевает хандру. В жизни все сложнее. Заботы и сомнения. В доме, в семье, в которой все дороги так много непонимания. Для нас важно видеть своих близких успешными. Нас гложат их одиночество и их неудачи, словно эти промахи подчеркивают собственную несостоятельность и говорят нам: не все так просто и все закономерно. Сейчас ты чуть-чуть впереди, но смотри - одно поражение и ты снова отстал. И какая появляется сила и надежда, если кто-то из твоей семьи имеет добрую жену, детей, интересную работу. Здоров и самодостаточен. Обычное человеческое счастье, пусть не свое, чужое, но никакие томительно-плаксивые звуки не способны омрачить твое существование, потому что знаешь, что и ты тоже можешь! (Возвращается снова в зал. На белом экране горят титры 'звучит тревожная музыка'). Поворачиваясь лицом в камеру:
  Автор: - Она по-прежнему звучит во мне, этот зауныв, потому что среди вполне беззаботных и счастливых людей есть один человек, который несчастлив.
  
  Сцена 3, в котором больше героев, чем автора.
  
  Гаснет свет. На экране загорается название фильма - 'Попытка диалога'. Автор сидит один в зале.
  Фильм начинается. В комнате двое. Мужчина и женщина. Они могут быть кто угодно - брат и сестра, близкие родственники, мать и сын, и т.д. Женщина занимается хозяйством, но ее действия неточны. Видно, что она чем-то обеспокоена. Мужчина смотрит в окно. Их лица узнаваемы. Возможно они были в компании, которую воображал автор. Не решаясь сказать громко и как бы про себя:
  
  Женщина: - Как же тебе помочь? Как, если ты сам этого не хочешь?
  (Голос становится громче). Женщина продолжает, но так будто она одна и больше никого нет:
  Женщина: - Как показать тебе, что у нас вот такая жизнь - со своими глупостями, неправильностями, и что ты в этой нашей нелепой жизни - главный человек. Почему ты всегда смотришь в сторону? Твой взгляд где-то блуждает. Ты считаешь, что здесь не твоя жизнь, а твоя - где-то в другом месте, в другой стране, с другими людьми, с которыми тебе все более ясно и понятно? Может оттого, что мы постоянно тебя упрекаем в этом отсутствии тебя в нашей жизни?
  Теперь уже обращаясь явно к мужчине:
  Женщина: - Нет не прямо, конечно, но ты -интуитивный и тебе не надо говорить прямо. Или мне просто кажется, что ты интуитивный? (Пауза).
  Садится тяжело на стул, прродолжает:
  Женщина: - Я полагаю, что знаю тебя и верю, что тебе нужна жизнь рядом с нами, потому что, кто может быть искренней, чем твои близкие. Но я совсем не понимаю, отчего тебе с нами плохо. Допустим мы видим тебя не в лучшее время, допустим мы не видели тебя, когда ты был успешен, щедр, открыт, силен, энергичен и что с того? Мы так ждем, что ты нам это покажешь! Может от этого тебе с нами трудно, потому что мы этого ждем?
  
   Автор (отворачиваясь от экрана и шопотом): - Конечно, этот монолог звучит неестественно, он выдуманный. Она обычно ему всего этого не говорит. Не решается. А может быть надо иначе?
  
   Женщина: - Ты не мог бы нам помочь? Нет, не притворяться и не демонстрировать нам то, что мы хотим видеть, а просто принять нашу реальность, прочувствовать ее всем сердцем и не отворачиваться от нее. Вернее не закрываться от нас. Я знаю, что ты будешь строить свою жизнь иначе, ты не станешь говорить своей любимой девушке то, что слышал здесь и отчего тебе было неуютно. Ты будешь заботиться о своей семье так, как ты заботишься о нас и даже лучше. У тебя есть все шансы стать лучшим мужем и отцом, потому что ты хороший сын и брат!
   Мужчина никак не учавствует в разговоре. Похоже, что он не слышит или думает, что его это мало касается. Он спокойно отходит от окна, садится в кресло и перелистывает что-то.
  
   Женщина (снова как будто про себя): Но отчего же другие люди, в конце концов, остаются вдали от тебя? Ты шагал всегда один и только, когда останавливался, понимал, что был с кем-то. Немного задерживался и проходил мимо. Не менял своей дороги и не замечал тех, что когда-то стояли рядом, а теперь растерянно смотрят тебе вслед. Случайные попутчики, а точнее - перепутчики, плелись дальше, так словно забыли куда они направлялись, недоумевая: почему они по-прежнему одиноки, почему ты одинок и почему не лучше когда вместе. Так ты прошел мимо несовершенных людей, но тех, которые искренне любили тебя, и в этой своей любви были почти идеальны. Ну, конечно, ты можешь сказать, что сердцу не прикажешь и т.д., но ты не можешь ответить на вопрос:
   - Откуда столько маеты в твоем сердце?
   Пауза. И снова тишина. Женщина понимает, что такой диалог ни к чему не приведет.
   Женщина (меняя интонацию, голос становится более звонким и бодрым):- А знаешь, наверное, очень нудно отвечать на вопросы, которые тебе надоели самому. Хочешь я тебя рассмешу? Я сегодня хотела отправить свои рассказики в Интернет-издательство. Зарегистрировалась очень остроумно, как мне показалось. С такой претензией на серьезную заявку. Мол, вот я - та, которую вы все ждали. Вписала свой ник - Литера Турщина. Легко настучала по клавишам кратенькую свою биографию - 'родилась, училась, женилась... и вся эта глупость со мной случилась после такого-то года'. Потом добавила пару строк о своем 'могучем' таланте и, не дождавшись подтверждения регистрации, запулила свои сочинения в Интернет. Оказалось, что мои опусы зависли на форуме, в котором горячо обсуждались средства от паразитов. Видимо информация о моих способностях превысила все мыслимые и немыслимые ожидания редакторов, которые единственное, что не поблагодарили меня за сэкономленное время. Ограничились фразой: 'Ваше творчество не соответствует уровню участников. Будем рады видеть Вас снова, а пока позвольте нам уделить внимание более достойным претендентам'. В общем, препятствуют моему графоманскому СПАМу. И, знаешь, даже на 'паразитном' форуме я не стала главной темой этого сезона. Никто не отнесся ко мне хотя бы как к паразиту! Они даже не удостоили меня честью найти способ вытравить мои прозаические личинки! Просто обратились к модератору с просьбой удалить это 'насекомое', т.к. оно не в теме, а место занимает много! И должна сказать, что со мной они расправились куда проворнее. Вот так я влетела неизвестно куда, где меня мгновенно уморили! Вот такая штука жизнь... Несправедливая... (Пауза).
  
  Женщина: - Несправедливая на первый взгляд, а немного отошел от ситуации, посмотрел со стороны и понимаешь, что все правильно. Значит ты мало работал, значит не смог достучаться, донести свою мысль и имеешь скудные представления о том, зачем ты сел за стол, взял ручку и для кого написал все это. Может быть, мой посыл найдет отклик в ком-то и обретет свою среду? Ну, вдруг! И я тогда смогу сдержать свое посягательство на твой выбор жизни, не прятать его за словами 'понимание, мы нужны друг другу, мы одна семья и т.д.' и отстать от тебя со своими невыносимо тоскливыми ковыряниями?
  
  Немного воодушевляясь, почувствовав надежду, появляется патетика в голосе:
  Женщина: - Может быть, тогда мы сможем действительно понять друг друга, а ты сможешь нас и себя уважать? Может быть, я смогу к тебе обратиться не в вопросительной форме, как это происходит всегда, а в риторической? Но это же интересно. И рассчитывать на твое молчание. Мол, нам вполне достаточно неожиданно кинуть неопределенную, но не лишенную здравого смысла фразу. Фразу, так, между прочим, и погрустить об одном и том же, причем также внезапно, как и произнести?
  
  Мужчина по-прежнему занят своими мыслями.
   Женщина: - Потому что мы привыкли с тобой к диалогу и нам претит ротометная очередь предложений: я, потом ты, потом снова я, потом... (Пауза). Потом опять я и так до тех пор, пока ты не используешь любую возможность, чтобы закончить и уйти от разговора. Это поначалу мы были собеседники, потом - дуэлянты, а теперь - инерция и словесные изредка перебранки. Теперь все не так! А может все просто и надо только подумать и спросить, чтобы не ошибиться, чтобы наверняка:
   - Что интересно тебе ?
  
   Женщина: И уделить этому какое-то время, а может тоже увлечься этим, чем-то новым? Слушай, а давай....
  
   Мужчина (подходит к ней): - Не надо. Может ли человек позволить себе найти свое счастье? Пусть неправильное, но свое? И давай лучше помолчим.
  
  Зажигается свет. Зал пуст и по-прежнему заброшен. Так, будто здесь никогда никого и небыло.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"