Я всегда, как оказалось, хотела, чтобы Димка обратил на меня внимание. Книговед. Уж не знаю почему. Между мной и им - телепатическое свойство. Оно шло изнутри, ему не отдаёшь должного и очень медленно осознаёшь.
Я обычно сидела перед ним за первой партой и записывала за ним лекции. Материал, который он преподносил, иногда отзывался скукой, но Димка умел если не разнообразить его, то сделать так, чтобы я не "засыпала". Это отмечала, кстати, Аня. Он не любил шума в аудитории, плееров, всяких отвлекающих моментов, и это напоминало мне в какой-то степени Вячеслава.
Ирина, Катьки и Ксюша иногда интересовались:
-Ну, как Димка?
Или:
-Передавай Димке привет.
О нём я узнала, между прочим, со слов Ирины (при каких обстоятельствах - не вспоминается) и сразу как-то запомнила его полное имя - Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич.
В приватных разговорах с Ирой я выражала недовольство чьим-либо дефектом дикции. А это как раз отличало Димку! Я адаптировалась. Естественно, я совершенно им не интересовалась, ведь он чужой мне мужчина. После лекции я о нём напрочь забывала.
Теперь я могу понять, как смотрела на Димку, сидя перед ним, какими глазами. А однажды мы наступили друг другу на ноги. Часто я видела блеск обручального кольца на безымянном пальце его правой руки и маленький таинственный перстенёк на мизинце, с голубоватым камнем. Я никогда не встречала мужчин с перстнем на мизинце.
Однажды Димка рассказал о своей дочке, которая недавно пошла в школу. Она говорила папе, что у них есть предмет "окрмир", а папа учил её, что не "окрмир", а "окружающий мир". Я подумала, как Вячеслав иногда рассказывает о Ксюше. Где-то в глубине я даже подумала о Димкиной жене. Какая она? Похожа ли хоть чем-то на меня? Мне почему-то хотелось, чтобы была похожа.
Когда он входил в аудиторию 104, я всегда здоровалась с ним, и он отвечал. Садился, доставал список и проверял, кого нет на месте. Вспоминал, о чём говорил в прошлый раз и начинал новую лекцию. Я старалась записывать по максимуму и старалась не пропускать занятий по книговедению, правда. У Димки иногда подавал голос пейджер или мобильный телефон. Это выглядело смешно, я не могла скрыть улыбку и не могла не смотреть на него. Когда время истекало, я собирала ручки-тетрадки и, уходя, прощалась с ним, и он обязательно откликался.
Заканчивая первый семестр. По книговедению мы писали реферат. Я - по теме наследия русских книжных мастеров XII-XIV веков: конструкция рукописной книги, процесс книгописания, тематика книг, конкретные примеры - "Изборник Святослава" 1073 и 1076 года Иоанна, "Повесть временных лет" Нестора; центры книгописания (Киев, Новгород) и т.д. Я сдала реферат в числе первых. Димка притащил их на зачёт, я отвечала после Ани - она спешила в Москву, а до этого Димка попросил принести ведомость. Я пошла в деканат - нужного не было. Откуда-то распечатали.
Когда я отвечала, Димка спросил про орудия письма.
-Ой, я опять забыла, - сказала я, глядя самоуверенно ему в глаза, - эту палочку, которой писали.
-Стило, - ответил он.
-А, да. Это как ручка по-французски.
-Давайте вашу зачётку, - Димка улыбнулся.
Тогда я не думала даже, чтобы он обратил на меня внимание.
Мне кажется, Димке не нравились две эти группы - 121-я и 117-я. Может, он слышал, как дразнили его за спиной. От дразнилок мне становилось неприятно, как будто они касались меня, но я могла только беспомощно и печально улыбаться.
Во втором семестре мы с Аней сдавали сессию досрочно. Аня хотела сдать в четверг - 17 мая, я ей намекала, что Дмитрия Аркадьевича может не быть. Так и вышло: его вызвали в Москву (он довольно часто читал там лекции). В четверг он уже должен был возвратиться и успел к лекции, только мы на неё не попали. Вошли после окончания. Аня завела с ним серьёзный разговор, я, забрав у Полины свою тетрадь по психологии, услышала:
-Да, я прилетел из Москвы.
Я резко обернулась, подумав, что Бутусов сейчас там, и как бы восхищённо подскочила к Димке, сидящему на стуле:
-Ну вы даёте!
Он до этого смотрел то ли в пол, то ли перед собой. Поднял на меня глаза. Я улыбалась. И тут поняла, что он обратил на меня долгожданное внимание. Он усмехнулся:
-Да.
-Так ведь, чтобы сдать экзамен, нам нужно с вами совпасть, - сказала я, человек не сразу осознаёт даже всю глубину сказанного.
-Завтра, - ответил Димка, - в восемнадцать сорок у меня лекция у вечерников в 201-й аудитории, приходите.
-Отлично, - отозвалась я.
За один день я проштудировала две книги. Естественно, я уже что-то знала о книгах вообще. Мне помог курс палеографии, история России, история Средних веков, литература, история Египта, Димкины лекции. К тому же я была уверена, что он попросит выбрать тему ответа самостоятельно. Анюта не верила.
Мы ждали на улице. Наконец я сказала:
-Ань, он, наверное, уже там.
Мы поднялись на второй этаж и увидели Димку.
-Я же тебе говорила, - сказала я.
Он кивнул нам и напомнил:
-В 201-й.
-Не пойму, как он вошёл? - недоумевала Аня.
-По воздуху.
-Как... - с кем-то сравнила Аня.
-Нет, как птица.
И представила я внешность Димкину. Какой-то образ Христа. Невысокий и не маленький. Тёмно-русые волосы. Несколько бледное и асимметричное лицо. Одухотворённость рвётся выше подняться, её тянут на Землю - основное противоречие таких натур. Не очень складная и не очень мужественная фигура. Худоба. Но мне такие нравились. И много курит. Глаза карие.
Вот мы сидим и ждём. Димка подошёл и сказал:
-Так, значит, у вас экзамен.
Вечерники встревожено стали поворачивать головы.
-Ну да, - подтвердила я во всеуслышанье.
Он оглянулся и улыбнулся:
-Что вы хотите отвечать?
Я сделала удивлённые глаза.
-Развитие письменности могу, - сказала Аня. - А давайте вы спросите понемногу оттуда и оттуда.
-Нет, понемногу не надо, давайте о письменности. А вы?
-А я в принципе могу рассказать об эволюции конструкции книги или о книге в Древнем мире, или...
-Давайте о книге в Древнем мире.
-Хорошо.
В общем, Аня получила "отлично". Моя очередь. Я успела сказать вводное слово, о библиотеке Ашурбанипала VII века до н.э., хотела приступить к любимому Египту, но Димка перев`л разговор на раннее средневековье.
-Какие центры книгописания вы знаете? Раннее средневековье начинается с...
-Угу, пятого века. Это Римская империя...
-Восточная Римская империя.
-Да, разумеется, ведь эпоха Средних веков начинается с падения Рима в 476 году. В общем, Византия, потом территория империи Карла Великого.
-Современная Франция.
-Ну, приблизительно. Нельзя сказать так уж определённо.
-Где писали книги?
-В монастырях, ведь церковь господствовала...
-А какие вы знаете монастыри?
-Монтекассино в Италии, Клюни во Франции, Студиум в Византии.
Он с интересом смотрел мне прямо в глаза, как тогда, когда я сказала "Ну вы даёте!" Это походило на игру в эрудицию.
-Очень хорошо, - Димка откинулся на спинку стула. - Ещё при Софийском соборе в Константинополе.
-Угу.
-Где ваша зачётка?
Когда он писал "отлично", поглядывал на меня, потом снова посмотрел в глаза:
-Откуда такие познания во всемирной истории?
-М-м... Интересуюсь.
-А как назывались мастерские, в которых писали книги?
-Скриптории.
-Ну, а на какие века, - он всё не отдавал мне мой документ, - приходится существование империи Карла Великого?
-Восьмой век.
-И девятый.
-Ну да, я просто вспомнила время правления Карла - это восьмой век, а так, конечно, и девятый. Она прекратила существование по Верденскому договору 843 года, когда была разделена между сыновьями Карла.
Димка улыбнулся:
-Ладно, приходите ко мне писать курсовую. Люблю интересующихся историей.
-Хорошо, спасибо.
Я подумаю.
Всегда приятно, когда соприкасаешься руками - эти первые ощущения незабываемы.
Такой вот Димка.
Второго июня, когда мы с Аней сдавали последний зачёт, появился Димка. Мы с ним поздоровались, и я подумала, что вот он уже и забыл про меня напрочь. Но, уже отделавшись от зарубежной литературы, мы стояли и складывали сумки, не заметили, как подошёл Димка и обратился к нам:
-Девушки, что вы сдаёте?
Я аж подпрыгнула и не ответила на его вопрос:
-А вы почему нас ругали, что мы к вам на семинар не пришли и на коллоквиум?
Всем нам стало весело.
-Мы же уже сдали экзамен, - напомнила я.
Надо сказать, что как-то я увидела Димку у нас на истфаке. Я к нему, разумеется, не подошла. Я поспешила скрыться. Потому что училась в двух вузах одновременно. Незачем было светиться. Но мне так хотелось подойти, поздороваться. Потому что в Культуре я его никогда не видела. Даже на его кафедре. Только один раз. Но тогда все мы были чересчур заняты и всего лишь поздоровались. А курсовую к нему писать пойти я не могла. У меня была своя кафедра. И специализировалась я на научно-технической литературе.
Привет, Вероника!
Спасибо за письмо.
Начну я тоже, наверное, с погоды. Твоё письмо пришло неделю назад, и тогда погода была такая, что было чувство, будто живёшь во времена вселенского потопа (а через неделю увидишь и Ноя. Это шутка). Мне это чувство очень понравилось, казалось, что весь мир состоит из воды. Интересно, что бы это значило? Может, человек и вправду выбрался на сушу из воды? А через два дня начался 2-й семестр, и вместе с ним неожиданно вернулась зима, а в среду вообще был мороз (-20ЊС). Но сегодня, в субботу, потеплело, всего -5ЊС. А вообще в температуре -20 ничего необычного для нас нет, это в порядке вещей. А самая большая температура, которую я помню: -28ЊС, и это тоже было не раз. Вот такой у нас климат.
Спасибо за рассказ о новых песнях НАУ, я их ещё не слышал (я даже не знаю, на какой волне "Европа Плюс"). А я тут узнал одну новость, касающуюся твоих слов, что к Бутусову ничего применить нельзя, кроме названия НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. В последнем номере харьковского "Экрана" написали, что этой группы уже не существует. Бутусов занялся сольной карьерой. Но я этому не особо верю, как ты знаешь, у наших журналюг большая фантазия, и, может, они напечатали эту статью на основании того, что в Англию из музыкантов НАУ поехал только Бутусов. Хотя всё возможно, может, альбом "Китайское яблоко" будет принадлежать группе АКВАРИУС and English friend. А кстати, ты не знаешь, что там за музыканты записывались с НАУ? Не Маккартни с Харрисоном случайно? (размечтался...)
Вот, ещё ты написала, что видела как-то моллюск наутилус помпилиус. Может быть, это тебе покажется детством и глупостью, но мне тоже очень хотелось бы посмотреть на него. Может, ты мне его нарисуешь? Буду очень благодарен, если исполнишь эту мою "глупую детскую просьбу" и вышлешь мне наутилус помпилиус (т.е. изображение).
А совместных проектов в рок-музыке было очень много, в студии я видел такие записи: Кинчев + Шевчук, Гребенщиков + Майк, Егор + Янка; наверное, ещё есть много чего. А если вспомнить прошлое, то там вообще. Вот есть у меня одна схема, из которой следует, что в состав группы РЕДКАЯ ПТИЦА в 1979-83гг. входили С. Галанин и Е. Хавтан, и в 1983г. Хавтан входил одновременно в состав ПОСТКРИПТУМА, где был И.Сукачев, в 1983г. образуется БРАВО с Агузаровой, а БРИГАДА С образуется в 1985г., но Галанин пришёл в группу только в 1986г., в 1989 ушёл, в 1991 опять пришёл, но в 1993 ушёл окончательно... Ну а кроме БРИГАДЫ есть ещё супер-рок-группа ИНТЕГРАЛ. Я тебе о ней никогда не писал? Если нет, обязательно напишу, т.к. хоть в этой группе и не было никого из наших любимцев, но история у группы прелюбопытнейшая. Одно имя лидера группы чего стоит - Бари Алибасов (знаешь такого лапочку?1)
Ну и участие Аллы Пугачёвой в альбоме "Князь тишины" - тоже из этой области. Правда, оказалось, что она не поёт "Доктор твоего тела", а только подпевает2 Бутусову в припеве (прислушайся, и узнаешь её голос).
Песню "Два капитана" я слышал, но на меня ни песня, ни клип большого впечатления не произвели. Вот мне ещё прислали текст песни "Ураган" - это совсем другое дело, мне понравилось. Вообще говорят, что на этом альбоме АГАТА начала играть РОК.
Теперь напишу немного "новостей из прошлого", касающихся Бутусова и Кормильцева. Вначале конкретные факты (я думаю, им можно верить). Илья Кормильцев был рок-поэтом ещё до НАУ, в 1982 у группы УРФИН ДЖЮС вышел двойной альбом "Пятнадцать", считающийся самым удачным у группы, и все тексты на этом альбоме - Ильи. Кроме этого, полностью из текстов Ильи состоит сольный альбом Егора Белкина "Около радио". А у Насти на альбоме "Тацу" есть песни "Клипсо-Калипсо" (музыка - Бутусов, текст - Кормильцев), "Начало каждой реки" (текст - Бутусов, музыка - Настя Полева), полностью принадлежит Бутусову и песня "Снежные волки". На альбоме "Ноа-Ноа" вся музыка - Настя, а тексты - половина Илья, половина - Евгений Кормильцев; а вот на альбоме "Невеста" - все тексты Евгения. И напоследок - несколько не 100%-ных фактов, но всё же. Один киевлянин написал, что когда-то он видел книгу-журнал (название он забыл), где написано, что Илья когда-то писал тексты для таких грандов, как АГАТА КРИСТИ и ЧАЙФ. Я думаю, что это вполне возможно...
Теперь о смысле песен. Знаешь, "Тутанхамон" и "Воздух" принадлежат к той категории песен, которые я, к сожалению, не понимаю, но если в "Воздухе" мне нравится музыка, и я чувствую, что в песне есть глубокий смысл, то про "Тутанхамона" я этого сказать не могу - музыка мне не нравится, и текст непонятный, никакой связи между куплетами и припевом, а с припева мы когда-то с одной девушкой вообще поприкалывались: "Он был очень умён - и за это его называли Тутанхамон (такое впечатление, что слово "Тутанхамон" подобрано просто в рифму). Но, может, мы что-то недопонимаем. Извини, что я ничего не написал о "Воздухе", но что поделать - не буду же я выдумывать всякий бред, лишь бы написать, но ввести тебя в заблуждение? Надеюсь, что ты меня простишь... Единственное, что я могу сказать - мне песня почему-то напомнила книгу "Луиза Сан-Феличе", тот её отрывок, где убили дона Клементе за его нелестное высказывание о священнике-мошеннике (это 31-я глава "В которой появляется Гаэтано Мамоне", в 1-м томе). Хотя, наверное, ничего общего между этой главой и песней нет, но вот почему-то когда я услышал песню, - сразу вспомнил, также нет ничего общего между песней "Титаник" и прибытием в Неаполь эскадры адмирала Нельсона (это самое начало "Луизы Сан-Феличе"), но музыка после первого припева в основном варианте как раз и напомнила прибытие Нельсона в Неаполь; такая же возвышенно-радостная, заоблачная атмосфера. Впрочем, это я немного отвлёкся. По поводу "Воздуха" Бутусов, когда его спросили, что значит фраза: "И воры ходят по небесам", - сказал только: "Понимайте мои песни, как хотите". Увы, даже Слава нам ничего не подсказал3.
О "Круговой поруке". В строчке "я ищу глаза, а чувствую взгляд", я не вижу ничего зверского, напротив, она грустная, но сердечная, доброжелательная. Человек хочет видеть дружеские глаза, а видит только взгляды туда, где выше голов находится зад начальника. В общем это то же самое, что и "я беру чью-то руку, а чувствую локоть" или "мне надоело протягивать свою открытую ладонь, чтобы пожать кулак" (это фраза из песни, которая дописана у меня в конце "Коварство и любовь - 1", но кто поёт неизвестно, моя знакомая сказала, что текст похож на тексты Башлачёва, но поёт не он4). А ещё не помню, писал ли об этом, а может, ты сама заметила, но на всякий случай: там в 3-м куплете "Круговой поруки" со слов "здесь можно играть про себя на трубе" начинает как бы играть труба, замолкает на слове "отбой", но, как ни странно, продолжает играть и на словах "найдутся и те, кто придёт за тобой"... Может, это и жестоко, не знаю, но мне этот фрагмент кажется прикольным. Если "скованные" не понимают по-человечески, может, они поймут доброжелательную грубость. А вообще я хотел тебе написать что-то очень важное по поводу этой песни, но, как назло, вылетело из головы. Если вспомню - напишу ниже, если нет - надеюсь, что вспомню к следующему разу.
Ещё ты написала о повторениях в творчестве музыкантов и писателей - это было довольно интересно, спасибо. Но я над этим как-то не задумывался, а как начну иногда думать - запутываюсь, т.к. цитаты бывают прямо противоположные, даже в песнях одних и тех же групп (хотя бы "они не были боги, откуда им знать про добро и зло" и "никто не хочет и думать о том"). А единственное, что я заметил - это то, что наши рокеры любят пить чай, проявляется у них какая-то склонность к аскетизму (смотри песни Гребенщикова). А вот только что вспомнил, что переписывался я когда-то с поклонницей Чижа, и она написала, что у неё на одной кассете песню "Хочу чаю" поют дуэтом Чиж и Б. Г., т.е. получается, что есть уже четыре песни о любви к чаю... Так вот, что я хотел написать. Я знаю, что грешу односторонним рассмотрением песен НАУ, вроде бы все (большинство) песни - о критике недостатков общества в надежде исправить их; но что поделаешь, так я понимаю песни. Так вот я считаю, что "Морской змей" - тоже из этих. Раньше мы с одной девушкой считали, что песня исполняется от лица дьявола, но позже я подумал, что это не совсем так, а, скорее всего, песня о послесмертном существовании человека, когда все - из-за болезненной гордости "вечно одни", строят из себя неизвестно кого ("Буду слишком уж страшным, так что б быть опасным") вместо того, чтобы просто заниматься своим делом. Напиши, нашло ли это моё понимание какой-то отклик в твоей душе (очень интересно). За "Титаник" я, конечно же, не обижаюсь, но всё-таки остаюсь при своём мнении. Я считаю, что "Титаник" можно считать революционной песней в послеперестроечный (рыночный) период.
А по поводу "20 000" ты ошиблась5. Здесь очень простая арифметика: 1 год = 0,3 тыс. дней, 60 лет = 20 000 дней. А если точно, то: 20 000 дней - 365 дней = 54, 79 года. Так что всё правильно приблизительно. А число 20 000 (а не 25 000), мне кажется, взято из-за 20 000 лье под водой", чтобы интересно было. А если ты за 16 лет прожила 70 тысяч дней, значит, на Земле ты живёшь недавно, раньше жила на другой планете, где год длится дольше6. Откуда ты к нам прилетела, признавайся!!!
Теперь о текстах песен. Спасибо за твои, а также за рассказ, стихотворение и отклик на "Князь тишины", они ничего, особенно "Памяти Цоя", о "Князе" тоже интересно. Рассказ твой я тоже очень хочу дочитать до конца, но ты можешь писать под копирку, ведь два раза переписывать долго, я и сам знаю... Теперь о текстах, которые высылаю я. Для меня из них наиболее интересное - это "Клаустрофобия" и "Лепрозорий". "Клаустрофобия" - это вообще шедевр с точки зрения музыки, - она на протяжении всей песни постоянно меняется, то спокойная и романтичная, то бешеная, то что-то среднее, затем какая-то насмешливая. В общем непостоянная. Правда, можно было бы предположить, что один фрагмент Григорян "передрал" из песни "Innuendo" группы QUEEN, если бы не тот факт, что эта песня 1991 года, а "Клаустрофобия" впервые появилась на альбоме "Кома" (1988 г.), так что всё в порядке. А "Лепрозорий" исполняется вполне серьёзно, жалобно так звучит скрипка. Что касается "Безобразной Эльзы", то я её написал потому, что это одна из наиболее известных песен КРЕМА, но мне она не нравится по той же причине, что и "Тутанхамон" - нет никакой связи между куплетами и припевом. Что ты думаешь о смысле этих трёх песен? А ещё я хотел спросить о песнях АГАТЫ "I love you" и "Я и ты", но забыл. Мне они нравятся, но я их не понимаю. Почему знамёна - серые, кто это говорит - "беги, беги, пока я не вижу", и вообще, о чём всё это? Что значит "давайте все сойдём с ума", и причём здесь Ницше? Что Ницше сошёл с ума, я знаю, но всё-таки он прожил достойную жизнь и не заслужил такого негативного отзыва о себе. А может, агатовцы и не отзывались о нём плохо, а имели в виду что-то другое?
Продолжу характеристику песен. Высылаю "Всё это рок-н-ролл" и "Стерх" со словами "Там иду я" - это одна из любимых песен у АЛИСЫ. А вообще, повторения у Кинчева не во всех песнях, и он очень талантливый поэт, почти все его песни интересные (может, и гениальные).
Недавно мне дали послушать альбомы ДДТ "Пластун" и "Любовь", так что я написал две песни. Обе они грустные, но "Победа" исполняется сурово, почти всю песню звучит бессмертная музыка из "Болеро" Мориса Равеля; а "Вороны" исполняются жалобно и печально. На альбоме "Любовь" есть и "Фонограмщик".
Высылаю также два оставшиеся текста из "Переезда" и "Битва с Магнатом" в оригинале.
А эти два текста АКВАРИУМА - в оригинале, они из книги Гребенщикова. Там есть много анекдотов, я напишу два, они мне понравились больше всего.
1. Боб любил крестить рокеров у себя в ванной. Разденет кого-нибудь, осенит водичку и в ванную. Поэтому к нему даже друзья боялись приходить. Он мог и по третьему, и по четвёртому разу окрестить. Затянет: "Вода, очисти нас ещё раз", - и дрожит, как брачная простыня на ветру.
Божественно гнусное зрелище!
2. Боб сделался ведущим передачи "Спокойной ночи, малыши". Хрюша спрашивает:
-Дядя Боря, а слабо вам спеть для ребят "Спят усталые игрушки"?
-Мне это в кайф, - сыто отвечает любимец малышей Борис Гребенщиков и начинает в унисон с Толкуновой усыплять всех советских бэби.
Тут в павильон влетает Борзыкин и орёт что есть мочи:
-Кто может отнять мои сны?
Пришлось Бобу за Хрюшу спрятаться - вырос он уже из бунтарства.
Борзыкин - лидер легендарного в своё время ТЕЛЕВИЗОРА (раньше в группу входили Копылов и Беляев), в Ленинградском рок-клубе его называли "Ленин", так как идея революции засела у него в голове, и все песни были революционными.
Вот такие анекдоты. Не кажется ли тебе, что их сам Гребенщиков и попридумывал? (стиль похожий)
А теперь хочу похвалить тебя немного. Мне очень понравилась твоя идея, чтобы АГАТА КРИСТИ написала альбом об отечественной истории, и я кое-что задумал. У меня есть несколько знакомых по переписке (журналисты и т.д.), которые иногда видят агатовцев, и я им, если ты не против, напишу эту идею - если им понравится, пусть тогда перескажут это агатовцам, когда увидят. Если хочешь ещё что-то интересное сообщить для агатовцев, - напиши.
Вот вспомнил кое-что, что упустил. Первое: в Рок-Энциклопедии написано, что УРФИН ДЖЮС оказал значительное влияние на развитие провинциального рока (ДДТ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, ЛОМБАРД). Второе: в клипе "Всё это рок-н-ролл" снимались Кинчев, Бутусов, Сукачёв, Шевчук, Шахрин, Джоанна Стингрей и Александр Ф. Скляр. А в тексте песни я подчеркнул те фразы, которые поёт Бутусов.
А о текстах зарубежных исполнителей ты зря так отзываешься. Дело не в QUEEN - большинство их текстов не особо глубокомысленные, что-то вроде нашего ЧАЙФА, "блюз простого человека". Но есть такая группа, как "Битлз", в частности Джордж Харрисон, на творчестве которого учился Гребенщиков7. И есть Джим Моррисон, в одной статье его назвали "великим поэтом8 и музыкантом", и написали, что его могила спустя 20 лет после смерти объявлена историческим памятником всемирового значения. Так что, я думаю, не стоит так отзываться о текстах всех зарубежных исполнителей на основании только некоторых текстов поп-исполнителей вроде Мадонны и М. Джексона, ведь наша попса тоже бездарная в большинстве своём. Лично я думаю как-нибудь купить книги с текстами песен Д Моррисона и "Битлз", посмотрим, что там написано.
Игорь Сукачёв родился 1 декабря 1959 г. в деревне Михино Московской области. О Насте я не знаю, знаю только, что родилась она в городе Первоуральске, училась в соседней школе со школой Сергея, благодаря которому мы и познакомились.
А Бутусова твоя подруга тогда назвала Бутан и Бутиловый спирт.
Об обстоятельствах смерти Цоя я знаю очень мало, поэтому никак не могу прокомментировать твою версию об убийстве. Может, когда-то я узнаю об этом больше, тогда мы к этому вернёмся. А вообще, в том же "Живом звуке" написано, что настоящие рокеры умирают в 28 лет, так как они живут быстрее: "Не верьте пуританам: не наркотики, не алкоголь и не беспорядочные связи губят людей. Губит их сознание того, что всякая жизнь движется по замкнутому кругу, и будь ты двадцать раз гением, тридцать раз кумиром и тысячу раз наркоманом, вылететь из границ земного притяжения никому не дано. Нормальный человек осознаёт это к двадцати восьми годам9. Остальные живут дольше". В статье приводится большой список рок-музыкантов, умерших до 28 лет, из русских упомянули Цоя, Башлачёва и Янку Дягилеву. О Цое: "Гибель Цоя многим показалась, как ни кощунственно это звучит, такой рок-н-ролльной, такую весомую точку ставящей в его биографии и карьере".
Ещё я предлагаю поговорить о фильмах с участием рокеров. Я знаю о существовании многих фильмов с участием Б. Г., Цоя, Кинчева, Макаревича, Шевчука, но видеть мне пришлось только три - 2 художественных ("Асса" и "Игла") и один музыкальный ("Митьковские песни"). Но "Ассу" и "Иглу" я смотрел в полусонном состоянии, и если в "Ассе" я понял смысл более-менее, то в "Игле" не понял совершенно ничего. И я вот хочу спросить у тебя: ты, наверное, помнишь в начале "Иглы" жест Цоя, обращённый проводнице, возможно, показывающий, что герой Цоя живёт настоящей, полной жизнью и может пренебрежительно относиться ко всяким проводницам, ведущим серую, вечно пьяную жизнь. Как ты считаешь, правомерно ли вообще такое отношение рокеров к другим людям, рабочим, например. Ведь среди рабочих тоже есть много достойных людей, да и не смогут люди жить без еды, одежды и т.д., так что пролетариат тоже надо уважать, каким бы плохим он не был. Как вообще нормальный человек должен относиться к творчеству Гребенщикова, Кинчева, фильмам с Цоем - как к реальной жизни или воспринимать их как сказки, скрашивающие обыденность реальной жизни, но ничего общего с ней не имеющие? Напиши.
А я попутно вспомнил, что есть ещё одна тема, затронутая рок-группами, - железная дорога. Не любят её рокеры. И у НАУ главный персонаж "Железнодорожника" больше негативный, а у ДДТ на "Любовь" есть "Железнодорожник" - там вообще Шевчук о нём плохого мнения. Ну и ещё эта проводница в "Игле"...
О наркотиках и курении: я никогда не увлекался ни тем, ни другим, а курение я вообще не понимаю - и кайфа никакого, а вреда даже больше, чем от лёгких наркотиков. Наркотики - неоднозначная проблема. Мне кажется, их принимают по трём причинам: для развлечения, чтобы уйти от повседневных проблем и чтобы лучше узнать себя, полнее прожить жизнь. Первые две причины я не принимаю, так как все развлечения когда-то надоедают, и вред от наркотиков может быть очень большой; ну а если просто жить ради наркотиков, то это не жизнь (лучше смерть). Ну а в третьем качестве наркотики приемлемы, но только для сильных личностей, которые не впадут в наркотическую зависимость и смогут сделать что-то полезное для общества10. Но и здесь есть негативные стороны - у сильных личностей обычно много поклонников и подражателей, и обычно их подражание начинается с наркотиков, из-за чего они погибают, и становится сомнительной сама необходимость существования сильных, талантливых людей. Лучше, думаю, жить без наркотиков, тем более в наше время.
Когда-то я тебе ещё писал, что читаю Николая Псурцева (?), и либо это бред сумасшедшего, либо новое слово в литературе. Хочу написать об этом подробнее, сейчас. В принципе книги неплохие (у нас четыре книги), некоторые обычные, а большинство - что называется, заумные и непонятные. Но рассказать я хочу о 3-м и 4-м томе книги - её составляет одна повесть "Голодные призраки (война и мир по Нехову)". Если раньше для меня библией была книга "Белые одежды", то сейчас, наверное, эта, она более современная. В общем, пишется книга, как поток сознания одного человека, но без цензуры, со всеми характерными выражениями, с затрагиванием интимных тем; что на уме - то на бумаге. Так что не обижайся, если я тоже при рассказе напишу что-то нецензурное. Главные действующие лица: Антон Нехов - служил в Афганистане, работал переводчиком в мирное время, но на работу ходил редко; Ника Визинова - модельер, ну и просто женщина; Рома Садик - тоже служил в Афганистане, друг Нехова. Но в принципе не важно, кем они работали или не работали, важно, чем они занимались. Сюжет книги строится по принципу "Мир" - "Война. Семь лет назад". Из военной части мне почти ничего не кажется важным, кроме фрагмента, где Нехов сидит у постели убитого полковника Сухомятова и думает: "Одной из причин твоей смерти было то, что ты не воспринял идеи Гребенщикова и других рок-музыкантов" (а убил Сухомятова его родной сын). И ещё однажды Нехов в бою был ранен в ногу, и его друг Рома Садик пронёс Нехова на себе семьдесят с чем-то километров то ли до штаба, то ли до больницы, и этим спас ему жизнь. Ну а в части "Мир" сюжет таков: в городе кто-то убивает детей, и по подозрению задерживают Нехова - он похож на убийцу, которого описали некоторые спасшиеся дети. Одним из них был сын Ники Визиновой, на опознании он указал на Нехова, но тому удалось оправдаться. И они становятся близкими друзьями с Никой, верней - любовниками. Но Нехов понимает, что детей убивает кто-то из его однополчан по Афганистану, так как война сделала их похожими друг на друга внешне. И он приезжает к Роме Садику, но тот ничего не знает об убийствах (т.е. так он говорит), а дальше там так разворачиваются события, что Ника, Рома и Нехов оказываются на даче у мужа Ники, и там они знакомятся с мальчиком Микой - сыном соседа, тот его привёл на время, так как ему надо было съездить в город. А Антон Нехов много думал о смысле жизни, зачем он создан, - хоть у него и был большой талант переводчика, но он понимал, что в сущности эти переводы никому из людей не нужны. И на войну он пошёл только для того, что надеялся там понять смысл жизни. С этой же целью он принимал наркотики, но ощутимых результатов это не давало. А этот мальчик Мика - человек нового поколения, и он рассказал, как понимает жизнь, и Антон говорит: "Уж слишком всё в твоей жизни рационально, чересчур разумно и оттого холодно как-то". А Мика говорит: "Наоборот. Большинство людей ленивы, они боятся поступков. Они не хотят и не умеют работать. И именно они для оправдания своей лени придумали, что от осознанного и точного подхода к жизни веет скукой и холодом, а не жаром и радостью, как есть на самом деле". Ну и Антон Нехов понимает, что жить нужно именно так, как говорит Мика, и что именно поколение Мики сделает нашу планету и её обитателей счастливыми, а все остальные будут подчиняться Мике и таким, как он, и тем не менее будут счастливы, так как те, кому они подчиняются, знают, что делают и чего хотят достичь для себя и для всех. А в один момент к Антону явился ангел и сказал: "Нет ни Ромы, ни Ники, есть только Антон Нехов. Они - это ты". Здесь необходимо сказать о том, чем жила Ника. Она жила воспоминаниями о своём детстве, когда они с братом очень полюбили друг друга, но, разумеется, когда родители увидели это, не пришли в восторг и отправили брата Ники жить далеко, к родственникам. И больше ничего более радостного и светлого, чем эта любовь, Нике в жизни не встречалось. А что касается Ромы, то оказалось, что всех этих детей убивал именно он, но ведь дружба важнее всего, и Антон не мог сдать Рому в милицию. Ну и, перескакивая через множество событий, перехожу к окончанию: на дачу приезжают менты, и Антон, Рома, Ника с раненым мальчиком Микой удирают с дачи. Но Антон тоже был ранен, и когда перелазили через забор, он вынужден был отдать Мику Нике и Роме, находившимся на той стороне. А когда Антон перелез через забор, Ника и Рома уже убежали и унесли мальчика. (Я ещё забыл написать, почему Рома убивал детей. Он боялся смерти, и однажды к нему пришёл бог и сказал, что если Рома будет убивать людей, тогда достигнет бессмертия). И вот Антон отправляется на поиски беглецов. В конце концов он их находит, они занесли над Микой ножи, приготовились его убить, - и тогда Антон убивает их обоих из автомата. То, что он их убивает, символизирует, наверное, то, что он убивает в себе негативные черты Ники и Ромы: жизнь воспоминаниями о прошлом, боязнь смерти и т.д.; ведь, как я написал, Ника и Рома - это тоже Антон. Но оказалось, что они убили Мику, его сердце остановилось. Но Антон вспоминает, как когда-то в Афганистане погибла медсестра, но он очень хотел, чтобы она жила, и путём искусственного дыхания он оживил её, вдохнул в неё жизнь, хотя её сердце не билось продолжительное время. И в этом случае ему удалось оживить Мику, потому что он очень хотел этого. Ну и на протяжении всей книги Антон мечтал увидеть своё лицо со стороны, и заканчивается книга так: "Я вытянул Мику из автомобиля, прижал его руками к груди и заковылял к вертолёту. А когда машина оторвалась от земли, я увидел своё лицо. Увидел без зеркала. Впервые с тех пор, как пришёл с войны. И это действительно было моё лицо. И оно мне понравилось".
Вот такая книга. Может, я здесь немного напутал, но суть такова. Но это только примитивный пересказ, а так в книге есть ещё много персонажей, которые упоминаются мельком, но о каждом написано в нескольких фразах очень много (просто лаконично). И знаешь, к концу книги её стиль становится более обычным, а с появлением в книге Мики, по-моему, вообще не написано ни одного нецензурного слова, да и мысли стали более стройными. Так что если когда-то увидишь в продаже или у знакомых книгу, обязательно возьми почитать (если не боишься смутиться от стиля) - думаю, раньше ты никогда не читала такого и, может, тебе понравится. Напиши, заинтересовал ли я тебя рассказом об этой книге?11 И что ты думаешь о содержании?
Напоследок - о статьях. Я, когда читал интервью с Курёхиным, то сразу понял, что он просто прикалывается - так что я насмеялся. Не знаю, правда, в шутку или нет сказал он о музыкантах, но вообще-то он человек своеобразный. Если не знаешь, с 1981г. Курёхин входил в состав АКВАРИУМА продолжительное время, а о причинах его ухода мне неизвестно. Но вот в книге о Кинчеве приведён отрывок из интервью с Курёхиным, где он говорит, что АЛИСА и АКВАРИУМ - это продажная музыка, тексты у них глупые и откровенно пошлые, музыканты они бездарные, - и всё это выдаётся за искусство для молодёжи. Странное высказывание, правда? Тем более для участника АКВАРИУМА. Но самое главное не это, а совсем другое. Знаешь, а ведь Курёхин уже умер. Так что ты представляешь, каково мне было читать о творческих планах Курёхина, когда я считал, что он умер. А за какой год эта статья? И как ты считаешь, жив всё-таки сейчас Курёхин или умер?12 Это уже не первый случай, когда в газетах пишут на эту тему совершенно противоположное. По радио я как-то слышал, что Эрик Клэптон уже умер, а в один прекрасный день прочитал в газете, что он - ЖИВ. Я уже не знаю сейчас, жив он или нет. О нём ты ничего случайно не слышала? (это очень важно!)
Мой ход в партии: е4 - е5.
А у меня к тебе ещё несколько вопросов:
1/ Какие ты видела фильмы с участием рокеров? О каких знаешь, хоть и не видела?
2/ Ты никогда не читала книги Карлоса Кастанеды?
На этом, пожалуй, и всё.
Надеюсь, что я узнаю когда-нибудь нечто, касающееся возвышенности, счастья и света, но как я узнаю, что узнал? Ведь мне ничего неизвестно об этом...
Ну да ладно. Пока! Пиши.
Желаю всего наилучшего.
С уважением, Виталик. 22.02.97г.
Сидят Боб и пьяный Дюша дома. Боб превращает воду в вино, а Дюша тут же всё выпивает. Не успеет Боб заполнить - глядь, а пьяный Дюша уже всё выпил. Ерундоватый вроде случай, а характерный!
Привет, Вероника!
Спасибо за письмо.
В жизни у меня всё, как всегда - грустно, одним словом... Что касается школы, и почему школьную программу так растянули, то я думаю, что делается это для того, чтобы заканчивали школу взрослыми людьми, а не 12-летними детьми. А относительно программы обучения я думаю, что там много лишних предметов, как и в универе, и совершенно необязательно их все учить; одним словом, школа - это заведение, в которое людей направляют до того времени, пока они не повзрослеют, чтобы они хоть чему-то научились. Вообще же школу я не очень любил (как, впрочем, и университет), но в последнее время мне почему-то всё чаще вспоминается всё хорошее, что было в школе и в начале учёбы в универе, когда я жил ещё в общаге, и горько становится при мысли, что это всё уже никогда не вернётся. К чему бы это?
Итак, переходим к музыке. Песен из нового альбома НАУ я так и не услышал, поэтому большое спасибо за "Нежного вампира". Ну а о том, что значит фраза: "Несмотря на всё, последний альбом группы НП", - ты уже, наверное, знаешь, если читала в "Я-Молодой" N 12 заметку "В. Бутусов в духовных поисках?" К тому могу добавить ещё, что вроде бы проект Бутусова и Каспаряна будет называться "Драконовы братья". И я был в студии, посмотрел, что там есть по Каспаряну, и есть там нечто странное - Г. Каспарян (ЭКС-КИНО) - "Драконовы ключи" - 1996г., 45 мин. То есть и здесь драконы, но самое главное, непонятно, чей это альбом - или Ю. Каспаряна, или Г. Гурьянова (или, может, Г. Каспарова? Шутка, он не был участником КИНО).
Заодно напишу о статьях. Спасибо за твои, узнал из них кое-что интересное (например, о том, что БГ и Макаревич такие большие друзья; для меня Макаревич стоит как-то в стороне от остальных рокеров). Вообще я порекомендовал бы тебе покупать "Живой звук", там регулярно рассказывается о новых записях и печатают ещё много интересного. В мартовском номере написали, что в конце года выйдет книга Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока"13, а они пока будут печатать отдельные главы. В этот раз написали много интересного о "Радио Африка"14.
Теперь переходим к текстам. Чисто по одному тексту мне больше всего понравился "День первый"; мне нравится, когда в текстах БГ есть что-то необычное, метафизическое, сказочное. Текст Макаревича о битве с дураками меня натолкнул на размышления, увы, печальные. Эта песня, конечно, сатирическая, но вот существует мнение, что миром управляет одновременно и Бог, и Дьявол: кто-то из людей служит Богу, кто-то - Дьяволу. Так считается, что дьяволятам можно убивать и просто грешить, а вот апостолам этого делать ни в коем случае нельзя, иначе они уже не апостолы. Но кто скажет, как тогда защищаться; если тебя в любой момент могут убить, и если ты вздумаешь защищаться, то это не принесёт ничего хорошего (но и смерть твоя тоже ничего хорошего не принесёт, как, в общем, не принесла и смерть Иисуса Христа). Вот такая проблема, вряд ли её можно разрешить. Мысль Булгакова о том, что без зла добру нечего было бы делать, меня не удовлетворяет, вспоминается фраза из песенки: "Кто сказал, что бесполезно биться головой об стену?", то есть вот это и есть бесполезная вещь... У Шевчука песня тоже хорошая, а вот "Нежный вампир" меня, честно говоря, не впечатляет, хотя кто его знает, как это звучит с музыкой. Хотя до сих пор единственной песней НАУ, которая мне нравится чисто из-за музыки, является песня "Дети любви" из альбома "Наугад". А сейчас я расскажу о тех текстах, которые высылаю. "Бегущая вдаль" - это неизданная песня НАУ, я её услышал на сборнике неизданных песен разных групп. Мне непонятно, почему эту песню не включили в альбомы, так как она, несомненно, одна из лучших в творчестве НАУ. Мне кажется, эта песня времён Умецкого, и ещё мне кажется, что тот человек, который хотел выброситься из окна под влиянием голоса Бутусова, слышал эту песню15 - она больше всего вызывает такое желание. Но если ты не потенциальный самоубийца, то можешь оценить эту песню по достоинству - в ней всё хорошо: и музыка, и текст, и вокал.
Что касается песни КРЕМАТОРИЯ, то в ней немного отражена "непонятная" философия А. Григоряна; и ещё мне дали послушать кассету DOORS, где в одной песне точно такая музыка, и исполняется похоже (после припева). Я думаю, ты в курсе, что DOORS - это группа Джима Моррисона. "Кровь за кровь" АРИИ немного напоминает "Мастера и Маргариту", эффектная концовка мне понравилась. Как тебе полёт фантазии? "С причала рыбачил апостол Андрей", а Воланд "ходил во воде". "Апрель" я услышал недавно и написал потому, что это твой месяц, а ещё потому, что мне уже надоела зима (две последние недели мороз и мороз; сегодня правда немного теплее, нулевая температура. Неужели пришла весна?)
Ну и ещё я написал текст той самой песни про протянутую дружески открытую руку. Не знаю, кто это поёт, но у КИНО я подобных песен не слышал. А ещё оказалось, что вслед за этой песней, у меня записана какая-то дикая песня, созданная на основе песен КИНО "Транквилизатор" и "Время есть, а денег нет". Правда, я, когда услышал её впервые, не думал, что это имеет какое-то отношение к Цою (я ещё и сейчас не слышал две эти песни в оригинале), и тогда я ещё не был знаком с творчеством АЛИСЫ, а недавно мне вернули эту кассету, и я чуть не упал со смеху:
Я начинаю свой путь в установке ковбоя,
Я раскрываю свой зонт, я экспериментатор.
Это, может быть, относится к песням АЛИСЫ "Земля" и "Экспериментатор". Просто я ещё и раньше заметил, что или случайно, или преднамеренно у отдельных рокеров получаются пародии на песни Кинчева. Например, есть у него песня "Ко мне" с ключевыми словами "Иди ко мне", а Шевчук эту самую фразу в песне "Полная луна" спел таким кошмарным голосом, что, наверное, поклонники АЛИСЫ были в шоке16. И есть ещё песня "Дурак" - в хорошем смысле дурак, он путешествовал по миру в надежде отыскать счастье, а Егор Летов с сарказмом поёт: "Ходит дулацок по миру, исет, кто дулнее него" (это у него манера пения такая, если ты не поняла17, перевожу: "Ходит дурачок по миру, ищет, кто дурнее него"). Скорее всего это случайно, но получается забавно. Конечно, таких примеров можно вспомнить немало, и не только с АЛИСОЙ.
Текст "Ленинград" можешь или написать, что расслышала, или просто перескажи его. Просто мне интересно узнать, что ещё спел Шевчук про свой родной город (родным я считаю для него Ленинград). Это, наверное, главная отличительная черта Шевчука - что он так много поёт о своём любимом городе, и ещё о природе. Например, ни НАУ, ни АГАТА, ни, по-моему, ЧАЙФ ничего не пели о Свердловске18 (ни хорошего, ни плохого). Ну оно и понятно, загрязнённый Свердловск со своими заводами явно уступает Ленинграду с белыми ночами (которые обнажают торчащие над Невой трубы, Петербург - крупный промышленный центр России - примеч. моё), потому люди там и уходят в себя. Вот Серёга написал, что недавно был в Питере и теперь понимает, почему все рокеры переехали туда жить - там атмосфера больше располагает к творчеству. Бутусов переехал в Питер и стал хоть немного более мягким, а АГАТА в своём Подмосковье так и не смягчилась.
О группе ИНТЕГРАЛ я читал в декабрьском "Живом звуке", там была большая статья и много прикольных и уникальных фоток. Группа образовалась в 1966 году, лидер - Бари Алибасов, с 1966 по 1984 играл на ударных и пел, с 1984 по 1988 за ним остался только вокал. Считается, что ИНТЕГРАЛ был рок-группой, но в их художественных композициях сочетались рок, кантри, джаз, диско, блюз. За 22 года существования группа выпустила только один миньон-сорокапятку (не знаю, что это такое), а уже после распада вышел компакт-диск "Мутанты". Но с концертами они выступали часто, и из каждого концерта Алибасов устраивал шоу. А интересен ИНТЕГРАЛ, конечно же, составом участников: Юрий Лоза (1978-82) - гитара; Александр Назаров - 1979, играл на бас-гитаре, а позже он создал ФОРУМ и ЭЛЕКТРОКЛУБ; Юрий Ильченко (гитара 1981/82, работал в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, в 1981, по опросу "Московского комсомольца", был признан "Лучшим гитаристом года"). Признан Легендой русского рока наш земляк Женя Белоусов (1985-87) - бас-гитара; Сергей Челобанов (1985) - саксофон, клавишные; Валерий Юрин (1987-88) - гитара; и, наконец, Марина Хлебникова (1988) - вокал. Согласись, необычный состав. Образовалась группа в Усть-Каменогорске, а позже переехала в Саратов. До 1980 въезд в Москву ИНТЕГРАЛУ был запрещён. И у них часто менялся состав:
Гаухар Батабаева (солистка) - 1972 г.
Ержан Абдарахманов (вокал) - 1973-76 гг.
Бакытжан Ахмешев (стил-гитара) - 1978-79 гг.
Халил Даукаев (ударные, вокал) - 1980 и 1984 гг.
Р. Даукаев (гитара) - 1984 г.
Тебе случайно ничего не говорят эти имена? Напиши, это очень важно.
Я вот всё-таки подсчитал, что в разное время в ИНТЕГРАЛЕ играло 63 музыканта (если я не сбился со счёта) + с 1978 в группе постоянный конферансье Сергей Серебрянский.
Ну что ж, после такого подробного рассказа, продолжаю письмо. Хочу сказать большое спасибо за объяснение смысла песен АГАТЫ "I Love You" и "Ты и я", думаю, что ты права в их понимании. Может, в песне "Ты и я" имеется в виду как раз романтический смысл сумасшествия, хотя с философией Ницше я мало знаком, и не знаю, был ли он учителем простоты. Мне известно только, что он исповедовал философию жизни (выживет сильнейший) и был атеистом. Может, любви в его мировоззрении немного, но упрощение (освобождение от религии) в нём точно присутствует... Кстати, некоторые фанатки АГАТЫ решили почитать Ницше как раз благодаря песне "Ты и я", но у меня такого желания пока не возникало. Кого следовало бы почитать, так это Кастанеду. Я думал, ты знаешь, кто это: Кастанеда - любимый писатель наших рокеров. В частности, о нём упоминал Шевчук в статье, которую ты мне когда-то присылала, и Григорян в статье, которую прислал тебе я. По-моему, он не считается философом, но книги писал подобного рода. Вроде, Кастанеда путешествовал по Латинской Америке, принимал там какой-то наркотик, вместе с товарищами летал под его воздействием и т.д. Если ты вспомнишь, где путешествовал Григорян, то поймёшь, как сильно он увлекается Кастанедой.
В рассказе о песне "Воздух" ты написала, что полковника убили - не понимаю, почему ты так решила. На мой взгляд, полковник - это не тот, кто "вышел в окно с красной розой в руке", а он пришёл как главный среди тех, кто "стояли и ждали, когда он упадёт с небес". Ведь военных заставляют выполнять приказы, и хоть они часто не согласны с приказами, но поделать ничего не могут. Могут они только размышлять, чем и занимается полковник... Или ты увидела в этой песне что-то другое?
О том, какие песни мужские, какие женские, я как-то не задумывался. Мне почему-то казалось, раз поёт песни Бутусов (а не Настя Полева), то, значит, они от лица мужчины. Относительно "Дыхания" у меня вообще-то сомнений не возникало, там есть фраза: "Я раньше и не думал". Тема эта, конечно, интересная, но вряд ли я напишу что-то познавательное. Если ты заметила ещё что-нибудь любопытное, пиши. И что ты сейчас думаешь о "Дыхании"19?
Относительно неправильных выражений в песнях, я думаю, что и вправду не говорят "девичий мозг", но фраза в "Крыльях": "Мне хочется плакать от боли или забыться во сне" - абсолютно правильная20, на мой взгляд. Мужчина видит у любимой душевные страдания, и поэтому ему хочется плакать от боли или забыться во сне, чтобы не видеть их21. Никакой дисгармонии в этом не вижу. На мой взгляд, самая неудачная фраза - в одной из моих любимых песен: "Прогулка в парке без дога может стать тебе слишком дорого" (или стоить дорого, или уже стать дорогой). Это единственное, что я заметил, больше ни на что не обращал внимания...22 Пиши. Что нового в этом плане.
Что же касается иностранных слов в текстах, то помнишь статью о Чиже, во вступлении которой сказано, что от текстов КРЕМАТОРИЯ хочется лезть в энциклопедический словарь. Так это явно о "Текиловых снах", там такие термины, что я кое-где половину слов не могу разобрать (есть, например, песня "Данте Алигьери" - я понятия не имею, кто это; ты не знаешь? Данте я знаю, но, по-моему, он не Алигьери). Поэтому я и не пишу тебе тексты из этого альбома, а вообще альбом неплохой. Для КРЕМАТОРИЯ его можно назвать даже жизнерадостным, там почти не упоминается смерть, во всяком случае не утверждается, что "все дороги ведут в крематорий" и т.д. Встречаются даже фразы "Она нежно целует солнце - и солнце встаёт" и "стало светло и радостно всем". Да, да, это принадлежит "мрачному" Армену Григоряну. И музыка тоже не похожа на предыдущие альбомы, тоже напоминает классическую, но более профессиональная, гладкая, что ли. Мне очень нравится. Так что если когда-то будешь затрудняться с вопросом, какую купить кассету, купи "Текиловые сны" - познакомишься с новым явлением в русском роке.
Каем Метовым я как-то не очень увлекаюсь; он, конечно, тоже творческий человек, стоит особняком от махровой попсы, но впечатления его песни на меня не производят! А что ему нравится творчество Бутусова, это не удивительно - мне кажется, он из поколения, юность которого пришлась на звёздный период НАУ и русского рока. А о песне "Я хочу быть с тобой" мне рассказали историю, что вроде Бутусов написал её потому, что у него была любимая девушка, но потом они поссорились, он ушёл в армию, а она сожгла себя живьём. Затем Бутусов пришёл из армии и на её могиле написал песню23. История, может, и любопытная, но явно неправдивая: 99% вероятности, что Бутусов не служил в армии, и текст ведь принадлежит не ему.
Отвечаю на твой вопрос в конце письма: к сожалению, я не являюсь психологом и не могу сказать о человеке по письмам что-то определённое, но, думаю, что в своём рассказе ты решила взять себе имя Диана. Примерно такой ты мне и кажешься.
По голосу определить внешность человека, я думаю, вообще невозможно. Во всяком случае у меня это не совпадает постоянно. Бутусова я представлял совершенно другим. Бывают и обратные случаи: АРИЯ мне вначале была известна только по текстам, затем я видел по ТВ их солиста, а недавно я послушал и песни, - понятно, что мне представлялся другой голос. На характер, мне кажется, голос тоже не влияет. Бывает, конечно, что у скучных людей грубый голос (как у меня), но это просто совпадение, известно много противоположных случаев. Почти у всех курильщиков проблемы с голосом, но не все же они скучные.
Идею об альбоме "Отечественная история" до агатовцев я обязательно постараюсь донести, и имя твоё сообщу, так что если увидишь когда-нибудь такой альбом, можешь рассказать всем, кто автор идеи. Ну и кто знает, может, произойдёт чудо, и агатовцам захочется познакомиться с тобой (станешь их поэтом). Ну, или хотя бы пришлют тебе гонорар (думаю, ничего плохого в этом бы не было).
Мой очередной ход в шахматной партии: d2 - d3. Надеюсь, что наша партия будет ещё продолжаться и продолжаться, тем более что начинается самое интересное: скоро будем уничтожать фигуры друг друга.
В завершение письма напишу несколько анекдотов полусобственного сочинения - я решил тоже попробовать заняться переделыванием анекдотов и сделал определённые успехи (если не в смысле качества, то хоть количественные). Надеюсь, что они понравятся тебе больше, чем анекдоты Б. Г. (ничего себе самомнение, правда?)
1/ Священник разговаривает с прихожанами, взрослыми и детьми.
-Дети, кто из вас хотел бы попасть после смерти на небеса?
Все, кроме 10-летнего Илюши Кормильцева, подняли руки.
-А ты, сын мой, не хочешь попасть после смерти на небеса?
-Конечно, хочу, но я подумал, что ваш поезд отправляется прямо сейчас, на ночь глядя...
2/ В одном доме с известным музыкантом Константином Кинчевым раньше жил его однофамилец. Но пять лет назад он умер, а Костя Кинчев вместе с группой АЛИСА за два дня до смерти соседа улетел на гастроли в Африку. Прилетев в Африку, он послал жене телеграмму, но почтальон перепутал адресата и вручил её вдове покойного Кинчева. Та, прочитав телеграмму, упала в обморок... Телеграмма гласила: "Прибыл на место. Пекло страшное".
3/ Служитель крематория спрашивает у Армена Григоряна:
-По какому разряду вы хотели бы устроить кремацию после смерти?
-По четвёртому, самому низкому.
-А вы знаете, что по этому разряду огонь в печи поджигает сам покойник?
4/ Отважный пилот Валерий Сюткин наблюдает за изумительными прыжками С. Мазаева и В. Рыбина. Насмотревшись на это зрелище, он говорит стюардессе Жанне (Агузаровой):
-Жанна, скажи, ты этим парашютистам, чтобы они перестали прыгать. Мы ещё не взлетели.
5/ Город Екатеринбург. Вадим Самойлов, его брат Глеб и Александр Козлов сочиняют песни. Вадим написал "Сироту", и эта песня сразу же заняла 1-е место в хит-параде. Через два дня Глеб написал "Как на войне", и она оттеснила "Сироту" на 2-е место. А Козлов решил не отставать и написал "Нисхождение" - и уже эта песня лидирует в хит-парадах... Спустя год картина повторяется, попеременно на первой строчке хит-парада побывала "Сказочная тайга", "Дворник", "Чёрная луна", "Вечная любовь", "Опиум для никого". Наконец, Вадим, не выдержав, говорит:
-Слушайте, ребята, мы совершаем чудеса или пишем песни?
(Чтобы было понятнее: в финале речь шла о святых Павле и Петре, которые играли в раю в бильярд, всё время с первого раза попадали в цель, и в конце Павел сказал примерно то же, что и Вадим).
А это перевёртыш, прочитанный мною недавно в газете: "Почки мои одноягодичны - снизу они раскрыты жёсткой листвой, но сверху - пластилиновая, пластилиновая крышка". Угадала?
И ещё такой вопрос: не знаешь, что это за альбом ДДТ - "Периферия"? (я впервые об этом услышал). Может, это второе название какого-то известного альбома?
Вот и всё. До свидания.
Счастливо отметить день рождения!
Пиши, жду ответа. С ув., Виталик.
P. S. Высылаю статью из последнего номера "Живого звука" о "Яблокитае". Честно говоря, я разочарован... Может быть, месяца через четыре, когда все услышат новый альбом НАУ, наговорятся о нём, напишут рецензии в газетах, то было бы интересно почитать о том, как жили музыканты во время записи альбома. Но сейчас Кормильцеву лучше было бы рассказать о песнях из нового альбома, а не писать всякий бред. И ещё меня огорчило, что не напечатали фотку Кормильцева... Ещё, может быть, ты не поняла, что сие значит - Сироб Вокищнеберг, так как, кажется, ни ты мне, ни я тебе ничего об этом не писали. Дело в том, что ходит слух, якобы СВ на "Яблокитае" свои вокальные партии поёт задом наперёд, но я понятия не имею, что это значит, и в "Нежном вампире" БГ вроде бы поёт передом назад...
Вот и всё на этом.
До свидания ещё раз.
С ув., Виталик. 03.04.1997г.
1 ???
2 Точнее - петь учит. Она же не девочка на припевочке/ха-ха/.
3 Увы, даже Слава забыл вспомнить, что это песни - не "мои", а "наши".
4 Тем не менее - это песня Башлачева.
5 А это не я. Я маме поручила считать, а потом не проверила результат.
6 Мама, спасибо. Совсем старушку из меня насчитала.
7 Значит, Гребенщиков рифмоплёт, если не сам себе на уме.
8 Но мне не с чем сравнить русское слово, как кроме с другим русским словом.
9 А ненормальный человек (то есть я) осознаёт это полностью к 15 годам или ещё раньше, смертность от этого может быть в прямой или косвенной зависимости.
10 Это абсолютно невозможно.
11 Не помню, как в 1997, а в самом конце 2000 - да.
12 Я считаю, что жив. Только где-то в другом месте. Ну, и в нашей памяти.
13 Ну, вышла. В 2000 г. я обратила на неё внимание в "Доме книги" (Санкт-Петербург).
14 Альбом АКВАРИУМА.
15 Не думаю, что Женька стал слушать после "Титаника" что-то ещё.
16 По-моему, поклонники АЛИСЫ пребывают не в шоке, а в ауте.
17 Нет, я же не дулнее него - вот и поняла.
18 По-моему, получатся только частушки (во Свердловске по бульварам ходят парни с портвейном). А Екатеринбург из-за долготы не вписывается.
19 Ничего не думаю - дышу!
20 По форме, но не по эмоциональному содержанию.
21 Вот именно. Нет, чтобы помочь, он спать ляжет, а то ведь страшно без её крыльев, когда своих нет, а ей подарить не удосужился.