Литвин Виталий Владимирович : другие произведения.

Андрей Тарковский "Гамлет" - немногое, что помню

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.10*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    мне довелось участвовать в спектакле "Гамлет", поставленный Тарковским

1979 год []
  Почему выбрали нас, бауманцев, а не студентов какого-нибудь московского театрального ВУЗа, я не знаю. Вот им бы поработать в театре - даже статистами! - рядом с мэтрами, да хотя бы попасть на глаза к тому же Марку Захарову... А может, именно поэтому? - чтобы не маячили настырные "артисты" рядом? А может, сыграла роль успешная деятельность бауманцев в "Современнике", или подсуетилась наша театральная мафия? В общем, не знаю, но однажды у нас в общаге, на этаже объявили, что, кто хочет поучаствовать в Ленкомовском "Гамлете", который будет ставить Тарковский - милости просим.
  Сочетание слов "Ленком", "Гамлет", "Тарковский" выглядело совершенно мистическим, и на первых репетициях был весь этаж. От нас требовалось немногое: когда шли реплики Гамлета о Фортинбрасе, мы на заднем плане изображали войско, а в конце спектакля, когда он опять появлялся, мы были свитой. Интерес быстро угас, и на последних перед ленинградскими гастролями спектаклях 6 (или 8?) человек, необходимых по мизансцене набиралось еле-еле. Я был на всех. Снова видеть спектакль, побыть в атмосфере кулис, видеть рядом Маргариту Терехову, в которую я был немного влюблен... Да что там говорить!..
  В спектакле был, помнится, такой состав:
  
  Гамлет - Анатолий Солоницын
  Клавдий - Владимир Ширяев
  Полоний - Всеволод Ларионов
  Гертруда - Маргарита Терехова
  Офелия - Инна Чурикова
  Лаэрт - Николай Караченцев
  Горацио - Владимир Корецкий
   Подтверждается:
   []
  
  В театре не очень жаловали варягов (Солоницына, Терехову...), все знали, что попервоначалу Гамлет предлагался Олегу Янковскому, а остервенелое соперничество между Чуриковой и Тереховой уловил и я - тогдашний.  []
  Репетиции шли трудно. Даже Солоницын на одной репетиции начал комиковать, Тарковский зло бросил: "Как ты со мной работаешь, так я потом буду работать с тобой! Это в кино в конечном итоге все зависит от режиссера, в театре - только от актера!". Сцену дуэли отрабатывали в коридоре между гримерными буквально накануне генеральной репетиции.
  Рядом с Тарковским постоянно был Марк Захаров, но ни во что не вмешивался. Я однажды оказался рядом с ними, Тарковский мечтал о своем театре...
  Я ничего не записывал: думал такое не забывается - забывается все.
  Но вот запомнилось: был вопрос синхронизации - Солоницын должен был подать реплику, когда кто-то там входил или уходил, но он стоял спиной и видеть этого входящего не мог:
  - Как я пойму - когда?!
  - Почувствуй! Заново!
  Он сделал, что требовалось.
  - Хорошо. Только, Николай, следующий раз подмигивай другим глазом, чтоб из зала видно не было.
  Караченцев да и остальные засмеялись.
  Запомнилось: прощание Лаэрта с Офелией. Офелия - сущая девчонка, сцена очень легкая, воздушная. Лаэрт соответственно легко бросает: "Прощай!"
  -Нет! - вмешивается Андрей Арсеньевич, - Вы же больше не увидитесь - никогда!
  "- Прощай!
  - Нет, ты же еще об этом не знаешь! Только намек.
  "- Прощай!
  - Чуть явственней!
  "- Прощай!
  - Хорошо.
  Меня тогда поразила актерская техника Караченцева: так отчетливо были переданы все три оттенка.
  Но самой поразительной в спектакле была сцена с Офелией. Нет, не там, где она сходит с ума, хотя именно тогда Чурикова срывала аплодисменты, а потом, когда Офелия, уже мертвая, лежала в гробу. Гроб находился на небольшом возвышении и, как мне теперь кажется, был чуть выдвинут в зрительный зал, Офелия лежала в нем, на ее глазах пятаков не было, и мертвые глаза слегка раскрылись. Сцена была долгой - минут на 10-15 (если не больше)... И вот эти мертвые (громадные Чуриковские) глаза... На одном спектакле, я специально всю сцену смотрел только на нее. - Мертвые.
  Чурикова сыграла девчонку, на которую вдруг рухнула вся прогнившая Дания.
    []
  
   Весь спектакль несмотря на рОковое сопровождение был... словно по Островскому.
   Солоницын - как в "Сталкере", в "Солярисе" - такой же брюзгливый якобы интеллигент... И знаменитый монолог он читал, как торговался: а если сбежать? да-а... а вдруг там... И тоже - читал его как прозу, бытовую прозу.
  Терехова... Очень красивая. В начале - это женщина, наконец-то обретшая счастье в браке, и у которой теперь никак не кончается медовый месяц. И она с веселым изумлением следит за романом сына с некрасивой дочкой их сановника. "И это вот его девочка?! Да что он в Витенберге делал?!"
   Потом в сцене с Гамлетом - он ее ломает. И здесь было овеществлена метафора -"ломает". Она лежала у него на коленях, а он ее жмакал, крутил, сгибал - он ее насиловал. Он заставил ее почувствовать стыд. Заставил стыдиться своей любви, своего мужчину.
   []
   Еще помню вызов, с которым она перехватила у Гамлета, поданный Клавдием отравленный бокал... Да она словно не понимала, что это смерть, главное - настоять на своем.
   Как она выпивала - не помню. Может потому, что в это время уже невменяемый Гамлет, как мясницким топором, махая мечом, носился за Лаэртом, а тот с ужасом от содеянного, с ужасом от предстоящего решался практически на самоубийство.
   Одна из причин неуспеха постановки и была в этом - предельная непривычность всего этого - такого противного Гамлета, такой некрасивой Офелии, такого обаятельного Клавдия, такой влюбленной Гертруды, такого благородного Лаэрта (кто видел, кто помнит "Тиля", вот - тот же Караченцев).
  
  Шекспир писал для актеров. В качестве литературы - его тексты критике не подлежат. Это хорошо разобрано у Толстого по "Королю Лиру" ( по "Гамлету" ну, для примера: это откуда вернулся Гамлет в свою родную Данию? Из университета... Наследный принц викингов? Да в XII веке в Германии университетами и не пахло! Они появятся через столетие-два! Да даже если бы уже и были, как во времена Шекспира, то можно ли себе представить, что наследный принц поехал бы в "университеты"?! Например, наш Иван сын Грозного, или - кто там наследовал Елизавете?! А за что Гамлет убил своих друзей Розенкранца с Гильденстерном?! А к чему и с чего этот знаменитый монолог "To be or not..."). Характер Гамлета не проявлен совсем! Играть его можно как угодно. Сара Бернар весьма убедительно сыграла, что Гамлет - женщина. Высоцкий - показал, что Гамлет - борец, погибший во время равного поединка с Судьбой, у Козинцева Смоктуновский вывел Гамлета нашим современником, закинутым в средневековье едва ли не из Сорбонны XX века...
  Вот и здесь... Впрочем, когда из 5-актной пьесы делают 2-актную, то к оригиналу она имеет отношение косвенное. Насколько я понял, спектакль был о проблеме выбора... Выбора между "общечеловеческими", а точнее - принятыми в данном обществе - принципами и личным - личным счастьем, личными принципами.
  Выбрал Клавдий - нормальный мужик феодальных времен: убил соперника, и делу конец. Каяться?! В чем?! "Со мной мой трон, корона, королева!" Известная реплика Гамлета, сравнившего своего отца и Клавдия в данной постановке "не работала" - нам предъявили и призрака - нечто серое в лохмотьях - и красавца Клавдия, сравнение не в пользу старшего брата...
  Выбрала королева (в тексте трагедии тут ничего не понятно, с чего она вдруг вышла замуж за убийцу любимого мужа, будучи или не будучи с ним в заговоре ... Но в спектакле фраза Гамлета о том, что его отец ревновал королеву даже к ветру, а королева льнула к нему как..., была усечена наполовину, и отец предстал тупым ревнивцем.) - сразу после похорон "неприлично" быстро сыграв свадьбу с любимым. С любимым, с любимым! Ошибиться было невозможно (Участвовала она или нет в убийстве, ни в пьесе (что поделаешь - мировой шедевр!), ни в спектакле непонятно. В бреду Гамлета - да, участвовала.
   [] Ах, эта сцена "мышеловки"! Спектакль в спектакле был решен как танец-пантомима и актерствовали в нем - те же Терехова, Ширяев и призрак. Поначалу даже в тех же королевских костюмах, но на первой же репетиции Риточка запуталась в тяжелом платье и было решено, что танцевать в этом невозможно, и на последующих репетициях и спектаклях они выходили в чем-то воздушно-шелково-красном..) А потом еще раз выбрала - приняв сторону сына, нелюбимого сына, и может, даже не сына, а пасынка: Солоницын играл практически без грима и когда он, сгорбленный, лысоватый, СОРОКАЛЕТНИЙ, обращался к Риточке Тереховой: "мама"... на репетициях это было предметом шуток... Выбрала и погибла... (И король, забыв и о троне, и о короне, обнимал ее, пытался поднять, а сзади Гамлет, как мясник резал его мечом...)
   []
  Выбрала Офелия: она послушалась отца и... потеряла Гамлета, сошла с ума, погибла. (В пьесе опять совершенно непонятна метаморфоза Гамлета на протяжении одной картины: то влюблен, то "замуж за дурака"! В спектакле Гамлет увидел плохо спрятавшегося Полония... Да и вообще по пьесе Офелия - абсолютно серый персонаж, полное дитя какая-то: кроме послушания больше ничего).
  Дважды выбрал и Лаэрт. Первый раз, когда не раздумывая, ради мести за отца, он пошел на бессмысленный бунт и победил, а второй - когда принял доводы короля, власти, обычаев и... совершил подлость.... И погиб... (Он сто раз мог убить Гамлета, тот уже только тупо махал мечом, а Лаэрт отходил, отходил, а потом, вдруг сжался, отставил всторону свой меч и подставился под отравленный клинок. На одном представлении, Солоницын оперся о "меч", а тот согнулся... И вот с кривым, погнутым мечом Гамлет продолжил бой. Это было страшно... )
  И только Гамлет ничего не мог решить и этим - убивал, убивал, убивал.... В сцене, когда он подглядывал за молившимся Клавдием, он... толи шпагу отложил всторону, толи еще что - уже точно не помню... Помню, что он отчетливо сначала показал, что резать не собирается, а уж потом начал искать оправдание... И начинается.... Гибнут Полоний, Офелия, Лаэрт, Розенкранц, Гильдестерн, королева, Клавдий, сам Гамлет, королевство разрушено, к власти приходит новая династия, чужеземец ... Эта гора трупов была материализована - на авансцене один на другом лежали Лаэрт, Гертруда, Клавдий...
  Ради чего?
  Весь спектакль был словно предназначен для последней - эпилоговой картины. Уже после финальной фразы Горацио (не помню, кто его играл?) "Дальнейшее - молчание", он оборачивался и кричал: "Смотрите!!!"
  Темная сцена освещалась. У трупов стоял призрачный Гамлет. Он протягивал руку и бережно одного за другим поднимал им убитых, а из-за кулис выступали Офелия, Полоний, Розенкранц, Гильденстерн...
  
  Разумеется, мало кто что-либо понимал! Разумеется, Тарковский никому ничего не объяснял - 1976 год, и что это за выбор, который стоял перед режиссером - было достаточно очевидно. ("Не бойтесь, никуда я не уеду, и не надейтесь, не уеду никуда!") (Поэтому, наверное, он не взял на Гамлета Олега Янковского - тому бы пришлось объяснять, что Гамлет здесь не "положительный герой", а Солоницын привык без разговоров выполнять конкретные задания режиссера... да и сам по себе Солоницын... "какой он на фиг танкист" ...). Комиссия, принимавшая спектакль сделала вывод: "в Гамлете слаба проявлена гуманистическая идея добра", в театре нам - НАМ! - показывали на какого-то красавчика и говорили: "вот, вот Гамлет".
  Спектакль успеха не имел. Премьера состоялась весной, а на следующий сезон он уже не шел.
  Нет, ажиотаж был сумасшедший. Уже совсем накануне отъезда на гастроли в Ленинград, т.е. перед последними представлениями, моя подруга просила у меня контрамарки для своего знакомого молодого режиссера. Тот только что поставил спектакль... кажется, в Театре им. Станиславского, где мы с ним, нечистая сила, и познакомились: она "стрельнула" билет именно у него. (Контрамарок я, разумеется, не дал. Она, разумеется, хмыкнула и, разумеется, на следующий же спектакль "стрельнула" пару билетов перед входом. Режиссер за это сводил ее на "Мастера и Маргариту" на Таганке. И она потом отказывалась пойти туда "пострелять" со мной. И это осталось чуть ли не единственным театральным шедевром тех лет, который мне увидеть не удалось...ах.... То есть он мог достать билеты на "Мастера", а на "Гамлета" - нет.
  Но после окончания спектакля... Мы с подругой видели успешные спектакли... Да хотя бы "Тиль" в том же театре... или "Гамлет", который на Таганке, или "Отелло" на Малой Бронной (потрясающая сцена: Дездемона сидит, болтает с Яго и появляется Отелло... И Дездемона (после спектакля подруга, которая стрельнула себе билет в партер, сидела с каким-то знатоком, он ей пересказал все театральные сплетни, и она сообщила мне, что Ольге Яковлевой - 50 лет "Не может быть..." - не поверил я: я спектакль смотрел с балкона), девчонка Дездемона взвилась, бросилась к нему, он поймал ее на руки, она счастливо откинулась, выгнулась и повисла на его вытянутых руках так что плечи-голова-рук были почти параллельны бедрам-ногам...). Или "Три мушкетера" в ТЮЗе - там было два состава и фанатки (тогда и слова такого не было!), фанатки каждый раз старались перебить успех предыдущего состава (Потом из этого блистательного спектакля сделали серый фильм... Это который с Боярским...). А звездные спектакли Майи Плисецкой или "Глазами клоуна" с Бортниковым в "Моссовета"... Получасовые овации... Да что уж там... Я видел Раневскую в "Последней жертве" - стоило ей показаться на сцене, и удержаться от аплодисментов не было никакой возможности...
  То есть я знал, что такое успех. У Тарковского успеха не было... Были вежливые аплодисменты... Терехова после премьеры плакала...
  
  --------------------------------
  
  Из обсуждений на Стихи.RU
  
  Для меня существует только один Гамлет - Смоктуновского в фильме Козинцева. Все фильмы Козинцева по Шекспиру Тарковский называл холодными. По-видимому, в свой спектакль он пытался вдохнуть кокое-то свое чувство. Он ведь был в некотором роде фанатик, одержимый человек. Снимая "Андрея Рублева", забил насмерть коня и, вскрыв грудную клетку, снимал бьющееся сердце.
  
  О Тереховой Тарковский отзывался весьма своеобразно: "Она умница, она ЧИТАЕТ КНИГИ".
  
  Есть фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича" (второе название "Мне двадцать лет"), где Тарковский сыграл очень интересную роль этакого рационального циника и за свой цинизм по ходу фильма получил пощечину от Ольги Гобзевой, также игравшей в фильме.
  
  Но, в общем-то, я хотел сказать совсем не об этом. Для меня весь "Гамлет" заключается в одной фразе: "Забыться, умереть, уснуть, и видеть сны - вот и разгадка" - за точность не ручаюсь, поскольку цитирую по памяти. "Гамлет" - это размашление о жизни и смерти, единственное размышление, которое тревожит каждого человека всю его сознательную жизнь.
  
  Спасибо за ваши воспоминания.
  
  <Вячеслав Дмитриев> - 2002/12/16 17:50 
  *
  
  
   я тоже дважды пытался поступить в МГУ... и чего меня несло на ВМК?
  
  о Тереховой: нас актеры уверяли, что она его жена, попервоначалу я считал, что Гамлет был поставлен для нее: % сокращения реплик Гертруды был min-ым
  
  о Тарковском: Прочитал воспоминания - несколько фраз -Артемьева о "Гамлете", он написал, что Тарковский в спектакле пытался использовать кинематографические приемы - построение сцены по принципу кадра... Когда-то в начале прошлого века Крэг мечтал об актерах как о "супермарионетках" - кинематограф исполнил его мечту
  <Череп Йорика> - 2002/12/17 08:53
  *
  
  Насчет "жены" - это вряд ли. Обе жены Тарковского сыграли эпизодические роли в его фильмах: первая - в "Ивановом детстве", вторая - в "Зеркале". В "Зеркале" же Терехова играла мать Тарковского. По сути дела весь фильм - монолог Тереховой.
  
  "Гамлет" для меня совершенно прозрачен. Это пьеса о страхе. О страхе смерти. Гамлет панически боится, что его - наследника престола - убьют, потому иммитирует сумасшествие, потому так резко и мгновенно реагирует на каждое неосторожно оброненное слово, на каждый подозрительный шорох. Это тривиальный животный инстинкт самосохранения. Смоктуновский передал это состояние просто великолепно.
  
  Не могу представить себе Гамлета Солоницына. Солоницын для меня - это всепрощенец Андрей Рублев. Это была ЕГО роль.
  
  Терехову в роли Гертруды - тоже. Гертруда - самка, а Терехова - слишком рефлексирующая личность.
  
  <Вячеслав Дмитриев> - 2002/12/17 12:35
  *
  
  А Чурикову-Офелию представляете? Она и играла девчонку, на которую вдруг рухнула вся прогнившая Дания
  
  Весь спектакль несмотря на рОковое сопровождение был... словно по Островскому.
  Солоницын - как в "Сталкере", в "Солярисе" - такой же брюзгливый якобы интеллигент... И знаменитый монолог он читал, как торговался: а если, сбежать? да-а... а вдруг там... И тоже - читал его как прозу, бытовую прозу.
  Терехова... Очень красивая. В начале - это женщина, наконец-то обретшая счастье в браке, и у которой теперь никак не кончается медовый месяц. И она с веселым изумлением следит за романом сына. "И это вот его девочка?! Да что он в Витенберге делал?!" Самка? ну, если у женщины отобрать пол, то "останется не пол-женщины - не останется ничего".
  Потом в сцене с Гамлетом - он ее ломает. И здесь опять было овеществлена метафора -"ломает". Она лежала у него на коленях, а он ее жмакал, крутил, сгибал - он ее насиловал. Он заставил ее почувствовать стыд. Заставил стыдиться своей любви, своего мужчину. Еще помню вызов, с которым она перехватила у Гамлета, поданный Клавдием отравленный бокал... да, она словно не понимала, что это смерть, главное - настоять на своем.
  Как она выпивала - не помню. Может потому, что в это время уже невменяемый Гамлет, как мясницким топором, махая мечом, носился за Лаэртом, а тот с ужасом от содеянного, с ужасом от предстоящего решался практически на самоубийство.
  
  Одна из причин неуспеха постановки и была в этом - предельная непривычность всего этого - такого противного Гамлета, такой некрасивой Офелии, такого обаятельного Клавдия, такой влюбленной Гертруды, такого благородного Лаэрта("Тиля" же Вы видели, вот - Караченцев).
  
  <Виталий Литвин> - 2002/12/17 14:21
  *
  
  Вот Чурикову - Офелию я представляю. Достаточно
   вспомнить Панфиловское "Прошу слова". Офелия не такое уж невинное дитя: она ведь шла "на контакт" с Гамлетом по наущению отца и с той же целью, что и его "друзья" Розенкранц и Гильденстерн - проверить, сумасшедший ли он на самом деле.
  
  А почему Лаэрт не может быть благородным? Он ведь по сути мстил за двойное убийство, совершенное Гамлетом, и, использовав "запрещенный" прием, раскаялся перед смертью.
  
  Судя по вашему рассказу, Тарковский все же хотел выделиться как режиссер, возвысится, так сказать, над толпой. Это извечный спор - кто гениальнее: автор, написавший текст или продюсер, умело пустивший текст в дело :)
  
  Мне думается, гениальнее всех был все же старик Вил: он и сочинял, и ставил, и играл. Говорят, он был голубым???
  
  <трям> - 2002/12/17 16:27
  *
  
  он хотел СКАЗАТЬ. Поэт, который хочет того же - пишет всем известные слова. режиссер - ставит всем известные пьесы.
  
  Насчет старика:
  
  "На счастье и печаль по воле рока
  Два чувства, две любви владеют мной -
  Мужчина, светлокудрый, светлоокий
  И женщина, в чьих взорах - мрак ночной..."
   Бил, Сэм, и м.б. немножко Я.
  
  <Виталий Литвин> - 2002/12/17 17:47
  *
  
  Виталий,
  У вас прекрасное фото на страничке.
  Можно только позавидовать.
  
  <трям> - 2003/08/28 20:18 
  
  *************
  ------------------------------------------------
  фото из тех времен на моей тамошней страничке:
  
  http://www.stihi.ru/author.html?yorick
Оценка: 5.10*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"