Локи 0 : другие произведения.

Цурэн как солнце арканарской поэзии. Фрагмент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Цурєн був парубок моторний....

  

Из народной песни

  
  
  
   ... Итак, каким же он предстает перед нами - полулегендарный поэт, о биографии которого нам практически ничего не известно, исключая скудные данные, содержащиеся в его стихах?
   Совершенно очевидно, что личность эта была незаурядной и разносторонней. Поражает невероятная эрудиция средневекового автора - его, безусловно, можно считать одним из первых универсальных гениев, подобных Леонардо да Винчи в истории Земли. Интутитивное прозрение столь неочевидных для традиционного сознания явлений как электричество - и возможность его использования в быту, - концепция Вселенной, невероятная широта географических познаний, считавшихся невозможными для средневековья (от Чаттануги до Вермонта!), представления о воздаянии, рае и аде, образ Иуды, и даже элементы марианского культа!
   Гений всегда плодит завистников, даже если они отделены от него столетиями. Многие пытались доказать, что речь идет лишь о поздних искажениях при переписывании и при переводах (оригинальных текстов Цурэна почти не осталось). Многие считали, что подобная широта познаний объясняется якобы имевшими место контактами поэта с резидентами Земли, - и доверчивый романтик ухватился, мол, за новые незнакомые образы, не понимая их сути. Были, наконец, и вовсе вульгарные попытки представить нашу национальную гордость опустившимся наркоманом, пишущим свои стихи в галлюцинаторном бреду, - отсюда и прозрения, и якобы имеющая место логическая несвязность многих текстов.
   Нет! Так ли уж странно, что лирик и бунтарь, ставший символом единения народного духа с лучшими классическими традициями и университетской образованностью опережал свое время? Так ли уж удивительно, что выдержавшая испытание веками слава - заслужена? Так отчего же злобные критики отказываются признать возможность гениальных озарений?
   В конце концов, оригинальность мышления поэта легко доказать, опираясь не те же тексты. В поэзии Цурэна часто встречаются образы греческой мифологии (менады) и аллюзии, связанные с японской культурой. Так вот: достоверно известно, что в тот период в Арканаре и на планете в целом не было ни одного грека или японца! Да и христианство давно перестало быть актуальным для землян.
  
   Еще больше поражает уникальная способность поэта к рефлексии, в которую он погружается до глубин, порой недоступных и нашим современникам. Певец свободы и душевных переживаний не только анализирует свои чувства - он буквально перевоплощается, удивительным и достоверным образом принимая чуждое как свое, интегрируя Другого - в Себя. В творческом наследии поэта мы встречаем тексты, написанные от имени женщины - и насколько правдивы чувства, насколько искренни и непротиворечивы, - а если и противоречивы, то как по-женски! Смог ли кто еще, за всю историю арканарской литературы, так глубоко проникнуть в женщину, в ее суть? По существу, мы должны признать, что именно Цурэн Правдивый впервые сформулировал гендерную проблему - подав ее в изысканном, метафорическом и по-цурэновски изящном виде. Не менее часто поэт говорит о себе в третьем лице - и какое удивительное остранение, какой деликатный баланс субъективации и объективации! Может ли кто-нибудь из наших современников так подлинно говорить о себе с иронией, издевкой, способен ли кто к такой утонченной самопародии?
   Разумеется, и эта особенность лирики нашего классика не осталась без внимания злопыхателей. Кое-кто интерпретировал многообразие лирических персонажей, полисубъектность и полифонию сонетов Цурэна как признак банальной шизофрении. Даже обсуждение этой гипотезы представляется нам постыдным, но и молчать, слыша подобные наветы, невозможно. Мог ли человек, психически нездоровый, оставить столь уникальное творческое наследие? Мог ли он пользоваться такой народной любовью - а мы знаем, что традиционные культуры, особенно трансформирующиеся, нетерпимы к душевнобольным, рассматривают их как парий, как существ, лишенных чести и не имеющих право на имущество? Разумеется, нет!
   Более совестливые, но недостаточно образованные критики выдвигали мнение, согласно которому приписываемые Цурэну стихи написаны на самом деле разными людьми. Сам Цурэн, следовательно - не более чем собирательный образ, персонификация вековой народной мечты о свободном выражении своих чувств, о борьбе с тиранией. Но так ли это? Достаточно владеть элементарными навыками текстологического анализа для того, чтобы самостоятельно придти к выводам, уже давно являющимся очевидными. Во-первых, не вызывает никаких сомнений, что все тексты Цурэна принадлежат одной эпохе, - тем самым мы отвергаем мысль о последующих подражаниях и стилизациях. Во-вторых, регулярное повторение одних и тех же строк, столь милое нам в древней поэзии, имело особое значение в средневековье: такие строки рассматривались как уникальный авторский знак, своего рода заявка на авторское право, и попытки использовать его другими авторами вели к всеобщему презрению и осмеянию, вполне заслуженному.
   Наконец, можно воззвать к здравому смыслу: если мы признаем множественность авторов, что останется от нашей национальной гордости?
  
   Особое место в творчестве великого средневекового лирика занимает образ Руматы Эсторского. Это чуть ли не единственный персонаж цурэновской поэзии, указанный автором явно. К сожалению, исторических сведений об этой фигуре почти не сохранилось, - если уж быть совсем точным, историки до сих пор спорят, какой же именно из многочисленных Румат мог иметься в виду - имя в этом роду передавалось по наследству на протяжении нескольких столетий. Возможно, Руматы Эсторские покровительствовали поэту, и он намеренно обессмертил в своих произведениях весь род, более ничем не примечательный, а не отдельного его представителя.
   Разумной представляется и другая точка зрения: Румата - исключительно лирический герой, не связанный с конкретной личностью, олицетворение представлений поэта о дружбе, рыцарской доблести и благородстве.
   И мы с негодованием отметаем язвительные замечания некоторых критиков о том, что отношение Цурэна к Румате якобы слишком нежное, слишком интимное... Стыдитесь, и не приписывайте предкам развращенность потомков!
   Поэзия Цурэна является вершиной не только в силу уникальности творческого таланта, - это еще и вершина морали, выход за пределы типичных для сеньориальной эпохи стандартов поведения, мышления и чувствования. Мы хорошо знаем, насколько груба, вульгарна и плотски ориентирована культура средневековья, если смотреть на нее глазами современных эстетов. Ничего такого в поэзии Цурэна! Напротив - мягкость и деликатность чувств, изысканность формулировок, романтизм описаний... Да, романтизм в нашей литературе начинается с Цурэна Правдивого! Конечно, поэт должен был быть понятным своим современникам - отсюда и редкие упоминания о деталях средневекового быта, с его беспробудным пьянством и сексуальной невоздержанностью. Даже опережая свой народ, поэт остается с ним.
  
  
   Да, Цурэн - гениальный поэт, уникальная личность, подлинное воплощение всей нашей цивилизации! На память приходят строчки более позднего автора - загадочные, но может потому и запавшие в душу:
  
     Как не завидовать столь пламенной судьбе!
     И славе... Да простят нас А и Б.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"