Логинов Михаил Александрович : другие произведения.

Цивилизация алогичных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Мы с вами давно не виделись, о мудрейший. Вы как-то перестали ко мне заглядывать. С чего бы это? Уж не нашли ли вы себе нового ученика с такой же шальной головой, что и у меня? В таком случае, вам следовало бы нас познакомить. Доводом больше, если он - реальное лицо. Ну да ладно...
  
  Мы, люди - в высшей степени странные создания. Мы любим ходить по грани, по острию. Мы доводим события до самых крайних пределов. Мы просто обожаем во всех ситуациях обходиться без резервов. А точнее, мы сразу же исчерпываем все мыслимые и немыслимые резервы и становимся на грань. Потом уже каждое неверное движение ведёт нас в пропасть. Что находим мы в таких искусственно созданных рисках? Что заставляет нас выбирать такие ситуации?
  Каждому знакомо то чувство, что сопровождает сознание того, что мы балансируем на острие ножа. Оно заставляет нас тщательно вымерять свои действия и прилагать невероятные усилия для сохранения равновесия. Чем нас так привлекает ощущение нахождения на грани?
  Мы презираем широкие и безопасные дороги, не сопряжённые с риском. Мы презираем и людей, выбирающих более лёгкий путь. Расчётливость и умение уходить от проблем мы рассматриваем, как второстепенные, мелкие добродетели. И мы не видим их достойными благородной души. А между тем...
  А между тем, такое наше поведение ни к чему полезному не ведёт. Скорее уж, мы ввергаем себя в пучину излишних проблем, будто бы мало нам проблем неизбежных.
  Такое наше поведение есть одно из проявлений нашей любви острых ощущений. Жизнь нам кажется пресной и унылой, если в ней не находится место риску. Мы теряем радость жизни, когда не находим поводов проявить себя в лучших условиях, показать свою выносливость, прозорливость, самообладание и осторожность. И пусть остальные этого не замечают, но мы сами всё же можем наслаждаться собой. И нам кажется мало случаев, предоставляемых для этого судьбой (ведь они так редки при размеренной жизни); мы хотим сами себе предоставить такие возможности. Мы создаём себе многосложные проблемы с тем только, чтобы потом из них с блеском выпутаться.
  Вообще, человеческий разум склонен к чрезмерным усложнениям. Собирая и соединяя в одном много вещей, мы создаём клубок, который сами же потом и распутываем. Многое из того, что мы собрали, откидывается при этом, как лишнее или несущественное. И мы знаем лучший путь, мы представляем себе более рациональные методы, но мы их не придерживаемся. То, что рационально, является и самым простым. А мы считаем простое недостойным нашего познания. Чего стоит, хотя бы, совет моего школьного физика. Даже не совет, а требование. А требовал он, чтобы любая задача решалась сначала аналитически, в виде формул, а потом уж в конечную формулу ставились бы числа и получался бы ответ. Иными словами, он не признавал промежуточных результатов. Но можно ли назвать это его требование призывом следовать по рациональному пути? Предоставляю читателю возможность самому убедиться, насколько легко заплутать в закоулках какой-либо особо заковыристой математической выкладки.
  Другой пример можно почерпнуть из академического курса математического анализа. Практически любой студент знает, о чём говорит теорема Вронского. Но крайне мало найдётся таких, кто способен выйти из дебрей её доказательства, предложенного самим Вронским. Найденное же одним студентом наипростейшее доказательство не принимается, ибо затрагивает смежную область линейной алгебры. И опять мы видим, как наиболее рациональное (и очень изящное) отвергается в угоду неуклюжему и громоздкому ради сохранения мифической "чистоты" математического анализа. И таких примеров можно найти море и в любой области, где человеческому разуму приходится что-либо решать.
  
  И всё вышеперечисленное коренится ещё в одном нашем качестве: мы ленивы по природе своей. Но мы не просто ленивы. Лентяй, если ему придётся что-либо решать, пойдёт кратчайшим и рациональнейшим путём именно в силу своей лени. Мы же являем собой примеры кипучей лени, активной бездеятельности. Наша кипучесть побуждает нас браться за всё, что мы видим, но наша лень мешает нам всё это делать основательно и до конца. Мы берёмся за голову, когда нас уже прижимает и иного не остаётся. Тогда, конечно, мы ведём себя с чувством, с толком, с расстановкой; но и ситуации нам принадлежат уже усложнённые до предела. Геройски решив их, мы какое-то время отдыхаем, а потом в нас опять вселяется активная бездеятельность. И замыкается круг.
  Вообще, о мудрейший, вы не могли не заметить, что человеку свойственны самые непредсказуемые и невероятные движения. Часто, очень часто, учитель, мы поступаем опрометчиво, зная при этом, что и как надо было бы сделать. Алогичность является нашей неотъемлемой составляющей. Она так же свойственна нам, как и дыхание. Быть может, о мудрейший, в этом и кроется то, что ставит человека в особое положение.
  Я уже интересовался проблемой внеземных цивилизаций с точки зрения философской, не берущей во внимание техническую сторону вопроса. И пришёл к следующим выводам...
  
  "Солнечный путник"; автор неизвестен. В книге этой, кроме всего прочего, описан очень интересный галактический институт. И одна из его крайне занимательных специализаций. Этот институт рассылал своих эмиссаров по всем вновь открытым цивилизациям с тем, чтобы они искали то новое, что эта цивилизация может привнести в галактическое сообщество. И этими новшествами не были бы, как сначала может показаться, какие-то технические или научные знания. В конце концов, галактическое сообщество к моменту контакта с земной цивилизацией давно уже располагало громаднейшей Библиотекой, в которой были собраны самые немыслимые знания обо всём. По крайней мере мы, земляне, не могли надеяться привнести туда что-либо от себя. Ясно это было и эмиссарам Галактического Института Культуры. Но что они, в таком случае, искали?
  Искали они то, чем земляне отличаются от всех остальных разумных тварей. И нашли...
  Чертой этой был алогизм землян. Или же одно из его проявлений: стремление к невозможному. Оказалось, что только мы, земляне, можем поставить себе цель за границами наших возможностей, прекрасно осознавая всю эту невозможность. Но при этом мы упорно идём к своей цели, преодолевая непреодолимые препятствия. Мы идём к невозможному назло всем фатальным неудачам и всей его невозможности. Мы стойко переносим все жертвы, все потери и удары. Любой другой софонт при этом просто покачает головой над нашей неразумностью. Но, несмотря на это, мы добиваемся невозможного. Мы делаем то, что человек просто не может сделать; мы приходим туда, куда человек просто не способен добраться. И любому другому софонту остаётся лишь развести руками (или что там у него вместо рук) и констатировать, что это - абсолютно недостижимо, хотя мы этого и достигли. По словам Фагина ни одна раса разумных живых существ не обладает такой способностью. Только люди способны наплевать на судьбу разбившегося о невозможное и продолжить его дело. И только люди могут его успешно завершить. А потому и были мы приняты в галактическое сообщество. Не располагая неизвестной обществу техникой, мы обладали гораздо более важным для сообщества - даром достигать недостижимое.
  
  Но это - фантастика. Нам же надо быть готовыми к реальному Контакту. Я придерживаюсь того мнения, что Вселенная полна разумной жизни. А раз так, то рано или поздно должен произойти тот самый Контакт. И мы к нему не готовы.
  То есть, мы разрабатываем технические аспекты Контакта, забыв про его содержательную часть. Не стоит, однако, думать, что иные цивилизации не владеют средствами для установления Контакта. Высоко развитые цивилизации (а именно они нас найдут скорее всех) давно уже средства эти разработали. Не стоит также надеяться, что мы кого-то заинтересуем своей техникой. Ведь нечто такое, аналогичное или подобное, есть у каждой высокоразвитой цивилизации. Так что же мы им расскажем такое о себе, чтобы они убедились в нашей особенности?
  Я часто задаю себе вопрос: что бы я мог рассказать им, если бы НЛО меня унесло и мы бы с ними общались? Что бы я мог им рассказать, чтобы убедить, что человечество достойно более пристального внимания, нежели на уровне биологических экспериментов? Как объяснить им, что наша техника, какова бы она ни была, не есть критерий, по которому стоит судить о нашем развитии?
  Всё это, так сказать, вопросы впрок. Ясно, что меня не обязаны похитить вообще. И Контакта я не обязан дожить. Но вдруг?
  
  Так что, о гуру, предстоит нам далеко не одна ночь метафизических размышлений. И главное, мыслить придётся вам. Потому что вам проще и естественнее думать о человечестве, не считая себя его частью. Я, впрочем, и так буду ломать себе голову. Но позже, чуть позже. Засим...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"