Лобецкий Кирилл Анатольевич : другие произведения.

Почва (Простота успеха)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.01*6  Ваша оценка:

   Есть главный секрет успеха, с которым не может потерпеть неудачу ни один человек. Его имя - простота, уменьшающая каждую проблему до самого простого. Генри Детердинг
  
  Этаж 1. На первых порах
  
  Всем нам однажды приходилось изучать нечто новое, совершенно неизведанное, не находящее прецедентов в сокровищнице приобретенного опыта. И, уверен, каждый переживал в связи с этим (увольте, не знаю общепринятого научного термина) 'конфликт столкновения'. Пытаясь обобщить сочетание всех чувств - а это страх, сомнения, непонимание, смятение и т.д. - я не нашел более конкретного и доступного понятия.
  
   Пройти сквозь
  
  Дело в том, что новое знание, учение, да любой опыт (физический, психологический, философский и прочий) связан с ударом о стену доселе незнакомого: понятий, теорем и аксиом, задач и целей. Спору нет - испугаться легко, и еще проще отступить назад. Тем самым, новое заставляет нас задавать вековечные вопросы: 'Зачем мне это все?', 'Стоило ли начинать?', 'Зачем я в это ввязался?'. Здесь кроется отражение 'столкновения', ведь в этой точке каждый решает сам, как ему двигаться дальше: приложить максимум усилий для постижения - преодоления преграды; просить помощи знающих, пытаться обогнуть, рассмотреть проблему с иной стороны.
  Раз и навсегда стоит запомнить лишь то, что новый опыт - независимо от Вашего пола, цвета кожи, образования, возраста - не откажется улучить момент и столкнуть Вас с одной из своих 'стен'. И если Вы твердо намерены не отступать - будьте готовы принимать удар. Перспектива не самая приятная? Не факт. Дело вот в чем: уровень Вашей гибкости - залог быстроты постижения и усвоения нового.
  Наглядно увидеть ярчайший пример 'конфликта столкновения' можно, понаблюдав за ребенком, который только учится ходить. Столкнувшись с совершенно новым опытом, не имеющим прецедентов, он сразу падает. Затем пытается снова, и снова, и в следующий раз. Однако с каждым разом он все тверже стоит на ногах, делает больше шагов, всеми силами стараясь вновь не упасть. Азарт, что охватывает дитя - нечто новое позволило ему встать на ноги, почувствовать, каково это: видеть дальше, передвигаться быстрее, прыгать - свойственен самому понятию познания. Ребенок развивается, так как его захватил процесс, ему радостно пробежаться в распростертые объятия родителя.
  Как утверждают многочисленные источники, слово 'азарт', проходя по смысловой цепочке: франц. Hasard (случай, риск), от араб. 'аз-захр' (игральная кость), через испанское azar (игра в кости), в конечном итоге представляется как увлечение (из всех возможных синонимичных вариантов, как по мне, наиболее полно отображает суть именно 'увлечение') чем-либо. По стечению обстоятельств мы привыкли отождествлять и принимать его как некую нездравость, психическое отклонение - вообще нечто, не свойственное 'нормальному' человеку. И здесь на руку сыграл Голливуд - киноиндустрия в целом, - представив одну из движущих сил познания в совершенно невыгодном свете.
  Осмелюсь предположить: исключить азарт - значит остановиться посреди дороги, не добравшись к заветной цели. Именно его сила движет физиком элементарных частиц на пути к озарению - объяснению глубинной сути мира. Азарт - даже если значение слова еще ему неизвестно - подбивает дитя вставать на ноги, переходить на ступень выше в развитии.
  Я склонен утверждать: азарту должно быть место во всех сферах деятельности человека, ибо его мистическая энергия позволяет, что называется, отдаться делу 'с головой'. А ведь зачастую этого нам недостает.
  Часто приходится сталкиваться с бытующим мнением об азарте как некоей стабильной черте характера или индивидуальной особенности человека - у каждого, дескать, объем его совершенно разный. Позволю не согласиться, так как его можно, с позволения сказать, 'высвободить' - зажечь, словно фитиль. Я усвоил одну особенность: сила азарта совершенно не является даром небесным - у его возникновения есть свои предпосылки и конкретные причины. Его можно возбуждать и стимулировать.
  Завсегдатай казино, игрок в карты, понимающий суть выигрыша - деньги - продолжает игру снова и снова (прошу простить за банальный пример), невзирая на текущую расстановку сил. Он осознает возможность 'сорвать банк' - вкусить удовольствие победы, которое усиливается горечью проигрыша соперников. Игрок чувствует цель! Таким образом, мы подошли к первой ступени, которую Вам предстоит преодолеть самостоятельно.
  Нет азарта без четко осознаваемой цели. Есть цель - будет азарт. Не побоюсь быть осужденным за сложный и неоднозначный пример, затрагивающий человеческие отношения: когда та или иная сторона - мужчина или женщина - добивается внимания противоположной, наряду с чувством влюбленности присутствует львиная доля азарта, - если не исключительно он. Азарт преследует цель - добиться ответной реакции, в то время как влюбленность формирует идеалистичный образ избранника.
  На примерах я пытаюсь показать связь между возникновением азарта и четко обозримой целью (даже если она в конечном итоге будет видоизменяться). Как бы парадоксально ни звучало - все начинается с конца. Задавшись целью однажды, Вы с легкостью будете передвигать флажок своего намерения все дальше - поверьте, это станет отличной игрой. Стоит начинать ставить перед собой цели. Именно с этого утверждения я и хочу начать изложение.
  А Вы пока задайтесь целью.
  
   Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил. А счет в этой игре ведется в деньгах. Билл Гейтс
  
   Достичь цели Вам поможет привычка отчетливо представлять себе то, к чему Вы стремитесь. Орисон Марден
   Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь - это не цели. Это пожелания. Роберт Кийосаки
  
   Подмена
  
  Поговорим об одной из базовых особенностей человеческого организма. Привыкать, приспосабливаться, адаптироваться - смысл этих слов един. Глубокий, я бы сказал - жизненно необходимый... Распространяться на эту тему не считаю должным, ибо это всем известно и у Вас наверняка найдется с десяток примеров интереснее моих. Однако в связи с этим необходимо упомянуть о страхе, потому что он знаком всем, в частности, новому сотруднику.
  Особенность страха заключается в его силе изменять восприятие: влиять на возможность анализировать и объективно оценивать происходящее. Иными словами - он искажает реальность. Зачастую такое искажение ничего хорошего не сулит. Независимо от индивидуальных особенностей человек испытывает страх перед новым, доселе неизведанным. 'Аппетиты' страха поистине ужасают - он готов раздаваться вширь и ввысь, нарастать как снежный ком - и уже не отыскать его первопричину. Страх вызван как новым коллективом, так и неуверенностью в своих возможностях и даже уровне знаний(!). Забегая вперед, отмечу, что страх впоследствии проходит - как ни бывало! - но для этого необходимо время. Опыт позволяет справиться со страхом столкновения с чем-то незнакомым. Поэтому очень важно на начальном этапе, несмотря на сковывающий страх, создавать категории, накапливать прецеденты. Короче говоря - учитесь систематизировать полученные знания.
  Не пытайтесь, не пробуйте, а с первых дней приступайте к накоплению опыта - в общем, займитесь любимым делом. Любимым? Вы же наверняка не прочь сравнить двух своих знакомых, обсудить политиков или мировых знаменитостей, как говорится, 'перемыть косточки'? Вам интересно находить, быть может, в себе схожести с популярной певицей, актером или спортсменом? Браво! Простейшее занятие? Естественно, ничего сложного. Так и в жизни - Вам необходимо рассмотреть подобные задачи (требующие немедленного решения с первых дней работы) и правильно подобрать к ним решение - простое, емкое и верное.
  Согласитесь, только сначала рабочий процесс выглядит чередой новых незаурядных проблем и поиска их решения. Начинайте с первых дней создавать трафарет опыта - в помощь память! - дабы впоследствии выдавать верное, а что еще важнее - своевременное решение. Таким нехитрым и беззатратным способом Вы, во-первых, избавляете себя от страха, всецело поглощаясь работой, а во-вторых, делаете значительный вклад в банк Вашего благополучия.
  Безо всяких сомнений, спустя некоторое время рабочий процесс приобретет рутинный характер, когда для любой задачи существует прецедент. Подобная рутина, впрочем - отличная стартовая площадка для развития и реализации работника. О чем, собственно, мы и поговорим немного позже.
  
   Если Вы считаете, что можете, Вы - можете. Но если Вы думаете, что не можете, значит, Вы и не сможете. Мэри Кей Эш
   Любые 'хорошие времена' - всегда результат Вашего упорного труда и постоянной самоотдачи в прошлом. То, чтоВ делаете сегодня, - залог завтрашних результатов. Если хотите и завтра пожинать плоды, сейте семена каждый день! Если Вы хоть на минуту ослабите концентрацию, то неизбежно начнете откатываться назад. Дональд Трамп
   Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это сделать! Джек Уэлч
  
   Саморазвитие
  
  Не стоит забывать и о пользе саморазвития как основного инструмента достижения профессионального успеха. Сейчас мы обсудим сугубо пользу саморазвития, но в конечном итоге - разрешите забежать вперед - оно станет необходимостью. В целом, большая часть этого текста посвящена аргументации пользы саморазвития и накопления знаний. Остальным же аспектам уделено меньше внимания, что, впрочем, совершенно не исключает их важности. В конце концов, мы с Вами стремимся к успеху, а сей привередливый барин не жалует даже малейшего пренебрежения.
  Черпая знания из всегда доступного, емкого, лаконичного источника - таковые есть в превалирующем большинстве современных организаций, - сотрудник предохраняет себя от возможности оказаться в затруднительном положении, которое приводит к ошибкам и проволочкам - а вот что из них окажется более губительным, будет в конечном итоге не так важно. Факт некомпетентности признан! Ошибка, допускаемая новичком, в конце концов будет исправлена квалифицированным сотрудником, который, в свою очередь, должен затратить на порядок больше времени и сил, чем обычно, дабы разъяснить причины произошедшей ошибки (именно этого зачастую требует клиент/заказчик). Не самая простая задача - объяснить, какая информация, выдаваемая Вами, является наиболее полной и актуальной, и как следствие - требующей немедленной реакции.
  Далее завязший в болоте поверхностно усвоенной информации сотрудник исправно тянет воз эффективности остальных работников в диаметрально противоположном направлении - вниз.
  Пожалуй, приведу пример крупной корпорации, имеющей в 'обойме' четыре бизнес-проекта, допустим 'А', 'В', 'С', 'D'. Их конкурентоспособность на рынке - 140%, 80%, 90%, 60% соответственно. Общая конкурентоспособность корпорации составляет 92,5%. Отсюда следует: насколько бы эффективным ни был один проект - это незначительным образом влияет на успешность всей корпорации, как и на ее общую эффективность. Находится она, скажем прямо, в незавидном положении. Я веду к тому, что важно и необходимо, дабы каждый придерживался установленных показателей качества на своем рабочем месте. 'Довольствоваться минимумом' - фраза, оторванная от контекста современной реальности.
  Просто представьте, какую лепту внесет в общий успех корпорации проект 'А', если остальные будут держать планку в 100%. Реалии таковы, что новый сотрудник должен соответствовать всем требованиям организации - 'закрывать глаза' на его промахи никто не станет. Быть может, это звучит слишком грубо, но такая ситуация только на руку всем сотрудникам. Посудите сами - предприятие, корпорация, организация готовы поощрять своих работников ровно настолько, насколько они способствуют ее успеху. А как же еще стать лидером той или иной отрасли?
  В заключение можно отметить, что вес знаний - это своеобразный балласт (в самом позитивном значении этого слова), без которого Ваш воздушный шар будет бесконтрольным под нападками шквального ветра. В конце концов, Вас отнесет бог весть куда: останетесь висеть на кронах могучих деревьев, так и не покинув пределы родных краев, или вовсе опуститесь на гладь морскую.
  Учтите, знания смогут от многого защитить и дадут полное право козырять - если потребуется - и поверьте, о Вас не скажут, что Вам всего лишь повезло, а только: 'Он действительно знает свое дело'. Глубина знаний предоставляет недюжинные возможности, позволяет вывести, казалось бы, въевшихся в рутину рабочего процесса 'пожирателей времени' (безусловно, присутствующих во многих действиях), увеличив тем самым свою эффективность. И просто поможет взглянуть под другим углом на ранее представлявшиеся неясными, лишенными смысла действия. Вам ведь не в тягость заниматься тем, что известно и не вызывает вопросов.
  Неясность отталкивает - это аксиома.
  
   Ваш самый главный актив - это Вы сами. Вложите свое время, свои усилия и деньги в обучение, подготовку и поддержку Вашего самого главного актива. Том Хопкинс
  
   Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание - нередко освобождает. Станислав Ежи Лец
  
   Если Вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество. Роберт Кийосаки
  
   Стопроцентный плюс
  
  Не вызывает сомнений, что период адаптации сотрудника, безусловно, влияет на его последующую работу. Сейчас не идет речь о так называемых внешних факторах: отношении коллег, начальства, общем настроении коллектива и принципах межличностного общения, хотя и этой теме позже будет отведено место. Я говорю о внутреннем залоге успеха - теме, которую я затрону впервые.
  Приведу достаточно распространенный и вызывающий подлинный интерес пример. Новый работник, изначально имеющий весьма посредственную квалификацию, по прошествии адаптивного периода показывает - совершенно неожиданно! - ранее невиданные результаты в работе или же просто более впечатляющие, нежели средние устоявшиеся нормы. Подобная ситуация, так или иначе, случалась в детстве каждого человека. Ребенок, играя в футбол впервые, к удивлению друзей, чувствует себя как рыба в воде, показывая превосходный результат. При этом точно ответить на вопрос, как это у него получается, ему вряд ли под силу. В чем же, собственно, дело?
  Причина кроется в банальной привычке. Как отмечалось ранее, крайне выгодно создавать прецеденты и успешно использовать этот опыт в последующей работе. Но, вместе с тем, новый сотрудник пока еще не имеет тех самых устоявшихся в опытном коллективе привычек выполнения работы. Его взгляд - совершенно иной, не огрубевший от рутины повседневности, не затуманенный обыденностью. Некоторые новички с учетом определенной неопытности (небольшая оговорка - новички, желающие развиваться и достигать своих целей) привносят - совершенно неосознанно - новую идею или же незамеченную сквозь поволоку опыта инновацию, дополнение, усовершенствование. В этом заключается, с позволения сказать, 'изюминка' нового сотрудника.
  Приведу один из жизненных примеров, его интерпретации могут быть всевозможными, впрочем, суть - едина. Ваш дверной замок начал 'барахлить' - необходимо слегка поднажать на ключ, утопить его поглубже, дабы отпереть дверь. В силу различных причин чинить или приобретать новый замок Вы не решились. Да и незачем, спустя несколько дней от ощущения неприятности не осталось и следа - Вы приловчились отпирать замок 'по-новому' так же ловко, как прежде. Вскоре Вы решили пригласить в свою обитель друга или знакомого, но вот незадача! Злополучный замок решительно отказывается отпираться. Нет - и все тут! Глядя на Ваши потуги, друг проявляет участие, предлагая помощь, но получает ответ: 'Я его знаю как облупленного, куда тебе'. Спустя время Вы сдаетесь и уступаете товарищу. Поворот, щелчок - открыто. И сказать даже нечего - разве что, удивленно подняв брови, уставиться на друга. Случалось ли у Вас нечто похожее?
  Неоспоримое достоинство нового сотрудника - умение синтезировать полученные знания и применить их так, как опытные работники не догадывались, даже не помышляя, как инновация может отразиться на эффективности труда. Его мнение будет лишено традиционности, границ или шор. А этот новичок, гляди-ка, оказался не таким простаком, надо же!
  Новый работник станет мыслить шире, его представления не будут следствием прошлого опыта, который наряду с помощью часто создает определенные трудности.
  
   Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил, почему. Бернард Барух
  
   Я всегда пытался превратить каждую неудачу в возможность. Джон Дэвисон Рокфеллер
   Пора!
  
  И снова воспоминания. Каждому из Вас, разумеется, есть что вспомнить - неудачи, разочарования, победы, кружащие голову переживания из опыта школьных лет и институтских будней. Предметом нашего пристального внимания сейчас станут ничем не примечательные вопросы учителя/преподавателя, задаваемые аудитории. От последней требуется реакция, иными словами - ответ. Задача преподавателя - не получить верное решение, это лишь ширма. Главное - заставить обучающегося мыслить, дать попробовать на вкус вопрос, подтолкнуть к истине. В ответ на вопрос некоторое количество студентов - их всегда меньшинство - судорожно генерирует возможные поверхностные варианты ('Что из этого всего множества может быть правильным ответом?'), иные - сосредоточенно думают, опасаясь угодить впросак, третьи - попросту стесняются правильного ответа, равно как и допустить ошибку. Мысли же остальных давно покинули пределы учебного заведения, размышлять этим студентам неинтересно.
  Генерирующие ответы, в конечном итоге, подступят к стенам, за которыми теплится истина - каждый своим методом. Только попыток будет - не счесть.
  Размышляющие готовы 'выстрелить' точной формулировкой - без размытости и недосказанности - как любят преподаватели. Их заслуга в мобильности мышления: отклоненные преподавателем как неподходящие варианты 'генераторов' не требуют рассмотрения - поехали дальше, в общем. Все усилия направляются на новый поиск.
  Задайте вопрос: 'А кем был я?'
   Подытожить можно было бы тем, что каждый из студентов в равной степени прав, однако когда все правы, на первый план выходит скорость поиска решения. И тут мы сталкиваемся с личностями стеснительными, которые наравне с 'генераторами' и 'размышляющими' ('опасливыми') приходят к тем же выводам, отсекают подобные ошибки и неточности. Но кто об этом знает, кроме них самих? А, быть может, именно у кого-то из них быстрее всего возник правильный ответ. Зачастую они привыкли отвечать только ближайшему соседу - естественно, прося совета, однако получают разочарование от того, что вариант оказался правильным, только вслух его произнес товарищ.
  Верный ответ приписан озвучившему, а не пришедшему к нему путем изнурительных размышлений. Порой сокрушаясь, такие студенты зарекаются больше не молчать - сколько еще плодами их ума будут пользоваться другие? Скажу сразу - удается это, увы, не всем.
  Это проблема, которая создает трудности как для самого человека, так и для организации, в которой он работает - она же теряет активно мыслящего сотрудника. Как же справиться с подобной ситуацией?
  Рассмотрим ее детальнее. Приступая к работе, такие люди мысленно выстраивают невероятные песочные замки. Песочные - потому что дело, оставшееся на бумаге или вечно ожидающее своего воплощения - лишь идея, задумка, мираж. Она будет упорно отшлифовываться, приобретая заветный блеск, но вернемся с небес на твердую землю - это не иное что, как замысел. И эта пусть даже гениальная задумка сгинет в небытие, так как создателю не хватит духу предложить ее реализацию.
  Совсем иное дело - когда сотрудник не стыдится, не опасается дать ход своей идее. Только пресекается она его руководителем, неспособным взглянуть под другим углом или же вовсе следующим какому-то личному неоспоримому алгоритму действий. Тогда вменять в вину справедливо лишь несостоятельному руководителю, который априори быть эффективным уже не может, так как идеи подчиненного для него не важнее песни по радио - так, для фона.
   Достучаться до такого управляющего практически невозможно (вероятность есть, однако она стремится к нулю). Сотрудник еще некоторое время будет фонтанировать идеями и попытается проявить себя, реализоваться как профессионал. О нем, возможно, будут говорить, будто энергия плещет через край, и коситься взглядом - мол, неугомонный выдумщик. И ему повезет, если хоть одна из его идей воплотится в реальность, его детище будет функционировать и совершенствоваться, принося ощутимую пользу. Однако вернемся к нерадивому руководителю, не позволяющему сотруднику 'поднять голову' выше отведенных функций рядового работника. Происходящее далее, безусловно, прискорбно: энергия идей у сотрудника постепенно иссякает - есть ли прок от бесплодных мыслей? - и он попросту продолжает формально выполнять свои должностные обязанности. Без интереса, инициативы, желания. Если Вам 'посчастливилось' столкнуться с чем-то подобным - забудьте эту ситуацию как ночной кошмар. Сегодня описанный мною пример совершенно устарел - такое не приветствуется в области современной коммерции.
  Бывает так, что подобного рода место работы наносит существенную 'травму' инициативности человека уже в новой должности, искореняет любые проявления трудовой активности. Сотрудник резонно задает себе вопрос: 'А если здесь все так, как на прежнем месте работы?', уже намеренно снижая свою активность. Организациям, где идеям не суждено воплощаться, где самореализация работника сродни табу - немного веку отведено. Советую Вам выбросить неблагополучный опыт из головы и надеяться, что он больше никогда не повторится.
   Другое дело - случай с обычной трусостью, которая принимает формы 'Ничего не получится', 'Им не до меня', 'Они не оценят мои идеи и предложения'. Извините, но это настоящее преступление!
   Подобная нерешительность способна погубить в человеке естественное желание реализации. Более того, сотрудник с таким подходом касательно работы вряд ли будет эффективным, а потому - и успешным. В итоге возникает тотальная апатия и ненависть. Совершенно верно - ненависть, Вы правильно поняли. Она как вирус - заполонит собою все, чего коснется 'зараженный', и первой мишенью станет место работы.
  Работа может быть ненавистной, пока она неэффективна. Стало быть, неэффективность труда - взятка полнейшему пренебрежению и ненависти к делу, а следовательно - к самой организации. Возможность раскрытия своих навыков искореняет ненависть. Тем паче что ненависть к профессии является следствием сильнейшего отвращения к самому себе. А это вторая, более серьезная мишень - поразить ее проще простого. Только дротик засядет глубоко и надолго. Уверен, каждому хоть раз доводилось упрекать себя за некий поступок или действия, которые Вы потом сочли неправильными в конкретном случае. Очень неприятное чувство! Сотрудник, нереализованный в своем деле, ощущает нечто схожее с беспомощностью, что, в свою очередь, перерастает в формализм и апатию. Чего стоит такой работник?
  Я всегда вспоминаю простую фразу: 'Каждый человек - кузнец своего счастья', а счастье - не в успешности ли, не в эффективности ли - в том, что зовется пользой?
  Банально, но факт: каждый из неуверенных сотрудников-героев нашего примера - потенциально эффективный работник. Проблема лишь в отсутствии проекции на реальность. Разумное негодование, думаю, у Вас возникло из-за моего критичного отношения к неуверенным людям - мол, палку перегнул. Но это совершенно не моя субъективная неприязнь - это мотивация. Мотивация к действию, побуждение, если хотите. Невозможно узнать о своих сильных сторонах, если их активно не исследовать. Равно как, не обжегшись однажды, невозможно понять, насколько крохотный оранжевый язычок горяч, и, вне сомнений, нельзя знать наверняка, что ожидает Вас за дверью, не отворив ее.
  
   Вы не сможете создать репутацию на том, что Вы СОБИРАЕТЕСЬ сделать. Генри Форд
   Сторонитесь людей, которые пытаются уменьшить Ваши амбиции. Маленькие люди делают это всегда. Большие же люди, напротив, дают Вам почувствовать, что Вы тоже можете стать великим. Марк Твен
  
   Я лучше нанял бы человека с энтузиазмом, чем человека, который все знает. Джон Дэвисон Рокфеллер
  
  Этаж 2. Немного спустя
  
  Бурные овации, вспышки фотоаппаратов, пристальный взор телекамер - все ради меня, ради меня одного. Внутренности разрывает от запредельной дозы энергии, в крови один адреналин. Момент эйфории, полный восторг, ощущение невероятной значимости и важности для общества... Именно эти чувства остро испытывает новоиспеченная 'звезда', впрочем, маститые знаменитости тоже не лишены сих сладостных переживаний, а зачастую - подвержены им даже больше. Новичок только начинает осознавать, какие горизонты открываются пред ним, тогда как опытный - уже знает, как эти возможности обратить себе на пользу, как 'объять необъятное'.
  
   Как создать нечто новое
  
  Мы очень часто слышим (особенно на постсоветском пространстве) о бездельничестве, якобы несерьезности, непостоянстве профессий интеллектуального труда. Ничего не производящая особа - неприметный человек у монитора компьютера, замкнувшийся в клетке своей организации работник. И подобное мнение еще относится к достаточно корректным... К сожалению, происхождение подобного рода квазидиагнозов я отыскать не сумел. Смею лишь выдвинуть предположение о непонимании задач работника умственного труда, его значимости в современном обществе. Вероятнее всего, дело в эдаком налете 'совковой' ментальности, где думали единицы - исполняли все остальные.
  Нынешняя эпоха изменчива: здесь новое покрывается вековечной пылью с момента появления на свет, время - гонка идей, а мысль есть главное орудие созидания. Мощнейшее, имеющее невероятный потенциал, можно смело утверждать - безграничное! Наши мысли и идеи имеют огромную мобильность, необходимую простоту, внутри нас - тот самый творец, созидатель. И здесь нет места примитивному словоблудию - поразмыслите сами, коль есть сомнения.
   'Смутное время' эпохи умственного труда прекратится - но когда, знаем лишь мы. Я неспроста начал главу описанием ощущений, всем нам знакомых. Как Вы поняли, речь идет совершенно не о популярности в масштабах некого региона. Аллегорией я подчеркиваю всю многогранность и насыщенность подобного состояния. Спасибо господину А.С. Маслоу, которому как нельзя лучше удалось описать, выявить причины, цели высшего переживания - ни с чем не сравнимого, а оттого - необходимого человеку.
  Сейчас же я хочу остановиться на создании человеком чего-то нового и его мотивах, связанных с этим.
  По традиции, снова не обойтись без отсылки в детство. Разумеется, всего не припомнить, однако сколько было создано карандашами да акварельными красками! Какие причудливые механизмы и устройства были спроектированы из разномастного набора деталей детского конструктора! Придуманные мелодии, стихи, всякого рода поделки... Всего не счесть, да и не в этом дело, суть - в том, как занимал нас сам процесс, действо, когда окружающий мир исчезает, оставляя лишь силу мысли и ее воплощение. Такое познание было увлекательно, весело, а достигнутая цель являлась предметом гордости наряду с победой над собой.
  Конечно, тогдашнее творчество совершенно не имело материальной мотивации. И знание о том, что каждый труд должен оплачиваться, вообще не принималось во внимание в момент той самой игры. Ты же не трудишься - ты создаешь! Тем самым я готов нивелировать саму идею материальной мотивации при создании нового, процессе разработки.
  А что тогда должно мотивировать, если не деньги? Все дело в том, что эффективный работник интеллектуального труда (подчеркну слово 'эффективный') - создатель. Его рабочий процесс динамичен - существует только некий фундамент, остальное же - гибко, готово к сиюсекундной перемене. Да и фундамент, впрочем, вещь необходимая лишь в определенный период времени.
  Пластилин - наиболее яркая аналогия с работником умственного труда. Здесь каждый волен действовать, как будет удобно - разумеется, в рамках расчерченных границ. Однако и они имеют особенность легко расширяться - впрочем, как и сужаться обратно. Все зависит лишь от Вас.
   И в завершение: бытует мнение, что чем больше сотрудникам платят - тем добросовестнее они думают и трудятся. Но оно в корне неверно - все обстоит совсем наоборот: больше думаешь и трудишься - выше оплата. Не стоит делать скоропалительных выводов: я отнюдь не призываю к отказу от каких-либо материальных вознаграждений, имея в виду, скорее, работу 'за идею', только в рамках сегодняшних реалий. Если представить современную организацию как живой организм, вполне резонно заключить, что она, безусловно, знает свою сильную сторону и, будьте уверены, по достоинству ценит ее.
  
   Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам. Стив Джобс
  
   Ваша цель - получить похвалу? Вы, по всей вероятности, ее получите, если будете достаточно упорно работать. Но не удивляйтесь и не расстраивайтесь, когда какой-то парень, который просто вышел вперед и сделал то, что посчитал нужным, не думая о почестях, сможет повесить себе на грудь больше медалей, чем Вы, при всем Вашем стремлении, и при этом заберет Ваши медали. Брюс Бартон
  
   Инновация отличает лидера от догоняющего. Стив Джобс
  
   Единое информационное пространство
  
  Век информационных технологий - казалось бы, красноречивое название предельно ясно и не оставляет места для долгих размышлений. Но это неверно, о чем смело заявляет несчетное число книг, статей и брошюр.
  Всегда актуальная и в то же время топкая тема религии будоражит миллионы умов по всей земле - увлекает, приглашает постичь нечто новое, несоизмеримое с обыденностью. И заметьте, как век из века разброс мнений и концепций в отношении веры все увеличивается: предлагаются новые объединения учений, совершенно немыслимые теории, головокружительные догадки. Священное писание - краеугольный камень любой религии: одновременно описательное и поучительное, смиряющее и гневное, постижимое и недоступное. Решать, что в ней - правда, а что вымысел - задача религиоведов. А актуальная в нынешнем веке новая ветвь религии - это информация. Религии, что уже имеет адептов на всем земном шаре, хотя мы и не осознаем этого. Исходя из постулатов такой 'веры' будет строиться (точнее - уже созидается) новый мир, который, как мне кажется, уже не изменить. И фантастикой это уже не назовешь.
  Из газет, журналов, телевизионных новостей, книг и прочего мы черпаем множество разнообразной информации, стараясь быть - я даже точно подобрал необходимое слово - информированы обо всем и сразу. Таково нынешнее время - информация повсюду, и при этом в гигантских объемах. В пору, где она стоит жизней и миллиардов, всеобщего признания и великих падений, ее неизменный атрибут - управление миром, в том или ином виде.
  Я не зря решил сделать именно такое вступление к этой главе. Напоминая о разрастающемся с каждым новым днем древе информации, хочу подвести Вас к весьма важному аспекту ее использования в современной организации или предприятии.
  А пока позвольте немного вопросов.
  В чем секрет Вашей успешности? Какие же эмоции захлестывают человека, который столкнулся с необходимостью ответить на подобный вопрос! И действительно, эффективные работники не знают, что ответить в таком случае. Рассказать всем и вся о том, к чему пришел именно ты? Поделиться своей 'уникальной' технологией, решением, алгоритмом действий?
   Готов с уверенностью заявить: этот вопрос обязан стать утверждением - достаточно решить его для себя именно так. Отбросить неуместный в данном случае вопросительный знак. В противном случае можно стать жертвой - жертвой своего самодовольства, неизбежно возникающего при мысли о невозможности других черпнуть поглубже, заглянуть 'за кулисы'. Прошу прощения за дерзость, но хрестоматийно сидеть и чахнуть над 'златом' - плохой путь как для работника, так и его организации. Сейчас, возможно, Вам не слишком понятно, что я имею в виду, но к концу главы все станет на свои места - и, надеюсь, Вы согласитесь с моим мнением. Пока же поразмыслите над следующей фразой: 'На необитаемом острове поистине станет проблемой узнать, насколько хорошо или плохо Вы выглядите'.
  Я веду к тому, что какова бы идея или процесс ни были придуманы, отыщется достаточное количество людей, создавших более совершенную методику в сравнении с первой. Кроме того, развитие компании в целом зависит от эффективного взаимодействия всех ее сотрудников. Это явление синергии - слитие нескольких эффективных составляющих приводит к непременному успеху. И совершенно логично, что эффективность самого работника может сойти на нет в обратном случае. Предложенная сугубо им 'инновация' так и остается на бумаге, что снижает его полезность для компании. Я думаю, опровергать эволюционную идею любого развития осмелится лишь оголтелый революционист. Именно в ходе процесса эволюции должно появляться все новое - это 'отмычка' для большинства 'дверей'. Опыт многих лет позволяет сделать вывод: любое явление, не имеющее конкурента (будь то корпорация-монополист или профессиональный спортсмен), не склонно полностью использовать свой потенциал и в конечном итоге его развивать. Предела - нет, и с этим стоит считаться. Сколько бы спортсмен поднимал планку достижений все выше, не имея достойного соперника?..
  Одной из особенностей современной организации является единое информационное пространство: емкое и полное, достоверное, своевременное, полезное, легкодоступное, ясное, проверяемое и подтверждаемое. Это далеко не полный список требований к самой информации. Но, к сожалению, в современной действительности нашей страны, скорее из-за сложившегося менталитета, не принято делиться своим опытом, давать ему ход, позволять развиваться. Просто верх самопренебрежения!
  Не осмелюсь предположить, сколько лет пройдет до осознания важности информационного единства трудового коллектива, но движение в этом направлении не останавливается.
  Парадокс вышеизложенной проблематики состоит в простоте передачи информации. Создание информационного пространства не требует конкретных денежных вложений. Ему в принципе не требуется материальная основа. Делиться опытом, советовать достаточно при межличностном общении. Отвлечься от слухов, места которым предостаточно в любой организации, поможет качественное информационное пространство.
  Кроме того, еще одна особенность информационного поля - возможность его мобильного изменения. Но в нем должен находиться весь персонал, ибо все преимущества такого кладезя знаний канут в Лету. Озеро идей высохнет, а каждый будет сам за себя - и безразличен к общей цели.
  
   Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи. Бернард Шоу
  
   Быть информированным - означает иметь много денег. Жак Аттали
  
  
   Только Ваше
  
  Отчего же так много строк посвящено накоплению знаний работником? Практически маниакально об этом твердится, скажете Вы. Ответ банален. Во-первых, воспринимайте эту необходимость как аксиому - посудите сами, на кого повлияет некомпетентность сотрудника, а чем будет полезна глубокая осведомленность в вопросах работы? А кроме того, я приведу следующий пример. Представьте широкую улицу, по которой из стороны в сторону снуют разномастные автомобили. У нее есть управляющий - человек, следящий за должной работой каждого постового на вверенном ему участке дороги. Получается так, что разрешение проблемы на участке подопечного отдается целиком в его руки: каково будет решение - таковы и последствия. Только за эти последствия отвечает управляющий. Выгодными как управляющему, так и работнику, без всякого сомнения, являются последствия со знаком плюс. Вопрос на засыпку: возможно ли это при минимальном уровне знаний?
  Хотя, что это я все о знаниях. Надеюсь, после этих строк у Вас, уважаемый Читатель, больше не возникает вопросов по поводу их необходимости. Что дальше? Освежим в памяти далекое прошлое.
  В школе нас учили правильно держать ручку, учительница показывала, какими пальцами ее сжимать и каким должно быть положение руки, чтобы писать можно было много, а усталость сводилась к минимуму. Спустя годы - Вы, поди, сами замечали - у каждого человека манера держать ручку своя. Один держит выше, другой ниже, третий - совершенно иначе складывает пальцы, изгибает кисть и тому подобное. Получается, что в процессе письма вырабатывается индивидуальная манера. Да и почерк у всех людей различен, хоть и учились по одним и тем же прописям.
  Хочу уверить - все, некогда с Вами контактировавшее - начиная высокими материями и заканчивая сферами деятельности да материальными предметами - несет Ваш уникальный отпечаток, иными словами - обретает Вас. Трактовка буддийской притчи, уж поверьте, у всякого своя - один заглянет глубже, другой - посмотрит шире; на продуктах в супермаркете остаются Ваши отпечатки, стылый поручень в автобусе нагревается за счет тепла Вашего тела, букетом Вашего парфюма полнится воздух - и так до бесконечности.
  Верно это и для сферы приложения человеческих способностей. На всем Вы оставляете свой индивидуальный отпечаток. Даже самая рутинная, бессмысленная, порою глупая работа может расцветиться множеством идей. Они могут в корне изменить Ваше представление об ущербности своей должности. Стоит лишь взять кисть в руки - и враз неприглядные доски забора обретут отрадный облик.
  Невероятно просто и в то же время увлекательно получать удовольствие от своей работы.
  Считаю нужным еще немного остановиться на опыте. И снова обратимся к прошлым годам. Как я уже отмечал, польза опыта, безусловно, доказана - глупо отрекаться от него в чем бы то ни было. А ведь я еще приводил довод в пользу отсутствия последнего - ложку дегтя в бочке сущего меда. Дело в том, что не так важно точно следовать заветам предшественников, как использовать их для создания нового и не оступиться при этом. Предшественники не зря оставили для нас свои мудрые изречения - наша задача научиться правильно, своевременно их учитывать, пользоваться, в конце концов.
  Следующая цитата очень емко описывает принцип любой работы, независимо от должности:
  
  'Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, принять все усилия для оправдания своего назначения'.
  (Циркуляръ Морского технического комитета ?15 отъ ноября 29 дня 1910 года)
  
  Это универсальное, годящееся для повсеместного внедрения правило (не побоюсь сказать, что это 'Отче наш' любой профессиональной деятельности) достаточно четко говорит о вреде слепого заучивания и следования указаниям. Законы, правила, инструкции - любое воплощение предыдущего опыта - поможет ровно настолько, насколько Вы готовы думать перед его использованием.
  Наверняка Вам знаком принцип итальянской забастовки - яркий пример ситуации, когда эффективность сходит на нет.
  Конечно, нам присуще умение не только адаптироваться под те или иные условия, но и изменять их для своего удобства. Мы так устроены. Рабочий процесс - исключение? Отнюдь! И здесь кроется секрет эффективности работника независимо от занимаемой должности.
  Итак, индивидуальный подход помогает более эффективно применить на практике имевшиеся у нас ранее знания. Как Вы верно подметили, теперь помимо знаний в нашем списке есть еще одна хитрость, которой грех не воспользоваться.
  
   Не бойтесь совершать ошибки, не бойтесь экспериментировать, не бойтесь много работать. Возможно, у Вас ничего не получится, возможно, обстоятельства будут сильнее Вас, но потом, если Вы не станете пробовать, Вам будет горько и обидно за то, что Вы не попробовали. Потому что если Вы попробуете, у Вас есть два варианта: либо получится, либо нет. А если Вы ничего не будете делать, то вариант только один. Так что не бойтесь. Делайте! Пробуйте! Работайте! Учитесь! Ищите правильных людей, которые будут Вам помогать. И еще раз работайте. Евгений Касперский
  
   Почти миф
  
  Думается мне, необходимо посвятить хоть пару строк весьма распространенному мифу. Лично я пришел к единственному выводу о его происхождении - его породили новые, неопытные сотрудники. Мало-мальского обоснования он не имеет, но, тем не менее, активно засел у нас в сознании.
  Гласит он следующее: вышестоящий по должности обязан мастерски разбираться в работе своего подопечного. Лихо навесили управляющему на шею еще одну обязанность, словно табличку о подаянии... Обоснованно ли? Об этом и поведем разговор.
  Как всем нам доподлинно известно, смена должности/рабочего места приводит к изменению обязанностей, а соответственно, и претензий вышестоящего руководства. Знакомая ситуация: подчиненные обвиняют управляющего в якобы некомпетентности, в тотальном непонимании того или иного процесса. В чем же дело, почему компетенция управляющего в вопросах рабочей деятельности подчиненных вызывает столько споров? Осмелюсь предположить - играют роль только личные мотивы. Многие успешно справляются со своей работой без лишних упреков в сторону руководства.
  И все-таки, должен ли управляющий полностью разбираться в особенностях работы подопечного? Быть может, мой ответ покажется Вам нелогичным и слегка опрометчивым, но я считаю - нет. Поймите меня правильно: случай, когда управляющий совершенно не знаком с принципами работы подопечного, я, конечно же, исключаю. Дело в том, что современными задачами управляющего являются оптимизация процесса работы подопечных, повышение общей эффективности труда, уменьшение затратности (в сфере интеллектуального труда, например затрат времени), минимизация проблемных ситуаций и так далее.
  Исходя из этих соображений, эффективному управляющему достаточно быть осведомленным в рабочем процессе коллег, так как для внедрения некого изменения достаточно сбора информации, анализа полученных данных и принятия окончательного решения. Здесь и лежит сфера ответственности управляющего, и эти обязанности не возлагаются на подопечного. В должностные обязанности последнего входит знание нюансов, тонкостей, хитростей, иными словами, всего доступного инструментария отдельного процесса. Таким образом, он обязан знать больше своего управляющего. Как видите, ничего страшного в таком положении дел нет.
  Не боюсь повториться: все на свете несет отпечаток нашей индивидуальности - вспомните пример с дорогой. Каждый должен выполнять свою работу с наибольшим коэффициентом полезного действия.
  Не стоит рассуждать об уровне знаний управляющего - это совершенно иное поле обязанностей. Предъявите повышенные требования себе - в конце концов, Ваши инновации будут отражены в информационном поле.
  
   Предоставьте своим сотрудникам широкие возможности учиться у других, не старайтесь быть их единственным учителем. Стетнер Мори
  
   Никогда не нанимайте того, кто знает меньше Вас о том деле, ради которого Вы его нанимаете. Малкольм Форбс
  
  Часть 3. Отношение и отношения
  
  Как бы я ни старался, уйти от темы мотивации работника все-таки не могу себе позволить. Тема мотивов проходит красной нитью через каждую главу, привнося в изложение побуждающую ноту. Признаться, к этому я и стремился, ибо надеюсь, что эти строки пригодятся новому сотруднику и выступят в качестве напоминания уже успешному и компетентному.
  
   Итак, мотивация
  
  Устраиваясь на новое или первое место работы, человек замечает иерархическую структуру организации. У него есть стойкое желание чего-то достигать или доказать самому себе значимость для общества в целом и конкретно для данной организации. Он начинает строить планы на будущее с учетом этой структуры (сама по себе похвальная тенденция) - ну, если не брать в расчет не имеющие под собой оснований мечты о 'высоком' кресле по щелчку пальцев.
  Со временем сотрудник замечает, насколько изменчив состав каждой отдельной ветви древа иерархии. Порой динамика столь велика, что уследить за всеми изменениями практически невозможно. В прошлом столетии (яркий пример тому - Страна советов) долговременная, практически пожизненная привязка к рабочему месту была почетной нормой, вызывавшей всеобщее одобрение. Что же касается нынешнего положения дел, нахождение на одной и той же должности более десяти лет - показатель неэффективности сотрудника. По крайней мере, так громко заявляют западные компании - и трудно с ними не согласиться, поскольку в современной организации если сотрудник эффективен - ему зеленый свет и прямая дорога к более высоким ветвям иерархического древа.
  За время своей работы сотрудник замечает, как его более опытные коллеги продвигаются 'вверх', и начинает надеяться на тот же успех. Эта прозрачность системы позволяет оценить профессиональный уровень каждого сотрудника.
  С позволения сказать, 'гонка вооружений' такого рода - безусловный плюс как для сотрудников, так для организации в целом. Осмелюсь полагать, что данный мотив для приобретения знаний важен в первую очередь для нового сотрудника - можно считать, он практически основополагающий.
  Но необходимо изначально верить в прозрачность иерархии в своей организации. Искушение сводить каждое новое назначение к знакомству и прочим личным связям достаточно сильно, однако в этом случае найти новую успешно действующую прозрачную иерархическую систему будет очень сложно.
  
   Простота и практичность
  
  Вот мы и приблизились к одной из достаточно щекотливых тем - казалось бы, сложной, хотя это не более чем преувеличение. Положенный в основу главы принцип крайне прост - и насколько же практичен. Поэтому я посчитал его основополагающим во взаимоотношении 'начальник-подчиненный'. Уверен, этой теме посвящено немало книг, различных статей, а может, и научных трудов. Здесь же я постараюсь пойти кратчайшим путем - показать свое видение данной темы. Повторюсь, здесь только мое мнение, с которым Вы вполне можете не согласиться.
  Казалось бы, существует одна универсальная, работающая (постараюсь абстрагироваться в этом случае от слова 'успешная') система приказо-подчинительного характера. Благодаря ей мы, кстати, обучались в школе, стараясь выполнять домашние задания. Основной принцип такой системы - в наличии соответствующих санкций, следующих за неисполнением конкретной задачи. Не выполнил домашнюю работу - получил двойку. Мотивация труда, таким образом, сводится к банальной боязни последующего наказания.
  Вроде бы неплохо - каждый следит за качеством того, как он выполняет возложенные на него обязательства, отвечая тем самым за просчеты. А на поверку оказывается - слишком однобоко, ведь, посудите, рамки выставляет начальство, а дальше уже - дело Ваше, гражданин. Я веду к следующему - в такой системе найти компромисс окажется непростой задачей - начальство требует непомерного, а подчиненные кое-как исполняют возложенные на них обязательства, при этом, заметьте, всячески скрывая свои огрехи.
  Но сегодня существует тенденция к тесному сотрудничеству отделов в рамках конкретной организации. Принцип партнерства во многом может поспособствовать эффективности труда. Так или иначе, партнеры заботятся об исполнении условий другой стороны, что, безо всякого сомнения, имеет позитивный эффект. Вы исполняете наши требования - мы всецело придерживаемся Ваших. В конце концов, функция контроля в данных условиях выполняет свое истинное предназначение - становится проверкой действий сотрудника(!). Ведь он наверняка осознает свою ответственность, стремясь тем самым повысить свою эффективность - это же составляет и его выгоду, Вы согласны?
  К подобному взаимодействию стоит стремиться, не воспринимая каждое нововведение или целевую задачу как прихоть руководства. Если бы так и было, коммерческий сектор - ручаюсь за это - никогда бы не достиг нынешних успехов. Но и управляющий не должен закрывать глаза на коррективы своих подопечных.
  Как Вы наверняка уже подметили, в большинстве случаев я рассматриваю крайние точки развития той или иной ситуации, слегка утрированные, в большинстве своем носящие единичный характер, без приведения каких-либо закономерностей. Как бы странно ни звучало, резкие, крайние ситуации страшны в первую очередь тем, что содержат целый ворох мелких неурядиц и непониманий. Ранее замеченное и выясненное недоразумение способно растопить лед в партнерском взаимодействии и устранить разлад по многим направлениям рабочего процесса.
  Посему в дальнейшем не буду отказывать себе в приведении таких примеров, искренне надеясь, что они помогут при разрешении возникших задач.
  
   Как только возникает ситуация, когда люди в одном здании перестают узнавать друг друга в лицо, пропадает личностный фактор, и это - тот самый момент, когда пора разбивать компанию. Ричард Брэнсон
  
   В целом, люди работают напряженнее и более инновационно, если их не принуждают, совсем другая картина там, где им строго указывают, что делать. Соичиро Хонда
   Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения. Генри Форд
  
   К барьеру!
  
  Ставить точку нашего рассказа еще рано - впереди финишная прямая, конечный рубеж, не упомянуть о котором будет крайне нелепо. Настало время побеседовать о силе межличностного общения.
  Небольшая ремарка: любые межличностные отношения начинают складываться благодаря общению. Оно, в принципе, является краеугольным камнем любого взаимодействия: эффективного, неэффективного - в зависимости от количества и прочности установленных 'барьеров'.
  Организация, где межличностное общение практически не имеет основных преград (здесь - 'барьеров'), где каждый осознает роль профессиональной коммутации - залог эффективной, слаженной работы.
  Исходя из вышесказанного, давайте постараемся определить некоторые из 'барьеров':
   Языковой барьер
   Неприязнь к собеседнику (причин которой - бесчисленное множество)
   Барьер расстояний
   Стиль общения
   Неумение слушать
   Социальное положение
   Политические взгляды
   Физический дефект
   Интеллектуальный барьер
   Мировоззрение
   Профессиональная подготовка
   Интимность темы (которой напрочь не хочет касаться один из дискутирующих)
  Остановлюсь на этом. Список, как Вы сами понимаете, можно продолжать - чего-чего, а таких пунктов великое множество. Каждый из них нам знаком не понаслышке. Многим подобные 'барьеры' встречаются практически каждый день.
  Не откажу себе в искушении привести довольно примитивный пример, однако, уважаемый Читатель, постарайтесь вникнуть в его суть. На сей раз поговорим об автомобиле: множество разнородных во всех отношениях деталей образуют целостный, способный к выполнению предназначенных функций механизм. Именно автомобиль как целостный механизм удостаивается похвалы критиков и мировой популярности. Вряд ли даже самый искушенный покупатель станет интересоваться, из какого металла отлит тот или иной соединительный элемент, который, тем не менее, является неотъемлемой частью целого. Уникальность каждой детали подтверждается ее 'бесстрастием' в отношении остальных составляющих. Первый элемент действует в согласии с другим, тот - со следующим, и далее по цепи. Любая деталь безупречно справляется с поддержкой соседней, и вместе они успешно составляют взаимодополняющую конструкцию. Чем не принцип для подражания?
  Пожалуй, довольно с нас абстракций, вернемся к теме беседы.
  Стесняться себя не стоит: все сталкиваются с 'барьерами' - этого не отнять. Разница, конечно, может заключаться в их количестве, но вряд ли она будет существенной.
  Утверждать однозначно, чем плохи 'барьеры', а в чем их достоинства - непросто, да это не наша с Вами задача. При желании каждый может найти тысячу аргументов 'за' и 'против'. Я лишь упомяну об их вреде для трудового коллектива.
  Хотим мы этого или нет, любой из 'барьеров' начинает ассоциироваться с описательной характеристикой той или иной особы. Используя их, мы стараемся составить более-менее точное представление о своем коллеге. Но вот где загвоздка - 'барьер' помогает находить различие, так сказать рубикон, между двумя людьми. Это то, чем является он и не являюсь я. Я этого не позволяю, а он - даже не стесняется и т.д. Но как взаимодействовать с человеком на таких условиях? Здесь недолго до появления неприязни, грозящей (речь идет исключительно о рабочем процессе) оплошностями и фатальными ошибками. Если мне не понравился продавец, я вряд ли куплю у него товар, даже если меня устраивает цена, качество, цвет - все вплоть до мельчайших деталей. Обратиться за помощью или выступить помощником коллеге наверняка не захочется, если в Вашей с ним коммуникации - множество устоявшихся 'барьеров'.
  Давайте снова вспомним пример с автомобилем. Не зря я представлял коллектив как нечто механизированное, лишенное личных мотивов в отношении друг друга. Машина ведь не отказывается ехать лишь по причине различия между составом металла кузова и, к примеру, подвески.
  Разумеется, полностью отказаться от подобной вредной привычки воздвигать 'барьеры' мы не можем, да и не стоит. Постарайтесь всего лишь абстрагироваться от них в рабочее время. Иногда вспоминайте мой пример с автомобилем или придумайте свой, более интересный или забавный, и - действуйте!
  На пути к вершине тело скалолаза не допускает разлада между конечностями - они взаимодействуют с предельной точностью и концентрацией на общей цели, им совершенно нет дела до различий между ними. Таких примеров не счесть - просто не забывайте о них.
  
   Умение обращаться с людьми - это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете. Джон Дэвисон Рокфеллер
  
   Персонал предприятия - это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не скопище ярких личностей. Ли Якокка
  
  
   Этаж 4. 'Ода' времени
  
   Я долго думал, стоит ли вообще оставлять эту часть в данной статье. Вы, наверное, подметили, что главы названы согласно времени работы сотрудника. В этом же пункте все иначе. Этот 'этаж' совершенно не вписывается во всю хронологию событий, поскольку отличается от всего вышеизложенного: он полон рассуждений о самом феномене времени, ответственности, его ценности и беспристрастии. Здесь нет ничего, кроме рассуждений, но и они наводят на весьма интересные мысли. Вы, уважаемый Читатель, можете остановиться на этих строках, и я буду искренне благодарен Вам за уделенное моим мыслям время. А если эта тема Вам интересна - добро пожаловать в загадочный мир времени.
  
   Не подскажете, который час?
  
   Итак, время. Не побоюсь назвать его эфемерной величиной, которая удивительным образом нашла свое отражение в мире материальном. Время бесцеремонно вошло в бытие человечества: в циферблаты наших часов, экраны телевизоров, мониторов, наконец, пробралось в психику. Это сейчас можно без особого труда определить, пунктуален ли человек. А есть ли место этому понятию вне времени? В эпоху, когда никто не дробил смежающиеся день с ночью на равные доли, когда мир, такой дикий и безмерный, то и дело грозился изувечить, истребить, в конце концов? Его вклад в наше 'Я' колоссален, время навсегда вошло в нашу жизнь - от него вряд ли сможешь скрыться, позабыть, не считаться, иначе же - Вы станете отшельником.
  Как ты обходишься со временем, так и оно не преминет 'уколоть' в ответ в случае обиды. Вам может показаться, что я слегка утрирую - впрочем, Вы поймете сами, что всему упомянутому было, есть и будет место в нашей жизни.
   Невидимое клеймо времени возникает с первых дней жизни, не отпуская до последнего вздоха. Парадокс в том, что, переведя стрелку часов на пять минут вперед, Вы исчезаете из одного временного поля и появляетесь в другом. Не имеет значения, в какую сторону и насколько смещать короткие стрелки - в каждом поле свои индивидуумы. Время не имеет запаха, эстетической формы, вкуса. Можно долго спорить - с такого рода дилеммой подчас приходится сталкиваться - о правильности отображения времени (будь то часы песочные или электронные), впрочем, правильный ответ за каждым спорщиком: нет ничего более глупого, чем находить, так сказать, 'золотую середину' в разных показаниях времени.
   Попадая в руки маленького ребенка, игрушка тотчас пройдет серию всевозможных опытов (благо, дитя не подозревает об этом) - взрослые нарекли это обычной игрой, с чем я в корне не согласен. Только в процессе игры дитя познает увиденный впервые предмет - теперь оно, знает как эту вещь (примером послужить обычный кубик) поставить, дабы не разрушить выстроенный замок, а где такая деталь совершенно не уместна. Подобным образом все взрослые ежедневно 'играют' со временем, иногда запоминая особенности его изменчивой натуры, а чаще всего, разумеется, нет. И с каждым днем мы постигаем время снова и снова, начиная игру с самого начала.
   Одно с уверенностью могу утверждать - временем можно и нужно пользоваться. И с чем тут поспоришь?
   А как? Создавать иллюзию работы, пытаться что-то и кое-как как делать или же в действительности направлять все свои силы на решение первостепенных проблем?
   Свободное от работы время - сугубо личное. В этот час Вы вольны заняться тем, что сочтете необходимым - это Ваш выбор. Будет ли это время эффективно использовано для решения бытовых задач или же они снова отложатся до лучших времен, подходящего настроения или из-за массы других удивительно быстро генерируемых причин отказа?
  Ко времени рабочему - взяв курс на достижение максимальной эффективности труда - иные претензии. Более подробно о том, как стать своего рода 'вершителем времени' - подчинить его вспыльчивый характер своим целям - Вы узнаете, проштудировав соответствующую литературу. Популярных книг и конкретных практических рекомендаций на эту тему - несчетное множество. Нынешний век, благо, предоставляет нам свободный доступ к невероятному количеству полезных мыслей.
  Уважайте и не теряйте время, иначе оно потеряет Вас.
  
   Время - это единственное, что нельзя накопить, оно не сохраняется и не увеличивается. Его можно только обменять - на деньги или на знания. Время - это вообще самое важное. Ямагучи Тадао
  
   Время - это капитал работника умственного труда. Оноре де Бальзак
  
   Невозможно остановить время: этого не допустит часовая промышленность. Станислав Ежи Лец
Оценка: 4.01*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"