Лосева Виолетта Викторовна : другие произведения.

Обаятельный бизнес. Цикл ленивых бесед. 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Обаятельный бизнес. Цикл ленивых бесед.1.
  
  
  Много лет назад в Цюрихе, я услышала замечательную фразу местного экскурсовода, который рассказывал о достопримечательностях, мимо которых мы проезжали: "Посмотрите налево. В этом парке располагается один из самых престижных клубов Швейцарии. Туда даже иностранцев не пускают...". Конец фразы привлек мое внимание не потому, что я каким-то особым образом была заинтересована в получении информации об этом заведении, а просто потому, что вспомнила разговор с приятелем перед отъездом. Отношение моего приятеля к закрытым клубам выражалось в позиции "с точностью до "наоборот". Говоря об одном из Киевских клубов, он, помню, аргументировал свою приверженность следующими словами: "Это очень приличное место. Туда даже иностранцы ходят".
  Разговор этот происходил в то время, когда крупнейшие международные компании настойчиво и уверенно начинали занимать свои места на рынке Украины, организовывали работу своих офисов здесь, внедряли свои правила и нормы ведения бизнеса и создавали свой новый стиль - стиль работы иностранной компании в Украине.
  С тех пор прошло много лет, и у украинских и иностранных компаний появилось множество ОБЩИХ проблем и задач, и, укоренившийся в нашем сознании своеобразный пиетет по отношению ко всему иностранному, перестал уже быть столь явным. По крайней мере, он приобрел немного другую окраску - более практическую, более функциональную.
  Разговор, о котором пойдет речь, начался с ленивого обсуждения старыми друзьями своих "служебных" новостей. Это не было ни заседанием дискуссионного клуба, ни собранием трудового коллектива. Это была просто дружеская встреча людей, которые когда-то учились вместе, а сейчас работают в разных компаниях и время от времени встречаются для того, чтобы просто поболтать, выпить пива, вспомнить былое, и, иногда, поделиться какими-то своими мыслями и наработками.
  Как-то незаметно для себя мы начали говорить о сходстве и различиях работы в офисе иностранной компании от работы в украинской компании. Некоторые общие тенденции, которые выявились в процессе этого разговора, показались мне достаточно интересными, поскольку мнения людей, которые "на собственной шкуре" испытали прелести и того и другого, часто не совпадали, а обсуждение, не скованное ни временными, ни тематическими рамками, порой уходя в сторону, возвращалось в свое русло. И, к концу разговора, мы говорили уже не о сходствах и различиях, не о недостатках и преимуществах, а вообще о том, что такое работа в офисе.
  Этот почти случайный разговор стал началом своеобразного цикла бесед на темы, связанные с работой офиса. Мы не говорили о бизнесе как таковом. Мы говорили о том, что его окружает. Без чего он невозможен. Что делает его более "человеческим", более близким нам, более обаятельным...
   "...Я хочу работать в международной компании. Те правила и нормы, которые существуют в их бизнесе тридцать, пятьдесят, сто лет, они просто витают там, в воздухе, в офисе. Им невозможно не подчиниться. Они как бы обрисовывают рамки и твоего поведения и твоего отношения к работе и твоего взаимодействия с коллегами..."
   "...А меня раздражают каждый день эти американские улыбки. Каждое утро, независимо от того, какое у тебя настроение и сколько у тебя работы - все, проходя мимо, тебе улыбаются и спрашивают "How are you?". И как только ты открываешь рот, чтобы что-то ответить, тебя уже не слушают...".
  "...Меня это тоже раздражало поначалу. Потом привыкла. А сейчас, когда этого нет, мне этого очень и очень не хватает. Более того, когда улыбаюсь коллегам утром и спрашиваю - как дела? как прошли выходные? - на меня смотрят как на шпиона..."
  "...Что мне нравится в моем офисе - это какая-то размеренность, упорядоченность, планомерность. Нет, конечно, бывают и авралы, и постоянные deadlines и сверхурочная работа, но все как-то спокойнее. Где-то в глубине души ты знаешь, что бизнес твоей компании - незыблем. Ты себя не чувствуешь винтиком, но в то же время ты понимаешь, что от твоей ошибки ничего не рухнет. Твоя ошибка может плохо кончиться для тебя лично, но бизнес от этого сильно не пострадает..."
  "...Я так привык получать всю зарплату в "белом" виде, что сейчас, когда мне раз в месяц вручают конверт, я чувствую себя не совсем уютно. Более того, несмотря на то, что, по большому счету, зарплату не задерживают, каждый раз, я не уверен, что ее выплатят. Наверное, это момент чисто психологический, но я чувствую себя как-то неуверенно. Ну и, конечно, в случае увольнения - у тебя нет никаких гарантий того, часто твою последнюю зарплату тебе выплатят вообще... Кроме того, даже не думая о пенсии, все равно приходят мысли о том, что, не платя налоги сегодня, завтра ты оказываешься в роли нарушителя закона, причем не по своей вине...".
  "...А меня раздражают эти двадцать пять степеней согласования. Ты прекрасно сам знаешь, что и как нужно сделать, а от тебя требуют ОК от Джона, потом ОК от Тома, потом ОК от мистера Смита, а дело стоит..."
  "...Это еще зависит от того, с кем ты работаешь. Я помню, как я впервые приехала на совещание региональных менеджеров в Бельгию, и в то время вообще плохо представляла себе, что такое презентация, что такое совещание на таком уровне и т.д. Кроме того, я была самая молодая из присутствующих. И помню, как наш начальник - вице-президент (для меня - высота недосягаемая) сказал мне: это твоя страна и лучше чем ты, никто не знает, как и что там должно быть. Мы можем рассказать, как это принято у нас в компании. Мы можем поделиться опытом, как это происходило в других странах Восточной Европы. Но то, как это должно быть в твоей стране - ты знаешь лучше всех. Я до сих пор благодарна ему за эти слова..."
  "...А у нас в компании я столкнулась со страшным непониманием по этому вопросу. Мы проводим ежегодно корпоративные вечеринки летом на природе, причем включаем туда и официальную часть (как бы собрание), и спортивные мероприятия, и игры и просто отдых на берегу реки. И наш начальник (немец) с большим удовольствием всегда в них участвовал, и пользовался моментом, чтобы неформально пообщаться с каждым, и даже хором с нами пел "Несе Галя воду...". И вдруг в этом году к нам назначают HR supervisor - тоже из Германии. Она за месяц три раза прилетала в Киев - один раз, чтобы посмотреть и оценить место проведения мероприятия (мы уже лет пять туда ездим), потом возник спор по поводу согласования меню - мы всегда заказывали немного спиртного - и это никому не мешало. Но она откопала "якобы корпоративное" правило, где сказано, что из напитков может быть только пиво. И ей нужно было лично прилететь в Киев, чтобы это доказать. В третий раз она прилетела, чтобы "утвердить" сценарий, который нужно было расписать буквально по минутам. В пункте, который в моем сценарии был обозначен как "Вечерний костер", ее просто заело. "Я не понимаю" - твердила она. "Ну, мы к вечеру устанем, можно просто посидеть у костра, попеть песни, может быть, потанцевать" - пыталась я ей объяснить то, что мы пять лет делали без утвержденного ею сценария. "Я не понимаю все равно. Вы же все взрослые люди. С чего бы это вы вдруг начали петь?" Я была в растерянности - я не знала, как ей объяснить, что мы вообще любим петь. Что это тоже сближает. Что потом это вспоминается. Что это иногда дает возможность обнаружить в компании новые таланты... Ее вердикт был - "мы взрослые люди и не будем играть в эти детские игры". Все свои перелеты она включила в бюджет мероприятия! И самое обидное, - наш шеф, который раньше был вместе с нами во всех наших "детских играх" быстро стал на ее сторону. Приходилось каждый пункт переводить и отправлять ей на согласование. А она в свою очередь половину из них согласовывала со своим начальством, что тоже занимало кучу времени..."
   "...А меня поразило, что в первый же день мне дали целый буклет о компании. Я сначала и не думала его читать, думала, там, в основном всякие там миссии и ценности. А там, оказывается, кроме этого, целый раздел - ответы на вопросы новичков - как заказать визитки, как воспользоваться машиной, как оформить командировку, как получить корпоративную кредитку, как вести себя в случае конфликта, какой орган разрешает споры и т.д. Я когда об этом всем прочитала - сразу же почувствовала, что обо мне тут как бы позаботились... И этот буклет обновляется каждые полгода - с контактами, фамилиями. Возникает новый вопрос - он включается в содержание. А ведь сделать это очень легко. Представь, на сколько одинаковых вопросов приходится отвечать службе персонала, бухгалтерии и просто окружающим, когда в офис приходит новый человек, не говоря уже о случаях, когда новичков много..."
  "...Когда описаны все процедуры - это здорово. Я, работая в украинской компании после иностранной - все время искал, где мне можно почитать, как принято делать это, как то. На меня все смотрели, как на сумасшедшего. Потом начались фразы, типа - это же элементарно, зачем тебе инструкция? Я пытался объяснить, что это элементарно, если проектом занимается три человека и сам проект рассчитан на пару месяцев. А если у нас будет проект, куда вовлечены десятки, сотни людей? А если это проект на несколько лет? Но мои объяснения не подействовали. "Если хочешь заниматься писаниной - пожалуйста, - в свободное от работы время", "Если тебе делать нечего - вперед, сиди, расписывай каждое действие, а нам есть, чем заняться и без этого". Не понимают люди, что тратят кучу лишнего времени и усилий на то, чтобы десять сотрудников отдельно друг от друга разобрались в одном и том же... Я оттуда ушел, но, думаю, что впечатление обо мне осталось как о человеке, который шагу не может ступить без бумажки..."
  "...А job description? Я работаю в украинской компании, и мне сказали, что в моей компании специально не дают никому описания функциональных обязанностей, потому что не хотят, чтобы сотрудник имел право потом сказать, что что-то не входит в его обязанности. Но это же полная ерунда! Во-первых, всегда есть фраза "и другие обязанности в соответствии с нуждами компании", а во-вторых, это действительно нужно знать, что ты ДОЛЖЕН в первую очередь, что во вторую, а что ты вообще НЕ ДОЛЖЕН, но можешь сделать из любезности. А говорить о том, что это не входит в мои обязанности - это начало конфликта. И чаще эта фраза как раз звучит там, где обязанности каждого не определены..."
  "...А у нас в компании - она украинская - наоборот, приветствуется, когда человек сам на себя что-то берет и продвигает. То есть дают простор для творчества. И я думаю, это может быть только в нашей компании - и ты приходишь со своей инициативой - тебе говорят: можешь? Делай. Ты и делаешь. Иногда, правда, впустую. Но, поскольку все вокруг в такой же ситуации - только от тебя зависит, сможешь ты внедрить свою идею или нет..."
  "...Но в этом случае главное, получается, не целесообразность, не необходимость в бизнесе, а личный напор. Продвинет тот, кто лучше умеет двигать. А идея, которая, может быть и более интересна и нужна - гаснет, потому что сгенерировал ее не такой пробивной человек..."
  "...А у нас лучше не выдвигать никаких идей. Тебе сразу же скажут - вот ты этим и займешься. Только ни средств, ни людей мы тебе на это не даем. Ты сделай, а там посмотрим. И тогда ты сам думаешь, где тебе достать деньги на реализацию этой идеи, как тебе самому ее реализовать. Кому поклониться, кого попросить.... И в следующий раз хорошо подумаешь, а нужно ли идти к руководству со своим следующим предложением..."
  "...А я знаю одну компанию, где есть такой box для идей, и ты можешь предложить все что угодно - начиная от предложения о том, как привлечь новых заказчиков, и заканчивая идеей купить рояль для офиса". И раз в месяц - все предложения рассматривались. Некоторые даже принимались к реализации. А за некоторые сотрудники получали призы в номинациях, например "лучшее техническое предложение от "гуманитарного" сотрудника" или "за гениальную, но преждевременную идею" и т.д. Сначала многие дурачились, а многие не верили, а потом все втянулись, и этот box наполнялся очень быстро... Причем, идеи были под псевдонимами, так что и президент и водитель были в одинаковом положении..."
  "...Мы немножко ушли от темы, но это не важно. Я хочу защитить украинские офисы. Мы можем и нагрубить друг другу и сказать крепкое словечко, но мы умеем чувствовать и воспринимать все по-человечески. У нас в компании одной девушке нужна была сложная операция, так этим занимался сам президент, привлекая все свои связи. Хотя до этого он ее и в глаза не видел. Ты можешь себе это представить в иностранной компании?.."
  "...А в иностранной компании ты просто берешь свой страховой полис - и делаешь операцию. И считаешь, что ты никому не должен и тебе никто ..."
  "...А я думаю, здесь не важно - иностранная это компания или украинская. Важны человеческие отношения...".
  "...Вот и я о том же. Только они бывают скорее в наших компаниях..."
  "...Ой, а я, помню, как-то выиграла "ужин с президентом". У нас в компании проходил конкурс "Мисс обаяние", сначала мы все заполняли анкеты, кого бы мы выбрали, а потом шесть выбранных девушек участвовали в мероприятии - что-то типа "А ну-ка девушки". И приз был - ужин с президентом. Представляете? Я сначала дрожала, как осиновый лист, а он сам разряжал обстановку и все время шутил... Мне в людях очень нравится, когда они за пределами офиса могут вести себя по-дружески. Акция эта проходила в течение трех месяцев, а стоила совсем мало... Я думаю, что их (иностранцев) специально этому учат в курсе менеджмента - уметь общаться..."
  "...Я своего президента не видел ни разу. Хотя в компании работаю уже почти год. И он почти все время проводит в Киеве. Я о нем в газетах читаю то хорошее, то плохое, но личного впечатления у меня нет. Хотя я и не последний человек в нашей иностранной компании..."
  "...А у нас проводился анонимный опрос - если бы Президент мог исполнить одно твое (реальное) желание, что бы ты попросил. И только сорок процентов людей ответили, что хотят повышения зарплаты. Он был поражен. Он очень скептически относился сначала к этой акции, а потом задумался... Он швед и сначала вообще не понимал, что мы в работе видим еще что-то кроме денег. Мы говорим ему - нам нужно, чтобы было интересно. А он в ответ: мы будем искать возможность усовершенствования системы компенсации. И когда мы подвели итоги и сказали ему, что далеко не все просили бы его о повышении зарплаты - он очень заинтересовался - а чего же хотят другие? И был удивлен, что многие хотят взять на себя больше ответственности, многие хотят обсуждать с ним стратегические вопросы, некоторые девчонки написали, что хотят "поцеловать его в щечку". Он был просто растроган, хотя до этого казался просто какой-то бизнес-машиной. И после этого он стал немного другим - это все отметили - более приветливым что ли, более нормальным..."
  "...А у нас ничего такого не проводится. К нам пришла новая девочка в корпоративную службу персонала, и она все предлагала - а давайте то, а давайте это. От нее просто все отмахивались..."
  "...Это она неправильно предлагала. Нужно еще уметь сделать соответствующее лицо. К нам пришла на работу девушка - новый офис менеджер - и "поставила все на свои места". Казалось бы, до нее секретари заказывали канцелярские товары и не считали это слишком трудной работой. И тут это поручили ей. Мы сначала смеялись, когда она на общем собрании начала говорить "о своем проекте" - оказывается, заказ скрепок тоже может быть ПРОЕКТОМ. Но потом, когда оплату тех же скрепок она назвала ИНВЕСТИЦИЯМИ в нормальную жизнедеятельность офиса, нам уже было не до смеха. И начальство ее поддержало. Она разработала форму, написала процедуру, определила бумажки, которые нужно подписать раз в полгода. Теперь я даже не знаю, как в офисе появляются новые ручки, откуда берется бумага и т.д. Но всегда все есть. А раньше то без скотча сидели, то без ручек. Оказывается, из всего можно сделать проект...".
  "...Хорошо, когда в офисе никто не считает, что только он работает, а все остальные "просиживают время...
  - А ты встречал таких людей?
  - Да, и, как ни странно, в совершенно украинской компании. Там на Совет Директоров выносились вопросы о нормализации работы транспортной службы, и о работе секретарей, и о том, что нужно постричь траву возле офиса. И это были первые вопросы, которые рассматривались. А потом начинались решаться вопросы по бизнесу и все знали, что при таком распорядке никто не смоется раньше времени "на важную встречу". И это создавало впечатление, что все службы одинаково важны. Так было заведено...".
  "...А мне нравится, когда в офисе есть этическая служба или служба разрешения конфликтов. Ты просто можешь подать заявку, и ради тебя соберутся люди, и вы будете совещаться, пока не придете к какому-то решению. И еще там был один нюанс: рассмотрение твоего "дела" может быть не раньше, чем через неделю после заявки. И в 90 процентах случаев вопрос снимался с повестки дня. Просто за неделю злость у человека проходит и он успокаивается. Но зато служба вела статистику "назревания конфликтов" и определяла "опасные зоны"...
  "...Я должен сказать, что это можно делать в компании, где уже все отлажено и построено. У нас в компании даже для решения важного вопроса невозможно "отловить" нужного человека...
  - Вот видишь - и ты говоришь, "даже для важного вопроса"! А нужно знать, что во взаимоотношениях в офисе - неважных вопросов нет! Особенно хорошо, когда это понимает руководство. А если только и слышишь от начальника - у меня нет времени, еще не хватало, чтобы я занимался такой ерундой...
  - Но ведь многие и так лезут с ерундой...
  - А если к тебе лезут с ерундой, значит, ты сам не наладил систему взаимоотношений. Ты один раз реши - к кому в твоей компании должны приходить с "ерундой" и к тебе больше не пойдут... Все же нормальные люди. В основном, с высшим образованием. И если приходят к тебе, значит для них это не ерунда..."
  "...А меня бесят эти корпоративные правила. Особенно зло берет, когда в них написано что-то вроде "отношения в офисе должны быть дружескими и доброжелательными" - это же просто вода..."
  "...А вот и не вода. Это впитывается в сознание с первых дней. Знаешь, существует понятие "климат в команде". Это же не отношение одного к другому. Это ОБЩИЙ СТИЛЬ. Я не скажу, что можно создать стиль по инструкции. Но инструкция - это как бы одна из составляющих. Иногда она не помогает. Но лишней не бывает никогда. Это - как "запас прочности..."
  "...А пара "начальник-подчиненный"? Это зависит от каждого из них лично или от климата? Я думаю, здесь важен комплекс..."
  "...А ты не считаешь, что в офисе любой процесс - это комплекс действий. Ни одно единичное действие, практически, не приносит результата. Даже приказ сам по себе еще ничего не значит, а должна быть устная или записанная процедура его выполнения..."
  Мы еще о многом говорили в тот вечер. И выяснилось, что где бы мы ни работали, нас всех волнуют одни и те же вопросы.
  "А вы знаете, что такое харизма?" - спросил кто-то напоследок.
  Но разговор об этом мы перенесли на следующий раз.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"