Ливитов Владислав Барисеч: другие произведения.

tion2

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  ОН. Это кто?
  ТЫ. Неважно.. У тебя есть жена?
  ОН. Сейчас - нет, однако-
  ТЫ. - так вот поэтому ты и разглагольствуешь тут - а если бы каждый вечер она рычала на тебя: ищи работу-ищи работу- ты дармоед, ты бы ее пристрелил. Разрезал на части и пустил бы малой скоростью в Томск..
  ОН. Кошмар.. (пауза) Почему в Томск?
  ТЫ. Ну, в Омск - какая разница- он это может, я уверена. Потому что так спокойно рассуждать о женщине, типа собака лает - ветер носит-
  ОН. Ужас какой.. Ты -ты п о й м и, наша подзащитная обычная женщина, и ей нужны были обычные вещи!
  ТЫ. Вот!
  ОН. Что вот, что в о т!! Обычные вещи, из которых состоит жизнь Поговорили, посмеялись, подрались, потрахались.. А она берет нож
  ТЫ. Вот-вот-вот что убивает человека. Обычные вещи! Это лишает нас полета, мечты, обрекает быть обычными, банальными - Обычные вещи! Черт, нет ничего ужаснее, ничего пошлее! - кажется, все в порядке, ей нужны обычные вещи: чтобы ты работал, приносил деньги, не пил и молчал, глядя ей в рот влюбленными глазами - вот оно! Обычные вещи!
  ОН. В рот не смотрят - глазами, тебе не кажется?
  
   Пауза
  
  ТЫ. Он не понимает.. Это образ, это образное мышление, и оно нужно адвокату, кстати говоря. Оно не мешает. Это помогает оторвать суд от пошлой прозы, как-то возвысить их, знаешь-
  ОН. -Ну да - ну да -
  ТЫ. Они сразу понимают глубину дела, характера, а не сидят упершись в закон
  ОН. Так вот. Дело адвоката - очень хорошо знать закон. А ты разводить какие-то круги на воде, поэта нашла, тоже мне - пьяница и альфонс, жил за ее счет и ее же лупил, она его прирезала - ничего себе картинка для полета
  ТЫ. Не я выбирала такую клиентку
  ОН. А кто?! Кто выбирал?! Я выбирал? К кому она пришла?
  ТЫ. Я предложила - ты принял. Ха! Ты еще отпустил весьма глубокую мысль о том, что, якобы, будет небезынтересно - ты так и выразился, я очень хорошо помню - небезынтересно познакомиться с такой вот простой судьбой. Простой трагедией -вот, давай теперь и знакомься!
  ОН. Чушь!.. Я тебе доверял - доверял!
  ТЫ. зачем тогда ты?! Какой от тебя прок?!
  ОН. Ч т о- оо!!
  ТЫ. То самое!! все валит на меня!
  ОН. Стерва!
  
   Пауза
  
  ТЫ. Ты такой же, как он.. все мужики одинаковые - это в вас и уж-жасно.. (пауза) Жертва-он был мужик, настоящий грубый мужик, который не мог терпеть всех ее закидонов и проповедей, и когда она перешла-
  ОН. стой
  ТЫ. -границы, и совсем уже рехнулась с этой своей идеей-фикс о работе, и предложила ему идти грузчиком в их магазин - ха - протекцию ему решила составить-
  ОН. Стой - стой ты!
  ТЫ. Что такое?
  ОН. Мы кого защищаем? Что ты несешь?
  
   Пауза
  
  ТЫ. Ну да.. я же тебе говорю. Мы должны выяснить истинную картину - вот и все. Сказать правду никогда не мешает. Вообще... понимаешь, это дело с самого начала всем казалось безнадежным: она призналась - этим все сказано, и тут никакой перспективы.
  ОН. Но мы должны защитить ее, показав, что у нее была своя позиция, что он вынуждал ее предъявлять претензии- Ну вот, посуди сама, одно дело если я лежу на диване и глухо страдаю, и-
  ТЫ. Обломов эдакий
  ОН. ..я не читал- Неважно.. так вот: лежу на диване и страдаю. Нет работы, нет смысла в жизни, думаю, стреляться или бежать за водкой.. так?
  ТЫ. Ну? К чему ты клонишь? Что уже темнеет и пора- все. Все. Это просто шутка!
  ОН. Идиотская шутка.. Или вот тебе другой вариант: я встречаю тебя, трудягу, продавщицу в овощной лавке, которая весь день бегает как угорелая, ноги не держат к вечеру - а дома я встречаю тебя бранью и оскорблениями - это ведь совсем другое дело: ага?
  ТЫ. Не уверена..
  ОН. Ты просто ни в чем не хочешь уступить! Ни в чем!
  ТЫ. Нет! Дело не в этом! Ну, посуди сам, что хорошего в мужике, который спокойно лежит на диване, страдает он там или нет, но это жалкое зрелище.. пусть лучше буйствует, кидается, матюгается-
  ОН. - убивает..
  ТЫ. Да нет! Но это жалко! Вообще.. знаешь. Мужик без работы - это ужасно..
  ОН. ты просто совершенно не выносишь мужчин-
  ТЫ. ну почему-
  ОН. не знаю почему-
  
   Пауза
  
  ТЫ. Давай поговорим о другом, если ты не против.. Мужчины бывают разные - разные мужчины. Одни, например, садятся в пустой конторе в одиночку пить водку.. почему-то в полной темноте
  ОН. Это не твое дело! Есть разница, как ее пить?
  ТЫ. говорят, есть.. Ладно, хватит. Нам надо как-то выкрутиться. А для этого мы должны так ее понять - так понять, чтобы убедить в этом суд. Это женщина, одинокая, ей нужна была ласка, а он-
  ОН. Туфта... Она никогда не была одинокой, и еще как полная дура везде подчеркивала, что "уж без мужика она не останется"
  ТЫ. Для нее мужики - главное. Отвратная баба.. Шлюха, в сущности-
  ОН. Погоди-погоди.. тут есть зацепка.
  ТЫ. Шлюха и есть шлюха - какая зацепка? Она и мне предлагала- В дополнение к гонорару.. И тебе предлагала.
  ОН. Хм, откуда ты.. Надеюсь, ты не-
  ТЫ. За кого ты меня принимаешь?
  ОН. Я имею в виду, что гонорар мы делим на двоих-
  ТЫ. Ах, так... ну конечно.. Я буду иметь в виду.
  
  ОН. Но у тебя была какая-то зацепка
  ТЫ. Теперь я забыла
  ОН. Это предложение тебя слишком взволновало-
  ТЫ. -прекрати!
  ОН. Ты даже потеряла мысль!
  ТЫ. Перестань!! Черт!..
  
  ОН. А для меня безразлично. женщина замужем или нет - я не обращаю на это внимания
  ТЫ. Поздравляю тебя!.. Итак, она шлюха, и что?
  ОН. Хорошо, принимаем эту версию - она тоже человек, и ей действительно нужны мужчины - нужны постоянно, как конвейер, один-третий-десятый-двадцатый - погоди ржать - то что?
  ТЫ. Супершлюха!
  ОН. Я не о том.. Включи свой юридический ум.
  ТЫ. Тут появляется потребность или болезненная потребность - или болезнь.. В мировой литературе встречаем сплошь и рядом - вот, Кармен
  ОН. Я не читал
  ТЫ. Неважно. Там все просто: Кармен -это такая баба, которой все время нужен мужик.
  
  ОН. Все время?
  ТЫ. Все время
  ОН. Но она хоть спит?
  ТЫ. С мужиками..
  ОН. Потрясающе.. Не хотел бы я встретиться с такой теткой, знаешь, мысль... что ты десятый за день..
  ТЫ. Это образ... Ох, какие мужчины пошлые.. так вот, она - такой человек, Кармен из овощной лавки.. но она человек!
  ОН. -именно! И у нее тоже свои права. Она имеет право иметь мужчин столько, сколько ей нужно, г-да судьи. В самом деле, если мне нужна еда больше, чем ему, я покупаю еды больше, и если мне нужны какие-то книги-
  ТЫ. тебе?
  ОН. - я покупаю книги. Машина дороже - покупаю машину дороже, то есть, г-да судьи, мы все привыкаем удовлетворять свои потребности, и разве не на это направлена наша общественная и экономическая система?! - и теперь удар в лоб: - И эта несчастная женщина просто нуждалась в жертве, своем бывшем гражданском муже, не могла обойтись без некоторых его качеств.. Каких же? Она тебе шепнула..?
  ТЫ. Естественно, это именно то, о чем ты подумал. Ты испорченный.. Прекрати ржать! Не могла точно так же, как вы не можете обойтись без хлеба или пива, так разве можно ставить ей в упрек измены и раздражительность? Она больна, г-да судьи и-
  ОН. Т у ф та.
  
   Пауза
  
  ТЫ. Опять?!.. Объясни почему.
  
  ОН. Ты противоречишь самой себе. Ты же тут пела о том... как там... о, какой он русский прерусский мужик -а ведь он тоже человек, и - извини меня - если для отправления ее надобностей каждый раз надо будет прирезать русского мужика, то скоро воевать будет некому..
  ТЫ. Да, вышла прямо . . . Клеопатра-
  ОН. Это кто, твоя подружка?
  ТЫ. Неважно.. Пойми!
  ОН. Нет. Ты тоже пойми. Мне надо знать, что она такая.
  ТЫ. Зачем тебе?
  ОН. Давай установим истину - в сотый раз - кто тут старший? И мне надо знать, какие имена ты будешь употреблять и в какой связи. Ты разве не помнишь прошлое дело. Когда ты начала
  ТЫ. -помню
  ОН. А потом не могла связать концы с концами, и я ничем не мог тебе помочь.. Ну, так кто она?
  ТЫ. Она была египетская царица. Бросала любовников в реку с перерезанным горлом.
  ОН. То есть, когда надоедали?
  ТЫ. Нет, после одной ночи. Игра такая
  ОН. Ни фига себе.. игры.. Я этого не понимаю. Всех без разбору? Не понимаю..
  ТЫ. Ты не Клеопатра. Ладно, давай дальше- Что с тобой? Эй?
  
  ОН. Но погоди.. ей же мог кто-то понравиться, и тогда..
  ТЫ. В с е х
  ОН. ..То есть, никакой симпатии, никакой любви. Просто секс. Какая стерва! Нет, не буду больше брать женские дела..
  ТЫ. Хорошо, ответь мне, как мы строим-
  ОН. Но не могу понять, разве в ней не осталось ничего человеческого?
  ТЫ. В ком?
  ОН. В этой.. в этой суке?
  ТЫ. Которой? Клеопатре?.. Она была царица. Видимо, определенный долг..
  ОН. Я так и понял. Она царица, она не может отдаваться каждому, это ясно, как день, но если уж такая неурядица случается, изволь, браток, попить водицы, тебе надо перерезать глотку. Потому что государственные интересы прежде всего. Он невиновен? А ты не лезь в царскую койку, всяк сверчок знай свой шесток, ага?.. Стой.. Ах, какая мысль! Нам надо использовать этот пример для дела.
  ТЫ. Каким образом?
  ОН. А я тебе скажу каким.. Я должен признать, дорогуша, что ты разбираешься в литературе и много знаешь. Но поверь мне: н ю х - великое дело в нашем ремесле. И я чую... чую, понимаешь, чую тут возможность-
  ТЫ. ну-ну?
  ОН. Один мужик мне развивал такую мысль..
  ТЫ. Кто это был?
  ОН. Один мужик.. он прирезал тетку ради денег и не скрывал этого от меня. Его отмазали там... ну, неважно.. так вот, он был начитанный жутко, тоже именами сыпал, и сказал однажды такую вещь, которая меня просто перевернула - просто взорвала, понимаешь?
  ТЫ. И что он сказал?
  ОН. Нет, говорит, невиновных.. Все в чем-то виновны- и так бросил это, будто это всем известно давно-
  ТЫ. - это еще царь Соломон, по-моему, сказал
  ОН. Это кто? Я слышал, но- То есть, ты это знала? Неважно, а важно то, что наша жертва - нет, на самом деле мне ее где-то.. действительно очень его жалко и все такое, однако кем он был -тираном, бил несчастную бабу, которая его же кормила-
  ТЫ.- ее душа не вынесла унижений- черт... Я где-то это читала-
  ОН. Где - не помнишь?
  ТЫ. Разве теперь вспомнишь..
  ОН. Ты столько книг читала, что даже не можешь вспомнить, откуда эта мысль?.. Если бы я книжку прочел, на всю жизнь бы запомнил все, что там написано.
  ТЫ. Не могу.. Я вот подумала.. черт, ты меня сбил..
  ОН. Это ты меня сбила, черт! Теперь потерял- Я говорил-
  ТЫ. Погоди! Сначала я приплела сюда
  ОН. .. эту Клеосутру - или Клеоматру- в общем, эту суку, и у меня даже настроение испортилось.. Перед ней была какая-то другая-
  ТЫ. Кармен..
  ОН. Да... да! И я выдвинул идею о том, что ей нужно много мужиков - это ее потребность, что такое?..
  ТЫ. Ну и?
  ОН. Ну, и дайте ей мужиков! Дайте их! Где они? Где вообще - мужик?! Это общественной кризис - и почему же одна женщина должна отвечать за всех, за все общество! Это социальная проблема! А если вы не можете решить проблемы, так нельзя перекладывать всю вину на плечи одной темной бабы, которая - да, она убила! - но она страдает, она раскаивается, а проблема не решена! Где мужик?! покажите мне его!
  ТЫ. Смотря, что ты считаешь мужиком?
  ОН. Хочу тебе заметить, что мужик вообще-то... к т о.. а не что.
  ТЫ. Ну, не всякий.
  ОН. Отвечу тебе. Мужиком я считаю... мужика! Вот!
  ТЫ. А она, знаешь, кого считает мужиком?.. Я с тобой в бане не была.. но, видимо, ты не мужик.
  ОН. А ты и подавно... Итак, мы выяснили что... что мы оба не мужики -так -
  ТЫ. - поэтому и рассуждать о мужиках невозможно, и знаешь, она мне призналась, что ее в мужчине только одно интересует, и у него это было
  ОН. Понятно. Печально для него и хорошо для нас..
  ТЫ. Тут есть мысль-погоди-погоди - - сейчас-
  ОН. Ну- ну... что?
  
  ТЫ. Он исчерпал то единственное, что отличало его как мужика, то есть стал уже не мужик и как таковой перестал быть человеком, потому что его как человека - насколько я ее поняла - отличало только это
  ОН. Суд это не съест.
  
  ТЫ. мы просто готовимся, это разминка - рассуждаем, понимаешь?
  ОН. то есть, глазами убийцы, у него был... некий орган, который и был, в ее глазах, он сам - так?- а потом орган перестал действовать, то есть органа нет - человека нет
  ТЫ. -и никто никого не убивал... Ну, ты даешь!
  ОН. ой, ну, пойми, мы с тобой решили понять человека, нашего клиента! - понять ее не значит свести все к здравому смыслу, разложить по полочкам. Так мыслила она - а не мы. Это нелепо? Может быть, но она не могла мыслить иначе, и если она была уверена в этом, если она действительно полагала, что человека - нет
  ТЫ. - нет, погоди - ну как это: нет?..
  ОН. да-да- именно полагала, что это уже не человек, она приходит домой, ожидая общения, ласки. понимания, а главное - увидеть это.. то, что она любила, это любимое блюдо, а получает удар в морду, это надо учесть!- значит, суд должен учесть ее состояние и мнение - пусть это безумие, пусть назначают экспертизу, а тут, знаешь -
  ТЫ. погоди.. а какую экспертизу они могут назначить?
  ОН. а я откуда знаю-
  
   Ржут громко.. Пауза
  
  ТЫ. Нехорошо, что мы так о ней говорим
  ОН. Ты полагаешь, она достойна большего? почему?
  ТЫ. Просто, нехорошо-
  ОН. Вот, образец женской логики.. А я, напротив, совершенно не понимаю, как может жить такой человек, чем и ради чего он живет. Какое-то чудовище. Просто.. У нее даже, тут написано, есть дочь, и ее лишили родительских прав - господи, вот ужас...
  ТЫ. А я у нее крестик видела на груди
  ОН. Ну, тогда ее надо сразу оправдать.
  ТЫ. А для тебя это ничего не значит?
  ОН. Абсолютно.
  ТЫ. Ты атеист
  ОН. Это кто?..
  ТЫ. Ты не веришь в Бога.
  ОН. А ты веришь? Вот именно.. И при чем тут я? Ты видела крестик - ну, и что?- я тебе сейчас хоть три повешу на шею, и что, стану ангелом?
  ТЫ. Она держится за него все время.. она верит-
  ОН. Ерунда. Она убийца. У нее нет ни одной человеческой идеи, нормы. Никакой морали!
  ТЫ. Просто, ты не веришь-
  ОН. Хватит нести чушь!! Я... я - это я, и ты не можешь знать обо мне. К твоему сведению, это таинство, тайна, загадка.. Никто - даже патриарх - не может сказать ничего обо мне.
  ТЫ. Ну да, загадка века-
  ОН. А вот издевательства - это совершенно не по-христиански, ты - ты себя ведешь не по-христиански! Как полная дура!
  ТЫ. А ругаться так с женщиной по-христиански?
  ОН. Я один ругаюсь? Один?! Стою тут и ругаюсь: так?!! Черт, идиотская манера: приплетет незнамо что- Хватит ржать!!
  ТЫ. Он хам
  
  ОН. ну, не знаю.. это еще вопрос, кто из нас..
  ТЫ. выключи телевизор... выключи его! Черт.. Вот, снова сбил меня с мысли.
  ОН. знаю я твои мысли-
  ТЫ. а именно?
  
  ОН. Так, серьезно.. они проводят какие-то там следственные эксперименты, так?
  ТЫ. ..и ты хотел бы принять в них участие-
  ОН. и это было бы лучше для моей подзащитной, чем кто-то чужой
  
  ТЫ. Хватит. Значит, так..
  ОН. Так..
  ТЫ. Мы подходим теперь с другой стороны.. Если ты не перестанешь ржать, я тебя сейчас же выкину отсюда..
  ОН. все.. я серьезен.. Так с какой именно стороны мы подходим? У этого дела одна сторона..
  ТЫ. С какой ни подходи, а этот ее специфический интерес почему-то не вызывает сочувствия у судов - даже наоборот, это что-то вроде нармомании или пьянства. При этом, кто она как человек?
  Вот, смотри, согласись, что огромное влияние на суд, да и на любого человека оказывает культурный уровень обвиняемой- а какой уровень у нашей клиентки?
  ОН. Нулевой. Клеосуку твою она точно не знает..
  ТЫ. Отсюда можно идти.. Она совершенно необразованна, действует импульсивно, не понимает своих прав, законов не знает - понимаешь?- она совершенно темная
  ОН. понимаю-
  ТЫ. выключи телевизор... выключи его!- так..
  ОН. Ну и что?!
  ТЫ. А то, что она живет чувствами, это для нее все, и вдруг эти измены, эта грязь.. Он единственное что у нее есть, она работает для него, живет для него- и такой удар? и она убив-в-вает его- Как? Понимаешь, сыграть на ее темноте, это не недостаток, а преимущество
  ОН. - давно уже-
  ТЫ. - так и решим.. (Вдохновляясь) Она не знала никаких земных радостей, не говоря уже о прочих: темная женщина, у которой был только один свет в окошке, г-да судьи... один любимый человек, и возвращаясь в тяжелой работы, именно его она звала, его ждала, к нему шла, его кормила, поила
  ОН. а в ответ получала что?- попреки, побои, и не вынесла- и тут больше возмущения, праведного гнева ввиду неблагодарности, чем просто каприза или раздражения- и если есть в вас хоть капля-
  ТЫ. хорошо - это мне понравилось. Надо записать. Где ручка?
  ОН. включи компьютер...
  ТЫ. да просто запиши - и все
  ОН. сколько раз я объяснял тебе, что это прошлый век.. Включи его.
  
  ТЫ. Мне лень. Ты меня утомил
  ОН. Такая работа
  ТЫ. Не работа такая, а люди такие
  ОН. Какая работа, такие и люди - такая и работа -(повторяет)
  ТЫ. Замолчи, ладно?
  
   Он включает компьютер
  
  ОН. "если не будут воровать, завтра наступит полное счастье"- это ты записала? Тебе давно надо писать книги.. О, тут я остановился..
  
   И он начинает увлеченно играть
  
  ТЫ. Я прошу тебя.. Чем ты занимаешься?
  ОН. Ну, погоди, пять минут..
  ТЫ. Господи, опять покер с раздеванием? Я ухожу..
  ОН. Все - минута!
  ТЫ (выключает компьютер) Или я или она.
  ОН. Черт! ты невыносима!..И вообще.. дождь идет, сволочь..
  - и почему мы собираемся ее защищать, а? Ты не подумала об этом- женщины никогда не думают о главном...
  ТЫ. потому что я оптимист- я верю в жизнь
  ОН. а я во что верю?
  ТЫ. я не знаю, во что ты веришь, мы тут на работе, поэтому вера - личное дело каждого-
  ОН. почему же ты тогда орешь, что ты веришь в жизнь? почему? почему?- а?!- потому что ты хочешь снова меня унизить: так вот, я верю в настоящую жизнь
  ТЫ. ты все время ноешь, тебе ничего не нравится - знаешь, это надоедает, в конце концов; я тебе скажу: сразу отмечаешь человека, который по-настоящему верит в жизнь и в человека- он иначе улыбается, у него какая-то легкая походка-
  ОН. ага- дурачок такой-
  ТЫ. сам ты дурачок - просто дурак!
  ОН. что такое: она верит в человека - ты употребляешь непонятные слова, это просто чушь какая-то, я лучше включу-
  ТЫ. ВЫКЛЮЧИ ЕГО!!- верить в человека - это понятно даже идиоту- это даже тебе должно быть совершенно ясно, просто надо поизгиляться
  ОН. в какого человека..?
  ТЫ. просто в человека - поизгиляться, показать свой форс, мол мы не лыком шиты, черт!
  ОН. я не показываю никакого форса!
  ТЫ. потому что у тебя его нет-
  ОН. - я хочу по-нять! Объясни мне эту чушь! В какого человека?
  ТЫ. дурак!- просто в человека как - как тип - нет, как вид! Ты видел носорога? Объяснение для дебилов.. Видел мартышку? страуса видел? А вот человек-
  ОН. какой..?
  ТЫ. блин, да никакой!!!- любой!
  ОН. л ю б о й ??!
  ТЫ. я не могу с ним общаться..
  ОН. я от тебя с ума сойду-
  ТЫ. - не могу, не могу совершенно-
  ОН. любой человек - любой человек... это никто, ноль, а ты много видела людей, которых ты совершенно уважаешь, точно знаешь, что они того стоят? Человек.. это ужасно, это звучит погано. Нет ничего хуже человека, который превращает цветущую планету в кладбище и на каждом шагу дает себя унизить - а относительно носорога, что ж, эта букашка прожила на свете пару миллионов лет, не лгала, не подличала, не устраивала газовые печи и атомные бомбардировки-
  ТЫ. мне надоели твои РЕЧИ! Замолчи! Неужели ты не понимаешь, что все это давно всем известно. Или ты мне расскажешь сейчас главу из новейшей истории и что такое Нагасаки
  ОН. как?.. это кто?
  ТЫ. это - что!
  ОН. что - что... несешь чушь.. так ты все знаешь?
  ТЫ. да
  ОН. тогда за что ты уважаешь человека?
  ТЫ(терпеливо) потому что так надо - потому что без этого нет смысла в жизни; неужели тебе не понятно, что жить среди подонков и призраков скучно и страшно, и-
  ОН. - и поэтому надо выдумать других, которых нет, но в которых ты веришь, что они будут, так?
  
  ТЫ. ты глубоко неправ.. а скажи-ка, зачем тогда ты вообще взялся за такую работу и зачем ты тут тратишь свое драгоценное время с дурой, обсуждая план защиты другой дуры - зачем?
  ОН. не знаю
  ТЫ. вот! - вот твой ответ!
  ОН. ты довольна?
  
   Демонстративно включает компьютер. Она швыряет бумаги и выходит. Он прислушивается, потом продолжает игру. Снимает рубашку, потом начинает снимать брюки. В таком виде продолжает играть
  
  ОН. ах ты, стер-рва.. я тебя заставлю... Черт.. (Пауза.. Находит решение и снимает часы..) Сейчас ты у меня запоешь.. Давай, давай, снимай живо...
  
   Она входит и наблюдает за ним.
  
  ОН. Так!
  ТЫ. Кретин.
  ОН. Вот где решение.. еще пять минут.. бабы всегда так - они провоцируют! Это в их природе! Это-
  ТЫ. выключи его!!!
  ОН. почему?!
  ТЫ. потому что мы на работе!
  ОН. ерунда!! - мы ничего не можем сделать! - ни черта не можем сделать для твоего гребаного человека - значит, мы не на работе- зна-чит -
  ТЫ. черт!! ИДИОТ!!!
  
   Пауза. Он пугается, вскакивает и падает, запутавшись в полуспущенных брюках; натягивает брюки
  
  ТЫ. я хотела помочь тебе... нам.. хотела, чтобы мы на чем-то остановились.. Нельзя же вечно бежать - как белка в колесе, точно как белка в колесе - мы же не белки
  ОН. да.. мы человеки
  ТЫ. ну, прошу тебя, ну убери ты эту демагогию, займись делом серьезно - давай попробуем просто поговорить о конкретном д е-
   л е
  ОН. я что, против? - но ты должна понять, что любое конкретное дело неизбежно упирается в такие вопросы - я не виноват, что ты о них говоришь- я согласен - -
  
   Она садится с чашкой кофе. Пауза
  
  ТЫ. хорошо- вот, вчера мы решили упирать на характер, вспыльчивый, бурный, русский характер - ты еще согласился, что это может оказать воздействие на суд - так..?
  ОН. ну?- может быть, ты права - в какой-то мере...(пауза) А они тебе скажут, что судят не характер, а поступок. И будут правы.
  
   Пауза. Он включает телевизор, там вой машин
   Она плачет - он переключает программу. Там выступает депутат
  
  - Козлы
  
  ТЫ. (в соплях) вы-выключи его-
  
  ОН. сейчас - погоди..
  
  ТЫ. Мы можем представить.. поставить эксперимент
  ОН. сыграть можно- то есть, если мы друг друга не понимаем, я тебе скажу, что нам нужно сделать. Надо разыграть сцену между ними - ну, попытаться встать на их место - как это у них было
  ТЫ. я пойду за ножом
  ОН. можно и без ножа - прошу тебя, отнесись к этому серьезно
  ТЫ. хорошо, я согласна. Я пришла с работы, устала, как черт, натащила продуктов.. ты пьяный, смотришь футбол
  ОН. хоккей
  ТЫ. какая разница?
  ОН. ты в этом не разбираешься, давай уж я буду решать.. Хоккей динамичнее
  ТЫ. ну и что?- ладно, пусть будет хоккей...
  
   Ставит воображаемые сумки
  
  - Ты дома?
  ОН. не видишь?
  ТЫ. вижу.. помоги мне
  ОН. сейчас
  ТЫ. не сейчас, а сейчас же, не видишь, я устала, как черт!
  ОН. да пошла ты..
  
  ТЫ. нет-нет, это не то.. Ты не должен сразу же ее посылать. Давай, попробуем, как она описала, вот лист дела.. Ты просто смотришь - игнорируешь-
  
  - Ты меня не слышал?
  
  ОН. не мешай
  ТЫ. хам - ты никого не уважаешь, просто хам!
  
  ОН. стой-стой - тут этого нет.
  ТЫ. я знаю, однако я пытаюсь домыслить то, что она скрыла - или ты думаешь, что оправдываясь перед следствием она написала чистую правду? Конечно, она грубая баба и регулярно бросала ему подобные словечки- и покруче-
  ОН. ну хорошо... я сижу и игнорирую
  
  ТЫ. черт, битюг проклятый.. (тащит воображаемые сумки) работаешь как проклятая, носишь ему жратву, хоть бы пошевелился..
  ОН. не нуди!
  
   Теперь она сидит и с мрачным видом жует, он точно так же - уставясь в экран
   Он кричит, дергается - не забили..
  
  - Черт..
  
  ТЫ. мимо - слава богу-
  ОН. вот стерва..
  ТЫ. зенки лопнут
  ОН. жри и молчи
  
   Пауза
  
  ТЫ. иди поешь, хватит глазеть
  ОН. отстань
  
  ТЫ. колбаска свежая, помидоры..
  ОН. кусок не полезет, ты ж будешь все попрекать, что я не работаю, а только ем
  ТЫ. сказала один раз-
  ОН. один - конечно - каждый день трещишь-
  ТЫ. а что, я не права?
  ОН. ты всегда права- ладно, хватит! отцепись!
  
   Пауза
  
  ТЫ. тут как раз рекламная пауза или перерыв-
  ОН. перерыв-
  ТЫ. -да, и она подсела к нему - господи, неужели и правда, люди так живут?
  ОН. еще как живут, и считают себя теми самыми человеками и даже счастливыми
  ТЫ. не начинай только опять - так, подсела-
  
   Эротическая сцена
  
  ОН. мне не видно
  ТЫ. правда? - - что с тобой?
  ОН(вышел из роли) чушь какая-то... врет она, уже врет, потому что как это: только что крысились, а теперь она к нему лезет с поцелуями- тут нет логики
  ТЫ. нет
  ОН. но так не бывает
  ТЫ. почему не бывает?- она его подкалывает, возбуждает- она же тут пишет, что после работы, так сказать, она чувствовала себя, как там.. она хотела того-сего- посмотри-
  
  
  ОН. ты загораживаешь мне экран своей задницей
  ТЫ. не нравится задница? (вдруг) Не лапай
  ОН. мы играем или нет?
  ТЫ. вот и играй - играй
  
  - Может, отдохнем, а?
  ОН. наотдыхался...
  ТЫ. как раз перерыв - а?- кто там выигрывает?
  ОН. Спартак
  ТЫ. а ты за кого?
  ОН. Торпедо
  ТЫ. так чего?..
  ОН. ничего
  
  ТЫ. Что опять не так? она его соблазняет-
  ОН. так не соблазняют
  ТЫ. и так не реагируют, как ты: сидишь как настоящий битюг и ждешь - ты должен меня оскорбить - вот, она пишет, что он ее оскорблял
  ОН. могу?
  ТЫ. конечно- валяй
  
  ОН. слушай, ты меня оставишь в покое? Тут хоккей, сейчас через 5 минут второй период. От тебя луком воняет.
  ТЫ. а от тебя водкой- я же молчу
  ОН. вот и молчи, за умную сойдешь. Все - пошла - -
  
  ТЫ. козел... Сидишь тут целый день без дела, вот и взбесился
  ОН. это ты - ты взбесилась, тебе только одного надо
  ТЫ. а у тебя есть что-то другое? - у тебя уже и этого нет-
  
   Долгая пауза
  
  - В чем дело? что опять не так?
  
  ОН. она этого не говорила - это ты уже от себя
  ТЫ. нет, но я же объяснила тебе-
  ОН. а мне кажется, ты не ему это говоришь, а мне
  ТЫ. уверяю себя
  ОН. и не надо ржать!- к черту!
  
  ТЫ. правда, я просто вошла в роль
  ОН. хорошо вошла-
  ТЫ. но как же иначе нам представить (продолжает по роли)
  
  - Может, ты его отсидел, а?
  
  ОН. сейчас получишь, точно говорю-
  ТЫ. маловато (имитация удара)- сука!
  ОН. козел!
  ТЫ. дерьмо!
  ОН. шлюха! - тебе только это надо!
  ТЫ. мерзавец - ты мерзавец, безмозглый тунеядец!
  ОН. еще захотела?
  ТЫ. ты ни на что не способен, алкаш чортов, ты же ни одной книги за всю свою жизнь не прочел, а тоже мне? сидит профессор- - что опять? что с тобой?
  
  ОН. ты выдумываешь слова... это -
  ТЫ. уверяю тебя
  ОН. я же вижу- вижу! А что касается книжек, не знаю, хм, книжки.. Умные люди не те, кто читает книжки. Вон, все наше правительство - они только и делают что читают книжки, даже пишут их, а толку?
  ТЫ. но это не связано..
  ОН. а как же иначе- потому что книги часто мешают увидеть - жизнь, жизнь, как она есть-
  ТЫ. это какая-то туманность Андромеды
  ОН. кто такая?- неважно - короче, мне не нужны книжки, я обхожусь без них. Вот моя книжка (показывает кодекс)- и я-
  ТЫ. погоди, но речь же не о тебе
  
  ОН. да, верно.. но я могу и без книг, и зря ты думаешь, да это просто нелепость - думать, будто по книжкам можно прожить жизнь
  ТЫ. я так не думаю, но- Слушай, давай, оставим это. Все
  ОН. но она говорит с ним иначе
  
  ТЫ. уверяю: ты ошибаешься.. Просто, она выводит его из себя - уверена, что она доводила его до белого каления- потому что именно тут перед телевизором она получает по морде и отлетает к дивану, как она это описывает
  ОН. а как было на самом деле?
  ТЫ. на самом деле она действительно его достала до ушей, так что он ее отпихнул - тут не физическое действие, он ее оскорбил как женщину-
  ОН. тогда наше дело хана; суд редко вникает в подобные штуки.. Он не хотел, у него болел живот, он переживал за команду - тысяча причин, по которым он не стал с ней заниматься любовью. Или вот эта их главная сцена - сцена вечером... за полчаса до убийства-
  
   Она ложится в кресло
  
  ТЫ. ты ложишься?
  ОН. нет, пойду
  ТЫ. куда?
  ОН. кое-куда
  ТЫ. постой!
  ОН. отстань! у меня дела-
  ТЫ. да какие у тебя дела, черт подери! Не хочешь со мной жить - так и скажи, хватит мучать меня - ты меня измучил!
  ОН. ты идиотка, понимаешь, у тебя только одно на уме
  
  ТЫ. слушай, а еще что-нибудь ты можешь придумать? повторяешь эту фразу уже десятый раз?
  ОН. ты считала?.. хорошо..
  
  ОН. мне осточертело видеть твою рожу... что, опять не так? -
  
   Пауза
  
  ТЫ. ты снова к этой рыжей..
  ОН. и что? - ты против?- ты мне кто?
  ТЫ. я забочусь о тебе, я люблю тебя - ты
  ОН (имитация удара) отцепись! Не нужна мне твоя забота хренова!
  ТЫ. не смей прикасаться ко мне - не смей, гад-
  ОН. ты же хотела.. (снова удар) хотела.. еще хочешь? Немного ласки, а?!
  
   На секунду они застыли в позах, предшествовавших преступлению
  
  ОН. нет, я бы дал такой бабе-
  ТЫ. а я бы такого убила... Давай остановимся. Дыши глубже
  ОН. и ты тоже
  
   Пауза
  
  ТЫ. так- теперь надо внимательно почитать заключение, тут самая суть нашей работы
  ОН. ты будешь читать или я?
  ТЫ. он задает вопросы
  ОН. а что - вполне нормальный вопрос
  ТЫ. и ты и я!- ну, неужели тебе не понятно, что мы оба - оба работаем над делом, значит и читаем вместе!
  ОН. но почему так надо орать
  ТЫ. да потому что дурацкие вопросы вечно! Черт! очки сломала! все из-за тебя и твоих дур-рацких вопросов
  ОН. при чем - при чем тут мои вопросы
  ТЫ. да при том! - при том, что мы тратим время, чтобы выяснять какую-то чепуху, вместо того чтобы ра-бо-тать
  ОН. так давай - ра-бо-тай, ты же первая несешь чепуху-
  ТЫ. очки разбила, черт!
  ОН. давай, я склею...
  ТЫ. да уж, умелец... ты нам мешаешь. Ты - ты носишься с каждой своей идеей как курица с яйцом -
  
  ОН. ага, как это может курица носиться с яйцом?
  
  ТЫ. нормально может - а что тебя не устраивает?
  ОН. да ты сообрази - курица носится с собственным яйцом
  ТЫ. не с чужим же - что ты опять привязался, вот козел!
  ОН. да по логике - сообрази наконец, ведь мы не можем работать без логики! - у нее же рук - нету
  ТЫ. спасибо, что сообщил мне этот научный факт.. Это выражение, понимаешь, оно даже в словаре Даля есть
  ОН. это кто?
  ТЫ. неважно - важно, что так все говорят, это вошло в язык
  ОН. значит, неправильно все говорят
  ТЫ. ага, а ты один правильно - так?! Может, ты свой словарь напишешь? Словарь языка, на котором будешь говорить ты один- правильно!
  ОН. но ты сообрази хоть раз в жизни, по логике разберись
  ТЫ. в чем?!
  ОН. ну, как может курица - не имея рук - носить яйцо? Что ты ржешь, вот у меня последняя двадцатка, я ее ставлю, что ты мне не докажешь это! Вот! Давай!
  ТЫ. давай! дурак ты.. Она не носит его, а именно но-сит-ся- СЯ
  ОН. СЯ! и что? Значит еще и быстро бегает при этом- вообще абсурд
  ТЫ. а то, что - выслушай, меня!- то, что оно может быть не в руках, а внутри
  
   Пауза
  
  - Я вижу, ты об этом не подумал. Давай двадцатку.
  
   Он гогочет
  
  - Что ты ржешь, вот кретин, а.. Что смешного? я тебе сейчас-
  ОН. стой! Ну, ты вообрази - гагага- вообрази беременную курицу, которая бегает по двору. Ты рожала?
  ТЫ. ты рожал- ты же все знаешь наперед- перестань ржать и подумай. Это же не ребенок, и чтобы родить, видимо, ей надо немного побегать..
  ОН. чушь! Подумай, что ты говоришь! Для курицы яйцо - страшная тяжесть, как для женщины ребенок, точно так! представляю себе тебя, как ты, чтобы родить, бежишь три тысячи метров с барьерами.. гагага!
  ТЫ. кретин!
  ОН. и рожаешь на ходу - гагага!
  
  ТЫ. черт, совершенно потеряла мысль..(выходит)
  
  ОН. только женщина может придумать такое, курица... (хохочет) Да... женщина - это несчастье, как говорил мой отец, и несчастье именно в том, что она обещает счастье. Самое главное в них то, что у них нет ума. Эмоции...
  Но надо быть твердым. Я это я. (Играет) Я тебе сказал: отцепись от меня, сука! Оставь меня в покое!- очень реалистично, по-моему, потому что женщина обязательно должна доставать.. она не понимает.. про личность, покой.. как там Пушкин, что ли, написал?- или Грибоедов.. Нет, Грибоедов - это писатель?..
  
   Быстро роется в ящике и достает клей. Склеивает ее очки.
  
  - Может быть, покой тоже надоедает, и нас снова тянет к женщине? Но нельзя поддаваться.. Ты это ты.. (Снова играет) Я тебе сказал, оставь меня в покое или по морде получишь! ты мне осточертела со своими дурацкими приставаниями! Я тебя не хочу - все!
  
  ТЫ(возвращается) Ты с кем тут разговариваешь?
  ОН. это репетиция.. Слушай, это ничего не даст. Нам надо понять, почему он ее лупил, потому что ясно: убийство произошло из-за побоев.. И это единственный аргумент в ее пользу. Тебя лупил твой Алик или Арик или как его - тебе и карты в руки. Наверное, он был поражен твоим образованием-
  ТЫ. вот теперь выслушай меня внимательно... Я прошу тебя больше не упоминать его имени. И хватит об этом. Больше ты обо мне ни слова не узнаешь
  ОН. Да нет... я хочу понять психологию.. Прости, я не думал тебя обидеть. Расскажи подробнее.
  
   Пауза
  
  ТЫ. ничего интересного.. мужчина, должна тебе заметить, ужасно ограниченное существо в области чувств и ужасно нелепое в области человеческих отношений. Он привыкает к какой-то схеме, а если возникает сложность, решает ее или разрывом или битьем. Не знаю, кто это решил, что у мужиков есть ум. Ну, может, какой-то и есть, но он весь направлен на бесполезные вещи
  ОН. ну, мужской ум - об этом и спорить нечего, по-моему- но давай ближе к делу
  ТЫ. видишь, вы все догматики. Согласись: если ум есть, он есть - он проявляется во всех ситуациях и отношениях.
  ОН. надо еще уметь его оценить, тебе не кажется..? И ты говоришь о битье, но в нашем деле убила как раз женщина - при полном отсутствии ума - и теперь ревет, любит его! Идиотка
  ТЫ. вот тут ты совершенно не понимаешь человеческой природы - и женской особенно
  ОН. я не понимаю?
  ТЫ. не понимаешь! - потому что любовь именно и толкает на такие вещи, как несчастный Хозе убивает Кармен, или Отелло
  
  ОН. кто это..?
  ТЫ. Это мавр - ты что, и этого не читал?
  ОН. напомни мне - что-то знакомое -
  ТЫ. Он убивает жену по подозрению в измене. Платок нашел-
  ОН. Какой платок?
  ТЫ. Ее платок, он ей дарил платок, а теперь платок у другого, якобы..
  ОН. А она ему не изменила?
  ТЫ. Нет
  ОН. Взял и убил просто так?! Просто так!! Ты какие-то сказки рассказываешь..
  ТЫ. Ну, любая книга в какой-то степени сказка-
  ОН. Тогда на черта они нужны... взял и убил просто так.. Он ее что, не мог спросить?
  ТЫ. и ты бы поверил, да?- своей первой сучке поверил бы, если бы она стала тебе плести-
  ОН. но убить... ни за что!
  
   Пауза
  
  - Погоди, но если из-за платка убивают, то наша дура после таких слов
  ТЫ. перестань, прошу тебя! Я понимаю, что тебя потрясла трагедия Шекспира-
  ОН. это кто?
  ТЫ. -но давай, вернемся к делу- Я только хотела сказать, что существуют сильные страсти, и кстати чаще всего они бывают у натур цельных и грубых - как она..
  ОН. нет, просто так взять и пришить жену - он что, не любил ее?
  ТЫ. кто?- ты о ком - ах, да.. наоборот, он ее просто обожал
  ОН. я не понимаю!!
  ТЫ. прошу-уу тебя.. прекрати..
  ОН. хорошо
  ТЫ. ну, все? - ты это пережил?
  ОН. Все
  
  ТЫ. может быть, это трагедия любви и нам на это надо бить: она любила - вот и решение задачи! Любила! несмотря на его злобу и неотесанность и грубость, она женщина, и она любила, и потому не смогла стерпеть, чистая любовь опошлена пьянством и битьем и оскорблениями; мы должны хранить и защищать любовь, что, разумеется, не означает прощения, ибо совершен страшный грех, но кто из нас безгрешен!
  ОН. впечатляет
  ТЫ. тебе понравилось?!
  ОН. очень - только не пойдет
  ТЫ. почему?!
  ОН. потому что твоя дура наговорила о нем такого-
  ТЫ. это только доказывает, что она женщина, импульсивная, неустойчивая, она простая баба, которая сгоряча наговорила - и ей надо было оправдаться! - но только женщина способна любить
  ОН. глупость, любви не было бы на свете, если бы только женщина могла любить
  ТЫ. ты думаешь, это умно сказано, да?
  ОН. уверен
  ТЫ. ты павлин
  ОН. а ты курица, которая носится с яйцом (зашелся в гоготе) кудахчешь без толку
  ТЫ. с ним невозможно, невозможно!
  ОН. надоело
  ТЫ. тебе просто хочется мне врезать, сознайся..
  
   Снова представляет клиентку
  
  - Он ничего не может: что, силком тебя тащить, хм, зачем ты тогда нужен
  ОН. А тебе только это и нужно
  ТЫ. А тебе что нужно? Ты мыслитель? Сенека?
  ОН. Кто это? Ты все время сыпешь именами, черт тебя подери!- показываешь свою мудрость, но это же смешно: пойми ты!
  ТЫ. Ты свинья
  
   Он уже кричит от себя, про свое, она еще продолжает несколько реплик играть клиентку
  
  ОН. ..Ты только и знаешь про свои книги-книги, свои имена, а хоть одну мысль бы поняла - ты же ничего не понимаешь
  ТЫ. Черт, какие книги - Алкаш! Свинья!
  ОН. - потому что важно понять человека - по-нять!- а черта с два его поймешь, глотая эту пыль. Ты червяк-
  ТЫ. Подонок!
  ОН. Мне сказал один следователь верную вещь - не знаю, читал ли он книги или нет-
  ТЫ. Тебе давно там место, импотент!
  ОН. - он мне сказал - нет, ты выслушай!- что никто никого не понимает, и его разговоры со свидетелями или подследственными - или дома с женой - это по сути одно и то же, какая-то нескончаемая лента слов без смысла - никто не понимает! Поэтому важно понять человека - понять- а ты все кричишь про одно и не понимаешь-
  ТЫ. Погоди - ты о чем?- Что в тебе понимать: козел?!
  ОН. Понимать!! Меня понимать! Как мне трудно - понимать!- потому что ты только сама себя понимаешь и свой высокий образованный ум
  ТЫ. Какой к черту ум..
  ОН. - а тут живой человек! А ты прицепишься к мелочи какой-то, и нет покоя - нет покоя в доме! А на работе еще хуже, потому что ты как заноза, черт!
  ТЫ. Мы о ком говорим - ты что!
  ОН. Я говорю - я- я - Но ты не слы-ыышишь!
  ТЫ. И что я должна слы-ыышать? Бред..
  
   Резко включает телевизор. Громкий клип. Выключает. Пауза
  
  - Хватит, Перед нами стоит важный вопрос. Он не хотел ее в тот роковой вечер, отсюда все происшедшее. Он бил ее, и она пырнула его в виде самозащиты - это хорошо. Но вот вопрос..
  ОН. -ну?
  ТЫ. ...Э... когда мужчина не хочет-
  ОН. - то он не хочет. И все. У вас впечатление, что он всегда хочет и только и ждет, чтобы кинуться и изнасиловать. А он живой человек
  ТЫ. Объясни мне это.. Что, совершенно нет желания - или это ненависть к женщине?
  ОН. Я не знаю..
  ТЫ. Прости. Но я вынуждена спросить тебя, это как эксперимент.. Хотя, может быть, ты не показатель-
  ОН. Это почему?
  ТЫ. Неважно
  ОН. Нет, ответь мне!
  
  ТЫ. Скажи.. Это часто возникает - желание? Ведь у тебя оно нечасто возникает, верно?- я сомневаюсь, возникает ли вообще
  ОН. Это почему же? Потому что я не кидаюсь на тебя тут. Но тут ра-бо-та.
  ТЫ. Нет-нет, я вовсе не к тому! Тебя больше интересует телевизор, что, не так? И не только на работе мы встречались... ну, неважно.. все люди разные-
  ОН. Нет, погоди! Ты что это тут утверждаешь, что я импотент? Ты крикнула это пару минут назад - ты крикнула это громко!
  ТЫ. Нет-
  ОН. Да! Я слышал!
  ТЫ. Нет. Пойми. Я пыталась просто сыграть ее роль-
  ОН. Крикнула! Так вот... это не твое дело.
  ТЫ. Естественно... я просто интересуюсь для дела. Потому что если он-
  ОН. И вообще! Мужчина, если он нормальный, не бросается на первую попавшуюся... для него есть одна женщина.
  ТЫ. Что значит: первую попавшуюся... ты меня имеешь в виду?
  ОН. Я сказал, что хотел сказать.
  ТЫ. Пойми!! Я спросила для дела - де-ла!!
  ОН. А я тебе сказал, как я думаю на этот счет - и меня тут не-
  ТЫ. При чем тут ты! Черт! Тупица!
  ОН. Стерва! ты полная стерва!
  ТЫ. Ты меня не интересуешь - я о деле говорю! Черт!
  ОН. И ты меня тоже!
  ТЫ. Отлично!
  ОН. Я счастлив! пока!
  ТЫ. Куда ты?! Кретин! Завтра суд!
  
   Пауза
  
  - Пойми, я хотела только выяснить важный факт. Если это был мужик-
  ОН. - не как я-
  ТЫ. Не как ты.. Тьфу ты! Оставь себя в покое! Мы о нем - не о тебе.. Так вот... если это был такой мужик, которого она мне описала приватно... тогда он просто нарочно раздражал ее, потому что он мог этим заняться в любой момент. Понятно тебе? Это довод в ее пользу-
  ОН. И ничего хорошего тут нет. В любой момент. Мы не кошки все-таки.. Кроме этого, есть в человеке еще кое-что-
  ТЫ. Разумеется.. разумеется. В человеке есть многое, кроме этого- Но в данный момент-
  ОН. Ч т о?
  ТЫ. Что такое- что опять?!!
  ОН. Что именно ты имеешь в виду, когда говоришь "кроме этого"?
  
   Пауза
  
  - А?! Что именно?!
  
  ТЫ. Ничего.
  ОН. У тебя была ехидная интонация.
  ТЫ. Вовсе нет.
  ОН. Ты хотела сказать следующее: да, ты конечно, великий умник, в тебе много прекрасных черт, кроме этого!
  ТЫ. Нет же!
  ОН. Да-да-да!!! И я хочу тебе заметить, что мне надоело-
  ТЫ. Нет же!
  ОН. - я не потепр- не потерплю!!
  ТЫ. - перестань
  ОН. Это ты отстань от меня!! все!!
  
  ТЫ. Ты сошел с ума.
  ОН. Я в полной норме. Во всех отношениях - во всех.
  ТЫ. Я рада.
  ОН. А я счастлив
  ТЫ. Нет. Мне надо выпить... ты не будешь?
  ОН. Нет
  
   Пауза, он изучает дело. Включает телевизор
  
  ТЫ. Пожалуйста...
  ОН. Чего?!!
  ТЫ. .. пожалуйста, выключи его.
  
   Пауза
  
  ОН. Я бы ударил. И не раз
  
  ТЫ. Да... я бы убила, точно...
  
   Пауза
   Звонит телефон.
  
  - Да.. да, я.. Ты купил хлеб?.. поел?.. Ладно. Я не знаю.. Пока
  
  ОН. Это все глупости. У меня действительно есть аргумент, который, я надеюсь... я надеюсь, поможет нам сдвинуться с места. Но только это научный аргумент, ты знаешь, человек с жизненным опытом знает, как действует на суд научный довод. Тут они совершенно бессильны что-либо сказать. Ты никогда не думала о том, насколько относительны бывают выводы эксперта.. Однако суд им верит
  ТЫ. Погоди. Ты что, эксперт? В какой науке?
  ОН. Ты позволишь мне сказать? Спасибо.. Так вот, к т о наша подзащитная, кто она по психологии?
  ТЫ. Ах, психология..
  ОН. Да-да-да, именно.. Она продавала овощи, и конечно же, она их.. уносила с работы.
  ТЫ. Воровала. Замечательный аргумент в защиту.
  ОН. Ты еще раз показываешь, что не понимаешь ситуации.. Выслушай до конца. Она воровала - хорошо, то есть, ничего хорошего, однако мы должны посмотреть на это с другой - совершенно неожиданной точки! Она воровала - и это ее мучало, запишем соответствующую беседу на пленку и прокрутим .. Ее мучили угрызения совести-
  ТЫ. Ее?! Эту стерву?
  ОН. Ты не залезешь в совесть - или ты и это можешь?!- мучили, хотя она это не афишировала, она ощущала себя вне общества, одинокой и трижды, четырежды брошенной, живя с таким мужиком. Понимаешь мою мысль?
  ТЫ. Ущербность - вот как это называется.. Хм..
  ОН. И это все?.. Ты должна понять- понять внутреннее состояние человека, который.. а?
  
  ТЫ. Вот что. Это чушь.
  ОН. Черт!!
  ТЫ. Успокойся.. Это хорошая мысль - но по замыслу полная чушь по той простой причине, что она - о н и совершенно не чувствуют никакой ущербности, напротив, это мы ее чувствуем. Вот ты.. как психолог.. скажи честно: разве ты не ощущаешь, что тебя на каждом шагу - в магазине, в министерстве, в коллегии, на ярмарке- обдуривают и считают за идиота только потому, что ты не тянешь деньги с кого попало. Да и разве ты не тянешь-
  ОН. - а ты лучше?!
  ТЫ. Не в том дело. И ты, и я, и все, кто что-то зарабатывает в этой стране, воруют. Воровское сообщество, и сообщество гораздо сильнее общества. Общества - нет. Где оно, покажи мне - кто? Кто они? Я пожму им руку.. Поэтому твоя история о раскаявшейся грешнице. Которая якобы ощущала страшное одиночество от - видите ли - угрызений совести, что она воровка среди честных людей-
  ОН. Ты цинична..
  ТЫ. Вовсе нет
  ОН.- ох, как ты цинична! Я говорю не о сути - я выстроил аргумент!
  ТЫ. Тогда что ты мне дудишь про психологию?!
  ОН. Это для суда, только для суда-
  ТЫ. - где сидят одни идиоты: так? Это ты циник. Вечная твоя ошибка. Ты считаешь себя умнее других
  ОН. Я попрошу тебя не высказываться о моих умственных способностях. Что ты о них знаешь? Это ты - ты считаешь себя умнее всех, потому что прочла десять книг - а я, напротив, такой же, как все. Просто обладаю некоторым жизненным опытом.. А когда я это говорю, ты сразу смотришь на часы
  ТЫ. Слушай, не будь кретином - что я, на часы посмотреть не могу
  ОН. - как будто у тебя свидание и ты спешишь сломя ноги бежать к любовнику-
  ТЫ. Ну, откуда ты знаешь?..
  ОН. Я не сказал, что я знаю - не так ли? - не сказал,- однако предполагаю, что этот любовник - телевизор..
  ТЫ. Да ну?.. Это твоя любовница, ты от него оторваться не можешь.. А что касается любви, то Аська мне рассказывала кое-что, и мы так ржали - нет, не над тобой, просто ситуация действительно комическая, согласись-
  ОН. Сука!
  ТЫ. Не переживай так, ведь ты сам сказал, что твой козырь- как это - жизненная мудрость..(хохочет)
  ОН. Вы-
  ТЫ. Я ничего не хотела сказать особенного -
  
  - И вообще, ты слишком обидчив. Иногда я даже хочу поговорить с тобой - ну, не могут же два адвоката работать, все время ругаясь..
  ОН. И почему мне назначили тебя в напарники..
  ТЫ. ..но поговорить совершенно немыслимо. Потому что ты сразу обижаешься..
  ОН. Я не хочу с тобой разговаривать.
  
  ТЫ. Дело проще.. Мы не можем найти аргументов
  ОН. Не можем
  ТЫ. Это не потому, что мы бездарны. Но ситуация действительно пиковая.. совершенно непонятно, чем он ее вынудил, она даже соврать не умеет-
  ОН. А пришить такого мужика с одного удара - это надо суметь.
  ТЫ. Возможно, ей не повезло..
  ОН. Нельзя всю историю объяснять невезением и судьбой и пр.и пр.
  ТЫ. Но что делать?
  ОН. Бить на жалость. Вот и все. И делать это буду я, потому что ты цинична-
  
  ТЫ. Господи, снова..Хорошо, я цинична, глупа, самонадеянна - что там еще-
  
   Пауза
  
  ОН. А знаешь..
  ТЫ. Ты улыбнулся? Хм..
  ОН. Знаешь, что?
  ТЫ. Что?
  ОН. А мне понравилось, как ты орала... "что, тебя силком тащить!" (смеется) ты была убедительна. Тебе надо было играть на сцене-
  ТЫ. Он мне изобретает профессии..
  ОН. Да-да, у тебя была бы масса поклонников..
  ТЫ. С моим носом?
  ОН. Напротив, у тебя выразительный нос, и.. и там он был бы хорош-
  ТЫ. Там ?
  ОН. Ты бы играла эдаких деловых стерв, за которыми жадно волочится свора голодных псов - мужиков..
  
  ТЫ (смеется) Да уж.. А ты так орал, сидя у телевизора, как настоящий такой.. мужик..
  ОН. А ты забыла, что ты мне говорила?
  ТЫ А что мне оставалось? Выпить хочешь?..
  ОН. Немного... спасибо. Знаешь... наверное, мы очень устали.
  ТЫ. Да уж..
  ОН. Эта работа выматывает, последние нервы уходят. А кто ее ценит?
  ТЫ. Ты переживаешь за всякое ничтожество..
  ОН. Это выматывает, истощает..
  ТЫ. Рядом должен быть кто-то, кто тебя поймет. Иначе, хана.. Значит, так.. Завтра я буду сухо докладывать, а ты попробуешь выложить эту свою психологию. Она страдала и так далее- Что с тобой? Что опять?!
  
   Он встает и двигается, как лунатик.. Берет свою записную книжку и что-то пишет там. Озаренное лицо
  
  ОН. Погоди..
  ТЫ. Прошу тебя.. Я устала, у меня язва.. Я больше не выдержу. Давай, сейчас поедем по домам, а завтра-
  ОН. У меня родилась совершенно новая идея.
  ТЫ. ТОЛЬКО НЕ ЭТО... Какая идея? какая тут может быть идея?
  ОН. Люди, у которых никогда не рождаются идеи, тем и отличаются, что не могут никак понять тех, у кого они рождаются..
  ТЫ. О, черт..
  ОН. Все очень просто. Мужчина и женщина не могут жить вместе.
  
   Долгая пауза
  
  ТЫ. И что?
  ОН. И все.
  ТЫ. Это... твоя идея?
  ОН. Именно. Понимаешь, я предчувствовал это давно. Для того чтобы ты могла понять, я хотел бы немного рассказать тебе свою жизнь, что я испытал.. У меня была жена, которая меня игнорировала, а потом я ушел от нее... была одна девушка, которая обожала - она смотрела мне в рот, клянусь тебе-
  ТЫ. и ты излагал ей идеи-
  ОН. Она ходила за мной по пятам, и это наскучило. Потом я клял себя, я ругал себя и во всем винил, но.. понимаешь, дело тут не в том, что я был виноват, невнимателен и пр.и пр. - дело сложнее, тут просто невозможность жить с женщиной, совершенно неважно, любит она тебя или нет.. Мужчина не может жить с женщиной.
  ТЫ. Хорошо. Это великое открытие, но-
  ОН. Не смей насмехаться... не смей!
  ТЫ. Нет. Нет, я не насмехаюсь, вовсе нет, вся мировая литература именно на эту тему, и если бы ты прочел что-нибудь оттуда, ты бы понял-
  ОН. Я понял и без них. Из жизни, живой жизни.. И это имеет самое прямое отношение к нашему плану защиты. Если такое сожительство в принципе невозможно - а я готов это доказать,- отсюда следует-
  ТЫ. Слушай, ты спятил...
  ОН. Что?
  ТЫ. ты сошел с ума, черт!!
  ОН. что ты сказала-
  ТЫ. Все! С меня хватит!
  
   Она начинает быстро собираться. Она в плаще
   Он швыряет на пол пудренницу
  
  - Ты спятил!! Моя пудреница.
  ОН. Хорошо, не голова.. Послушай.. я произнесу речь, я скажу им - объясню и-иим, и пусть это кажется тебе невероятным, но вы не представля-ааете себе- подожди!!!
  ТЫ. Я ухожу. Завтра я еду в суд. Буду там в 11.00
  ОН. Валяй. Без меня. Без меня!!
  ТЫ. Прощай.
  ОН. Катись отсюда!!
  ТЫ. Кретин
  
   Она выходит, хлопнув дверью. Этот звук долго дрожит в воздухе. Пауза.
  
   Он подходит к телевизору.. Медлит. Потом возвращается к столу, роется и находит там старый револьвер. Ищет что-то..
  звонок телефона
  
  ОН. Да.. это я, кто же еще.. Собираюсь. Да, собираюсь тут ночевать!.. Много дел, мы не управляемся.. Иди к черту! Сказал: к черту- к черту-к черту!к черту!..
  
   слушает...
   слышны частые гудки.. Пауза. Наулице звук подъезжающей машины. Он замер и снова слушает..
  
   бросил трубку - пауза - снова начинает искать
  перерывает кабинет- сбрасывает и разбивает телефон, книги, папки, откидывает стул, разбивает вазу, швыряет о стену пустую бутылку
  
  - Сволочизм.. были же патроны.. Я ее убью. Точно, убью.. Но где патроны? А может, в нем есть патроны.. Она не вернется, на кой черт ей возвращаться. И на кой черт мне - -
  
   Он крутанул магазин, отвалилась какая-то деталь. Он вставил ее и приставил к груди. Спустил курок. Щелчок..
  
  ОН. Значит, нету.. Ничего не работает. Черт.
  
   Он находит бутылку, наливает в стакан. Выпивает.
   Гасит свет. В темноте звон горлышка о край стакана
  
  
  
  
  Серия "СПЕКТАКЛЬ ХХI ВЕКА"
  
  
  
  
   "Тыон" - название без смысла, как жизнь в иной мир оказывается совершенно без смысла, однако именно в этот миг многое главное вдруг видно яснее..
   Мне кажется, в пьесе есть интересный угол абсурда, интересный выход на обобщение. Ведь они ругаются, когда решение уже возможно, но оно случайно, безосновательно, и завтрашнее заседание суда срывается. Суда не будет, потому что суд уже идет..
   Это несчастные твари, которые не могут никак соединиться и понять друг друга, поэтому обречены на одиночество и тупое мельчанье чувств, повторяя слова о человеке или гуманизме или добре или какой-то там живой жизни - у каждого свой миф, а смысла нет. И любви нет- вот что убивает
   Сквозь мифы проламываются к смыслу, который в нашем страшном одиночестве и необходимости самосознания, признания холода мира и неотвратимости смерти, которой мы не понимаем как и собственной души и Бога - смерти, которой даже готовы попробовать, чтобы убедиться - тут, мне кажется, настоящий Миг Абсурда
   Но смерть не наступает, и надежда проглядывает сквозь фарс
  А когда речь заходит о крестике на шее клиентки, трагическая боль о России проглядывает сквозь фарс и абсурд..
  
   В.Левитов
  
  
  
  
  
  
  
  ОГЛАВЛЕНИЕ
  
  
  
  
  ВЫЯСНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ 3
  
  ТЫОН 70
  
  "тот, кто погубит душу свою ради Меня, спасется.."
  
  
  1 душа дана нам как бы в качестве материала, она не есть некое искомое совершенство, но только указание, путь (человек есть мост.. НИЦШЕ), поэтому ее надо не лелеять и беречь, но использовать
  - чувства, которые должны бурлить, человек должен не ждать одного, но жить полно, испытывая чувства,
  - судьбу не беречь, но проходить насквозь, жизнь - исследование и искание, а не накопление,
  - веру, наконец. которая тоже не всегда дана в чистом виде, и следует вечно искать Бога, не доверяя себе, сомневаясь до конца
  
  2 наши пороки губят душу, присущи ей, и потому человек не любит себя, жертвует собой, преобразует, гибнет в себе-ином - духовном
   путь этого преобразования и есть путь жизни, а арена - мир сей. который тоже является только ареной и материалом, а не целью
  
  3 духовный быстро понимает противоречия мира сего, его пошлость и духовную слепоту, поэтому я как человек из мира сего гибну, преображаюсь, -
   в случае Р., иду до конца, претворяя идею мирскую (господства) и натыкаясь на стену пробиваю ее и вылетаю из мира сего вовсе - тут и преображение
  
  4 для этого надо искать себя иного, верить, что данное тебе - еще не все, преодолеть идею конечности и войти в настоящую онтологию; потому что суще-ствование есть- для человека смертного- только и исключительно преображение
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ф.Вудворт "Наша сила"(Любовное фэнтези) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Е.Белильщикова "Иной. Время древнего Пророчества."(Боевое фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Э.Милярець "Сугдея"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"