Бобрик Дарья Владимировна: другие произведения.

Йозеф Кнехт - Человек или учёный?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Йозеф Кнехт - Человек или учёный?
  (мысли вслух об "Игре в бисер" Германа Гессе)
  
  В любом начале волшебство таится,
  Оно нам в помощь, в нём защита наша.
  Й. Кнехт, Ступени
  
  "Игра в бисер" - в каком-то смысле странное произведение, мир, описанный в нём, как бы существует в реальности, и как бы его нет. Рассказчик истории Йозефа Кнехта говорит о некой фельетонной эпохе, уже давно закончившейся в историческом времени "Игры в бисер".
  Но для нашего с вами мира, нашего времени фельетонная эпоха, то есть весь двадцатый век со всеми его сумасшествиями, до сих пор продолжается, а значит до той временной точки, когда создание Касталии станет необходимостью мы ещё не дошли.
  2200 год о котором говорит историк как-то не вяжется с образами, которые рисует воображение. Мне рисуется быт Средневековья, хотя этому есть свои особые причины, ведь Гессе практически ничего не говорит о технологиях этого мира, наоборот, складывается впечатление, что быт Касталии - быт Средневековья и единственная область, в которой используются технологии - игра в бисер. Когда Кнехт проводил свою первую годичную игру в бисер, там Гессе обмолвился о табло, на котором появлялись те знаки, которые чертил Magister Ludi, что касается всего остального, даже жизни мира, то никаких технологий описано не было, и я уже начинала сомневаться - пользуются ли они в "мире" телефонами?..
   Касталия является искусственно созданным конструктом, это элита элит или же попытка собрать в одном месте всех отщепенцев? Г.Гессе в "Игре в бисер", на мой взгляд, критикует современную ему специализированную науку. Многие авторы (Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет) до него отмечали эту характерную черту, свойственную современному познанию - каждый специализируется в конкретной узкой области, каждый становится незаменимым винтиком системы, каждый рад своему узкому мировоззрению и пытается выдать его за широту мысли, разглагольствуя обо всем с точки зрения своей "специальности". В этом весь трюк постиндустриального общества - вместе всё и по отдельности - ничтожества.
  В то же время, Г.Гессе обнажает проблему "ученого", заставляет взглянуть на неё с другой стороны. Гессе, описывая окружения Кнехта... Точнее, одинокое окружение Кнехта, с горечью констатирует тот факт, что бегут от реальности люди не только духом слабые, но и люди одинокие. Эскапизм налицо. Наука - один из способов самопознания, но и отчуждения от общества. Раз, вкусив с древа, бюргера понять, впоследствии будет очень сложно, особенно бюргера противоположного пола.
  На протяжении всего повествования, Гессе рисует нам некое подобие солнечной системы, в которой Кнехт - солнце. Он пишет о том властном начале, которое было в Кнехте, несмотря на его говорящую фамилию. Кнехт отрекался от власти, он видел, что привлекает людей, было в нём то, что впоследствии писатель вместе с Тито назовет - аристократизмом приобретенным.
  Но, именно этот аристократизм, элитизм духа и направил мысли Йозефа на тот путь, который и привел Magister Ludi к смерти. "Легенда" о преображении Magister Ludi, представленная в завершение истории Магистра ещё не говорит о его смерти в мире. Да, он погиб для Касталии, но он родился для мира, или же своей смертью - позволил другому - Тито, встать на путь самопознания.
  Гессе постоянно предлагает нам антонимичные пары для сравнения: "слуга-господин", "ученый-человек", "Мир-Касталия", но не дает нам ответа, что нужно выбрать, чтобы реализовать свое "Я" в нашем современном мире - мы потеряны, отчуждены и безразличны ко всему и вся.
  Несмотря на молчание автора, ответ все-таки есть, он как бы вне книги, он должен быть основан на опыте самого читателя, читатель должен его найти - этот ответ заключается в следующем: "всегда оставаться человеком, не забывать о своей слабости, но и не поддаваться ей, бороться с ней, превосходить самого себя, стремиться к развитию". Ведь стать хорошим господином, можно лишь только побыв слугой. Ученый не может не быть человеком и уходить от мира не нужно, уйдя от мира, ученый теряет смысл своей деятельности, потому что наука существует для человека, для облегчения его жизни и ни в коем случая не для создания оружия. Ученый вне мира замыкается на своем исследовании и становится его рабом, он уничтожает в себе господина, человека, становится механизмом, которым правит желание найти, открыть, разгадать. Подчиняя себя этому - ученый убивает нечто, что можно было бы назвать духом.
  Гессе - великий пацифист, гуманист, его биография тесно переплетена с "Игрой в бисер". Так в двух жизнеописаниях Кнехта (Заклинатель дождя, Индийское жизнеописание), главные герои - заклинатель погоды и Даса теряют своих сыновей, и когда в Индийском жизнеописании йог называет это Маей, всё кричит против этого, Гессе опровергает сам себя, он говорит одно, при этом хочет, чтобы читатель сам для себя решил что для него "Майя", а что нет. Ответ Гессе однозначен - любовь к сыну, это не майя. Это то, что может превратить ученого в человека.
  В "Игре в бисер", особенно в жизнеописаниях Кнехта, например, в Исповеднике, отчетливо проскальзывают идеи Ф. Ницше о трёх превращениях. Гессе призывает нас вернуться к той невинности, которой мы обладали в детстве... Стать снова ребенком... Именно в этом, возможно, и содержится смысл "смерти" Кнехта и его "духовное превращение" в Тито.
  Произведение Гессе - скорее философское эссе, чем роман, здесь можно найти даже заметки о политике, так например, в этом отрывке прослеживаются идеи Роберта Михельса о железном законе олигархии: "Не столь благополучно обстоит дело со свойственным Ордену самомнением, с той сословной надменностью, к которой приводит любой аристократизм, любое привилегированное положение и которая справедливо или несправедливо ставится в вину всякой аристократии. История общественного развития всегда сопровождалась попытками образовать привилегированный слой, который возглавляет и венчает общество; создание своего рода аристократии, господства избранных, по-видимому, представляет истинную, хотя и не всегда открыто признаваемую цель и идеал всякого опыта общественного развития. Испокон века любая власть, будь то монархическая или анонимная, была готова поддерживать нарождающуюся аристократию, оберегая ее и одаривая привилегиями, независимо от того, какая эта аристократия - политическая или нет, аристократия по рождению или возникшая в результате отбора и воспитания. Испокон века поощряемая властью аристократия крепла под этим солнцем, но такая жизнь под солнцем, такое привилегированное положение на определенной ступени развития неизбежно превращались в соблазн и создавали предпосылки для разложения. Если рассматривать наш Орден как аристократию и с этой точки зрения попытаться проверить, насколько наше отношение к народу, к миру в целом оправдывает наше особое положение, насколько мы уже охвачены и поражены характерными болезнями аристократий - высокомерием, надменностью, сословным чванством, всезнайством, охотой жить на чужой счет, - у нас уже могут возникнуть некоторые сомнения".
  В какой-то степени Йозеф Кнехт - пример дауншифтера, пример потрясающий. Он всей своей жизнью говорит нам, жителям века пока всего лишь двадцать первого, о том, что в жизни, есть вещи, которые не могут быть заменены на продукты массовой культуры, карьеру, власть, деньги... Вещи, которые выше этого и о которых мы почему-то забыли...
  Существует ли ответ на вопрос "Сможем ли мы вернуть утраченное?.."...
  Мне кажется - всё зависит от нас...
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"