Аннотация: Или Французы в России (адаптация " Милый друг 21 века") (Об "Идеаль" Бегбедера)
" Le Bonheur a marche cote a cote aves moi;
Mais la Fatalite ne connait point de treve:
Le ver est dansle fruit, Le reveil dans le reve,
Et le remords est dans lamour: telle est la loi."
Le Bonheur a marche cote a cote aves moi.
(Paul Verlaine)
Счастье год за годом шло со мной,
Но ревностной судьбе неведомо смиренье:
Есть в яблоке червяк, а в грезах пробужденье
И угрызения в любви, таков закон.
А счастье год за годом шло со мной.
(Поль Верлен)
Длинная очередь (да очередь , и практически всегда) в супермаркете. Недалеко стеллаж с разноцветной литературой разного толка и сорта. Ожидание становится мучительным. Ты протягиваешь руку, привлеченная известным именем. И вытягиваешь ... пухленький небольшой томик в мягкой обложке с изображением женского торса. Название много не обещающее "Идеаль". Мельком пробегаешь аннотацию на задней обложке : "Смутьян и позер...". -Так.. так, кто бы спорил. ".. звезда французской словесности..." -Да?! В самом деле? - Пиарщики явно перестарались, перепутав литературу с эстрадой и кино. Ну, и что дальше? ".. оглушил мир романом о России." - Ого! А я и не знала об этом? Тот, кто писал аннотацию явно был в ударе и ... под шафе.
"Действие происходит в Петербурге, Нижнем Новгороде и Москве..." - Да не богатая география...
-Но все таки француз.., смутьян..., да и стоит гроши... Ладно - подумала я, - взгляну, тем более длина очереди позволяет, и может быть .. куплю.
Первые два эпиграфа уже пленили - искусство обольщения у французов в крови. -Достоевский: "Но часто.. думаю я, что даст мне свобода? Что буду я один в толпе незнакомой ?" ! Тургенев! "Первая любовь"! Ну надо же. Браво, браво...
В обычной жизни первая настоящая любовь приходит в ранней юности... А у героя книги в сорок лет. Ну да об этом потом.
Посмотрим, как устроена книга? Незамысловато текст распределен по главам. Их всего четыре, сколько времен года, и называются они так же:" Зима, Весна, Лето и Осень. " Вот так простенько .. но с французским изыском, к каждой главке цитатка из русского классика или не классика, но очень известного.
К "Зиме" - , я уже упомянула, - Тургенев: "... каждый из нас обязан рассказать историю своей первой любви." Да когда-нибудь и я ... напишу, обязательно.... К "Весне" " -Булгаков: Гроза омыла Москву... сладостен воздух..." и т.д. Попробую угадать, кто к "Лету" -Бунин? Нет, Пушкин: "Ах, долго я забыть не мог две ножки..." Ну кто бы сомневался, что-то стало проясняться в содержании. Об "Осени" гадать не стала . Пастернак: "Я запишу память о тебе в нежном, нежном щемящем печальном изображении.".
Тут подошла очередь, наживка была заглотана, "рыба на крючке" пробила чек. И книжонка, ухмыляясь крепким торсом вполне половозрелой девицы , утонула среди продуктов в большом белом пластиковом пакете.
Дома, раскидав съестное по полкам холодильника, наскоро приготовив ужин, вспомнила о приобретении и углубилась в чтение, устроившись уютно на диване под классическую музыку из ТВ (Разумеется, ТК Культура).
Обычно книги я читаю быстро на одном дыхании, или не спеша, но последовательно за несколько вечеров, без временного перерыва. А эту, едва прочитав несколько страниц..., тут же отбросила. "Окончательно я сошел сума в год моего сорокалетия" - оригинальное начало.
- Записки сумасшедшего? - иронизировала я. - Кто же не знает, как мужики в сорок лет сума сходят?. Во всяком случае, когда мне было 23 ... Бегбедер с задницы обложки глумливо ухмыльнулся: " В двадцать три? - Перестарок!"
После пары страничек вводного текста, с вкраплением цитаты ( но это же постмодерн, цитаты главная составляющая таких текстов) Теофиля Готье о любви: "смешного чувства, сопровождаемого непристойными телодвижениями", я немного познакомилась с героем "типичным представителем нашего бесхребетного времени", ведущего повествование, с его вкусами и предпочтениями беспозвоночных.
Вполне себе литературно. Ничего пугающего или вызывающего отвращение:
рос без отца, развалил едва создав свою семью, ни родины, ни корней, ни каких либо привязанностей, "не считая забытого детства, фотографии которого явно фальшивили, и наутбука создававшего иллюзии ... связи со вселенной". Не глупо.
А вот это в точку : "Я принимал амнезию за высшую свободу - в наши дни это достаточно распространенное заболевание". Согласна, как верно.
"Воображал себя гражданином мира" - ага как многие наши русские, режиссер Кончаловский , например.
"Европа мне представлялась памятником старины." Ну да -музей под открытым небом, где каждый булыжник полит кровью.
Нет, ну как, соглашаясь с меткостью чуть ли каждого слова, и умилившись последней фразой вступления "В сущности, мне бы захотелось рассказать о том, как я понял, что печаль необходима." - не предвкушать продолжения в подобном роде.
"Но, накоси выкуси" - опять оскалился Бегбедер.
Словом, читала я сей опус с перерывами почти неделю, ужас. Я отбрасывала книгу, забывала о ее существовании, а та вдруг неожиданно объявлялась. То - на журнальном столике, то - на подлокотнике кресла, то - вообще на ковре. В перерывах дел, бытовой суматохе, одалживая Бегбедеру, снова ненадолго брала в руки "парашивку", пробегала несколько страниц, и заталкивала куда подальше.
Книга бесила, злила , раздражала. Раздражение перманентно сменяла скука, когда автор традиционно пытался мне вдолбить очередное набившее оскомину либеральное вранье об истории моей страны. Возмущение мое дошло до предела, когда я наконец доползла до конца и поняла, что слова о необходимости печали, принадлежат насильнику-террористу, уничтожившего сотню людей. Брейвик "по французки" разгуливает по России. Это Вам - не призрак Коммунизма по Европе, знаете ли.
В сущности, о чем книга? Это книга о мечте всех либералов всего мира - взорвать Храм Христа спасителя и привести к власти в России олигарха -идиота, патриотизм которого ровно пропорционален количеству благ, которые он способен выкачать из своей вотчины -родины.
Удивляешься, как действующие власти допустили к печати сочащуюся экстремизмом муть?
Вместе с тем в этой книге, как ни в какой иной, показывается истинное лицо всемирной ( а не только российской )демократии. Ибо демократия в России строится по образу и подобию, сами знаете какой, и в какой стране, не устающей транслировать насильственным способом "демократические" ценности в недоразвитые страны.
Здесь не то, чтобы срывается одежда - сдирается кожа с лица преподобной Демократии.
В целом эта каша из антипровославной проповеди, беглых традиционных наездов на историю России и Советского союза, набивших оскомину современному обывателю, ироничной оды фашизму, и проклятий в адрес нефтедоллоровой олигархии, разоблачения современной косметической и модельной индустрии, несущих смерть своим клиенткам, ну это уже так... мелочи. Очередной микс, направленный, как скрытая реклама, на промывание мозгов в подтверждение аксиомы : "История учит тому, что ничему не учит".
Все это сдобрено , для равновесия и демонстрации свободомыслия , легкой критикой своей родины, Франции, и его святейшества Госдепа.
Ничего нового, Вы не найдете, в этой книге, чего бы Вы не прочитали у Татьяны Огородниковой ("Who is Ху") например, или подумали сами о мире власть- и богатсво-имущих.
Но не торопитесь, это чтиво с одной лишь стороны примитивно, с другой есть попытки уподобится слоенному тесту. То есть примитивная многослойность.
Чтоб втемяшить Вам либеральные откровения , последние вплетены в заманчивую для определенного круга, и возмущающую для другого, канву педафилийных предпочтений и переживаний главного альфа орангутанга, французского изысконно-гламурного Кинконга, психа и фашиста, как сам себя характеризует главный герой Октав , в связи с зарождающимся, мучительно и больно, самым отвратительным и постыдным чувством для современного века - чувством любви.
Возвышенной и чувственной любви, с желанием жить вместе до самой старости к... собственной дочери, о чем герой узнает в конце романа, а читатель понимает уже в середине. Канва чисто американского сюжета во французском исполнении на русской почве.
Благодаря этой постыдной мерзости Вам, читатель, будет подарено несколько прекрасных абзацев об истинной любви, если Вы не отбросите с отвращением детальные описания издевательств извращенно-пресыщенного павиана над малолетними девушками. Хотя педафилы эти страницы будут смаковать с особенным усердием.
Но в дальнейшем, и это покажется сущей невинностью по сравнению с описанием развлечений Идиота, называемого так по дружески Октавом Сергея Орлова, олигарха с внешностью, под которой узнаешь Березовского, например. Хотя под описание лысого коротышки подпадут и иные верно, не знакомые мне имена. "Фабрика слез" Идиота , не путать с "Фабрикой грез", хотя по эффекту - не то же ли самое, напоминают фантазии начинающих созревать подростков лет 9-ти с садистскими наклонностями.
Но знаете ли в любом дерьме.. могут оказаться .. драгоценные камешки.
И если Вам хочется провести вечер за текстом не испытывая ни капли сочувствия ни к кому из героев, кроме жертв террора, то все это ради чего?
Ну, ради, например, таких откровений (цитатник из Бегбедера).
"... все модельные агентства созданы квазимодами, которые мечтают спать с красивыми бабами"
"Надо называть вещи своими именами - мы все гонимся за блондизной, потому что мы фашисты." - Вот так!
"Выборы Мисс - голубая мечта любого фашиста." - И в самом деле.
"Слово "модель" в этом смысле честнее, чем "манекенщица": оно лучше выражает идею высшей расы и диктат правильной внешности." - Да, да.
"Русские вынуждены соответствовать необъятности среднеазиазиатских степей и сибирской тундры они безответны, но лиричны, обобраны, но высокомерны." ... Да речь у них пламенная , но образ жизни от нашего не отличается -это максимально приятное самоубийство." - Какое честное признание, что русских обобрали, и остальное тоже верно.
"Теперь, когда планета стала единой страной...". - О, уже стала?
"Бестелесные самочки необходимы для процветания капиталистической экономики..."
-Так, так, еще один признак капитализма...
"Экономические ставки больше, чем жизнь: новое лицо фирмы должно выплюнуть на рынок яд, спрятанный в креме." Дамы осторожнее с кремами!
"Как все садисты, он был очень мягким человеком и всегда кичился свой трусостью" - И раньше об этом читала.
"..деньги убивают любовь..." "Любовь - запретная мечта..." - К сожалению...
"Гедонизм - идеология людей, потерявших надежду" - Только они этого не понимают...
"Глобализация превратила нас в безропотных и отчаявшихся технопотребителей"
-Знаем, знаем...
А вот и камушки:
"... супружеские пары держаться не только на желании. Даже секс лучше, когда любишь...Человеку необходимо строить что-то вдвоем, вместе с родственной душой..."
- Октав, ты с дуба рухнул? - это не мой вопрос.