Любимов Пётр: другие произведения.

Мудрость сказки Андерсена "Снежная королева"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сюжет этой сказки Ганса Христиана Андерсена всем хорошо известен. Не в последнюю очередь эта известность объясняется тем обстоятельством, что ещё в советское время по мотивам сказки был сделан мультфильм...







"ЛЕДЯНАЯ ИГРА РАЗУМА" или КАК СЛОЖИТЬ СЛОВО "ВЕЧНОСТЬ"





Мудрость сказки Андерсена "Снежная королева"

 []


Сюжет этой сказки Ганса Христиана Андерсена всем хорошо известен. Не в последнюю очередь эта известность объясняется тем обстоятельством, что ещё в советское время по мотивам сказки был сделан мультфильм. Образы из этого мультфильма и всплывают теперь в памяти многих, когда речь заходит о сказке "Снежная королева". Однако, как это часто бывает, благодаря экранизации произведение не только получило дополнительный широкий доступ ко многим душам детей и взрослых, что само по себе является замечательным, когда речь идёт о столь трогательном и глубоком произведении. Но, к сожалению, при этом сказка и нечто утратила. Вот на этом утраченном мы и остановим здесь своё внимание.

Обращает на себя внимание уже сама композиция сказки, состоящая из семи* рассказов. "Сказка в семи рассказах" - таков подзаголовок "Снежной королевы". И это, видимо, в данном случае не является случайностью, произволом автора, но указывает на источник мудрости, из которого в самоуглублении довелось почерпнуть образы для своего произведения Гансу Христиану.
_________________
*) Семь - число Божьей Воли

"Зеркало и его осколки" - так называется Рассказ первый. В нём повествуется о происхождении зеркала, осколки которого, попав Каю в глаз и проникнув в сердце, стали причиной горестных перемен, произошедших с мальчиком: "Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей - уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами..."

Дьявол остался весьма доволен этим своим изобретением, потому что: "Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой". У этого дьявола была своя школа, ученики которой очень радовались зеркалу. Потом им захотелось "посмеяться над ангелами и самим Творцом". Они стали поднимать зеркало выше и выше, но не удержали - оно кривлялось всё сильнее и сильнее, в конце концов, вырвалось у них из рук, полетело вниз и разбилось вдребезги - на великое множество осколков. Человек, которому осколок попадал в глаз, "начинал видеть всё навыворот". "Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда". Именно это и произошло с мальчиком Каем.

Зададимся теперь вопросом: что же скрывается за этим кривляющимся зеркалом, изобретением дьявола? Ничто иное, как гипертрофированно развитый человеческий рассудок. Из Послания Граля известно, что именно чрезмерное развитие рассудка по коварному совету Люцифера-искусителя, падшего ангела, и явилось для человечества самым страшным злом, ведущим людей к духовной смерти. И люди, у которых рассудочная деятельность стала доминировать над велениями сердца, начинали, действительно, "видеть всё навыворот", искажённо, ибо не могли уже понять и познать внеземного. Они утратили способность к этому, перестав слушаться ощущения, голоса своего духа, или, другими словами, голоса своего сердца (в земном человеке голос духа, ощущение, проявляется в области солнечного сплетения и именно на эту взаимосвязь указывает выражение "голос сердца") - у них "сердце превращалось в кусок льда".

Так в человечестве появились люди рассудка, материалисты, то есть такие люди, которые сделали рассудок своим идолом, полностью покорились рассудку, пренебрегая при этом своей способностью к тонкому ощущению, к восприятию духовного. По их понятиям, человек, не привязанный столь сильно к рассудку и обладающий в силу этого способностью воспринимать внеземное, духовное, является ненормальным человеком, "уродом", стоящим "кверху ногами". На самом деле, конечно же, уродами являются как раз люди рассудка, материалисты, и именно они всё переворачивают "кверху ногами", видят "всё навыворот", ибо не способны познать возвышенной надо всем земным и материальным вечной Истины. А ведь только познание Истины, истинное знание, даёт правильный взгляд на вещи! Таково изобретение дьявола (дьявол означает клеветник), которым он хочет погубить человечество, - показанное Андерсеном в образе кривляющегося зеркала!

Образ зеркала в сказке возникает ещё раз. Он появляется при описании чертогов Снежной королевы: "Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон снежной королевы; на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире."

Так образно Андерсеном показана утвердившаяся в человечестве власть Люцифера, который правит людьми, опираясь на разум. В данном случае под разумом понимается рассудок-ум.

Поэтому вовсе не является случайностью, что Кай, на которого так подействовали чары Снежной королевы, был особо умным мальчиком и способным учеником. Он знал "все четыре действия математики, да ещё с дробями", а также "сколько в каждой стране квадратных миль и жителей". Оказавшись в плену у Снежной королевы, он предавался следующему занятию:

"Кай... складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось "ледяной игрой разума". В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первой важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Он складывал из льдин и целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слова 'вечность'. Снежная королева сказала ему: "Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин...". Но он никак не мог его сложить." - И неудивительно, скажем мы, ведь рассудок-ум является всего лишь продуктом деятельности преходящего мозга, и по своей природе просто не способен выйти за пределы всего преходящего, земного, чтобы познать вечность. Вечность познать может только дух, то есть познание вечности связано с "сердцем" человека (с нашей способностью к ощущению), которое у Кая уже "стало куском льда".

Вырваться из этого заколдованного круга помогает Каю самоотверженная, не думающая о себе любовь - бесценный дар, которым в высшей степени наделена девочка Герда. Этот дар заставляет людей и животных служить Герде на её пути в ледяное царство Снежной королевы. Руководствуясь этой любовью и опираясь на связь с Высшими Силами в молитве "Отче наш", Герда смогла босиком приблизиться к ледяным чертогам, выдержав натиск передовых отрядов войск Снежной королевы.

Любовь Герды сотворила чудо. Она растопила ледяное сердце Кая, разрушив чары Снежной королевы и вернув ему способность вновь ощущать любовь и любить самому. Это потрясающе трогательно описано Андерсеном... "Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самоё слово, которое задала сложить Каю Снежная королева; сложив его, он смог сделаться сам себе господином..."

Так в сказке показано, что только любовь, сильнее которой ничего нет на свете, способна распахнуть врата в вечность. Тогда и рассудок наш покорится велениям сердца! Ведь только живая связь с вечностью, с Богом, Который Сам есть Любовь, даёт нам силы преодолеть все соблазны Люцифера. Тогда мы сможем, наконец, устремиться на свою духовную родину, в вечно-юное Царство Духа, Царство Света и Радости, лежащее высоко надо всем материальным, преходящим. Причём дорогу этому прокладывает обладающая способностью к более тонким и глубоким ощущениям женственность! -

"Мужчина никогда не сможет обладать такой способностью проникновения. Со свойственной женщине нежностью ощущений она первой и полностью воспринимает неслышные проявления незримой силы, действующей по Воле Творца во Вселенной. Мужчина воспринимает эту силу только частично и воплощает её в деяние.

И так же, как незрима людям животворная Сила Творца, что поддерживает, питает и направляет всю Вселенную, такова же по Воле Творца ткань истинной женственности; для этого женщина создана, в этом заключается её высокая, чистая, чудесная цель!

Выражение "слабая женщина" просто смехотворно, ибо женщина душевно сильнее мужчины. Не сама по себе, а вследствие своей более тесной связи с Силой Творца, что наделила её более тонкой восприимчивостью" ("В Свете Истины", Послание Граля, доклад "Женщина во Вторичном Творении")

_______________________

Роза []

Что такое Послание Граля?
_______________________
______________________________
______________________________________



(C) Пётр Любимов


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) Л.Малюдка "(не)святая"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) А.Верт "Нет сигнала"(Научная фантастика) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) А.Алиев "Проклятый абитуриент"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список