Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший.
А. Барто
Человечество все время мечтает заглянуть в будущее.
Какое он будет? Причём самое главное в этом будущем, каким будет человек, каким будет общество?
Мыслители всех времён на основе своих универсальных знаниях законов природы и развития общества принятые в их эпоху предлагали различные варианты будущего.
Различные футурологи, гадалки, колдуны, пытаясь угадать желанье заказчика, предсказывали картину будущего нужную ему.
Весь кагал "научных" историков прикрываясь, якобы объективными историческими исследованиями, регулярно подгоняет историю под требования политических элит, создавая тем самым обоснование картины будущего необходимую этими элитам, для управления обществом.
Писатели фантасты в своём художественном творчестве в соответствии с политическим заказом так же строят картины будущего.
Ярким примером могут служить братья Стругацкие. При хрущёвском социализме они пишут о будущем коммунистическом обществе, во времена перестройки о зыбком псевдо гуманитарном обществе. В капиталистическом настоящем они описывают будущее как будущее человека Ницше - героя сверхчеловека. Этот человек обладает сказочными физическими возможностями, но у которого полностью отсутствует совесть и все остальные духовные составляющие человека.
Реальное будущее присутствует сегодня и сейчас. Для того чтобы его увидеть, надо просто как бы остановится во времени и непредвзято посмотреть на мир.
Например, в лесной поросли мы видим маленький росточек с тремя дубовыми листочками. Очевидно, что если не произойдёт какого либо трагического случая, то вырастет дуб.
Для того чтобы это понять нам было необходимо узнать хотя бы по фигурным листочком, что это росток дуба.
Детская песочница во дворе многоэтажки это именно такой росток.
Проходя дворами современных многоэтажек, наталкиваешься на красивые, хорошо оборудованные детские площадки, множество качелей лесенок, горок и обязательно присутствует песочница.
Проходя рядом с ними или даже через них я, как правило, испытываю чувство некоторого дискомфорта. Когда я попытался сформулировать причины этих ощущений, то выявил два, как мне кажется важных момента.
Первый момент.
На детской площадке всегда много родителей, дедушек и бабушек. Ребёнок фактически всегда находится под жёстким контролем. На качелях его качает мама или бабушка. Когда он скатывается с горки, то внизу его радостно встречает бабушка. Он лезет на какую-нибудь стенку, его поощряют, и приветствую родители. Рядом точно так же в одиночестве другой ребёнок.
Человек перестаёт быть человеком.
Человек не может жить вне социума, человек всегда социален и в детстве он должен воспитываться и получать все социальные навыки.
На качелях он должен качаться с другим ребёнком. На лесенку забираться, соревнуясь с другим ребёнком, скатываться с горки барахтаясь и хохоча с другими детьми. У него должны появляется друзья, с которыми он делится своим виденьем мира, играет с ним. У него должны возникать конфликты, и он должен разрешать их без помощи взрослых.
В нашем детстве не было таких шикарных детских городков, но во дворе взрослых просто не было. Вся детвора, разных возрастов гуляла вместе. Малыши занимались своими играми, ребята постарше своими. Ни у кого не возникало даже мыслей как-то обижать малышей. Когда возникала необходимость их привлечь к игре, то просто приглашали. Ребёнок, вырастая, постепенно переходил в старшую группу ребят.
Второй неприятный момент связан с песочницами.
Проходя мимо детских площадок, когда там никто не играет, утром или к вечеру можно заметить, что там очень много брошенных игрушек: куклы, машинки, совки и т.д.
У ребёнка должно быть мало игрушек и не просто мало, а очень мало. Каждая новая игрушка это должно быть событием и она должна стать любимой и необходимой для игры, до того времени пока не пройдёт период игры в игрушки.
Родители должны помогать ребёнку в ремонте игрушек, он должен получить первичные навыки работы с техникой, с ее обслуживанием. Девочки, общаясь с куклами, ухаживая за ними, общаясь с ними, приобретают навыки создания семьи. Ребёнок должен сам ремонтировать игрушки, сам делать игрушки.
В наше время в разновозрастном детском коллективе шёл процесс взаимного обучения. Старшие ребята делали луки, рогатки, пистолеты, корабли, самокаты. Младшие глядя на них то же пытались делать. Происходил обмен опытом. Престижно было сделать хороший лук, пистолет, или корабль. Сегодня, когда я вижу отца, покупающего сыну деревянный пистолет, меня прямо коробит. Возьми и сделай пистолет вместе сыном.
Каждая брошенная кукла, брошенная сломанная машина это трагедия. Брошенные игрушки это будущее отсутствие понимания ценности человеческого труда.
Разобщённость детей на площадке это проекция будущего одиночества.
Сделайте вывод сами, какое будущее произрастает из детских песочниц.
Что делать?
Придя на площадку с ребёнком сразу же вовлекать всех детей и родителей в общую игру.
Никогда не бросать игрушки, с которыми вы вышли играть.
Если вам какая-то игрушка не нужна, то унесите ее из дома так, что бы ребёнок ни видел этого.