Впервые читая название сборника Валерия Ременюка "Запятая", в силу своей профессии невольно представляю такую близкую и родную ученическую тетрадь с сочинением, где основной знак препинания - запятая. Да, запятая - любимый многими знак препинания. Но, знакомясь с поэзией Валерия Ременюка, конечно, понимаю, что авторский сборник "Запятая" - это отнюдь не ученическая тетрадь, а откровение Поэта. Вижу, что запятая здесь - старшая сестра в большой и дружной семье знаков препинания, которые помогают автору и читателю размышлять.
Сборник "Запятая", состоящий из 4-х частей (1. Философский уголок, 2. Природные явления, 3. Гражданский марш, 4. Смеховые изделия), начинается с одноимённого стихотворения, которое сразу заставляет думать. Само стихотворение о запятой в гипертексте представляется мне " неким гипертекстом", содержащим информацию, ссылки. Эпитетов мало: месяц золотой, нелепой запятой. Первые две строчки (По небу месяц золотой /Плывет нелепой запятой...) - это постоянный эпитет, неожиданный эпитет, метафора, сравнение... Первая строчка настраивает на лирический лад, но уже использование в данном ряду лингвистического термина "запятая" настораживает. Всё становится ясным в третьей строке, где буквально натыкаешься на термин "гипертекст" и понимаешь: не о природе пойдёт речь, а запятая - это не просто сравнение. Запятая - атрибут любого текста, тем более гипертекста, в котором без неё не обойтись, поэтому, наверное, она становится героиней стихотворения: то она знак препинания, то "месяц золотой". Её превращения очень важны: хочешь правды добиться, иди туда, за запятую, "зри в корень". Ну, а нет, так просто любуйся на месяц, да и пребывай в неведении. Сама по себе запятая равнодушному взгляду ничего не даст, ни о чём не скажет. Скользя по поверхности, вряд ли много узнаешь. А где глубина? Где истина? Где правда, которая, как известно, бывает горькой? Чтобы узнать её, необходимо шагнуть, не боясь, дальше запятой:
Что ожидает нас с тобой -
Сокрыто там, за запятой.
Одна из функций запятой как знака препинания - разделительная. И в жизни есть граница, разделяющая правду и ложь. В чём смысл жизни? Презрев покой и уют, страдать и мучиться? Автор честно предупреждает, что это чревато последствиями:
Когда открыта глубина
От самой пены и до дна,
Когда секретов больше нет,
Не ослепил бы этот свет!
Или жить спокойно, не ведая правды?
Куда спокойней кушать кекс
И не соваться в гипертекст,
И видеть вместо запятой
Всего лишь месяц золотой...
Рассуждения философского характера, как правило, требуют усложнённого синтаксиса. Сложные предложения (строфы 1, 2, 3, 4, 5) отражают сложный анализ изображаемой жизни. В жизни только на первый взгляд всё просто: жил, родился, женился, умер. В стихотворении "Запятая" всё далеко не просто. Лирического героя волнует вечный вопрос: в чём смысл жизни? Он философствует, ищет ответ, находит варианты для выбора, который в жизни сделать необходимо. Как прилежный ученик, каждый человек решает жизненную задачу сам и делает выбор. Казалось бы, такая серьёзная тема, но автору удаётся размышлять, слегка иронизируя. Этому служит макаронический стих - нарочитое использование иностранных слов: what is next, , who is who. Употребление разговорного слова "соваться" вкупе с устаревшим и высоким "сокрыто" создаёт сатирический эффект. Кстати, в рассматриваемом сборнике много разговорных слов. Может быть, такое их обилие покажется излишним, но, думаю, что использование разговорной лексики скорее органично, чем излишне, так как оживляет текст.
Композиция стихотворения кольцевая: начинается стихотворение сравнением "месяца золотого" с запятой и заканчивается тем же образом месяца, похожего на запятую. Кольцевое построение произведения способствует логической завершённости темы стихотворения, а лексический повтор (нелепой запятой; по запятой не разгадать; сокрыто там, за запятой; и видеть вместо запятой...) становится средством создания поэтического подтекста, углубляющего содержание высказывания. Автор думает, и вместе с ним думает читатель. О чём?
Поэта-философа волнуют вопросы вечности, времени в стихотворениях "Об иллюзиях и вечности", "Календарь".
Представляется мне даже,
Терпеливо Время, но,
Позабудь его уважить -
Остановится оно,
Отливаться перестанет
И в минуты, и в года.
Ну, а если и не встанет -
Мы отстанем навсегда.
Да, Время - понятие абстрактное, но вполне ощутимое. И течёт Время " нескончаемым потоком,/ Как бесшумная река,/ Время льется из кувшина,/ Что подвешен в вышине...". Время оставляет отпечаток на судьбе человека, на его лице, на вещах, которые окружают человека. Время может быть так безжалостно! В стихотворении "Беседа" описана история одного художника:
Жил да был один художник, жизнерадостный вначале,
Да с годами потускнели и веселие, и прыть,
Но зато он научился разговаривать с вещами,
Так что даже старый зонтик он умел разговорить.
Время сыграло с ним дурную шутку: родные умерли, он остался один. Но есть Вещи. Хотя и старые, но они есть, и старый художник беседует с ними:
И беседует художник среди бликов, среди пятен
С образцами интерьера в оглушающей тиши.
Он, конечно, не лунатик, не напился и не спятил.
Просто, умерли родные.
Не осталось
Ни души.
Одиночество - вечная тема. Вспомним строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
И в стихотворении "Апрельское" (2. Природные явления) поэт касается темы одиночества:
Сошлись и цифры, и терпенье у ноля.
Апрель до времени ушел в иные дали.
Ушел один, и снова восторжествовали
На всей земле метели февраля...
В этом стихотворении немногочисленные эпитеты (оригинальным, пламенной, алых), антонимы и контекстуальные антонимы (мороз - тепло, февраль - апрель, ушел - восторжествовали), а также выразительные глаголы (пульсировала, подтаивал, располагал, слетели, вздыхал, сошлись, ушел, восторжествовали) создают чарующую картину наступления весны.
Как бы ни была прекрасна природа, она может нанести неожиданный и сокрушительный удар. Природа, которой мы привыкли любоваться; природа, которую мы привыкли укрощать, подчинять себе; природа, которую мы часто бездумно уничтожаем, - эта природа бунтует:
Цивилизация до хруста
Сложила кости домино.
Мы отдуплились: "пусто-пусто".
Плывет пустое кимоно...
В стихотворении "Цунами" поэт неравнодушным взглядом смотрит на трагедию в Японии: " С глубоким соболезнованием народу Японии .......и предостережением нашему собственному".
Стихотворение серьёзное, но, как это часто бывает в стихах Валерия Ременюка, оно написано с горькой иронией:
Вот так кайфуешь за стена"ми,
Мой дом-де это цитадель!
И вдруг - привет! - пришла цунами,
И, как щенка, тебя оттель.
Ты, мол, - За что? Кто покусился?!
Зачем, мол, жребий так жесток?
А это - чтоб не заносился,
Не забывал про свой шесток!
Это стихотворение не читается, а поётся. Поётся как бардовская песня. Голоса поэта Ременюка не слышала (хотя уверена - он поёт), поэтому для меня эти стихи поются голосом Владимира Высоцкого. И этим, думаю, многое сказано.
Вообще поэт Валерий Ременюк - неравнодушный человек, поэт-гражданин. Его "Гражданский марш" (часть 3) звучит актуально, будь то стихи о Вознесенском или о Перельмане. И, конечно, "Сапсан"!
Четвёртая часть "Смеховые изделия" неожиданной не является, ведь последнее в 3-ей части стихотворение "Сапсан" подкрался незаметно" подготавливает, настраивает на "смеховой" лад. Разговорные слова (робяты, рассовав, матюки), а также диалог - всё это приземляет и служит плавным переходом к шуточной части, к стихотворению "Арбузы".
В стихотворении сочетается реальное (о чём сообщается в эпиграфе) с воображаемым, придуманным. Реальное: "В новостях НТВ и Пятого канала от 17.08.10 сообщили, что под Питером обнаружены дикорастущие арбузы в количестве пяти штук!" Придуманное:
Несмотря на чьи-то сожаленья,
Климат наш меняется, и вот,
Уж недалеко до объявленья:
"Требуется фирме бахчевод".
Далее идёт совет "походить на курсы бахчеводов".
Шуточные стихотворения "День здоровья в лесу" и "Гиппопо тут, гиппопо там" с загадочным названием как-то отвлекают от проблем, можно расслабиться, посмеяться... А "Гольфстрим украли!", хотя и "смеховое изделие", но в нём автора снова беспокоят глобальные вопросы, о которых он размышляет с юмором. "Смеховые изделия" легко читаются и поются, как, впрочем, и все стихи, представленные в сборнике "Запятая".
Да, запятая - важный пунктуационный знак, который помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Смысл написанного Валерием Ременюком в сборнике "Запятая", думаю, понятен всем "думающим людям".
________________________________
*Несколько перефразированное выражение Булата Окуджавы: "Авторская песня - это искусство думающих людей для думающих людей".