Литвиненко Евгения : другие произведения.

Эра Абс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья была написана в январе 2013 года, через 2 месяца после смерти Бориса Стругацкого. Многие из нас выросли на книгах двух братьев. Я не исключение. Смерть младшего из них произвела на меня сильное впечатление. Оба брата прожили долгую и очень плодотворную жизнь, но все равно очень хочется сказать: мало!

  Почти два месяца назад, 19 ноября, на 80 году жизни умер великий фантаст, Борис Натанович Стругацкий. Пресса и интернет писали тогда о том, что кончается целая эпоха, эра АБС, эра Братьев Стругацких.
  Аркадий и Борис Стругацкие на протяжении нескольких десятилетий являлись самыми заметными и значимыми писателями-фантастами в нашей стране. Именно они являются самыми известными российскими фантастами за рубежом. Их книги переведены на 27 языков. Оставили свой след братья и в кинематографе. Выражается это не только в экранизации их книг, они писали в том числе и самостоятельные сценарии для фильмов. Стоит вспомнить и огромное количество переводов английской, американской и японской фантастики на русский язык.
  Когда же началась эра АБС? Первое их произведение было выпущено в 1958 году, но разве это начало? Несомненно, отсчет стоит вести с 28 августа далекого 1925 года, когда Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, а к тому моменту уже жена Натана Стругацкого, родила своего первого ребенка, Аркадия. Произошло это в тогда еще советском, а теперь уже грузинском городе Батуми. В 27 году семья переехала в Ленинград, где спустя 8 лет, в 33 году, 15 апреля родился Борис.
  Юность старшего и детство младшего из братьев приходятся на военные годы. Им обоим пришлось пережить блокаду Ленинграда. Аркадий, тогда еще подросток, первое время работал на строительстве укреплений. Тогда же довелось ему впервые стрелять, а, возможно, даже убивать. А потом отец писателей был призван в истребительный отряд, а Аркадий трудился в гранатных мастерских. В конце 41 года Натана Стругацкого комиссовали по состоянию здоровья, и он вернулся работать в библиотеку. И чуть позже его, как библиотечного работника, эвакуировали из Ленинграда. На семейном совете было решено, что с отцом поедет старший из братьев, Аркадий.
  Уехали они 28 января 1942 года. Для жены и матери, которая осталась в блокадном Ленинграде, это было самое тяжелое время. Долго, очень долго, от близких людей не было никаких вестей. А из Мелесексса, куда их должны были привезти, на запросы ответили лишь раз, написали, что Натан Стругацкий туда не прибывал.
  Эвакуированные доехали до Вологды, где Натан и скончался, а Аркадий Стругацкий попал в госпиталь. Оттуда он уехал в Чкалов, сейчас этот город называется Оренбург. А оттуда был отправлен в Ташлу, на работы в местный совхоз. Устроившись на новом месте, он неоднократно писал матери в Ленинград и просил приехать к нему. До нее дошло только 2 письма из 5, Аркадий же так и не получил ни одного ее ответа. Теперь была его очередь переживать, не зная, живы ли близкие люди.
  3 августа 1942 года Александра Ивановна вместе с младшим сыном, наконец, выезжают из блокадного Ленинграда. Они благополучно добрались сначала до Чкалова, потом в Ташлу, и там семья временно воссоединилась.
  А в начале 43 года Аркадия Стругацкого призывают в армию, и отправляют учиться в Актюбинске, в дислоцированном там Бердичевском пехотном училище. Александра Ивановна не видела смысла оставаться в Ташле без Аркадия и, раздобыв поддельную справку о болезни, переправлась вместе с Борисом в Москву, где у нее было много родственников. Произошло это в октябре 1943.
  А весной в Актюбинск приезжает комиссия из Москвы. Члены комиссии предлагают курсантам, многие из которых не знали даже алфавита, написать диктант. Аркадий Стругацкий тогда удивил всех, так как написал длинный и довольно сложный текст без ошибок. Аркадия переводят сначала в Тольятти, а затем в Москву, учиться на переводчика-востоковеда. Он в совершенстве изучил английский и японский языки, что и позволило ему в дальнейшем работать над литературными переводами. А его выпуск пехотного училища загнали на Курскую дугу, откуда ни один из них не вернулся.
  В мае 44-го Борис с матерью, наконец, возвращаются в родной город, как и хотела Александра Ивановна с самого начала. Она очень переживала за квартиру, однако им повезло, их жилье оказалось не занятым.
  Уже после войны в 1946 году Аркадия Струацкого отправляют на практику, в Казань, в концентрационный лагерь, вести допросы японских военнопленных. Из этого ужасного места старший брат вынес массу впечатлений, не самых приятных, но, по-своему, полезных Стругацким-писателям. Именно в этот период Аркадий пишет один из первых фантастических рассказов, "Как погиб Канг". Он даже был опубликован, но уже после его смерти, в 2001 году.
  Аркадий закончил свое обучение в 1949 году. И пока еще не получил распределения, он приехал в Ленинград, к матери и брату. Аркадий уже женат, жену его зовут Инна. Расписались они в августе этого же года. Борис в это время готовится к последнему году учебы в школе. Братья много говорили друг с другом. Оба уже пробовали себя в писательском деле, Аркадий еще до войны написал первую повесть, "Находка майора Ковалева", которая, к сожалению, была утеряна в блокаду, Борис отметился сочинением на свободную тему, в качестве которого сдал свой первый фантастический рассказ. Да и за время учебы, общаясь лишь в письмах, да на коротких свиданиях, рассуждали о будущей творческой работе. Теперь же они твердо решили - соавторству быть.
  Для Бориса это было время выбора будущей профессии, и он намеревался стать ученым-физиком. И в этом начинании его, как никто другой, поддерживал старший брат.
  А уже в сентябре 49-го Аркадий уехал по распределению в Канскую школу переводчиков. Один, без жены. Инне необходимо было закончить учебу. Возможно, именно эта разлука стала причиной их дальнейшего развода. Окончательно отношения разладились уже в 52 году, и Инна подает на развод.
  В это же время у Аркадия начинаются отношения с бывшей сокурсницей, женой друга, Еленой Воскресенской. Эти отношения порядком портят ему карьеру, и, естественно, разваливают семью Воскресенских. Елена уезжает в Москву, а Аркадий практически ссылают на Дальний Восток.
  Между тем, в 50 году Борис заканчивает школу, что характерно, с серебряной медалью. Аркадий всегда настаивал, что брат должен учиться на одни пятерки, но где-то, видимо, не сложилось. Как и все медалисты, в университет он поступал без экзаменов, его ожидало только собеседование, однако после него Борису сообщили, что он не принят. То ли сказалась еврейская фамилия, то ли история отца, который в 37 был исключен из партии. Все-таки поступал он на самый престижный, физический факультет и собирался заниматься ядерной физикой, а это стратегическое направление. Тогда ему посоветовали подать документы в тот же ЛГУ, но на менее престижный, математико-механический факультет, где, кстати, имелось отделение астрономии. И туда его приняли, о чем в последствие Борис никогда не жалел.
  Уже на первом курсе Борис познакомился со своей будущей женой Адой, Аделаидой Карпелюк. Однако их отношения были не столь стремительными, как отношения Аркадия и Инны.
  После того, как Аркадия переводят служить на Камчатку, они с братом начинают серьезно обдумывать дальнейшую совместную работу, и даже делают первые наброски. Естественно, все это происходит в переписке. Примечательно, что уже на этой, начальной стадии оба думают о важности работы над собой и текстами, о том, что писать надо постоянно, и о том, что нужно искать выходы на издательства. Работа в стол их не устраивает с самого начала. Они верят в свои силы, и готовы работать много и плодотворно.
  Туда же, на Камчатку, к Аркадию приехала Елена, оставив дочь от первого брака в Москве, с родителями. Будучи еще замужней женщиной, расписаться с Аркадием она не могла, но жить вместе им это не мешало.
  В июле 54-го вместо ожидаемого увольнения Аркадия переводят на более перспективную службу в Хабаровск. Здесь они с Еленой устроились уже более комфортабельно, и последняя даже съездила в Москву и перевезла в Хабаровск дочь Наташу. Любопытно, она, вспоминая тот год в Хабаровске, говорила, что жила там с родителями: мамой и папой. Да, в общем, и всю жизнь она считала Аркадия отцом, хотя и родной отец от нее не отказывался.
  В это же время идет активная работа над материалами для "Страны багровых туч". Надо сказать, что задумывалась она давно, и обрывки сюжетных линий братья уже обсуждали, но всерьёз сели за работу после последнего отпуска Аркадия в Ленинграде, в который они ездили всей семьей. Тогда оба брата и Лена гуляли по городу. Лена все больше молчала, а Аркадий и Борис громко критиковали современную фантастику. В конце концов, Лена не выдержала и сказала, что критиковать может каждый, а вот написать сам... Она вслух предположила, что сами критики вряд ли смогут написать что-то достойное, братья в запале пообещали написать. Результатом этого разговора стал спор на бутылку шампанского. Так что одно из первых произведений братьев Стругацких было написано на спор.
  Было в это время и еще одно примечательное событие, и о нем не упомянуть тоже нельзя. По случаю в Хабаровск заглянул еще один сокурсник Стругацкого, Лев Петров, который в последствие женился на внучке Хрущева, но и тогда уже имел не малые связи. И тоже мечтал стать писателем, вот только времени у него на это не хватало, стиль жизни не тот.
  И в задушевной беседе Лева подкинул Аркадию идею повести. Да что там подкинул, скорее, напомнил о недавних по тем временам событиях - испытаниях американской атомной бомбы на атолле Бикини. Конечно, в этот раз речь шла не о фантастической литературе, но Петров обещал помочь с публикацией, да и тема старшему Стругацкому показалась интересной.
  А 9 мая 1955 года был подписан приказ об увольнении Аркадия в запас. В этом же году Борис заканчивает обучение в ЛГУ и поступает в аспирантуру в Пулковскую обсерваторию, которой он посвящает еще 10 лет своей жизни.
  Тогда же Дмитрий Воскресенский, первый муж Лены, наконец, дает ей развод. Рождение Маши, дочери Елены и Аркадия, окончательно поставило крест на этой семье, и надеяться было уже не на что. А 22 декабря этого же года Аркадий и Лена зарегистрировали свой брак.
  В Москве Аркадий, наконец, находит работу, в редакции "Реферативного журнала". Это была интересная научная работа, однако тогда ему уже ближе была литература, и в 1957 году он уходит работать редактором в Гослитиздат.
  Надо отметить, что все это время Аркадий не забывал об обещании Левы Петрова помочь с публикацией повести, и в 1956 действительно свет увидела их совместная книга "Пепел Бикини". К фантастике она никакого отношения не имела, да и внимания к себе не привлекла, ее значение было в другом: сам того не зная, Петров протоптал для Стругацких дорожку к издательствам. Благодаря этому уже в 58 в журнале "Техника - Молодежи" выходит повесть "Извне". Следом, в 1959 году - "Страна багровых туч", их первая самостоятельная книга, которая задумывалась еще на Камчатке и принесла братьям первый настоящий успех.
  Осенью 59-го Аркадий переходит работать в другое издательство, Детгиз, там же он знакомится с Ниной Берковой, которая на долгие годы стала другом и надежным помощником Аркадия, как человека, и братьев Стругацких, как писателей.
  В это время пишется огромное количество рассказов Стругацких, и многие из них практически сразу издаются в различных журналах и сборниках. Интересно и то, что многие из этих рассказов были тогда же переведены на многие иностранные языки, в том числе и на английский, как в самой Англии, так и в Америке. Те, кто знает особенность Американской публики, которая редко принимает авторов из-за границы, тот поймет цену этих переводов.
  18 июня 1959 года у Бориса Стругацкого родился сын, мальчика назвали Андрей.
  Начало 60-х тоже весьма примечательно, но больше в творческом плане. Поездка Бориса на Кавказ, по сути, положила начало работы над миром Полудня, который, без всяких оговорок, является самым ярким и самым необычным миром советской фантастики. Да и в зарубежной ничего подобного практически не было.
  Строго говоря, Полдень стоило бы описать в отдельной статье, но, скорее всего, эта работа и вовсе непосильная. К тому же, я уверенна, что прочитать книги Стругацких при любом раскладе будет интереснее, чем знакомиться с чьими-либо мыслями по этому поводу. Хочется только сказать, что это удивительный мир, мир, в котором многим хотелось бы жить.
  Но тогда, в 62-ом, когда свет увидела книга "Возвращение", она же "Полдень XXII век" это было лишь зарождение нового мира. И сама по себе она была весьма спорной. До сих пор трудно сказать, в какой же форме написано это произведение. То ли это роман, как было завялено изначально, то ли повесть, как принято именовать этот текст сейчас, то ли и вовсе сборник рассказов, объединённых общими героями и одним миром. В последней версии есть рациональное зерно. Общей идеи в этой книге нет, к тому же, ее состав часто менялся, какие-то части удалялись, какие-то вводились.
  При этом работать обоим братьям достаточно нелегко. Прежде всего, потому, что кроме литературы, у каждого есть и основная работа, на которую приходится тратить очень много времени. Кроме того, Аркадия, как служившего, постоянно таскают на военные сборы. Имеются и личные проблемы. В основном - квартирный вопрос. Борис решил свой просто, после рождения сына переехал с семьёй жить в Пулковское общежитие. У Аркадия с этим было значительно хуже, ему приходилось жить не только с женой и детьми, но и с тестем и тещей, сестрой жены и ее семьей. Какими бы ни были хорошими отношения, в такой тесноте скандалы возникают неизбежно. А съехать не представлялось возможным.
  Но, несмотря на все сложности, можно с уверенностью сказать, что с точки зрения литературной деятельности, 62-ой год был для братьев самым счастливым. В этот год вышло три очень сильных и значимых для них произведения: уже упомянутый Полдень, "Стажеры" и "Попытка к бегству", которая многих поразила своей необычностью.
  16 октября Аркадий пытается уволиться из Детгиза, ему катастрофически не хватает времени на всю его деятельность, и от чего-то приходится отказаться. Впрочем, главный редактор уговаривает его на творческий отдых, длиною в 3 месяца.
  А в конце 62-го года братья закончили повесть "Далекая радуга", которая, по задумке обоих авторов, должна была стать последним произведением из мира полудня. Они начинали уставать от него, это видно и по самой повести, характер которой сильно отличается от предыдущих произведений.
  Середина 60-х годов для братьев Стругацких - это период взросления, как писателей. Они уже умеют писать, уже найден единственно верный способ совместной работы и наработана техника. Дальше Стругацкие пишут довольно ровно, но всегда по-разному и о разном. Им не интересно сосредотачиваться на одном мире, на одних персонажах, на одних темах. Они постоянно искали что-то новое, и все их произведения этого периода отличаются друг от друга, при том, что уровень текстов всегда очень высок.
  А вот публиковать их стали меньше, впрочем, это было характерно для литературы вообще. Закончилась хрущевская оттепель, последние два года своего правления Никита Сергеевич не давал творческой интеллигенции прохода.
  Обострившийся конфликт с властью наложил свой отпечаток и на творчество братьев, в какой-то мере это прослеживается даже в "Попытке к бегству", написанной в 62-ом. Уже там читателям демонстрируется контраст между миром Полудня и кошмаром тоталитарного мира. Этот же контраст прослеживается в следующих произведениях.
  Так, в сентябре 63 года закончена работа над повестью "Трудно быть Богом". В ней не только ярко выделяется все тот же контраст, но и поднимаются принципиально новые проблемы. Конфликт прогрессивного человека с жестоким миром действительности очерчен в ней особенно ярко. Кроме того, именно здесь впервые поднимается вопрос о том, насколько допустимо вмешиваться в развитие иных цивилизаций.
  В этом же году выходит "Далекая радуга". Сначала в сборники от издательства "Знание-сила", затем отдельной книгой вместе с "Трудно быть Богом". Как ни странно, ни та, ни другая повесть не встретили сопротивления властей. Более того, "Трудно быть Богом" до последнего считалась у них правильной, что называется, идеологически верной повестью. Не удосужились тогда вникнуть, вчитаться в нее.
  Однако Система все-таки чувствовала опасность для себя в этих людях. Возможно, именно из-за этого Стругацких очень долго не принимали в Союз писателей, а ведь тогда официальный статус имел огромное значение. Фантастам в принципе сложно было получить заветные корочки. Так, приверженцам традиционной прозы было достаточно одной книги, чтобы вступить с Союз, фантастам требовалось две.
  Прозорливые братья дождались выхода третьей, и подали заявление только в 61 году. Но не тут-то было, их заявление было задвинуто далеко и надолго, и это при том, что хлопотали за Стругацких самые талантливые и видные деятели советского искусства. Проблемы комиссия видела во всем, и в еврейском происхождении, и в том, что братья живут в разных городах и во многом другом. В итоге членами Союза писателей Аркадий и Борис Стругацкие стали лишь в 1964 году.
  Примерно в это же время оба брата в очередной раз задумываются о решении квартирного вопроса. И решат они его совершенно по-разному. Точнее реально его решит только Борис. После долгих колебаний, что же все-таки покупать, квартиру или машину, под руководством мудрой и любящей жены выбор падает все-таки на квартиру, и уже в 1964 году они справляют новоселье. А вот Аркадий решение вопроса откладывает. Они жили в большой квартире родителей Лены, правда, жили, как уже писалось, тесно. Однако сестра Лены с семьей собирается съезжать, а родители снимают дачу на лето, причем не только на лето 63 года, когда это случилось первый раз, но и во все последующие. Так что напряженность несколько снимается, и Аркадий, не любивший уезжать с насиженных мест, предпочитает сделать ремонт и купить новую мебель.
  В 64 году пишутся две очень разные по характеру и настроению вещи: "Понедельник начинается в субботу" и "Хищные вещи века". Сопоставлять эти две книги между собой очень сложно, да и нужно ли? Они были задуманы разными, разными они и получились. Интересно, что "Понедельник" фактически был одобрен к публикации в очередном сборнике издательства Молодая Гвардия буквально по первой главе. Составитель сборника, после прочтения, звонил Аркадию, и уговаривал никуда больше эту книгу не отдавать.
  А следующий год ознаменовался, пожалуй, самым серьезным творческим кризисом братьев Стругацких. Им не нравится то, что они пишут. Возможно, причиной этому можно считать их обеспокоенность обстановкой в стране, кроме того, им приходится искать новые темы и направления. К тому же уровень их текстов уже очень высок, они сами установили такую планку, что держать ее постоянно было сложно, а писать хуже они просто не имели права. Им было непонятно, что делать дальше, в какую сторону развиваться. А развиваться было необходимо.
  Перешагнуть через все это им более или менее удалось к марту, когда они уехали в Дом творчества в Гаграх. Хотя и там они смогли начать работать не сразу, несколько дней просто ходили по городу и пляжам. А начиная с 7 числа идет интенсивная работа над "Улиткой на склоне".
  Первый вариант был закончен всего за 15 дней. Однако работа над текстом на этом не закончится. Весь год то и дело они будут возвращаться к "Улитке". Причем увлекла их эта повесть настолько сильно, что даже зарубленные цензором "Хищные вещи века" не так уж сильно волнуют авторов. Впрочем, и с этой повестью им пришлось много работать, чтобы все-таки пропихнуть ее в печать. Для этого очень много сделала Бела Клюева.
  Кстати, это весьма интересная история. Когда редактор "Молодой гвардии" сообщил ей, что цензор не пропустил повесть, Бела забрала у редактора сверку, отдавать он, конечно, не имел права, но отдал. А когда попросил назад, она соврала, что отдала ее Поликарпову, старому другу ее отца, который в то время возглавлял отдел культуры ЦК КПСС. Звонить и уточнять редактор не решился, и позже на слово поверил Клюевой, что ничего крамольного Поликарпов в тексте не увидел. В итоге, конечно, не обошлось без исправлений, но повесть была опубликована.
  Что же касается "Улитки на склоне", то работа над ней продолжалась еще целый год. В первом варианте она была очередным продолжением мира Полудня, и одним из главных героев там был Атос, однако со временем братья поняли, что эту часть придется полностью заменить. Так и появился Кандид. Закончена повесть была в 65 году.
  1966 год начинается с работы над "Вторым нашествием марсиан". Пишется он легко и быстро. Черновик готов уже через 2 недели после начала работы. А заканчивается год "Гадкими лебедями". Первый черновик они даже успевают закончить в 66-ом. А в середине года в сборнике "Эллинский сектор" была опубликована сильно урезанная "Улитка на склоне". Урезана она была ровно на половину, в печать пошли только главы о Лесе.
  А в 68-ом в Прагу вошли танки. Это было очень показательное событие, фактически, оно говорило о том, что в стране начиналась новая эпоха. Теперь можно было окончательно забыть о свободе всем мыслящим. Коснулось это, конечно же, и фантастики. Стругацкие почувствовали перемену сразу.
  Правда "Молодая гвардия" берется печатать сразу две повести Стругацких в новом для нашей страны формате, так называемый перевертыш. Два текста располагаются навстречу друг другу. Изначально планировалось, что в этой книге выйдут "Стажеры" из старого и "Гадкие лебеди" из нового. Однако новую повесть напечатать все-таки не рискнули, и вместо нее вставили "Второе нашествие марсиан". А "Гадких лебедей" тогда и не решились выпустить.
  Та же судьба ждала "Сказку о Тройке". Ее, правда, потом напечатал иркутский журнал "Ангара", да и в Казани рискнули опубликовать несколько отрывков сказки. Журнал "Байкал" в Бурятии напечатает вторую часть "Улитки". Надеялись братья также пристроить и "Лебедей". Но... По слухам номер журнала с "Улиткой на склоне" был изъят из библиотек, а главный редактор чуть не лишился должности, да и сам журнал был под угрозой закрытия. В последствии оказалось, что произошло это не из-за "Улитки", но... В том то и дело, что есть еще это но. А "Ангаре" главного редактора за "Сказку" все-таки уволили, да и всю редколлегию заменили, и, конечно же, изъяли номера, какие смогли.
  В Советском Союзе всегда было сложно с хорошими книгами, приобрести их было тяжело, многие просто перепечатывали. Но в 68 году это стало по-настоящему массовым явлением. Все те книги Стругацких, которые не получилось опубликовать официально, разошлись по рукам в самодельных копиях. Настоящий самиздат. Были случаи, когда получив копию книги на один день, люди начитывали их на магнитофон, чтобы сохранить для себя текст на потом.
  Запретный плод сладок - это известно всем. Без того высокая популярность Стругацких в этот период взлетает до такого уровня, что его трудно себе представить. Дошло до того, что в 71 году "Сказку о Тройке" без разрешения авторов опубликовали в немецком русскоязычном журнале. За что братьям пришлось извиняться перед советским правительством. И, конечно же, это был первый, но далеко не последний раз, когда Стругацких публиковали без их ведома.
  Под таким давлением еще в 67 году был задуман "Обитаемый остров". Причем задуман он был, как что-то развлекательное, не слишком глубокое, как говорили сами Стругацкие, "политически беззубое". Это был заказ Детгиза, им требовался оптимистический роман о контакте с иными цивилизациями. Получилось, как мы знаем, не слишком оптимистично, да и с беззубостью братья тоже ошиблись.
  Работа над текстом началась тогда же, в 67, но закончить братья не успевают, велик объем. Все-таки они чаще писали повести, а тут полноценный роман. А в 68, когда они вновь взялись за "Остров", идея романа по-настоящему увлекла их. Уже тогда стало видно, что получается он совсем не таким оптимистичным, как планировалось. Уже тогда появилось подозрение, что и его тоже не напечатают.
  Впрочем, "Обитаемый остров" все-таки опубликуют, в 71 году. Но с просто таки рекордным количеством исправлений. Однако даже этому можно только радоваться. Позже печатать не будут вообще ничего.
  В 68-ом в дневниках появляются записи о будущем "Граде обреченных", а также намеки на "Пикник на обочине". Но все это они решают пока отложить, да и идеи были еще не до конца оформлены. К тому же в 69 году Стругацкие подвергаются столь жесткой критике, что они вновь задумываются о легком чтиве, написанном исключительно для денег. Так появляется "Отель "У погибшего альпиниста" - яркий, захватывающий фантастический детектив. Текст получился, хотя многие поклонники Стругацких тогда не поняли его, слишком уж сильно в этот раз они отошли от того, что было раньше. Многие считали, что братья измельчали, испугались, прогнулись. Не слишком лестно отзывались о тексте и любители классического детектива, однако об этом и говорить не стоит.
  Когда "Отель" был закончен, братья начинают более серьезно обдумывать "Град обреченных", а заодно подают две заявки на сценарии фильмов: "Обитаемый остров" и "Отель". И, что гораздо важнее, вторая заявка была принята, Стругацкими был получен аванс на сценарий, и они начали работать.
  70-й год начался с работы над "Градом обреченных". Писался он, пожалуй, дольше всех других произведений Стругацких. И это тем более обидно, что опубликуют его тоже очень не скоро, в столе он пролежит не один и не два года.
  А уже в апреле братья садятся за "Малыша". Его, как ни странно, они тоже считали проходным и никчемным, даже пустым. Но, видимо, так Стругацкие писать просто не умеют, если уж они за что-то берутся, то делают это хорошо.
  Так они дальше и работают попеременно, то над "Градом", то над "Малышом". Последний писался трудно. По мнению Бориса, это происходило потому, что оба писателя не очень-то и хотели его писать, им значительно интереснее был второй проект. Однако он был менее перспективен в плане публикации, а печататься тоже хотелось, чтобы получить деньги, чтобы о них не забывали. "Малыш" был закончен 6 ноября.
  В "Малыше" Стругацкие вновь возвращаются к уже подзабытому ими миру Полудня. Но, как всегда, возвращение для них не стало повторением, как всегда, они раскрыли что-то новое, уникальное, сильное. Кстати, именно эта повесть в последствие была поставлена на театральной сцене. Не сказать, что спектакль был удачным, важен сам факт.
  Как только братья заканчивают писать "Малыша", они тут же подают заявку в "Молодую гвардию", причем настаивают на том, чтобы повесть вышла под одной обложкой с "Отелем" и, возможно, с "Пикником на обочине", который пока не написан. И в этот же день замуж выходит Наташа, старшая дочь Аркадия. Сам Аркадий на свадьбе не присутствует.
  Главное последствие Наташиной свадьбы - вновь остро вставший квартирный вопрос, особенно остро он коснулся младшей дочери Стругацких, которой в трехкомнатной квартире просто не осталось места. Вопрос о покупке квартиры снова был поднят, но теперь на это не хватало денег.
  Братья вновь возвращаются к "Граду обреченных", а также принимаются разрабатывать "Пикник на обочине". Какие-то наметки у них уже были, но за серьезную работу принялись только сейчас.
  71 год начался с того, что в Детлите выходит роман "Обитаемый остров". Примечательно это событие тем, что это была последняя книжная публикация на очень долгий период. Больше в ближайшее время издавать книги Стругацких уже не будут. На много лет вперед открытыми для них останутся только журналы.
  В феврале и марте Стругацкие работали над "Пикником", и закончили черновик к 4 апреля 1971 года. Довольно быстро. Связанно это с тем, что как раз в это время в Германии выходит, без их ведома, "Сказка о тройке", за которую им еще приходится извиняться, помните, я об этом уже писала? Злость на Систему, вызванная этим событием, дала энергию для работы.
  В целом, год прошел в суете, которая никак не была связанна с литературой. Конечно, они работают над "Пикником", продолжают работу над "Градом". Но от всего этого их постоянно отвлекают другие проблемы, которые нужно было решать. Несмотря на это, к ноябрю они завершают "Пикник на обочине".
  В "Авроре" выходит повесть "Малыш", частями, в 4 номерах: с августа по ноябрь.
  В конце года Аркадий Стругацкий наконец обзаводится своей квартирой, тоже по своему великое событие, в ней он прожил до конца жизни. Правда, куплена квартира в рассрочку на 15 лет, почти как наша ипотека. Но ведь лучше так, чем всемером в трехкомнатной квартире, а еще ведь была собака, которой тоже нужно место. Любопытная деталь, именно в том доме и подъезде, где Стругацкий купил квартиру, снимался фильм "Ирония судьбы".
  72 год оказался еще более сложным, особенно в вопросе литературной работы. Даже на дневники особо времени не хватает. В начале января удается поработать над сценарием для экранизации "Понедельника". А затем вновь возвращаются к "Граду". Обратите внимание, это уже третий год работы над этим произведением, и к концу мая наконец-то будет закончен черновик.
  Из "Молодой гвардии" приходят первые замечания к "Пикнику", и Борис садится делать правки. Аркадий в это время работает над сценарием мультика "По следам космического Негодяя". Теплится надежда, что "Пикник" все-таки напечатают отдельной книгой. Однако очень быстро становится понятно, что надежды тщетны. Опубликуют его в итоге только в "Авроре".
  В сентябре Борис едет в Варшаву. Это его первая поездка за границу. Было интересно, и, в чем-то, приятно. Ведь по-хорошему Стругацких могли и не выпускать из страны, многих и за меньшее не выпускали. Да и намекали им не раз, что они не выездные.
  Ну и под конец года братьев снова огорошили, изданием "Гадких лебедей", и снова во Франкфурте, в журнале "Посев".
  73 год начинается с работы над повестью "Миллиард лет до конца света". А Летом Маша, младшая дочь аркадия, поступает в Московский институт инженеров транспорта. А братья готовят сценарий для Одесской киностудии.
  В конце лета Борис уж с женой снова едет в Варшаву. Получился этакий семейный отдых за границей. Польша― это уже не Советский союз, хотя и дружественное государство. Здесь проще достать запрещенную литературу, и большую часть времени Борис проводит в номере, читая книги. Благо, у него хватило житейской мудрости не брать ничего с собой. А на таможню, и правда, кто-то по-дружески сообщил о Борисе. В итоге досматривали их с особым пристрастием, но ничего крамольного не нашли.
  В конце года в сборнике "Талисман" выходит повесть "Малыш". А в заключительный том "Библиотеки современной фантастики" Бела Клюева умудрилась пропихнуть последнюю главу из "Пикника". Аркадий уезжает в Душанбе, работать над сценарием фильма для местной киностудии. За него обещали большие деньги, а в деньгах тогда нуждались оба брата.
  В Москву Аркадий возвращается только в конце января 1974 года. И уже в начале февраля внезапно к нему приезжает Борис, и они садятся писать "Парня из преисподней". План набросан уже давно, и к концу февраля повесть будет готова. В конце года она выйдет все в той же "Авроре".
  А затем братья снова засядут за заброшенный некогда "Миллиард лет до конца света". Правда работа опять идет не слишком хорошо. Создавалось впечатление, что само Мироздание, так детально прописанное в "Миллиарде", противится написанию этой повести. Различные мелочи не позволяют братьям встретиться, когда же Аркадий все-таки приезжает в Ленинград, работа тем более не клеится. И причина вполне реальная, одного из друзей Бориса арестовывают за распространение запрещенной литературы, а Бориса с женой, как и все окружение арестованного, таскали в органы на допросы. Разве в такой обстановке можно работать? Когда стало понятно, что тюрьма Борису не грозит, Аркадий уехал обратно в Москву.
  Однако Мироздание все же проиграло братьям, потому что в итоге повесть была написана, а все, что так сильно мешало Стругацким, стало частью повести, и сделало ее еще более яркой и впечатляющей. И закончили они свою работу, по старой доброй традиции, в конце года.
  Что в 1974 году случилось принципиально важного для братьев? Почти полностью сменилось руководства издательства "Молодая гвардия", где раньше часто печатали Стругацких. Если последние несколько лет редакция хотя бы вела какой-то диалог с писателями, откладывая публикации до лучших времен, то новое начальство на переговоры не шло принципиально. Слало лишь глупые до нелепости отписки, мыслимо ли, ссылались даже на нехватку бумаги.
  Здесь считаю нужным вернуться немного назад. В Ленинграде при Доме писателей Илья Варшавский еще в начале 70-х организовал семинар для молодых фантастов, однако он очень тяжело заболел в 73 году, и с того времени Борис начинает его подменять. А в 74 Варшавский умер. Борис поддержал идею семинара, продолжил его вести своими силами. Так и появился знаменитый семинар Бориса Стругацкого, который он вел практически до самой своей смерти. И эти семинары стали настоящей кузницей кадров сначала советской, а потом и российской фантастики.
  А Аркадий после окончания работы над "Миллиардом" сталкивается с новым для себя явлением: так называемой "творческой депрессией", когда после окончания какой-то работы накатывает апатия и тоска. Теперь она станет его постоянным спутником. Однако сила духа у Аркадия достаточно велика, и уже к 18 января 1975 года он снова готов к работе, они с братом едут в дом творчества в Комарово, где предпочитают работать последующие годы, дорабатывать "Град обреченных". Впервые дорабатывать не для того, чтобы попытаться опубликовать, а для того, чтобы на время убрать в стол, а точнее спрятать у самых близких друзей. Сами братья прекрасно понимают, что эту книгу сейчас не опубликует никто и ни за что.
  В это же время появляется идея повести о человеке, которого было опасно обежать. Даже придумается название "Хромая судьба". Правда название это потом будет передано другому произведению. А идею братья будут реализовывать по отдельности, каждый сам, и уже значительно позже.
  А в феврале Аркадий неожиданно отправляется в санаторий в Кисловодск. Неожиданно потому, что он просто не любил подобные учреждения, и никто не мог даже предположить, что он послушает совет доктора. А к врачам его отвела жена. Правда, не столько для лечения, сколько для того, чтобы познакомить со своим давним знакомым, другом семьи. А тот в свою очередь приводит на эту встречу своего товарища, Юрия Чернякова, кардиолога. Через пять лет он станет персональным врачом Аркадия и близким другом.
  А еще в марте появляется Тарковский, который одержим экранизацией "Пикника на обочине". Идея была хороша, и братья взялись сочинять заявку на сценарий. Ну а в сентябре 75 они начинают обсуждать новую повесть. Рабочее название - "Стояли звери около двери", а в последствие она получила название "Жук в муравейнике".
  76 год почти полностью уходит на работу со "Сталкером", и совсем немного над "Жуком". Летом случается две события, которые сильно портят настроение братьям: во-первых, к приближающемуся съезду партии пришло письма, с поддельными подписями обоих братьев, в котором те, якобы, требовали перестать чинить им препоны в печати, и угрожали уехать в Израиль, во-вторых, Андрей, сын Аркадия, не добирает одного бала, и не поступает в институт.
  А в конце года Борис продает свою коллекцию марок, и, наконец, приобретает свою первую машину. Для него, как автолюбителя, событие это крайне приятное. До сих пор он разъезжал по стране на арендованных машинах.
  В марте 77 Борис с острой болью в животе попадает в больницу, сразу на операционный стол. Ему удалили селезенку. Более того, во время операции возникли осложнения, требовалось срочное введение дыхательной трубки, и ускорили этот процесс за счет удаления зубов. Сам Борис даже сразу после операции относился к этому иронически.
  А в августе Андрей снова пробует поступить, и у него это даже получается, но нервов на это и у самого Андрея, и у Бориса уходит очень много. В целом 77 год в литературном смысле не плодотворен. Полным ходом идет работа над "Сталкером", да и обстановка все еще не рабочая, продолжается война с "Молодой гвардией" за книгу, по которой уже снимается фильм.
  78 год также богат скорее не на литературные, а на личные события, стоит лишь отметить, что именно в этот год начинается серьезная работа над "Жуком".
  Елена вдруг ни с того ни с сего меняет наконец фамилию с Воскресенской на Стругацкую, а затем они с Аркадием едут в Болгарию. А еще братьям поступает предложение на экранизацию "Понедельника". Причем очень неожиданное, им предложили сделать из него мюзикл. Бориса это предложение не заинтересовало, так что над сценарием работал только Аркадий. В итоге получились известные всем "Чародеи", вышедшие под новый 1983 год. Кстати тогда оба брата были сильно разочарованны тем, что получилось. Лишь много позже Борис смог без содрогания смотреть его, и даже признал, что он достоин признания.
  Мария Стругацкая заканчивает институт и выходит замуж. Правда брак этот длится фактически меньше года. Конечно, официальный развод оформят позже. И останется от этого брака сын Иван.
  А в конце года заканчиваются съемки "Сталкера". Закончена долгая и трудная работа, безусловно, интересная, но очень утомительная. На экраны же фильм выйдет только в мае 80, очень уж долго его не будут пускать в прокат. Зато цензурных правок в него почти не вносили.
  Работа над "Жуком" продолжается и в 1979 году до 30 апреля. В целом же, год для братьев, и, главным образом, для Аркадия, очень тяжелый. Во-первых, имеет место кризис в отношениях с Еленой. Из-за этого он старается как можно реже бывать дома. Впрочем, над повестью работают все же в Москве. А Елена уходит с работы в связи с рождением внука Ивана.
  В конце лета впервые дают о себе знать проблемы с сердцем. Почти весь август Аркадий проводит в больнице. Лечит его Черняков. И в этот раз, и всю его оставшуюся жизнь.
  Ну и самый страшный удар по обоим братьям - смерть матери. Умерла Александра Ивановна 18 сентября.
  На таком фоне как-то уже и не сильно радостно выглядит то, что в журнале "Знание - сила" выходит "Жук в муравейнике", а издательство Детская литература переиздает "Понедельник" под одной обложкой с "Парнем из преисподней".
  В этом же году начинает в полную силу работать московский семинар фантастики, который почти сразу стал таким же известным, как Ленинградский. И роль он в развитии нашей фантастики сыграл ничуть не меньшую.
  1980 год ― год победы Стругацких над "Молодой гвардией". Именно тогда, наконец, выходит сборник "Неназначенные встречи", куда вошли три повести братьев: "Извне", "Малыш" и, наконец-то, "Пикник на обочине". Начиная с этого года отношения писателей с издательствами становятся значительно теплее, что не может не радовать.
  Однако положительные моменты 80-го года на этом закончились. Весной из ЛГУ отчисляют Андрея. Борис любил вспоминать о той истории. Выгнали его вроде как за дисциплинарные нарушения и хвосты, хотя подоплека все же была политическая. Более того, данная история имела не менее неприятное продолжение. Первый секретарь Ленинградского Союза Писателей вызвал Бориса к себе, и рекомендовал, почти по-дружески, притихнуть, отсидеться. В итоге оставшиеся с того момента две встречи ленинградского семинара в 80-ом провел не Стругацкий, а Евгений Брандис.
  А Андрей Стругацкий осенью ушел в армию, и загремел в стройбат. Впрочем, после возвращения из армии Геофак он все-таки закончил.
  Осенью 80-года проблемы с сердцем начинаются уже у Бориса. Диагноз ― стенокардия. И в феврале 81 года Борис вновь попадет в больницу, на этот раз с инфарктом. Оправится он относительно быстро, но раз и навсегда бросит курить.
  Зато в начале 80-х Московский семинар начнет работать регулярно, каждый месяц, с перерывом на лето. Аркадий, в отличие от брата, вести эти семинары никогда не будет, да и посещал они их не слишком часто, но все-таки посещал. Он предпочитал общаться с молодыми писателями в более уютной, домашней обстановке.
  В это же время поднимается вопрос о переезде семейства Аркадия в Ленинград. Здоровье братьев уже не позволяло им постоянно мотаться туда-сюда, да и в домах творчества работать они просто боятся: случись приступ, даже врача вызвать будет некому. Подобрали даже квартиру, однако они так и не переедут, причин несколько, в том числе все то же здоровье.
  В 82 году братья наконец-то садятся за работу над повестью "Хромая судьба". Мало кто считает ее по-настоящему получившейся, о ней вообще редко говорят. Причина этого, скорее всего, вовсе не в низком качестве, просто "Хромая судьба" ― это не фантастическая повесть. Это повесть о фантастике. И относиться к ней нужно соответственно. Ну и стоит ли говорить, что с самого начала работы над ней писатели даже не надеялись ее опубликовать, и также как с "Градом" работали в стол.
  5 сентября 1982 года умирает Илья Михайлович Ошанин, тесть Аркадия. Аркадий к нему всегда относился очень хорошо, и это была, безусловно, большая потеря для всей их семьи. Особое впечатление смерть деда произвела на Машу, которая просидела с ним всю его последнюю ночь.
  В октябре братья заканчивают черновик "Хромой судьбы". Происходит это в Ленинграде. В отличие от предыдущих заходов, когда Елена не отпускала мужа из Москвы. В этот же приезд они начинают разрабатывать повесть "Волны гасят ветер". А еще в 82 году в свет выходит "Жук в муравейнике" и впервые в книжном варианте "Отель "У погибшего альпиниста".
  "Волны гасят ветер", вышедшие в 1983 году, стали последней повестью в полуденном цикле. При этом многих она разочаровала. Особенно насторожил нестандартный способ подачи информации: в виде перечисления документов. Почти никто не понял, что же на самом деле хотели сказать авторы. Повесть получилась грустной, мрачной, никак не соответствующей миру Полудня.
  Здоровье Аркадия постепенно ухудшается, и братья все чаще работают в Москве, а не в Ленинграде, как раньше. О поездках в Дома творчества речи и вовсе не идет.
  В августе 1985 года Маша второй раз выходит замуж, за Егора Гайдара. Теперь у них будет совсем большая семья: Меши уже есть Ваня, у Егора - Петя и Маша, от первого брака. Будет потом и совместный ребенок, мальчик Паша.
  А Аркадию ведь в этот год исполнится 60 лет, юбилей. Правда отметит он его не дома: уедет с женой и друзьями по приглашению друзей в Ереван. А в конце осени они с Борисом готовят к публикации "Хромую судьбу". Это большой прорыв, ведь ее они вообще не надеялись напечатать с ближайшее время.
  Конец 80-х ― это вообще странное время. Новая власть совершенно по-другому относится к интеллигенции, и на первый план вполне естественно выходит литература. Правда написано за это время действительно хорошего не так уж и много. А вот извлечено из "закромов", где хранилось годами не напечатанное, очень много. Для писателей, которых до этого не печатали, настало счастливое время.
  В конце 85 года Стругацкие начнут работу над последним, как потом окажется, своим совместным крупным произведением: "Отягощенные злом". Потом будет только небольшая пьеса, и все, дальше только сольные работы. Правда, в декабре они успеют только набросать план. За черновик взялись уже в 86. Братья снова начинают выезжать в дом творчества, но уже не в Комарово, а в Репино.
  В журнале "Нева", в августовском и сентябрьском номерах, выходит повесть "Хромая судьба". Тогда же поступает предложение от Владимира Михайлова опубликовать "Гадкие лебеди" в его журнале "Даугава". Еще имеется некий страх, и публиковать предполагается под измененным названием: "Время дождя".
  Не стоит забывать, что в этом же, 86 году, произошла печально известная Чернобыльская катастрофа. Нас она интересует в том плане, что очень многие проводили параллель между теми событиями и повестью Стругацких "Пикник на обочине". Братья писали, конечно же, совсем про другое, но сами ликвидаторы рассказывали, что зона отчуждения вокруг АЭС и вправду похожа на то, что описали авторы. Для ликвидаторов эта книга стала культовой, они напрямую ассоциировали себя со сталкерами.
  1987 начался с писем от издательств, который почти умоляют прислать им хоть что-нибудь новое. Становится понятно, что в ближайшее время можно будет опубликовать все, что уже есть, и все то, что еще успеют написать. Работать хочется очень, хотя все больше становится отвлекающих факторов. Весной братья редактируют "Град обреченных". Не забывают они и об "Отягощенных злом". Его почти целиком напишут за этот год, лишь самый конец оставят на январь 1988.
  Было еще одно событие 87 года, которое стоит упомянуть: на имя Стругацкийх в Союз Писателей пришло приглашение на Всемирный конвент Фантастов в Великобритания. Приглашения такие приходили им и раньше, но времена были другие, до Стругрцких они не доходили. Впрочем, изначально и в этом году до братьев приглашение не дошло. В СП его по привычке запихнули куда подальше. Не учли они, что реальность изменилась.
  Информация об этом приглашении просочилась, и один из друзей Аркадия, Михаил Ковальчук, списался с организатором Конвента и предложил выслать повторное приглашение. Оно было выслано и даже передано писателям. Вот только Аркадий воспротивился, заявил, что никуда не поедет. Уговаривали всем миром, и, в конце концов, уговорили поехать за компанию с братом. Ну, не отправлять же его одного.
  Главным событием мира фантастики в 1988 году стало создание издательства "Текст". У его истоков стояли постоянные посетители и организаторы Московского семинара. К слову, именно это издательство через пару лет начнет готовить к печати полное собрание сочинений Стругацких. Планировалось сделать его десятитомным, а в итоге их вышло аж 14 томов. Это было одно из первых частных, а значит, независимых издательств.
  В конце года братья начинают работать над пьесой "Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах". Она стала последним совместным произведением писателей. Но тогда этого, конечно же, никто не знал. С уверенностью можно сказать, что последняя вещь удалась на славу, став очень яркой точкой в их творчестве.
  Однако и в 88 и в следующем 89 они работают все больше над планами, персонажами и названием. Собственно начали писать текст только в конце 89 года, 7 декабря. Основная же работа приходится и вовсе на 90 год. Заканчивают они пьесу в апреле, а в сентябре она уже выходит в "Неве". А затем даже была поставлена в театре на Малой Бронной. И идет, если я не ошибаюсь, до сих пор.
  Начало 90 для всех было очень непростым, и в особенности, для братьев Стругацких. Прежде всего, стоит вспомнить о том, что Аркадий все хуже себя чувствует. При этом ему приходится довольно много выбираться из дома на различные семинары, встречи и выступления, он вместе с братом пишет множество статей на самые разные темы. Страна меняется, и активность именно сейчас имеет огромный смысл для пока еще советской фантастики.
  В семье Стругацких трудностей не меньше. Так, проблемы с сердцем начинаются теперь уже у старшей дочери Стругацкого, хотя ей в это время нет еще и 40 лет. Причем проблемы эти настолько серьезные, что женщине требуется дорогая операция, которую в нашей стране просто не делают.
  В то время очень удачно подвернулось предложение поучаствовать в продвижении фильма на территории германии. Это была уникальная возможность получить столь необходимые деньги. И Аркадий едет, хотя при других обстоятельствах его вряд ли удалось бы уговорить. Даже если аналогичная операция требовалась бы ему самому. 22 января Аркадий, Елена и Наташа вылетают в Германию.
  В августе, почти сразу после 65-летия Аркадия, к нему приходят в гости пятеро молодых людей и одна девушка: Игорь Евсеев, Вадим Казаков, Сергей Лифанов, Юрий Флейшман, Михаил Шавшин и Светлана Бондаренко. Ребята эти представляли группу "Людены", которая тогда только образовалась. Именно эта группа проводила затем полномасштабные исследования творчества Аркадия и Бориса Страгацких. Они общались с Аркадием, задавали ему множество разных вопросов. Фактически ― это было коллективное интервью. Но главное значение их визита даже не в этом. Они, по просьбе Бориса, перевозят большую часть Московского архива братьев а Ленинград. К сожалению, вывезти оставшуюся часть они не смогли, и пока что она считается утерянной.
  В рабочем дневнике братьев в этот период практически нет записей. Есть наработки "Дьявола среди людей" и "Поиска предназначения". Это произведения братья писали уже порознь. И если в написании "Дьявола" Борис хоть как-то учувствует, то "Поиск предназначение" написан Борисом вовсе без помощи Аркадия. В этом возрасте разница между братьями становится вновь слишком разительной, взгляды на жизнь и на работу у них теперь не совпадают, поэтому и совместного творчества не получается.
  "Дьявол" был закончен Аркадием в апреле, и, хотя от повести явно остается ощущение незаконченности, доделывать автор ее уже не стал. Не было никакого желания работать. Вышла эта повесть в издательстве "Текст" под псевдонимом Ярославцев.
  "Поиск предназначения" выйдет позже, да и закончена будет уже после смерти Аркадия, в 1994 году. И тоже была опубликована под псевдонимом, Борис выбрал фамилию Витицкий.
  6 октября в театре на Малой Бронной прошла премьера пьесы "Жиды города Пиера". А 12 октября 1991 года Аркадий Стругацкий умер. Родные и близкие очень тяжело переживали смерть этого великого человека. Особенно трудно пришлось, пожалуй, все-таки Борису. Они были слишком близки друг другу, годами они учились понимать друг друга, работать на одной волне, мыслить одинаково, чувствовать одинаково. Они стали практически единым целым, и смерть одного больно бьет по второму. Последний раз Борис был в Москве в день похорон брата, 16 октября.
  Впрочем, остальным близким приходилось не менее тяжело. Елена пережила мужа всего на 3 года, и умирает в марте 1994. После смерти Аркадия она просто не хотела жить. Мария даже боялась, что мать наложит на себя руки, и старалась не оставлять ее одну. Часто забирала к себе. Умерла Елена Ильинична от обширного инсульта.
  Согласно завещанию, тело Аркадия было кремировано, а прах был развеян по ветру. Точно также завещала сделать и его жена, поэтому могил у Аркадия и Елены нет.
  Первое время после смерти брата, Борис был не уверен, что вообще когда-нибудь снова будет писать. Однако у него лежал незаконченный роман, и позже он вернулся к нему. О нем уже говорилось выше. "Поиск предназначения" получился не менее интересным, чем совместные произведения авторов, к тому же очень автобиографичным.
  Затем был второй роман "Бессильные мира сего". Это произведение вызвало много споров. Мнение читателей разделились, кто-то считал его едва ли не лучшим среди всех произведений Стругацких, кто-то ругал и критиковал, говорил, что в романе автор слишком далеко ушел от общего стиля братьев. Впрочем, последнее просто странно. Странно ждать от одного того же, что братья писали вдвоем. Это не значит, что текст плох, просто он немного другой. Впервые это произведение было опубликовано в 2003 году. Издан он также под псевдонимом Витицкий.
  И без того замкнуты Борис, после смерти брата появлялся на публике еще меньше. У него не было никакого желания расширять свой круг общения, с журналистами он не соглашался встречаться принципиально. Его общение с окружающим миром выглядело совершенно иначе. Он много пишет статьей на различные темы, общается с читателями через их официальный сайт, где до последнего велось офф-лайн интервью с метром, ну и, конечно же, семинар. Именно в нем Борис находил утешение в последние годы. Без преувеличения можно сказать, что семинар в этот период стал главным делом в его жизни.
  Было и еще одно занятие, которому Борис обязательно уделял внимание. В 1998 году Центром современной литературы и книги была учреждена Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких, в просторечии АБС-Премия. Вручается эта премия каждый год начиная с 99 года 21 июня. Именно эта дата выбрана потому, что это ровно середина между днями рождения двух братьев. Премия вручается за фантастические книги вышедшие за последний год.
  Выбор лауреатов происходил следующим образом: в конце года Борису предлагались книги, которые могут претендовать на получение премии, он прочитывал все и выбирал несколько лучших, по его мнению, затем из этих книг путем тайного голосования жюри выбирался победитель. Голоса подсчитывал так же сам Борис.
  Для полного собрания сочинений братьев Стругацких Борис подготовил книгу под названием "Комментарии к пройденному". В этой книге подробно описана история созданий всех произведений писателей.
  Более подробную информацию о жизни Бориса Стругацкого найти сложно, потому что он крайне не любил афишировать детали своей личной жизни. Возможно теперь, после его смерти, биографы займутся этим вопросом вплотную, пока же придется удовлетвориться этими скудными сведениями.
  Тем же, ко решит узнать об Аркадии и Борисе Стругацких больше, могу порекомендовать книгу Анта Скаландиса "Братья Стругацкие", материалы из которой и были использованы для создания этой статьи.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"