Сцена застроена разноцветными домами - преобладает оранжевый, жёлто-зелёный и густой жёлтый. Крыши краснокирпичные. Небо - голубое и солнечное. Ближе к левым кулисам перекрёсток двух дорог, на котором стоит Фонарь. Декорации расположены так, что за домами видны фонари длинной улицы. Над крышами возвышается башня с привокзальными часами. На одной из крыш - устойчивая площадка. Здесь будут петь коты и прятаться ворона. Здесь же и верёвочные качели, на которых спускается Вечер. Вместо качели возможна лестница. Рядом водосток с бочонком воды на тротуаре. Справа расположен маленький магазинчик с дверью и пыльной витриной, где лежит несколько надувных шаров - красных и белых. Сверху - неоновая вывеска: "Булочная". Фонарь в жёлтом комбинезоне, в соломенной шляпе, с красным рюкзаком за спиной довольно улыбается. Рюкзак - гипотетический механизм Фонаря. Рядом малярное ведро, большая кисть и стремянка. Чуть выше, на чужом подоконнике, импровизированная полочка. На ней стоит стаканчик (цветное пластиковое ведёрко) с бутафорной зубной щёткой и тюбиком зубной пасты, лежит мыло и пара чистых полотенец. Раздаётся стук проходящего поезда.
Фонарь: прислушивается, затем учтиво шаркает ножкой и склоняет голову:
- Надеюсь, ты, добрый прохожий, такой же любознательный, как и я? Если так, то ты наверняка задумывался, почему, к примеру, небо голубое, солнце рыжее, а закат розовый? Или почему фонтаны в парке летом работают: я слышу их весёлую болтовню и смех, а зимой нет? Почему одни деревья зелёные только в тёплое время, а другие круглый год?.. Ах, - спохватываясь, - прости, дружище! Я такой рассеянный, что совсем позабыл представиться... Уличный Фонарь, к вашим услугам... - доверительно, - особенно по вечерам. Между прочим, я только что сменил свой старый облупившийся наряд на свеженький и блестящий!
Фонарь прихорашивается, вертясь перед окнами, словно перед зеркалом, и демонстрирует свою красоту залу. На сцене появляется плотный добряк-маляр в клетчатой рубашке и зелёном рабочем комбинезоне.
Маляр:
- Маляр, - прикладывает к голове два пальца, - к вашим услугам... Я крашу старые фонари. Только что я выкрасил жёлтой краской Фонарь на этом перекрёстке и теперь в новенькой эмали отражаются солнечные лучи. На первый взгляд кажется, что Фонарь совсем юный, но это иллюзия. Он стоит тут, на мостовой, у перекрёстка уже много-много лет, и знает наперечёт все стаи перелётных грачей, которые ежегодно кочуют с северных полей на юг и зимуют на привокзальной площади.
Фонарь:
- Чистая правда! - качает головой. - Я стою у перекрёстка так давно, что помню многих прохожих с тех времён, когда они были ещё девочками и мальчиками, носили коричневые шерстяные платья с чёрными фартуками, синие пиджачки с золотистыми пуговицами и красные галстуки, узлом затянутые на шее. Этот перекрёсток раньше не был таким широким, и здесь, - топает ногой, - не было тротуара, а вот парк был всегда... Вон там, - показывает рукой в сторону зала, - как раз за дорогой, открывается разлапистая зелень и колючие шишечки старых каштанов.
Маляр:
- Я люблю прогуляться в парке у фонтана в полдень...
Фонарь: кивая:
- Как раз в обеденный перерыв...
Маляр:
- Посидеть на тёплой скамейке и съесть пару бутербродов. Каштаны и клёны весело шуршат листвой, звонко щебечут птицы...
Фонарь, поправляя соломенную шляпу:
- А мой плафон обжигающе горяч в солнечных лучах!
Маляр:
- На скамейках сидят озабоченные мамочки с колясками и толстенькими младенцами, спокойные пожилые леди с собачками и старые добродушные джентльмены с кроссвордами и газетами.
Фонарь: поворачиваясь и указывая на "Булочную":
- А здесь, на углу, под большой неоновой вывеской с загадочным именем "Булочная", стеклянные двери проглатывают пешеходов, словно расшалившийся кашалот. А знаете, что вот уже много лет я задаю себе один и тот же вопрос... Что же там внутри? Зачем туда ежечасно ныряет такое количество народа от восхода до заката?
Во время монолога Фонаря Маляр собирает ведро, кисть, складывает стремянку, прощально машет Фонарю рукой и уходит.
Фонарь: кланяется в ответ, грустно вздыхает и щурится на солнце, вглядываясь в витрину:
- До новой встречи, добрый друг... Так что же там внутри? Вот любопытно!
Пять воробьёв - маленькие девочки и мальчики: запрыгали, засуетились и затрещали наперебой:
- Мы знаем!
- Мы видели!
- Мы знаем!
- Мы видели!
- Там огромные полки!
- Полки...
- С булками!
- Булками...
- Там пахнет хлебом.
- Там много вкусных крошек!
- Крошек...
- Смельчаки залетали туда через форточки!
- Наелись!
- Наелись до отвала!
- Кто смел - тот и съел, съел, съел...
Фонарь: мечтательно:
- Любопытно!.. Целые полки булок! Вот бы посмотреть!.. А это ещё зачем?
Фонарь: вытягивает шею и настороженно наблюдает за маленьким пуделем, вынырнувшим из-за угла. Ребёнок в костюме пуделя бесцеремонно заглядывает во все уголки.
Фонарь:
- Я, видите ли, - обращается к воробьям, - на своём веку сталкивался со многими собачками - большими и маленькими...
Воробьи: хором весело пищат:
- Большими и маленькими!
Фонарь:
- Пушистыми и гладкошерстными...
Воробьи: хором весело пищат:
- Пушистыми и гладкошёрстными!
Фонарь: продолжает:
- ...С собачками всех расцветок и всех пород. И ко всем отношусь с некоторой осторожностью. Жизнь, знаете ли, заставила... Ах, вы только полюбуйтесь на это!
Пудель обнюхал угол дома, свернул к свежевыкрашенному Фонарю, поднял лапку и... Воробьи окружили безобразника и, прыгая, визжа, веселясь, тормоша, утащили его со сцены.
Фонарь: с огорчением:
- Фу... Как негигиенично! И ни капельки, ни капельки не любопытно!
Грустит, горько отворачиваясь от своих ног и, прикрывая нос пальцами. Из дверей "Булочной" тяжело выходит дворник дядя Коля с метлой в фуражке с кокардой, в длинном фартуке и старом жилете.
Дядя Коля: философски:
- Что? Несладко тебе пришлось? Ничего... Потерпи. И это пройдёт...
Аккуратно подметает вокруг Фонаря тротуар, что приводит Фонарь в хорошее расположение духа.
Фонарь: заговорщицки, показывая большим пальцем:
- А это сторож дядя Коля... Он регулярно подметает тротуар около "Булочной". Я помню его совсем юным в новенькой фуражке с блестящей бляхой над козырьком. За долгие годы дворник потолстел и полысел, а фуражка совсем выцвела, порыжела... и бляха стала тусклой. Эх, годы... Но при этом дядя Коля остался верен своему давнему, надёжному другу.
Сторож подметает листья и конфетные обёртки, часто останавливается, вытирает фуражкой вспотевшую лысину, глядит на часы, прикованные посеревшей цепью к жилетному карману.
Фонарь: улыбаясь к залу:
- Теперь вздохнёт...
Дядя Коля тяжело вздыхает.
Фонарь:
- Теперь скажет - половина третьего, господин хороший!
Дядя Коля долго глядит на жилетные часы и басом хрипит:
- Половина третьего, господин хороший...
Сторож нахлобучил фуражку и скрылся за дверью магазина.
Фонарь: в зрительный зал:
- Я, знаете ли, никогда не ошибаюсь! У меня есть свои маленькие хитрости. Посмотрите вон туда! Над черепичной крышей соседнего дома возвышается кирпичная башенка с привокзальными часами... А за ней шумит таинственный вокзал. Я часто слышу стук колёс проходящих поездов...
Раздаётся стук колёс проходящего поезда.
Фонарь вступает, пока не затих колёсный гул, раскрывая широко руки, поднимая голову к небесам и зажмуриваясь:
- ...И порой, мне мечтается в знойных грёзах, что мчусь я в голубом пространстве навстречу солнцу, и это мои металлические колёса раскачиваются и стучат.
К Фонарю приближаются три вороны: одна спускается с площадки, другая выходит из-за кулис, третья появляется из-за декораций. Они в чёрно-белых платьях с большими круглыми воротниками и с юбками, как у Коломбины.
Фонарь: восторженно:
- Моё почтение, милые дамы... Как поживаете? Как карапузы-воронята? Как глубокоуважаемые супруги-вороны?.. Хорошего дня!
Вороны чинно приседают в книксене.
Фонарь: с любопытством:
- А как там... в небесах?
Первая ворона:
- Простор... И белый Город, как на ладони.
Фонарь: повторяет восторженно:
- Белый Город...
Вторая ворона:
- И тянется он до широкой реки, перекрытой плотиной и разлившейся бескрайним искусственным морем.
Фонарь: повторяет восторженно:
- Бескрайним искусственным морем...
Третья ворона:
- А вокруг Города зеленеют поля, где много вкусной еды.
Фонарь: с грустью:
- Если бы у меня были крылья, я бы облетел весь Город и... дальше, дальше - в поля, посмотреть, где же край неба?..
Первая ворона:
- Да... со своего высокого положения вы видите только крыши ближайших домов.
Фонарь: опустив голову:
- Где часто резвятся проказники коты, издеваясь над шмыгающими внизу собаками.
Вторая ворона, оглядываясь:
- Кусочек душистого парка...
Фонарь:
- Который цепляется зеленью за бетонный перекрёсток.
Третья ворона: подсчитывая:
- Башенные часы, восемь труб, двенадцать телевизионных антенн...
Фонарь:
- И небо! Огромное, необъятное! Оно бывает разным! Правда-правда! Иногда бело-голубым, иногда сиреневым, иногда оранжевым, но всегда бесконечно прекрасным...
Вороны удивлённо пожимают плечами и поднимаются на крыло - они выстраиваются в ряд, расправляют руки и, мелко переступая, покидают сцену. Постепенно гаснет свет. Подсвечиваются только укромные уголки декорации, где появляются дети-статисты либо с зажжёнными свечками в прозрачных флаконах, либо с электрическими фонариками в руках. В сумерках на сцене возникает фигура в лиловом плаще и бархатном берете - она спускается вниз на качелях, увитых цветочными гирляндами, словно звёздами, или по лестнице с площадки на крыше.
Фонарь: радостно приветствует незнакомца:
- Вечер! Опускается Вечер! Наконец-то...
Фонарь потирает руки:
- Добрый вечер, господин Вечер! Чистой росы на вечерней заре!
Вечер прокрадывается на цыпочках, заглядывая во все сияющие уголки. Он дует на огоньки и уголки гаснут. Вечер кланяется Фонарю, снимая большой бархатный берет.
Вечер:
- И тебе покоя и радости, Уличный Фонарь...
На заднем плане декораций один за другим зажигаются кругляши фонарей: статисты в жёлтых комбинезонах, зажигают обычные электрические фонари и приветствуют зрительный зал взмахом руки.
Фонарь: с гордостью:
- Это мои золотые братья. Эй! Примите e-mail! Я посылаю вам свой электрический привет!
В этот миг раздаётся звонкий щелчок.
Фонарь: упоительно восклицая:
- Мой час настал - реле включилось!
Вокруг Фонаря засияло золотое кольцо - светлый нимб - луч прожектора. На сцене вновь светло. Задняя часть декорации темнеет: статисты гасят фонарики и уходят. Рядом, откуда ни возьмись, захлопала крыльями мошкара - девочки и мальчики в светло-кремовых костюмчиках закружились вокруг Фонаря.
- Единственно-важное и самое главное дело всей моей жизни - освещать улицу по ночам...
Свет потихоньку гаснет. Раздаётся стук проходящего поезда. Занавес.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ:
Утро следующего дня. Ярко светит солнце. Фонарь умывается водой из бочонка, что стоит у водостока, вытирается полотенцем, аккуратно складывает его на полочку, умиротворённо вздыхает.
Фонарь:
- День будет жарким. Духота витает в воздухе.
За сценой раздаётся шум, свист и крики. В это мгновение к фонарю пикирует сизая ворона (одна из старых знакомых Фонаря по первому действию): вприпрыжку выскакивает из-за кулис. Она явно напугана, взъерошена и обижена. Ворона затравлено озирается.
Фонарь: восторженно:
- Добрый день, уважаемая! Прекрасное утро сегодня, не правда ли? Погода обещает замечательный день...
Ворона: возмущенно и хрипло:
- Когда в тебя бросают палки и комья земли, не очень-то интересуешься метеопрогнозами!
Фонарь: изумлённо:
- Что вы говорите?! Да кто же посмел бросить палку в столь благородную особу?
Ворона: с безысходностью:
- Это вы спросите вон у тех хулиганов... - показывает за сцену.
Раздаётся новый взрыв свиста, воя и воплей. Фонарь удивлённо поворачивается к кулисам.
Ворона: в ужасе:
- Я бы ещё поболтала, но... Пожалуй, пора уносить... крылья!
Из-за сцены в ворону летит мусор - гипотетические камни и комья земли. Фонарь прикрывается ладонями. Перепуганная ворона торопливо поднимается на крыло. Она садиться на качели Вечера, которые остались после вчерашнего визита, и поднимается к крыше, где расположена площадка, либо карабкается по лестнице. Там она прячется за трубы - вентиляционные короба. В это же самое время слышится хруст разбитого стекла. Соломенная шляпа срывается с головы Фонаря и летит вниз. Фонарь хватается за голову, ноги подкашиваются - обессиленный, он валится на колени.
Фонарь: горько плача над шляпой:
- Больно! Как больно! Обидно! Как обидно! Горько! Как горько!