Ал. Блок - Фаина. Прочтение
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Попытка отследить сюжет книги Блока "Фаина"
|
Ф А И Н А
(1906 - 1908)
Вот явилась. Заслонила...
* * *
Вот явилась. Заслонила
Всех нарядных, всех подруг,
И душа моя вступила
В предназначенный ей круг.
И под знойным снежным стоном
Расцвели черты твои.
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля...
Душишь черными шелками,
Распахнула соболя...
И о той ли вольной воле
Ветер плачет вдоль реки,
И звенят, и гаснут в поле
Бубенцы, да огоньки?
Золотой твой пояс стянут,
Нагло скромен дикий взор!
Пусть мгновенья все обманут,
Канут в пламенный костер!
Так пускай же ветер будет
Петь обманы, петь шелка!
Пусть навек не знают люди,
Как узка твоя рука!
Как за темною вуалью
Мне на миг открылась даль...
Как над белой снежной далью
Пала темная вуаль...
Декабрь 1906
Биографически исток этого стихотворения можно найти в воспоминаниях В.П. Веригиной:
"...С постановки "Сестры Беатрисы" театр [театр Комиссаржевской при главном режиссёре В.Э. Мейерхольде] приобрел поклонников.
...Из всех поэтов чаще всего приходил в наш театр Блок. Александр Александрович всем импонировал, все дорожили его словами, его мнением. Обычно он проводил в антракте некоторое время внизу, перехваченный Мейерхольдом или Ф. Ф. Комиссаржевским, иногда разговаривал с Верой Федоровной, а затем поднимался наверх, в уборную, где гримировались Волохова, Мунт и я. Мы встречали его с неизменной приветливостью, хотя и не так почтительно, как те внизу.
...На длинном узком столе -- три зеркала, перед каждым по две лампы, на белой клеенке грим, пуховки, лапки, растушовки. Если шла пьеса С. Юшкевича "В городе", за столом сидели: Дина Глан с лицом врубелевского ангела (Волохова), большеглазая Ева с голубоватым тоном лица (Мунт) и безумная Элька, вся в ленточках (Веригина). Если шла "Сестра Беатриса", тут были игуменья и три голубые монахини (третья -- В. В. Иванова). В вечер "Балаганчика" -- голубая средневековая дама, розовая маска и черная маска в зловещем красном уборе и черно-красном костюме. Мы подправляли грим, перебрасываясь словами. В дверь стучали, появлялась высокая фигура поэта.
...Больше всего, особенно первое время, Блок разговаривал со мной, и Н. Н. Волохова даже думала, что он приходит за кулисы главным образом ради меня, но однажды во время генеральной репетиции "Сестры Беатрисы" она с изумлением узнала настоящую причину его частых посещений.
Блок зашел по обыкновению к нам в уборную. Когда кончился антракт, мы пошли проводить его до лестницы. Он спустился вниз, Волохова осталась стоять наверху и посмотрела ему вслед. Вдруг Александр Александрович обернулся, сделал несколько нерешительных шагов к ней, потом опять отпрянул и, наконец, поднявшись на первые ступени лестницы, сказал смущенно и торжественно, что теперь, сию минуту, он понял, что означало его предчувствие, его смятение последних месяцев. "Я только что увидел это в ваших глазах, только сейчас осознал, что это именно они и ничто другое заставляют меня приходить в театр".
"
То есть героиня стихотворения - это Волохова, а "нарядные подруги", которых она "заслонила" - Веригина, Иванова, Мунт. "Нарядные" - потому что:
"... Звездный купол сиял над нами даже тогда, когда мы сидели в квартире Блоков или перед камином у В. В. Ивановой. У нее мы стали собираться по субботам тесной компанией, причем у нас был уговор не приходить в будничных платьях, а непременно в своих лучших вечерних нарядах, чтобы чувствовать себя празднично."
В.П. Веригина. Воспоминания.
Но название данной книги - "Фаина" прямо отсылает к пьесе "Песня судьбы", являясь своеобразным эпиграфом к ней. А эпиграф у Блока - это ссылка на предшествующую произведению картину, сценку.
Сюжет пьесы незамысловат: жили-были в белом домике муж (Герман) и жена, но смутила мужа история калики захожего о странной деве Фаине, которая своим пением о Судьбе на берегу реки лишила покоя всех окрестных мужиков. Он уходит из дома, встречается с Фаиной, которая уже стала столичной дивой. Они, одержимые страстью друг к другу, проводят вместе некоторое время, а после Фаина возвращается от него к своему старому богатому "Другу". Оставшийся один Герман сквозь метель с коробейником бредёт в город. Его жена, томимая тяжелыми предчувствиями, бросает свой белый домик и срывается искать любимого мужа. (А дом остается калике захожему.)
И вот сцена объяснения героя с Фаиной:
"
Ф а и н а
Приди ко мне! Я устала жить! Освободи меня! Не хочу уснуть! Князь! Друг! Жених!
Весь мировой оркестр подхватывает страстные призывы Фаины. Со всех концов земли набегают волны утренних звонов. Разбивая все оковы, прорывая все плотины, торжествует победу страсти все море мировых скрипок. В то же мгновение, на горизонте, брызнув над лиловой полосою дальних туч, выкатывается узкий край красного солнечного диска, и вспыхивает все золото лесов, все серебро речных излучин, все окна дальних деревень и все кресты на храмах. Затопляя сиянием землю и небо, растет над обрывом солнечный лик, и на нем - восторженная фигура Германа с пылающим лицом.
Фаина близится, шатаясь, как во хмелю, и в исступлении поднимает руки.
Ф а и н а
Здравствуй!
Г е р м а н
Ты хлестнула меня бичом. Ты отравила меня поцелуем. Ты снилась мне все ночи. Ты бросила мне алую ленту с обрыва.
Ф а и н а
Нет, ты - не тот. Он был черен, зол и жалок. Ты светел, у тебя - русые волосы, лицо твое горит Господним огнем!
Г е р м а н
Смотри, у меня на лице - красный шрам от твоего бича.
Ф а и н а (хватая его за руку, смотрит ему в лицо)
Это - солнце горит на твоем лице! Ты - тот, кого я ждала. Лебедь кричит, труба взывает! Час пробил! Приди!
Г е р м а н (в страхе и восторге)
На лице твоем - вся судьба! Ты - день беззакатный! Час пробил!
Фаина торжественно распускает алый пояс и кланяется Герману в ноги. Лебедь умолк. Только море мировых скрипок торжествует страсть. И, задыхаясь и трепеща, как земля перед солнцем, лебяжьим трубным голосом кричит Фаина.
Ф а и н а
Старый, старый, прощай! Старый, я свободна! Старый, я невеста! - Тройку! Тройку!
"
В пьесе никак не расписаны все эти последующие "тройки", и как в "море мировых скрипок торжествует страсть". Здесь - читайте:
...И душа моя вступила
В предназначенный ей круг.
И под знойным снежным стоном
Расцвели черты твои.
Только тройка мчит со звоном
В снежно-белом забытьи.
Ты взмахнула бубенцами,
Увлекла меня в поля...
Я был смущенный и веселый
* * *
Я был смущенный и веселый.
Меня дразнил твой темный шелк.
Когда твой занавес тяжелый
Раздвинулся - театр умолк.
Живым огнем разъединило
Нас рампы светлое кольцо,
И музыка преобразила
И обожгла твое лицо.
И вот - опять сияют свечи,
Душа одна, душа слепа...
Твои блистательные плечи,
Тобою пьяная толпа...
Звезда, ушедшая от мира,
Ты над равниной - вдалеке...
Дрожит серебряная лира
В твоей протянутой руке...
Декабрь 1906
Сравните, стихотворение "В высь изверженные дымы..." из книги "Город":
"...Гулкий город, полный дрожи,
Вырастал у входа в зал.
Звуки бешено ломились...
Но, взлетая к двери ложи,
Рокот смутно замирал,
Где поклонники толпились...
В темном зале свет заёмный
Мог мерцать и отдохнуть.
В ложе - вещая сибилла,
Облачась в убор нескромный,
Черный веер распустила,
Черным шелком оттенила
Бледно-матовую грудь.
Лишь в глазах таился вызов,
Но в глаза вливался мрак...
И от лож до темной сцены,
С позолоченных карнизов,
Отраженный, переменный -
Свет мерцал в глазах зевак...
Я покину сон угрюмый,
Буду первый пред толпой:
Взору смерти - взор ответный!
Ты пьяна вечерней думой,
Ты на очереди смертной:
Встану в очередь с тобой!
25 сентября 1904"
Но там героиня была в ложе, в исходном стихотворении - на сцене. Там - в реальности инфра-Петербурга, а здесь - новая творимая реальность, реальность воплотившейся Незнакомки, (которая отказывалась Незнакомкой быть).
"...У нас бывали частые споры с Александром Александровичем. Он, как поэт, настойчиво отрывал меня от "земного плана", награждая меня чертами "падучей звезды", звал Марией [имя героини его пьесы "Незнакомка"]-- звездой, хотел видеть шлейф моего черного платья усыпанным звездами. Это сильно смущало и связывало меня, так как я хорошо сознавала, что вне сцены я отнюдь не обладаю этой стихийной, разрушительной силой. Но он утверждал, что эти силы живут во мне подсознательно, что я всячески стараюсь победить их своей культурой и интеллектом. Отсюда раздвоенность моей психики, трагические черты в лице и в характере, постоянное ощущение одиночества и отчужденности среди людей." Н. Н. Волохова. "ЗЕМЛЯ В СНЕГУ".
"...он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она "явилась", а не просто родилась, как все, явилась как комета, как падучая звезда. "Вы звезда, ваше имя Мария", -- говорил он. Она с болью настаивала на своем праве жить жизнью живой женщины, не облеченной миссией оторванности от мира. И настаивала особенно горячо, может быть потому, что в ней самой был действительно разлад с миром, она чувствовала себя глубоко одинокой. Волохова, разумеется, сразу же ощутила, что стоит рядом с поэтом, которому "вселенная представлялась страшной и удивительной, действительной, как жизнь, действительной, как смерть..." В.А. Веригина. "ВОСПОМИНАНИЯ".
Что ж, раз не Мария, будешь Фаиной.
Я в дольний мир вошла, как в ложу
* * *
Н. Н. В.
Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас.
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз.
Они поют из темной ложи:
"Найди. Люби. Возьми. Умчи".
И все, кто властен и ничтожен,
Опустят предо мной мечи.
И все придут, как волны в море,
Как за грозой идет гроза.
Пылайте, траурные зори,
Мои крылатые глаза!
Взор мой - факел, к высям кинут,
Словно в небо опрокинут
Кубок темного вина!
Тонкий стан мой шелком схвачен.
Темный жребий вам назначен,
Люди! Я стройна!
Я - звезда мечтаний нежных,
И в венце метелей снежных
Я плыву, скользя...
В серебре метелей кроясь,
Ты горишь, мой узкий пояс -
Млечная стезя!
1 января 1907