В коридоре "гостинки", общем для восьми однокомнатных квартир, скандалит соседка.
Забавная бабулька. Передвигается с двумя клюками, любит со страшным грохотом гулять по пожарной лестнице, что впритык к стене нашей кухни. Возвращаясь, непременно комкает и забивает под дверь, так, что её потом не открыть, наш вязаный кружевной половичок. А если ей случается ковылять мимо, когда я вхожу или выхожу, божий одуванчик, движимый высокой жаждой познания, норовит обозреть наше логово аж подпрыгивает, и шея у него удлиняется вдвое.
Сегодня она что-то не поделила с другой соседкой (судя по отдельным различимым выкрикам опять-таки коврик у входной двери). Вопли всё громче и громче и, наконец, я в кухне, через двойную дверь и прихожую, слышу речи Шехерезады Степанны целиком.
Выходи! требует бабусик, украшая призыв экспрессивно-эротическими фиоритурами. Я тебя убью! Выходи быстро, такая-сякая, я жду! Что, боишься, разэтакая? А я тебе ещё не всё сказала, так что выходи! Я тебе ещё голову не оторвала! Выходи немедленно!
Она ещё долго возмущается, и дико ей, и горько, и обидно: почему вражина медлит подставлять голову? Ведь бабулечка вполне доступно изложила миру, чего хочет так какого чёрта реальность волынит со сбычей мечт? Чё за бардак в мироздании, я спрашиваю?!
Нет, я не о том, что надо жить дружно. Кому надо, а кому и нет. И не о глупости. В данном случае неважно, глупа соседушка или умна восприятие ближнего как объекта не зависит от уровня интеллекта и образования. Вот, дабы охватить диапазон, к "донному" примеру пример из "сливок общества".
Был когда-то на филфаке Киевского университета хитрый экспериментальный отдел логики и психологии. Там учили и филологии, и психологии, и анатомии, и философии, и много чему ещё. Дама, блестяще окончившая этот самый отдел (то есть, профессиональный психолог с двойным верхним образованием), со слезой в голосе рассказывает о бедах своей подруги и сокурсницы (стало быть, тоже психолога и проч.). Муж, мол, её совсем измучил. Тунеядец, картёжник, пьяница, тридцать лет "ищет себя", сидит у бедняжки на шее, да ещё и помыкает. Недавно бедняжка затеяла ремонт, поручила мужу купить то да сё, дала деньги, он их пропил, прогулял, заявился через неделю, а в ответ на упрёки жены устроил скандал я мужчина, что хочу, то и делаю, не тебе, дуре-бабе, мне указывать. Нет, каков подлец!
Но ведь он тридцать лет так себя ведёт, говорю. Бедняжка давным-давно знает, что он подлец. Знает его мотивы, цели и ценности. Чего она ожидала, давая ему деньги? Что он вдруг исправится и станет утолять её желания, а не свои? С какой радости?
Да, конечно, я знаю, трюизм: другой человек другой, он действует, исходя из своих мотивов, а не твоих, в соответствии со своей логикой поведения, а не твоей, так, как хочется ему, а не тебе. Мне самой неловко напоминать взрослому, умному, вроде бы знающему больше меня человеку эту до оскомины банальную, тривиальную, самоочевидную истину дама будет права, если посмеётся надо мною, яйцом, вздумавшим учить курицу... Ага, щаззз. Цунами благородного негодования уносит даму на сотни километров от темы, сметая всё на пути:
Ну, раз ты на его стороне, значит, ты такая же дрянь, как он, нам больше не о чем говорить, я ухожу.
Воистину, человек мера всех вещей. И этот человек Я. Прочие вещи обязаны соответствовать. Почему ж они, гады, своевольничают? Подлый, подлый, подлый мир...