Аннотация: Посвящается памяти моей матери Ляховой Майе Николаевне. Ефрейтор, телефонистка 1872 зенитно-артиллерийского полка 259 батареи. Фильм «А зори здесь тихие» смотреть не хотела и не могла из-за его лживой сентиментальности.
Данная работа посвящена не обсуждению героической борьбы советских людей в годы Великой Отечественной войны, а перерождению советских «инженеров человеческих душ» в антисоветчиков. При пристальном рассмотрении их творчества можно заметить, что этот процесс начался задолго до перестройки.
Сравнивая описание Великой Отечественной войны в художественной литературе и кино в разные годы, можно заметить, что в восьмидесятые годы произошли качественные изменения. Большая часть старшего военное поколение уже ушла из жизни, а оставшиеся стали составлять все время уменьшающуюся часть активного населения.
Новое поколение восьмидесятых не видевшие и не знавшие, что такое война читали книги новых авторов, созданные по заказу уже перерождающейся номенклатуры. Эти произведения несли в себе новое, навязываемое виденья Отечественной войны. Современники легко узнавали в этом описании черты своего времени, себя и принимали это за «истинное лицо войны». Таким образом, утверждалось преемственность новой идеологии ее статус-кво.
Один из основоположников нового жанра «военной литературы» был писатель Борис Васильев. Распиаренные советским агитпропом как ярый патриот советской власти, он в 90 годы плавно переродился в обычного ренегата, ненавистника Советской России.
Все его военные сочинения были приняты на ура и выпущены миллионными тиражами, по этим книгам было снято множество фильмов, но, наверное, пора сказать, что «король голый»
Как любой пишущий человек Борис Васильев создавал свои произведения на основе своего личного жизненного опыта. А весь этот опыт сводился к опыту «политически ангажированного», циничного журналиста с двойной моралью. Он знал «что надо писать» и «как надо писать». Именно этот опыт и умение вовремя учесть пожелания политической номенклатуры определили взлет его писательской карьеры.
Нравственное, идеологическое состояние страны, народа в эпоху Великой Отечественной Войны, Б. Васильев отобразил через призму агитпропа восьмидесятых годов прошлого века.
Трагизм и героизм эпохи нужно было представить в таком виде, чтобы он был понятен современному мещанину, оставлял его в сентиментальном приятном настроении причастности к великим событиям. Проводилась генеральная линия, что «во время Великой Отечественной войны все было почти так же как сейчас и люди были такие же». Показывалось, что мотивации их поступков была только внешне прикрыта красивыми словами, а за ними стояли те же самые обычные мещанские мыслишки и дела. В этом и состоит главная ложь Б. Васильева в изображении войны.
Я остановлюсь на разборе одного произведения Б. Васильева. В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «А зори здесь тихие». Практически сразу в 1972 году был снят фильм.
Времена меняются, и трактовка военных событий Б. Васильевым уже не устраивает современных заказчиков.
В 2015 году этот был снята вторая версия фильма. О ней я скажу несколько слов в конце статьи.
Главные герои произведений Б. Васильева «обычные люди», которые совершают обычные поступки. Героиня повести «А зори здесь тихие» Рита Овсянина уходит с боевых позиций по семейным, домашним делам. Старшина Ф. Васков типичный завхоза. Другая героиня. Женя Комелькова, выписанная автором с любовью, вообще один из первых положительных примеров в отечественной литературе женщины с пониженной социальной ответственностью.
Поскольку книга писалась по жесткому социальному заказу, сюжет книги и сценарий фильма страдает отсутствием логической стройности, надуманностью, искусственностью сцен и сюжетных линий.
Май 1942 года. Взвод зенитных мелкокалиберных пушек расположен на железнодорожном полустанке. За все время повести по железной дороге не прошло ни одного поезда.
Описана жизнь этого маленького гарнизона. Это выглядит очень странно, но в этом описании полностью отсутствует реальная военная служба: нет боевой подготовки, нет обслуживания техники, нет партийно-политической подготовки.
Уже в этой повести проявился главный антисоветский элемент описания событий Великой Отечественной войны.
В повести практически нет ни слова о коммунистической партии, о комсомольской организации. Во взводе обязательно должны были быть партийные и комсомольские ячейки, и соответственно должны быть парторг и комсорг. Должны проходить политинформации и собрания, которые составляли важную часть жизни гарнизона.
Ближе к концу повести выясняется, что старшина все-таки коммунист, а девушки комсомолки. В эпизоде со стихийно возникшем комсомольском собрании Б. Васильев осуждает не поведение струсившей героини Г. Четвертак, а ее боевых подруг, которых она предала, за то, что они пытаются высказать ей все, что думают.
Следует заметить, что резкий прямой разговор с реальными людьми в таких ситуациях приводит к изменению психологического состояния человека и изменению его поведения.
Перенося это на эпизод гибели Г. Четвертак честный, жесткий разговор помог бы ей выдержать психологическую нагрузку от близкой встречи с немцами и принять реальное участие в бою.
В этом же эпизоде Б. Васильев, походя, мазанул грязью Павку Корчагина героя повести «Как закалялась сталь» и ее автора Николая Островского.
Развитие этой тенденции продолжилось в 90 годы, когда оплевывались подвиги Зои Космодемьянской, панфиловцев и многих других героев Великой Отечественной Войны
Справка для молодежи.
Николай Островский человек удивительной, героической судьбы. Герой гражданской войны, активно участвовал в восстановлении страны. Преодолевая последствия тяжелых ранений и контузий, он стал настоящим писателем. На его автобиографической повести «Как закалялась сталь» выросло не одно поколение советской молодежи. В русской литературе, пожалуй, это самое жизнеутверждающее, произведение ориентирующее молодежь на жизнь во имя людей, во имя родины.
С высоты прожитых лет понимаешь мудрость и истинность знаменитой цитаты.
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».
Для всех антикоммунистов, следует заметить, что идеологическая и политическая работа ведется во всех армиях мира. Организационные структуры ведения этой работы подобны.
Рисуя идиллическую картину мирной жизни на полустанке, автор показывает, что солдатам делать нечего, и они от безделья спиваются, гуляют, пускаются во все тяжкие с местными «бабами». В деревне идет непрерывная гулянка. Распущенные бабенки и девчата, проводившие мужей и любимых на фронт, пьют и гуляют с такими же распущенными солдатами, которые уже забыли про то, что их ждут дома…
Б. Васильев включается в лживую либеральную компанию, унижающую наш народ, объявляя пьянство, как одну из характерных черт русского человека.
Реально конечно все было не так. Перед войной водка и спиртные напитки были очень дорогие. Большая часть молодых солдат на гражданке даже не пробовали водку. Попав на фронт, они впервые получали положенные сто грамм. Мой отец, тесть, не говоря про мать, находясь на фронте, не пили даже положенную водку.
Сегодня молодежь, которая учится на естественнонаучных факультетах, работающая молодёжь, имеющая профессиональную квалификацию, практически не употребляет спиртное.
Разгульное описание жизни тыловой деревни резко контрастирует с рассказами людей переживших войну в тылу и с описанием жизни тыла во время войны в настоящих художественных произведениях, написанных во время войны и впервые годы после нее.
По своей тяжести и трагизму 1942 год был самым страшным годом для страны. Если в 1941 году у населения еще имелись какие-то запасы продовольствия, промышленных товаров, то в 1942 все закончилось. Все хорошо знают о страшном голоде в блокадном Ленинграде, но голод был везде. От голода умирали во всех городах и деревнях.
Деревня лишилась почти всей техники: грузовиков, тракторов, большей части лошадей. Все сколь-нибудь здоровые мужчины, парни ушли на фронт.
На всех фронтах идут тяжелейшие бои, под Мурманском, под Ленинградом, под Ржевом. Под Харьковом в мае 1942 года разворачивается одна из страшных трагедия нашей армии. Фашистские войска штурмуют Севастополь. Поток похоронок заливает страну.
Русские женщины, подростки тянут на своих плечах все работы в колхозах и на заводах, а еще домашние заботы о детях. Бессонными ночами во всех домах молятся за своих близких. Гениальный стих К. Симонова «Жди меня» звучал в каждом солдатском сердце.
Но автор рисует совсем другую картину.
Образ вольной деревенской, жизни, скорее всего, возник у автора при его посещении деревень в восьмидесятые годы с журналистскими заданиями от редакций. Выполняя эти задания, он описывал трудовой энтузиазм колхозников, успехи в с соц. соревновании, а в записных книжках оставались записи о застольях с районным и колхозным руководством.
Вся нелогичность структуры сюжета начинается с выбора места действия, с расположением зенитного взвода на полустанке железной дороги, по которой отсутствует движение. В фильме эта нелогичность смазывается, но не устраняется до конца. Они охраняют некий неизвестный объект.
Что за объект? Что делает взвод зенитных, мелкокалиберных автоматических пушек в глухой деревне? Зачем немцы полетят в эту глухомань? Почему командование разбрасывается ценным оружием?
В 1942 году военная промышленность еще только разворачивается, на счету каждая винтовка, каждый автомат, а тут целый взвод не с пулеметами максим на турелях, а современных зенитных установок.
Описанные установки предназначены для поражения низко летящих целей, то есть пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков. Обычно они располагались на аэродромах, прикрывали мосты, узловые станции и т.д. Ни по каким высоко пролетающим мимо немецким самолетам стрелять они не могли в принципе.
Описание главного героя повести старшины Ф.Е. Васкова так же выглядит странно и противоречиво. Как бы опытный боевой старшина, прослуживший десять лет срочной службы прошедший финскую войну, сорок первый год не может организовать нормальную службу. Пристает к начальству с просьбами прислать ему нормальных солдат.
Старшина это основной стержень любого подразделения. Старшина, как правило, уже прошел ряд командирских должностей, где проявил себя, как умелый, исполнительный организатор. За его спиной стоят партийная и комсомольские организации взвода, вся армейская карательная структура: особые отделы, военные трибуналы. В военное время за малейшие проступки следовали очень суровые по представлениям мирного времени наказания. Даже за единичный случай пьянства можно было попасть под расстрел.
Мать зенитчица, рассказывала, как в 1945 году к ним на зенитную батарею пришли два пьяных капитана, стали приставать к девушкам, оскорблять. Состоялся трибунал. Перед строем батареи с них сорвали погоны, награды и отправили в штрафбат.
Если вчитаться в текст, то роль старшины становится, еще более не понятна. Он не имеет ни какого отношения, ни к боевой работе зенитчиков, ни к обслуживанию техники. Автор подчеркивает его малограмотность. Даже имя, которое он дает ему, Федот Евграфович подчеркивает его глубокое «а ля русс - народное» крестьянское происхождение. Основная обязанность старшины проверять замки на заброшенном складе.
А кто тогда реальный командир гарнизона?
Есть ещё один удивительный момент, связанный со старшиной, каким-то образом он хорошо знает все местные достопримечательности: лес, болото, скит на болоте, где проходят дороги, тропы. Создается впечатление, что он местный житель, но автор об этом умалчивает. Точно такая же картина с героиней Р. Овсяниной, она служит практически рядом с домом.
Смена личного состава зенитного взвода выглядит не естественно. Прибывают новые солдаты – девушки, и принимают технику от старого личного состава.
Нормальная процедура замены подразделений выглядит следующим образом. Девушки прошли полный многомесячный курс боевой подготовки использования и обслуживания сложных автоматических зенитных установок. На фронт подразделения отправлялись в полном составе с техникой и с командным составом. Надо заметить, что артиллерийским взводом, как правило, командовал офицер.
Сменяемая часть уходит в тыл с уцелевшей техникой на пополнение. В повести снимают слаженные боевые мужские расчеты.
Куда их отправят? В тыл за новой техникой?
Отец артиллерист отступал от самой Западной границе. Был ранен под Ельней. На каждом рубеже обороны всех отсупающих сортировали. Артиллеристов без пушек, танкистов, техников, связистов всех отправляли в тыл на формирование и для получения новой техники. Оставляли только пехотинцев. Это же показано в одной из лучших книг о Великой Отечественной войне К. Симонова "Живые и мертвые".
Первое описание прибывших девушек.
Стоит строй веселых девушек с самыми разными прическами.
Замечу, что одна из причин, по которой мать отказалась смотреть этот фильм, связана с тем, что девушки показаны с шикарными прическами. По гигиеническим соображениям до марта 1945 года девушек стригли очень коротко почти наголо.
Приезд девушек на полустанок и обустройство на месте напоминает выезд студенческого отряда на сельхоз работы.
Совершенно не правдоподобный момент, девушки отказались жить в домах у хозяек.
Первое. А кто их спрашивал об их пожеланиях? Есть приказ!
Весело таскают ватные матрасы. Маленькая деталь такие матрасы появились в пятидесятых. Обычно набивали мешок соломой это, и был матрас. Готовят на костре, хотя привезли с собой походную кухню. По ходу фильма командиры, старшина и сержанты предпочитают обедать в доме у хозяйки.
Есть некий пожарный сарай, в котором пожелали жить девушки.
Для того чтобы подготовить сарай даже для примитивного проживания, то есть установить нары (хотя бы из не струганых досок), столы оружейные стеллажи, организовать места для сушки одежды, места для сушки обуви, умывания и т.д. Необходимо сложить несколько печей для отопления. Имея строительный материалы, доски, брус, кирпичи, бригада плотников и печников могла бы за несколько дней выполнить эту работу.
Героический старшина демонстрирует свое мастерство, строит туалет. Вопрос тот же самый. Откуда строительные материалы? Сколько дней он будет строить?
Проживание по квартирам снимает все эти вопросы. В избе нет проблемы с отеплением, есть возможностью приготовить еду, разогреть ее, постели, теплая вода, возможность сушить сапоги, обмундирование и т.д.
Хозяевам домов платили за квартирантов и выделяли дрова.
Не большая заметка, для современных городских людей, не представляющих реалий жизни в деревне в те времена. Один из самых главных факторов выживания это дрова. На год с учетом зимы требуется не менее пяти кубометров дров. Это надо летом пойти в лес, топором или поперечной пилой спилить несколько больших деревьев, очистить их от веток, распилить на двухметровые плахи, вывезти их из леса, это делалось, как правило, зимой. Уже летом распилить привезенные бревна, поколоть и сложить поленницы для просушки. Все это делалось вручную.
Начавшиеся будни гарнизона продолжаются в веселом юморном ключе, много бытовых веселых сценок, но отсутствует главная составляющая.
Отсутствует воинская служба.
Где караульная служба?
Где боевая учеба, такая, что гимнастерки чернеют от пота, такая, что наводчики падают с кресел от того, что закружилась голова от множества разворотов, а у вторых номеров, вращающих установки руки стираются до кровавых мозолей?
Надо заметить, что именно в таких тяжелых непосильных ежедневных тренировках происходит сколачивание боевых расчетов, именно такая подготовка позволяет противостоять воздушным штурмовкам.
Ложной сентиментальной женственностью выглядит, панибратские обращения между девушками и младшим командным составом. В реальности все это быстро исчезает. Командиры должны принуждать к выполнению службы рядовых. Для того, что бы командиры не оскорбляли, подчиненных приказами, прописаны уставные правила обращения. Глупо и не реально выглядит, например, приглашение на пост человека, который устал, не спал предыдущую ночь, а его поднимаю часа в два или три часа ночи «Женечка вставай, тебе в караул». А он отвечает «Сейчас, еще минутку…»
Всё-таки автор хочет показать, что девушки на войне. Он пишет, что якобы ночами девушки азартно палят по немецким самолетам. В фильме этот азарт показан.
Чтобы обеспечить огонь зенитной артиллерии нужно множество дополнительных служб наведения и управления огнем, которые определяют дальность до цели, направление, скорость самолетов, выдают целеуказания. Все это происходит в динамическом режиме, нехватки времени. Только подготовленные расчеты могут быстро реагировать на эти изменения.
В фильме показано, как половина расчета бессмысленно бегает вокруг палящей «прямой наводкой» установки, которая зачем-то крутится, когда самолеты все время летают над озером, в котором, наверное, и находится охраняемый объект. Овсянина « прямой наводкой» стреляет по самолету находящемуся на высоте в несколько тысяч метров, в нескольких километрах от установки и сбивает его. Стреляет по самолету, движущемуся со скоростью 500- 600 км. в час, поймав его в перекрестие прицела. А как же упреждение?
Описывая девушек, автор делает упор на их предыдущую жизнь. Искусственно нагнетая трагизм повести, он не знает меры. Все главные героини повести и старшина, круглые сироты. Р.Овсянина хотя и имеет ребенка, но этот ребенок как бы существует, но большей частью в воспоминаниях. Все герои повести вырваны из народа, они ни за кого не переживают ни в тылу не на фронте. Все их воспоминания полны негатива.
Об этом, как то не пишут, но одна из важнейших составляющих победы нашего народа в Великой Отечественной войне связана с единством фронта и тыла не только в материальном, но и духовном. Человек, находящийся на фронте, в тылу был связан невидимыми нитями с родственниками, друзьями, с соседями. Переживания, беспокойство, забота о близких людях составляли важнейшую часть жизни человека.
Б. Васильев и второстепенных лиц повести описывает с грубыми, логическими нарушениями. Например, командир взвода сержант Кирьянова, была санитарка во время финской войны, награжденная орденом и почему то переквалифицировалась в зенитчицу. Очевидно, что естественная линия ее судьбы должна была привести ее на должность старшей медсестры в каком-нибудь госпитале или медсанбате.
Автор настолько оторван от реальной жизни, что, по-видимому, не представляет, что каждая техническая гражданская, а тем более военная специальность требует подготовки.
Подготовка командира артиллерийского взвода с нулевого уровня занимает не менее шести месяцев. Подготовка командира расчета, наводчика более трех месяцев. Для подготовки артиллеристов отбирались люди, имеющие хорошую математическую подготовку по алгебре, по геометрии, тригонометрии, механике. Освоить и понять правила стрельбы из орудий могли девушки имеющие образование не ниже среднего, причем с отличными оценками по математике.
Еще одна нелепость сюжета. Для всех кто не служил, и не знаком с армейскими правилами, замечу, что в армии звание имеет второстепенное значение. На первом месте стоит должность. Кирьянова командир взвода и по всем военным канонам старшина должен быть у нее в подчинении.
За всю организацию боевой службы несет ответственность Кирьянова, а старшина под ее руководством должен обеспечивать тыловое снабжение взвода, чем он и занимается, когда строит туалет, оборудует сарай и т.д.
Автор, может быть впервые в русской литературе, вводит как положительную героиню женщину пониженной социальной ответственности. Он в описании ее вхождения в женский коллектив полностью искажает нравственные отношения того времени.
К женщинам подобным Жене Камельковой было воинственное неприятие в обществе. Мужчины к таким женщинам относились с циничным презрением, а женщины просто с биологической ненавистью, за то, что они разрушали семьи. Даже сейчас, после «сексуальной» революции большая часть общества осуждает внебрачные связи, а тогда это было вообще полное табу.
Автор рисует не естественную дружбу «идеальной» женщины Р. Овсяниной, остающейся верной любви к погибшему мужу и женщины, которая легкомысленно относится к самому понятию любовь и к сексуальным связям.
В повести много псевдо эротического визга вокруг женского белья, которые говорят о «писательском мастерстве» автора. Без этой перчинки мещанину будет скучно и не интересно читать повесть. Б. Васильев описывает культуру отношение полов даже не восьмидесятых годов, а грезящегося ему будущего.
Глупо и нелепо выглядит придуманный эпизод. Старшина натыкается на голых загорающих девушек и после этого начинает предупредительно кашлять.
Культура «загорания» появилась и приобрела сколь-нибудь массовое явление в шестидесятые годы. В стране с крестьянской культурой, от солнца всегда защищаются. Это городские жители, вырвавшись на несколько часов на природу, стремятся загорать. Работать в поле под палящим солнцем можно только в закрытой одежде.
В фильме эротика выглядит ярче и завлекательней чем в книге. Это вам не социалистический реализм с запрещением обнаженной натуры. Автор «патриот» он показывает, что если в глухой русской деревне есть баня, то она ни как ни хуже римской.
К сожалению, приходится объяснять современным городским жителям какие были реальные деревенские бани. Для удержания тепла и пара в бане от небольшой печки, бани строились маленькие, с низким потолком, человек среднего роста должен был пригибаться. В бане, как правило, могло вместиться не более пяти человек и то уже в тесноте. Одновременно парится, и мыться в бане не возможно. Сначала парились, а затем, выпустив излишки пара мылись.
Подобные фронтовые эротические фантазии навязываются многими современными «художниками». Нельзя не упомянуть известного мэтра военного кино «глубоко проникшего в психологию» умирающего, тяжело раненного бойца. (Эпизод из фильма Утомленные солнцем 2). Раненный, обожженный умирающий танкист просит санитарку показать ему грудь. Хотелось бы увидеть автора, сидящего на раскаленной сковородке и просящего какую-нибудь повариху показать ему грудь.
Отдельная дебильная история связана с сюсюканья вокруг Р.Овсяниной.
У нее погиб муж, и она рвется отомстить за него на фронт. Книга, конечно, дает больше возможностей для фантазии автора.
Что бы показать степень ненависти Овсяниной к фашистам, автор в книге придумывает эпизод. Овсянина из своей зенитной установки сбивает немецкий аэростат и хладнокровно ждет, пока артиллерийский наблюдатель выпрыгнет из аэростата и раскроет парашют. После этого расстреливает без защитного человека.
В фильме она расстреливает летчика сбитого самолета, фактически пленного. Летчик приземляется на нашей территории.
Описывая придуманный им эпизод Васильев, отступает от моральных норм русской культуры.
На войне случается многое такое, что в мирное время кажется полностью аморальным. Можно представить такую ситуацию, что какой-то наш летчик в горячке боя мог расстрелять немецкого парашютиста, но никогда этот летчик не поставил бы это действие себе в заслугу. Скорее всего, он скрывал бы это от боевых товарищей.
Р. Овсянина, по замыслу автора, положительная героиня повести. Б. Васильев демонстрирует свое непонимание русского менталитета, оправдывает ее действия. По западным голливудским стандартам это вполне оправданная месть, но в русской культуре существует другой фундаментальный принцип «лежачего не бьют».
В русском мировосприятии за преступлением всегда идет наказание. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» есть подобный сюжет. Дарья Мелехова мстит за убитого мужа и сама убивает пленного, который участвовал в расстреле ее мужа. Как следствие этого преступления происходит деградация, распад ее личности и гибель.
Основная интрига с Р. Овсяниной строится на том, что она скрывает, что у нее есть ребенок. Так обычно ведут женщины, собирающиеся второй раз замуж и опасающиеся, что мужчина, узнав о ребенке, оставит её.
Зачем скрывает?
Ребенок должен присутствовать во всех ее личных документах. Но старшина, по-видимому, все-таки главный командир гарнизона, либо не интересуется личными делами подчиненных, хотя это входит в его обязанности, либо этого ребенка в документах нет.
Второй авторский нелепый ход - самоволки Р. Овсяниной.
Реальный взрослый ответственный человек, мать могла попросить и скорее всего, получил бы разрешение навещать своего ребенка.
Но самоволка, это же одна из романтических составляющих в рассказах дембелей 70-80 годов. И вот автор отправляет героиню в самоволку.
Самовольное оставление части во время войны приравнивались к дезертирству и вряд ли слезливая история о «бедном сыночке» повлияла бы на военный трибунал. Точно так же загремели бы под трибунал все кто знали и содействовали Овсяниной.
То, что она свободно разъезжает ночью автостопом по военным дорогам, так же навеяно автору счастливыми восьмидесятыми годами прошлого века.
В реальности прифронтовая полоса всегда является полем действия вражеских разведчиков, диверсионных групп, шпионов, различных банд дезертиров, скрывающихся от властей. Все это создает повышенную сверх нервозную, подозрительную атмосферу.
В этой обстановке часовые, открывали огонь на поражения без всяких уставных «Стой, кто идет!» и предупредительных выстрелов в воздух. Ночная остановка машины на лесной дороге вне блокпоста была смертельно опасна.
Тесть фронтовик в 1943 году был тяжело ранен ночью в землянке. Немецкая диверсионная группа сняла часовых и забросала блиндаж гранатами.
Мать рассказывала, как в 1945 году на соседней батарее, укомплектованной девушками, вырезали караул.
А что можно сказать о воспитательных функциях сцены самоволки?
Даже в боевой обстановке, если очень хочется, то можно пренебречь воинским долгом, присягой и отправится понянчиться с ребенком.
В одной из этих самоволок Р.Овсянина заметила в лесу двух немецких диверсантов. Извините за юмор. Немцы опоздали на поезд и теперь с чемоданами в руках идут пешком.
Далее неадекватность сюжета нарастает до полного абсурда. Обнаруженные в лесу диверсанты становится поводом для того, чтобы командир взвода, вместе с половиной личного состава покинул позицию.
Перед зенитным взводом стоит конкретная боевая задача – защищать от воздушного налета некий объект. Старшина, якобы опытный кадровый военный, снимает фактически целый боевой расчет на несколько дней для поиска диверсантов.
Все это попадает под формулировку военного трибунала «Оставление боевых позиций с организованной им группой бойцов». Старшине грозил расстрел, а с каждым участником авантюрного похода было бы отдельное разбирательство.
Долее автор показывает, что дебилизм старшины не имеет предела.
Вопрос, сколько немцев в лесу, если Р. Овсянина видела двоих?
Нормальный человек, тем более имеющий боевой опыт, это число смело бы умножил пять, а то и на семь. Состав обычной разведывательно-диверсионной группы направленный в тыл противника колеблется от десяти до двадцати человек. Для полного уничтожения такой группы необходим отряд - около ста человек.
Заметим, что для выполнения подобных операций в армии и существуют различные заградительные отряды.
Диалоги в книге, предваряющие действия старшины полны противоречий. В начале событий он докладывает начальству об обнаружении немцев и решении идти на поиск.
Через пару страниц при обсуждении с сержантом Кирьяновой деталей своего похода старшина предлагает, ей оповестить командование о появлении немцев и о том, что он отправился на поиск.
Правильные действия старшины в сложившейся обстановке должны были состоять в усилении караульной службы. Например, он должен был выставить дополнительные посты, или усилить имеющиеся, выставляя не двух, а трех бойцов. Эти меры гарантировали бы взвод от внезапного нападения диверсионной группы.
Далее по сценарию старшина формирует группу захвата немецких диверсантов в книге, он отправляется в тайгу на несколько дней.
Он выбирает пять девчонок, которые не то что стрелять, а даже обуваться не умеют и отправляется в тайгу ловить профессиональных немецких разведчиков.
У автора опять не стыковки. Как за несколько месяцев службы в учебном подразделении и службе в боевой части девушки не научились обуваться? Почему у них оружие нечищеное?
Может старшине вместо того что бы кашлять по углам, надо было организовать нормальный контроль за содержанием оружия.
Даже самому непритязательному зрителю понятно, что половина членов его отряда не представляет ни какой боевой ценности. Единственный смысл этого действа, показ патриотической жертвенности девушек, которых, безжалостный автор принесет в жертву, трагической «патриотической» идее повести.
Знающей немецкий языка Лизе Гурвич, не смотря на не совсем правдивое утверждение автора в повести об избытке переводчиков, наверняка нашлась бы полезная работа в штабе полка, а старшина вполне мог обойтись стандартными фразами: «Хенде-хох», «Гитлер капут». Но автор, действует наверняка, он берет для поиска физически слабых девушек: Лизу Гуревич и Галю Четвертак.