Аннотация: Текст написан для сайта "Мир творчества" (http://www.mt2012.ru/"
Я всегда завидовала людям, которые умеют рисовать. Это же надо: сесть и нарисовать то, что ты видишь и так, как ты видишь. Смешивать цвета, мазок за мазком наносить на холст картинку. Писателям в этом плане приходится гораздо сложнее. Цвет у нас только один - черный, а вместо кисточек - слова. А в итоге должно получиться также ярко и правдоподобно, как у художника.
Три типа речи
Для достижения нужной цели важно использовать правильные инструменты. Это заявление справедливо и для художественных текстов. В какой-то момент нужно создать ощущение движения, динамики, где-то достоверно изобразить внешность, пейзаж, интерьер, где-то подробно рассказать о мыслях и идеях персонажа.
В каждом из этих случаев нам понадобятся разные инструменты. А конкретно речь пойдет о типах речи. Традиционно речь разделяют на три типа: повествование, описание и размышление. И если с первым и последним авторы, как правило, в той или иной степени справляются, то описания многим из них даются с большим трудом. А ведь без хорошего, меткого описания у читателя перед глазами не возникнет никакой картинки. Но о какой достоверности повествования может идти речь, если в процессе чтения не задействован самый главный орган чувств читателя: глаза?
А что, собственно, не так?
Я очень часто сталкиваюсь с тем, что упор в тексте делается на повествовании. Авторы тщательнейшим образом пересказывают последовательность событий, минуя даже минимальную визуализацию. А ведь даже краткое описание могло бы существенно разнообразить повествование.
И я долгое время считала эту проблему самой серьезной. Однако последнее время мне все чаще попадаются тексты, где авторы описанием не пренебрегают, но яркой картинки все равно не получается.
Первое, о чем хочется упомянуть, это избыточное описание. Так действительно бывает. Вот мы знакомимся с главным героем, и автор на протяжении 2 страниц повествует нам о том, какого цвета у него волосы и глаза, какой формы лицо и брови, насколько полные или худые у него губы, во что он одет сейчас, и что предпочитает носить вообще... По такому описанию можно смело составлять фоторобот героя. А по описаниям интерьера у таких авторов можно без затруднений составлять дизайн-проект.
Но вот будет ли читатель заниматься этим? Конечно, нет, уже к середине первой страницы описания, читатель заскучает, и оставшееся может просто перелистнуть. Впрочем, может и не перелистнуть, но что это изменит? Так, к середине книги, которая началась с подробнейшего описания героини, я обнаружила, что не помню, даже какого цвета у нее волосы. Не сложилась картинка, хотя я очень старалась.
Есть и еще одна беда описаний - безликие описания. Вот вроде нам рассказали, как выглядит человек, комната, пейзаж, предмет... Но... Страницу назад другой человек, пейзаж описывались точно такими же словами. Они не отличаются друг от друга, ну, разве что, местами их поменяли. Девушки обязательно миловидные, стройные, с красивыми глазами и тонкими пальчиками. И дело не в том, что они выглядят одинаково. Вовсе не обязательно, просто автор не выделил в их внешности чего-то особенного, яркого, присущего только им.
Вот мы и выделили три основные проблемы описаний: дефицит, избыток и блеклость.
Правдоподобное описание
Вот теперь начинается самое трудное. Беда ли рассказать, как делать не надо? Тут мы все мастера. А как надо? И это действительно сложно, потому что все более или менее универсальные схемы и планы описания могут оказаться пустышкой в конкретном произведении.
Тем не менее знать эти схемы, планы и правила необходимо. Прежде всего, запомните, что описывать что-либо, будь то человек или комната, нужно от общего к частному. Сначала расскажите о том, что вы описываете. Создайте о предмете или человеке общие впечатления. Обязательно упомяните самые яркие детали, которые неизбежно бросятся в глаза. Именно они сделают образ запоминающимся, отличным от других, индивидуальным.
Помните о том, что в большинстве случаев для художественного текста характерно описание людей, помещений вещей не отстраненно, а через какого-либо персонажа, который смотрит на объект. А персонаж за редким исключением испытывает по отношению к объекту какие-то эмоции. И эти эмоции могут и должны помочь читателю составить верное или нужное впечатление о предмете описании. Согласитесь, даже самую обычную женщину подруга, соседка, мама, муж, любовник, любовница мужа опишут по-разному.
Как определиться, сколько внимания уделить описанию? Все зависит от значимости эпизода, сцены, человека. Так, главного героя, или место самой главной биты описывают обычно достаточно подробно, чтобы читатель хорошо представлял себе происходящее. Эпизодический же персонаж вовсе не стоит такого внимания. Даже если он сам по себе очень колоритен. Он мелькнул и исчез, зачем нагружать читателя лишними деталями? Да и много ли внимание мы уделяем случайным встречным?
Кстати, чуть не забыла существенную деталь: на характер описания неизбежно влияет то, как давно персонаж, с чьей точки зрения описывается объект, знаком с ним. Это относится и к описанию собственной внешности в повествовании от первого лица, и рассказа о своей квартире, в которой человек живет уже давно, и упоминания любимой кружке со щербинкой у ручки. Все это не займет много места, и акцент будет скорее на изменившихся деталях.
О себе мы скажем, что новый цвет волос нам идет, а свежевыскочивший на бледной коже лица прыщ портит все впечатление, в квартире заметим сломанные или разбросанные вещи, отдернутую штору, хотя сами обычно ее закрываем.
А вот новый, незнакомый объект человек рассматривает куда подробнее. Особенно если он чем-то интересен, нов или важен. Тут уже имеет смысл подробно сказать и о цвете, и о вкусе и о запахе.
Кстати, о вкусах и запахах. Все-таки мы с вами не художники, и должны показать и рассказать не только, как выглядит объект. Запах, вкус, тактильные ощущения тоже имеют значение и забывать о них нельзя ни при каких обстоятельствах. Звуки и запахи окружают нас постоянно, и они тоже влияют на эмоциональный фон. Так зачем отказываться от них в тексте?
Чтобы научиться верно подмечать яркие, самобытные, индивидуальные детали, очень советую тренироваться. Встретили на улице человека с неординарной внешностью? Попробуйте в нескольких словах рассказать о нем знакомым. Увидели здание красивой архитектуры? Запечатлейте на бумаге. Словами. Попробовали новое блюдо? Порекомендуйте его другу так, чтобы ему захотелось попробовать.
Наблюдательность и постоянные тренировки - вот залог хорошего, яркого, объемного описания.