Литвиненко Евгения : другие произведения.

Пишем детские сказки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Детские сказки - волшебный мир. Все мы их любили, а многие из нас любят и сейчас. А как их писать? Интересная все-таки тема. Статья написана для сообщества "Первый класс для писателей" (https://vk.com/1klass_pisatel)

  Сегодняшнюю статью я постараюсь писать сразу с двух позиций: и как писатель, и как читатель, ведь, кроме всего прочего, я являюсь мамой двух детей, которые очень любят сказки. Хочу сразу сказать: речь пойдет именно о сказках, а не о детской книге вообще. Это очень уж большой пласт текстов, которые очень сложно объединить в одном коротком тексе, да и так ли это нужно.
  
  Почему эта статья стала так важна для меня? Прежде всего, потому что мне страшно ходить в книжный магазин за книгами для моих малышей. Я долго-долго листаю различные книжицы: толсты и тонкие, в твёрдой обложке, и в мягком переплете, с реалистичными иллюстрациями и с откровенным сюром на картинках. Листаю-листаю, и хожу или с пустыми руками, или с чем-то классическим, читаным и перечитанным еще моей мамой над моей кроваткой. Выбрать что-то из нового очень сложно.
  
  То есть, я потихонечку начиню приходить к мысли, что мне пора писать свою сказку для своих детей. А прежде чем писать, нужно разобраться в том, что же это такое: детская сказка, и с чем ее едят (то есть, как ее пишут). А почему бы нам не поразбираться вместе?
  
  К сожалению, сейчас и о том, как их писать, говорят очень мало. В лучшем случае расскажут, что вы просто обязаны ориентироваться на определённую возрастную категорию и, иногда, подскажут, как это лучше сделать. Но ведь это далеко не все. Я пробовала обратиться к трудам известных сказочников, например, Толкиена и Льюиса. Это интересный опыт, и в их трудах я многое почерпнула. Но и там взгляд несколько однобокий. Так что кое-где я, наверное, все-таки буду опираться на собственные ощущения.
  
  Возраст читателя
  
  А так ли на самом деле важен возраст читателя? Многие этот вопрос ставят во главу угла. Что-то в этом, безусловно, есть. Но мне нравится заявление Льюиса о том, что дети - это не особый народ. Они отличаются от взрослых лишь меньшим опытом. И вот на этот опыт, этот багаж знаний, который тем меньше, чем меньше возраст ребенка, и стоит опираться, при создании сказки.
  
  Поэтому я не вижу смысла уделять этому вопросу слишком много времени, во всяком случае, в отрыве от остальных, куда более важных тем. Конечно, создавая сказку, вы должны себе представлять, какой именно ребенок будет ее читать. Но сосредотачиваться на этом все же не стоит.
  
  Жанр
  
  Это довольно сложный вопрос. Сказки делятся на множество различных подвидов: волшебные сказки, бытовые, сказки про животных и так далее. Более того, в природе довольно редко встречаются чистые жанры. А какие-то яркие, авторские идеи и сюжеты и вовсе сложно отнести к тому или иному жанру.
  
  Конечно, знать, что собой представляет тот или иной жанр лишним не будет. Кроме всего прочего, это может помочь в поиске сюжетных ходов. Ведь сказка - это как раз тот жанр литературы, где действие по канону и архетипичные, повторяющиеся сюжеты - это по-своему хорошо.
  
  Ребенок не будет пытаться предугадывать, что будет дальше и жаловаться на то, что тот или иной ход предсказуем. Им это неинтересно. Более того, большинство детей любят встречать то, что им же знакомо. Ну, скажите, разве вам в детстве неинтересно было читать сказку "Красавица и чудовище", потому, что вы уже прочли "Аленький цветочек"? Не знаю, как вы, а я с удовольствием читала, смотрела и слушала и то и другое. А уж с каким интересом я читала китайскую сказку о золотой рыбе, вспоминая слова пушкинской рыбки.
  
  Бытовая или житейская сказка
  
  Собственно, суть таких сказов полностью выражена в названии. Бытовые сказки рассказывают о простой жизни, каких-то чисто житейских ситуациях. К бытовым сказкам традиционно относят, в том числе, разнообразные сказки о солдате. Например, "Каша из топора". А если говорить об авторских сказках, то стоит упомянуть сказки Салтыкова-Щедрина. Помните, "Как один мужик двух генералов прокормил"? Каких-то чудес или небылиц такие сказки не подразумевают.
  
  Впрочем, в современной детской литературе бытовая сказка в чистом виде встречается не часто. Зато они нередко пересекаются с таким жанром, как сказки о животных.
  
  Сказки о животных
  
  К этому жанру можно смело отнести все сказки, героями которых являются звери. Причем часто, но не всегда, в таких сказках звери очеловечиваются в той или иной степени. Помните, например, сказку о зайце и лисе, в которой у зайца избушка была лубяная, а у лисы - ледяная. Животные, живущие в настоящих домах - чем не очеловечивание?
  
  Иногда этот процесс доходит до крайней степени, и перед глазами читателе разворачивается удивительный мир, где животные ведут себя, как люди: живут в городах, ходят на работу, готовят пищу и так далее. Именно эта категория сказок чаще всего пересекается с бытовыми.
  
  Волшебная сказка
  
  Волшебные сказки любимы многими читателями за то, что они открывают перед нами яркий, волшебный мир, с чудесами, магией, небывалыми превращениями, необычными существами... Авторы тоже очень любят этот жанр за тот простор для фантазии, которые дает волшебная сказка. Здесь можно почти все, и это очень вдохновляет.
  
  Пожалуй, начиная разговор о волшебных сказках, имеет смысл вспомнить и о фольклорных традициях. В традиции каждого народа есть свои волшебные сказки. У нас это, например, Царевна-лягушка или Крошечка хаврошечка. В европейской традиции волшебными можно назвать, например, Золушку или Спящую красавицу. В английских сказках часто фигурирует Волшебная страна, и существа, эту страну населяющие - фейри.
  
  Работая над своей сказкой, вы можете придерживаться каких-либо фольклорных традиций, а можете придумать свой волшебный мир, населить его своими существами, придумать свои сюжеты.
  
  Герой для детской сказки
  
  Думаю, именно героям сказки стоит уделить особое внимание. Наверное, именно здесь огромное значение имеет возраст детей, для которых пишется сказка. В сказках для самых маленьких нет необходимости слишком сильно фантазировать на эту тему.
  
  Маленьким детям гораздо проще принять в качестве героя кого-то знакомого, близкого. Иногда родители рассказывают своим чадам сказку, главными героями которой становятся сами дети. Кстати, не так давно были в моде такие агентства, которые по заказу родителей писали и оформляли книжки для их детей с ними в главной роли.
  
  Но это все же крайний случай. Куда чаще встречаются сказки, героями которой становятся зверушки, игрушки или герои уже известных сказок. Здесь как нельзя лучше подходит плюшевый медвежонок Винни Пух, милые коротышки из Цветочного города, так похожие на обычных ребятишек.
  
  Когда дети становятся постарше, они уже готовы принять более необычных героев. К 5 годам дети удовольствием читают про Муми-троллей, про Зоков и Баду. Они уже вполне способны представить себе этих существ и полюбить их. Эти удивительные существа помогут им развить свою фантазию.
  
  Ближе к школе дети начинают всерьез ассоциировать себя с героями прочитанных сказок. В этот период, пожалуй, стоит вновь вернуться к героям-детям. Зато у них могут быть странные, необычные, волшебные друзья. Например, такие как Карлсон, няня, путешествующая с помощью открытого зонтика, железный дровосек или говорящее пугало. Такие приключения позволяют ребенку поверить, что и он сам может соприкоснуться с чем-то чудесным. Именно он, а не какой-то там зайчик, тролль или фея.
  
  Сюжет для сказки
  
  Герой выбран, с сюжетом определились. Что же дальше?
  
  А дальше следует сюжет. И здесь снова приходит время вспомнить о то, что опыт ребенка сильно отличается от опыта взрослых. Не стоит придумывать сложные, замысловатые сюжеты. Особенно если писать собираетесь для совсем маленьких деток.
  
  Пусть сюжет будет простым. Пусть он расскажет о близком и понятном. Пусть ненавязчиво знакомит ребенка с окружающим миром. С простыми истинами. Как репка, которая всех нас учила тому, что любое, даже самое сложно дело, можно сделать сообща.
  
  Но это, конечно, если сказка предназначена совсем уж для маленьких. Мир ребенка расширяется с каждым днем. Он все больше узнает об окружающем пространстве, о себе, о людях. Дети растут, а вместе с ними растут и сказки.
  
  Как написать сказку?
  
  Ну, вот мы и подошли к тому, ради чего вообще затевалась эта статья. Много сказано уже о героях, сюжете, жанрах...
  
  Но это не главное. Куда важнее, чтобы вы точно и ясно представляли, что именно вы хотите сказать детям, о чем рассказать. Спросите себя, насколько вам самим это интересно. Потому, что если вы сами не хотите узнать, чем закончится ваша сказка, то почему дети-то должны этим заинтересоваться?
  Наверное, это и есть самое главное: писать свою сказку с любовью к детям и с любовью к сказке. Не сказкам вообще, хотя и это очень важно, а именно к вашей сказке.
  
  Впрочем, одной любви все-таки мало. Ведь и книги для взрослых лучше писать, испытывая к ним некоторую симпатию. Тем не менее, взрослые и детские сказки сильно отличаются. И писать для детей, на мой взгляд, намного сложнее.
  
  Прежде всего, за счет работы с языком. Важно очень тщательно следить за тем, что пишешь. Во-первых, потому, что словарный запас у вас и ребенка сильно различаются. Во-вторых, потому, что по своим первым книгам дети учатся русской речи. А это значит, что писать нужно подчеркнуто грамотно, правильно. Лично меня в этом плане восхитила книга Тюхтяевых "Зоки и Бада".
  
  Удивительно простой, ясный язык, грамотный. И при этом показываете вся его полнота, богатство. И не нарочито, а ненавязчиво, через игру. Чего только стоит "Свидетельство об раке", в котором Зоки рассказывают как рак якобы утащил весь мед.
  
  Кроме того, важно очень четко выстроить сюжетную линию. Без туманных намеков, неясностей и умолчаний. Маленькому читателю хочется увидеть всю картину, представить себе все, как есть. У каждого поступка должна быть своя логика, свои причины и последствия.
  
  И, конечно, не стоит оставлять в детской сказке открытый финал. У детской сказки должен быть конец.
  
  В любом случае сказка - это отличный способ развить воображение ребенка, развеселить его, а может и научить чему-то. Многие, кстати, стараются сделать упор именно на педагогическую составляющую сказок. В этом есть рациональное звено, но нужно ли все в сказке подчинять это цели? Или стоит позволить и себе и ребенку немного отвлечься от постоянных поучений?
   На самом деле, дети учатся практически все время. Они впитывают мир каждую секунду. Даже в том, что родителям кажется простым развлечением, ребенок видит массу поучительного. Так что иногда вполне достаточно, чтобы герои были добрыми и обаятельными. С таких невольно хочется брать пример.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"