Аннотация: Текст до редакторской правки, а следовательно более интересный и вкусный, чем тот, что появился в газете
-Максим, давайте с начала.
- В 1994 году я работал системным администратором в НИИ системных исследований Академии Наук. У нас только что появился Интернет, и я, воспользовавшись служебным положением, разместил на академическом сервере маленькую домашнюю страничку. Там была моя фотография, мое резюме и коллекция текстов размером 10 Мб. Это было ужасно много. Я собирал ее примерно года два, но никому не показывал. Это были те тексты, которые существовали в электронном виде еще со времен больших советских машин: Стругацкие, "Иисус Христос - суперзвезда", тексты "Beatles", песни советских бардов. Потом я начал бродить по Интернету, пополнять коллекцию из всех возможных источников, а затем появились читатели, которые начали присылать книжки для библиотеки. Так продолжается и по сей день.
- И много таких читателей?
-Очень много. Не успеваю выкладывать. Сначала по книжке в день, потом по 3, сейчас - по 10-20. Если выкладываешь меньше - копится большая очередь неразобранной почты. У меня в ящике около тысячы неотвеченных писем за этот год и около полутора тысяч за предыдущие два. Все это безобразие продолжается уже девятый год: ежедневно 50 писем переписки. Нормальный человек давно бы свихнулся, но мне это не грозит.
-Какой же у вас размер почтового ящика?
-Около 4 Гб, по-моему.
-И что присылают?
-Свои любимые книжки. Моя библиотека тем и уникальна, что все книги в ней кем-то любимы. Иначе не стал бы человек тратить 2 рабочих дня на сканирование.
-Вы как-то фильтруете тексты?
-Нет, а зачем?
-То есть котов в мешке выкладываете?
-Ну, бывает. Обычно человек в письме объясняет, чем его эта книга так поразила. Если ничего не объясняет, могу положить куда-нибудь в дальний угол. Но фильтра никакого нет.
-Какие требования к присылаемым книжкам?
-Да никаких. Я научился понимать почти все. Например, первые братья Стругацкие, которые попались мне в руки, были целиком набраны большими буквами. Мне пришлось писать специальную программу, которая большие буквы делает маленькими, а те, которые нужно, - опять большими. И сейчас, бывает, присылают большой роман, разрезанный на 150 частей, или какую-нибудь красоту в Microsoft Word, а то и картинки нарисуют. Сам по себе роман занимает 1 Мб, а с картинками - 10 Мб. С самого начала идея была не связываться с различными украшениями, а сделать все максимально просто. Все книжки одинаковые, удобно скачиваются, остается их только по полкам расставлять.
-А как же все-таки дизайн?
-А там нет дизайна. Как в девяносто четвертом было, так и осталось. Разные веб-дизайнеры предлагали варианты, они выложены на сайте в качестве примеров. Даже Лебедев предлагал. Но они все только о себе думают, а не о читателях. А я слишком ленивый. Наверное, уже никогда ничего не поменяю.
-Были случаи, когда авторы начинали свои права отстаивать?
-Да, были. Вот, например, несколько лет назад был скандал с Вишневским, это поэт такой юмористический. Отозвал свои книжки. Ну и пожалуйста. Или вот, к примеру, старенькая вдова Хайнлайна очень забеспокоилась, когда узнала, что книжки ее мужа у меня в библиотеке. Пока убрал. Потом обратно поставлю. А вообще, авторы обычно довольны. В Интернете больше шансов живой читательский отклик получить, а им это всегда интересно.
-А сами авторы свои книжки присылают?
-А как же, достаточно много. Большинство из них - авторы начинающие либо же те, которые пишут давно, но так и не смогли пробиться в издательства. И все они хотят видеть свои книжки в библиотеке. С ними надо было что-то делать. Так что пришлось 2,5 года назад придумать журнал "Самиздат". Теперь эти авторы сами размещают там свои работы. Если в библиотеку в день выкладывается десяток новых книжек, то в "Самиздат" добавляется десяток новых авторов и примерно сотня произведений. Так что "Самиздат" растет в 5 раз быстрее, чем библиотека. Да и сам размножается - их уже четыре: литературный, музыкальный, о жизни за границей и "Самиздат" для туристов-водников. На них большая надежда, потому что это единственная сейчас надежда спасти туристическую библиотеку. Городской клуб развалился, и люди остаются только с Интернетом.
-А вы сами в походы ходите?
-Последний раз года 2 назад ходил, перед рождением сына. До этого ходил регулярно. В первый год, когда начал увлекаться туризмом, я сходил в 8 походов. Больше, правда, такого подвига не повторял. Я был тогда молодым, времени было много, денег мало. Теперь времени нет совсем, но поддерживать-то надо своих.
Кстати, много времени уходит на поддержку "Самиздата"?
Там надо сидеть и смотреть, чтобы они друг друга не загрызли. И еще надо придумывать, как сделать побольше дополнительных возможностей. Надо давать задания программисту, а потом заставлять его все переделывать до тех пор, пока это не будет выглядеть так, как я хочу. Еще очень хочу организовать там редакторскую систему, чтобы выбирали лучшее. Один я все не могу делать. Примерно 6800 авторов, 50000 произведений, из них я читал полсотни. Кое-что даже понравилось.
-А на библиотеку сколько времени уходит?
-Около 5 часов в день, без выходных. То есть это дополнительная 35-часовая рабочая неделя, за которую ничего не платят.
-Так может, уже пора продавать проект?
-Я упустил момент. Бум интернет-сделок такого плана пришелся на 2000 год. Тогда были проданы Рамблер, Мэйл.ру, первый виртуальный книжный магазин Озон. Причем схема этих сделок была такая: приходит к создателю проекта инвестор и предлагает продать ему проект за хорошую сумму. Эта сумма даже оглашается: например, в случае с Рамблером была названа цифра 6 млн. долларов. Однако денег этих реально никто не видит. Владелец проекта получит свою долю только в том случае, если инвестор сможет этот проект потом выгодно перепродать. Никто не покупал проекты с целью дальнейшего развития, только для перепродажи. Кто-то успел ухватить кусок - например, Дмитрий Крюков, автор Рамблера. Он вовремя вышел из игры и забрал какую-то сумму. А многие совсем погорели - и проекта лишились, и денег не получили.
-А к Вам приходили с такими предложениями?
-А как же, раза 3. Я испугался, вообще-то. Это же не то что принесли чемодан денег и сказали: "Забирай", нет. Просто предложили зарплату за дальнейшую работу над библиотекой, но уже под чьим-то началом и по другим принципам. Я не захотел. Я хотел чемодан денег. За чемодан бы продал тогда, наверное. А сейчас уже не продам. Да и покупателей уже нет.
-Ну хорошо, не хотите продавать. Но можно же хотя бы попробовать деньги на этом -зарабатывать?
-Вы только представьте, что начнется, если у меня появится прибыль. Сразу же возникнут авторы со своими авторскими правами - им тоже плати. Затем, читатели. Сейчас они бесплатно книги шлют, а тогда что? Если делать коммерческий проект, это же совсем другие мощности нужны. Придется менять сервер, набирать штат, платить им всем зарплату. Я считал: около 10 тысяч долларов в месяц нужно будет вкладывать.
-А сейчас сколько вкладываете?
-А сейчас долларов 300. В основном, на зарплату программисту.
-Что ж вы ему так мало платите?
-А он у меня в Буденовске сидит, а не в Москве. Он там еще что-то программирует. Но я ему плачу больше, чем государство. То есть сейчас это у меня просто не самое дешевое хобби. С другой стороны, если бы я наркотики употреблял, я бы больше тратил. Я считал. Правда, в 2000 году пришлось сервер для библиотеки покупать - это был серьезный удар по семейному бюджету.
-Кстати, как жена относится к Вашему хобби?
-С первой женой пришлось развестись - ей очень не нравилось, что я на библиотеку столько времени трачу. А вторая хорошо относится, даже помогает. А что ей еще остается?
Ирина Рубанова
"Столичная вечерняя газета"
Справка
Мошков Максим Евгеньевич
Москвич, 36 лет.
Закончил механико-математический факультет МГУ.
В 1994 году создал первую виртуальную библиотеку в Рунете.
Основная работа в настоящее время - программист проекта Lenta.ru