В настоящее время все байки об ужасной “советской прописке” разрушаются, если разобраться с пониманием механизма прописки и её сравнением с регистрацией граждан по месту жительства в других странах.
Прописка в Европе была введена во многих странах с 18 века. "Впервые регистр населения был введён в Швеции в 1749 году. Общенациональные регистры на начало XXI века есть в Бельгии, Великобритании, Дании, Латвии, Люксембурге, Швеции, Нидерландах, Португалии, Испании, Франции, Финляндии и т.д.
Важнейшая функция регистрации населения связана со сбором налогов, с регистрацией собственности, мобилизационными мероприятиями и др.
Прописки нет в слабо развитых странах не способных организовать контроль за населением.
В дореволюционной России паспорта имели только представители правящего класса. Крестьяне не имели паспортов. Они не могли выехать из родной деревни без разрешения помещика, а затем соответствующего разрешения местных властей. Крестьяне были привязаны к общине. Община платила налог как единое целое и отвечала за каждого налогоплательщика. Уход из деревни переводил крестьянина в разряд беглых, бомжей.
До революции, в силу полной отсталости бюрократического аппарата, была неизвестна даже численность населения. Особенно ярко это проявилось в годы Первой мировой войны. Царское правительство провело мобилизацию по формальным признакам. Мобилизация нескольких возрастов привело к катастрофе. Число призывников оказалось неожиданно большим. Несколько миллионов мобилизованных оказались лишними. Правительство не смогло организовать, обучить, вооружить, да просто прокормить эти массы. Именно эта солдатская масса маршевых частей послужила основным порохом взорвавшим Петроград в феврале, а затем и в октябре 1917 года. Произошла стихийная демобилизация армии.
Новое Советское правительство при создании Красной Армии вело взвешенную политику. Призывалось такое количество солдат, которое могло быть соответствующим образом подготовлено, вооружено.
Начавшееся практически сразу после октябрьского переворота строительство новой России, потребовало нового учёта и распределения всех ресурсов страны, включая людские ресурсы. Была введена новая система регистрации граждан.
Проживающий в деревне человек по своему природному праву был собственником своего дома, приезжая в город он такого жилья не имел. Советское государство в первом же декрете объявило национализации земли и всей недвижимой собственности в городах. Поэтому человеку, приехавшему в город, государство должно было выделить жилье. Это фиксировалось с помощью прописки по месту жительства. Человек, прописанный на жилой площади, становился юридически защищённым владельцем этого жилья. Отсюда все ограничения на прописку и её сложности.
В западных капиталистических странах прописка носила чисто регистрационный характер и ни как не связанна с правом на собственность жилья.
В перестройку приняли законы, по которым прописка по адресу регистрации ни как не связанна с правом собственности жилья. Все проблемы ограничения исчезли. Зато, как пишут в СМИ, появились квартиры, в которых зарегистрированы десятки, сотни и даже тысячи проживающих мигрантов.
В настоящее время, в связи с развитием IT-технологий проблема регистрации личности, контроль за её перемещением утратил техническую сложность.