Аннотация: Сколько сказано о динамики литературного произведения, а все равно вопросы остаются. Попыталась и я поразмышлять над тем, что такое динамика, и с чем ее едят. (Для сайта http://www.betareader.ru/)
А давайте поговорим о динамике произведения? Согласитесь, тема очень интересная, актуальная, я бы сказала, болезненная. Со всех сторон мы слышим о том, насколько для произведения важны темп, ритм, динамика. И порой создается ощущение, что чем динамичнее произведение, тем больше у него шансов на популярность. Да что там впечатление... Этот постулат, как знамя, несут в народ сами издатели: посмотрите, какого рода литература стоит на полках наших книжных магазинов. Хуже того, даже от детских сказок издатели требуют больше действий, больше приключений, больше происшествий. Динамики и еще раз динамики.
Даешь драйв оптом?
И начинающий писатель начинает думать, что достаточно напихать в текст как можно больше битв, погонь, перестрелок, убийств, секса и прочего драйва и экшена, и успех произведению обеспечен. Я не буду сейчас читать морали о глубоких произведениях и поверхностной, легкой литературе. Тут каждый решает сам, что писать и что читать. По большому счету и то и то нужно, востребовано, интересно. И на то, и на то найдется свой читатель.
Вопрос в другом. Даже экшен экшенов требует к себе умелого подхода. Литературное произведение - это все-таки не лоскутное одеяло со старой дачи. Недостаточно написать 33 варианта динамичных сцен и тасовать их по своему желанию. Нужно понимать, что и зачем ты делаешь.
Так как научиться писать динамику? Насколько динамичным должно быть произведение? Ждете универсального ответа, этакой панацеи или палочки-выручалочки? Увы, этого товара нам сегодня не завезли. И, открою вам тайну, поступлений в ближайшее время не предвидится. Придется думать.
Внутренняя и внешняя динамика
Динамика произведения зависит не только и не столько от желания автора наполнить текст приключениями и драйвом. Куда важнее ожидания целевой аудитории (а куда без не?). Да и идея, концепция произведения неизбежно будут диктовать свою точку зрения. Даже выбранный жанр скажет вам кое-что о том, что вы будете просто обязаны вписать, а без чего можно будет обойтись. Это как рецепт борща. Их, кстати, великое множество, и каждый вкусен по-своему. Ищите, и найдете.
А вот о чем стоит поговорить, так это о том, из чего вообще складывается динамика произведения. А складывается она из двух взаимосвязанных явлений: динамике внутренней и внешней.
Внешняя динамика - это те самые события, которые приходится пережить вашим героям. Сюда входят и приснопамятные погони и драки, но не только они. Чаепитие с подругой, свидание с любимой, поход в магазин - все это тоже составляющие внешней динамики книги.
Более глубокий и, в идеале, более значимый пласт - внутренняя динамика. Она порой незаметна глазу, и далеко не каждый читатель задумается о ее существовании. И, тем не менее, она есть. В это понятие входит то, как изменяются герои в течение произведения, как эволюционируют их взаимоотношения, как продвигается и выражается основная идея текста.
Взаимодействие внутренней ивнешней динамики
Очевидно, что внутренняя и внешняя динамика связаны между собой неразрывно, и активно влияют друг на друга. Хотите пример? Легко. Есть такая сказка: Король Дроздобород. О гордой и строптивой принцессе, которая ставила себя выше других, считала, что достойна самого лучшего, и не считала зазорным унизить, обидеть, оскорбить другого человека. Она отвергала женихов одного за другим, и, в конце концов, так обозлила собственного папеньку, что тот обещает выдать ее за первого встречного. Архитипичный сюжет, кстати, но это уже другая история.
К воротам замка приходит нищий, просит руки дочери короля. И тот, верный своему слову, дает согласие. Впереди у принцессы долгий путь через всю страну, жизнь в небольшом домике, тяжелая работа по дому, необходимость самой зарабатывать деньги и многое-многое другое. Сначала она злится, ненавидит и презирает своего мужа, отказывается работать по дому, устраивает скандалы и истерит по поводу и без.
Но если она ничего не приготовит, то не сможет и поесть. Девушка отчасти смиряется со своей участью, начинает потихоньку осваиваться. Новое для нее дело идет со скрипом, ее преследуют неудачи, которые снова вызывают злость и грусть. Со временем она всему научится и привыкнет, и ее муж перестанет ей казаться таким уж плохим.
Впоследствии он оказывается местным королем, отвергнутым прекрасной принцессой. Но в нашем случае это не так и важно. Куда важнее другое: изначально принцесса, гордая и спесивая, ненавидит свою новую жизнь, и зачастую сама себе создает проблемы. Но под воздействием этих проблем она меняется, начинает иначе воспринимать мир, и мир отвечает ей. Жизнь уже не кажется такой сложной. И то, что еще вчера казалось событием, сегодня - лишь незначительный эпизод.
Из-за внутренних изменений принцессы неизбежно меняется и внешняя динамика: ее жизнь становится более спокойной, плавной, и, если вдуматься, даже счастливой. Вот так внешние события повлияли на внутренний мир девушки, изменило ее отношение к ситуации, а вслед за этим изменилась и сама ситуация.
Золотая середина
Теперь остается только научиться использовать эту зависимость для реализации своих целей. Стоит заметить, что слишком произведения, с излишней внешней динамикой зачастую не оставляет времени и места на внутренние изменения. Именно поэтому различные боевики и трэш обычно считаются поверхностной литературой.
Перетягивание каната в сторону внутреннего развития тоже довольно опасно. Если у вас получится, то, скорее всего, вы напишите шедевр глубины мыслей. Или философский трактат. Но это уже не художественная литература, так что не будем об этом. Что касается книг, в которых внутренние изменения довлеют над внешней динамикой... Да, они могут быть очень интересны и востребованы, но они очень требовательны к мастерству автора, его навыкам и готовности работать над текстом.
Для большинства же куда актуальнее мифическая золотая середина. В тексте с успехом перемежаются динамичные, быстрые сцены, и периоды затишья, в которых герой пересматривает свои взгляды на мир. Конечно, сказано это грубовато, но, думаю, общий смысл вы уловили. Экспериментируя с внешней и внутренней динамикой, вы движетесь к своей цели.
Немного психологии
Об одном прошу слезно: не забывайте, что ваши герои не роботы. Зачастую, даже не подготовленные солдаты. Это обычные люди, у которых есть эмоции, страхи, ожидания, привязанности, привычки. Кстати, это, наверное, к вопросу о внутренней динамике повествования: насколько реакция персонажа соответствует его образу.
Но я даже не об этом хотела поговорить. Не раз встречала произведения, в которых преобладали динамичные сцены, где главная героиня - милая, хрупкая девушка - от ситуации к ситуации идет с высоко поднятой головой, с трудом, но довольно спокойно преодолевает массу препятствий.
А теперь представьте на ее месте живого человека: день за днем находиться в эмоциональном напряжении. Не просто бояться, что вот сейчас грянет. Нет. Ждать не надо, только отгремело, и сразу по новой. Хорошо, если поспать полчаса дали, и то, только после того, как герой грохнулся в обморок, который перешел в спокойный (!) сон. И так день за днем.
В реальной жизни через некоторое, спешу заметить, не очень продолжительное, время герою гарантирован нервный срыв. Ну, или хотя бы истерика со слезами, криками и заявлениями, что дальше так невозможно.
Берегите своих героев, давайте хоть иногда сделать глубокий вдох, подумать, да просто выспаться. На чистых простынках и под пушистым одеялом.