Писательская шизофрения, или как правильно общаться с героем
С некоторых пор начала замечать, что переговоры двух писателей в процессе работы над крупным текстом - это зрелище не для слабонервных. Самой нет-нет, да хочется позвать санитаров. Ну ведь на полном же серьезе рассказывают друг другу, как ведут сложные и серьезные переговоры с вымышленными персонажами. Синдром Карлсона в чистом виде, только уже у вполне взрослых и состоявшихся вроде людей.
- Я сегодня полдня спорил со своим, не хочет вести себя правильно, капризничает. Ну и что мне с ним делать?
Ну вот, кто ни разу не оказывался в такой ситуации? Я сама два месяца воевала с одним из второстепенных героев. Вынь да положь ему роль первого плана. А откуда я ему ее добуду? Он же умер лет за тысячу до начала действия и присутствует исключительно в виде собственного дневника.
Он мне даже снился, угрожал, запугивал. А как он ехидно потирал руки, когда у меня сломался компьютер со всеми наработками за эти два месяца. Словно бы имел к этому отношение. Вот тогда мое терпение лопнуло, и начала выстраивать наши с ним отношения на ином уровне.
С одной стороны, когда персонаж начинает себя вести, это какой-никакой, а признак того, что персонаж живой, не картонный. У него есть свои желания, мотивы, взгляды на жизнь. Они порой даже подсказывают интересные сюжетные ходы. Но больно смотреть, как "ожившие" персонажи начинают диктовать писателю свои правила.
Очень важно найти золотую середину, научиться общаться со своим героем. Не позволять ему вести себя, помнить о том, что это ты его создал, и только от тебя зависит, как все будет на самом деле. Но и забывать о том, что ты создал живое существо со своим характером, тоже не стоит. Навязывать персонажу несвойственное ему поведение - это заведомо проигрышный ход. Так вы из живого героя сделаете обыкновенную картонку.
Слушайте своего героя, когда он говорит вам, как ему хочется поступить в той или иной ситуации. Но никогда не забывайте о тех моментах, которые не зависят от него. Амбициозные герои, почувствовав слабину, могу попытаться диктовать не только свое поведение, но и поведение других, мене амбициозных или живых героев. А ведь невозможно оживить всех персонажей книги, даже эпизодических.
В общении с собственным героем самое важное - уловить эту грань, между пожеланиями по собственному поведению и откровенным надиктовыванием текста. А вот дальше начинается беда-беда. Потому что искать эту грань каждому придется самому. Более того, с каждым своим персонажем. Каждый автор уникален. Да и герои, в идеале, тоже. Соответственно, и каждая пара автор-герой неповторима.
Единственное, что можно посоветовать, исходить нужно из характера героя. Все, как в жизни: ищешь точки соприкосновения, выясняешь, что важно для человека, и исходя из этого строишь свое общение.
Научились общаться с героем? Молодцы, поздравляю. Но не обольщайтесь. Есть во всем этом еще один подвох: если герой живой и настоящий, если текст хоть сколько-то интересен, то, скорее всего, по мере продвижения от начала к финалу, герой будет меняться, расти или, наоборот, деградировать. Так что после серьезных поворотов сюжета, которые больно бьют по герою, вам, возможно, придется начинать все заново.