Лошманов Анатолий Иванович : другие произведения.

Борьба мифов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Одно из основных направлений выражения воли человека состоит в стремлении освободиться от необходимости, как от чего-то навязанного, сковывающего его инициативу. Как известно, у всякого явления есть своя противоположность. Всякому Јдобру" (в данном случае, свободе) соответствует своя мера Јзла". Последнее предстало перед человечеством в виде глобальных проблем, среди которых наиболее животрепещущей оказалась проблема экологической безопасности. Глобальные проблемы сигнализируют, что то понимание свободы, которое преобладает в современном мире, не соответствует коренным интересам человечества, и от него нужно отказываться самым решительным образом. Более того, масштабы глобальных проблем служат призывом поворота волевых усилий человечества в противоположную от традиционного понимания свободы сторону - сторону познания и следования необходимости и непрестанного движения в этом направлении. Конечным результатом такого хода событий должно стать, наряду с разрешением глобальных проблем, коренное изменение мировосприятия человека, одна из особенностей которого будет состоять в том, что необходимость перестанет восприниматься как нечто навязанное, и обретёт статус желаемого, то есть, преобразуется в свою противоположность, освобождая человека от ощущения гнёта...

C 09/08/2003 посвящается
геологу и экологу
Юрию Владимировичу Иванову


1

Лошманов А.И.

Как человеку выжить

(гипотетические размышления)

I

Одно из основных направлений выражения воли человека состоит в стремлении освободиться от необходимости, как от чего-то навязанного, сковывающего его инициативу. Поскольку человек, как биологический вид, появился на свет не по своей воле, он никогда не станет полновластным хозяином своей судьбы, и овладевает свободой в той мере, которая необходима для его эволюции. Как известно, у всякого явления есть своя противоположность. Всякому добру (в данном случае, свободе) соответствует своя мера зла. Последнее предстало перед человечеством в виде глобальных проблем, среди которых наиболее животрепещущей оказалась проблема экологической безопасности.

Глобальные проблемы нарастают у нас на глазах, как снежный ком в лавине, и приняли такие угрожающие размеры, что требуют безотлагательного решения. Они сигнализируют, что то понимание свободы, которое преобладает в современном мире, не соответствует коренным интересам человечества, и от него нужно отказываться самым решительным образом. Более того, масштабы глобальных проблем служат призывом поворота волевых усилий человечества в противоположную от традиционного понимания свободы сторону - сторону познания и следования необходимости и непрестанного движения в этом направлении. Конечным результатом такого хода событий должно стать, наряду с разрешением глобальных проблем, коренное изменение мировосприятия человека, одна из особенностей которого будет состоять в том, что необходимость перестанет восприниматься как нечто навязанное, и обретёт статус желаемого, то есть, преобразуется в свою противоположность, освобождая человека от ощущения гнёта. Этот качественно новый, с точки зрения современного человека, уровень мировосприятия предлагается называть видовым (в биологическом смысле) сознанием. На самом деле, видовое сознание, общее для всех людей, присутствует в них изначально наподобие генетического кода и служит самосохранению человека как биологического вида. Проявляется оно подсознательными импульсами и настолько, насколько необходимо для поддержания популяции вида.

Однако человеку суждено постигать не первородное видовое сознание. В связи с этим предполагается, что на ранней ступени эволюции подавляющую роль в мотивации поведения человека играло видовое сознание. Затем, по мере становления человека разумного, оно всё более и более уступало свои позиции аппарату формального мышления, одновременно развиваясь во взаимосвязи с ним. Данный этап эволюции привёл видовое сознание в то состояние, в котором оно находится в настоящее время. Но это состояние, если не учитывать высказанные ранее предположения, является великой тайной Высших Сил, недоступной современным людям. Можно лишь допустить, что оно представляет собой результат соединения первородного видового сознания с мыслительной функцией человека. Таким образом, изложенное выше подводит к заключению о том, что постижение видового сознания - это акт самопознания, во время которого человек познаёт свои скрытые свойства, возможности и, значит, таким способом самосовершенствуется.

Особо следует отметить роль религий в постижении человеком видового сознания. Они обозначают собой этапы длительного процесса самопознания. Но существующий религиозный путь самопознания отличается от описанного выше отсутствием принципа следования необходимости; по крайней мере, этот принцип не входит в перечень основных положений вероучений. Тем не менее, указанное отличие не может служить признаком, умаляющим значение религий. Не вдаваясь в рассмотрение теорий философов-идеалистов, обосновывающих самостоятельное возникновение и существование идей, следует признать, что религиозное учение - это типичный пример самостоятельной жизни идеи, оказывающей колоссальное воздействие на человека. Бесспорно, что ещё в очень далёком прошлом (возможно, даже в доисторическое время) был дан толчок к жизни религиозных учений, как всеобъемлющих идей. Безотносительно к своему происхождению основные положения религий являются первичными по отношению к сознанию современных людей и постоянно оказывают влияние, как на верующих, так и на неверующих; но верующие отличаются тем, что их образ жизни соответствует осознанному движению по пути постижения видового сознания.

В мировых религиях предусмотрено самосовершенствование человека на индивидуальной основе, без общей мобилизации; в силу этого они не способны играть ведущую роль при решении глобальных проблем. В данном случае, значение религий видится в следующем. Так как они содержат в себе поучения о правилах жизни в миру, то способствуют человеческому общежитию и, следовательно, физическому выживанию людей. С помощью религий человечество действительно выжило и, более того, значительно приумножилось. Но вместе с тем крайне ухудшилось качество окружающей среды. Причина указанного бедствия заключается в преобладании в современном мире цивилизации западного типа, движущей силой которой является всеобщее поклонение личной наживе и росту потребления, не останавливающееся перед угрожающими размерами вмешательства в окружающую природную среду. В этих условиях традиционных правил жизни, выработанных в эпохи господства и могущества религий, и остающихся в большинстве своём актуальными и поныне, уже недостаточно.

II

Идеологической основой приоритетов цивилизации западного типа служит концепция свободы личности, предполагающая, в первую очередь, обеспечение индивидуальной возможности выбора корыстных целей и средств для их достижения Далее, для простоты изложения текста, концепция свободы личности современной цивилизации западного типа будет назваться западной концепцией свободы.. В философии наиболее обоснованная концепция подразумевает под свободой личности признание и следование познанной необходимости. В реальности дают знать о себе обе эти разные по смыслу концепции. Но следует подчеркнуть, что философская концепция свободы, как правило, намеренно или ненамеренно игнорируется и забывается; исторический опыт показывает, что она начинает заметно обнаруживаться лишь в периоды социальных потрясений, войн, различных катастроф.

Существование одновременно двух разных по смыслу концепций свободы личности служит одним из подтверждений того, что сознание, определяющее поведение человека, - явление очень сложное, состоящее, выражаясь условно, из двух уровней, один из которых как бы внешний Область формального мышления. , а второй - глубинный Область видового сознания. . Общеизвестное понятие подсознание как раз это и доказывает. Западная концепция свободы, судя по её смыслу, могла возникнуть только на внешнем уровне сознания при полном отрыве формального мышления от видового сознания, в перечень обязанностей которого, как гаранта сохранения вида, должна входить функция контроля. Из этого вытекает, что концепция не выражает коренные интересы человечества и, соответственно этому, представляет собой ложь, или миф о свободе Здесь и далее под мифом подразумевается широко распространённая и глубоко укоренившаяся в сознании людей ложная идея. . В данной ситуации поступательное развитие человечества обеспечивается видовым сознанием в ходе его борьбы с формальным мышлением и сопровождается колоссальными издержками в виде кризисов, апогеем которых в XX веке были мировые войны. Негативные последствия бесконтрольного функционирования формального мышления объясняются установлением его диктатуры в результате того, что человек постепенно уподобляется роботу, теряя способность сопереживания себе подобным. Фактически это психическая болезнь, всегда готовая перейти в эпидемию. В указанной обстановке даже такое, казалось бы, позитивное достижение формального мышления, как научно-техническая революция, выражается нередко в извращённой, античеловеческой форме (например, в форме создания оружия массового поражения людей).

Миф о свободе, постепенно превратившийся в общую для многих людей руководящую идею, в значительной степени овладел их сознанием; но они не замечают этого, и наслаждаются кажущейся свободой. Хорошо это или плохо? Во всяком случае, человек часто гораздо счастливее, находясь в неведении. Напрашивается вывод, что миф, представляя собой ложь, на длительное время стабилизирует, укрепляет психику людей, превращаясь в их глазах в достоверную идею, оправдывающую повседневную практику. Налицо действие одного из законов диалектики развития - закона единства и борьбы противоположностей. К слову, частичным его выражением является русская народная пословица нет худа без добра.

Как свидетельствует История, прожив в сознании людей долгую жизнь, мифы умирали, когда обнаруживалась их несостоятельность как достоверных идей. Каковы же перспективы мифа о свободе? Очевидно, что на современном историческом этапе он постепенно вытесняет из сознания религии, приобретая всё более и более глобальное значение. Значит ли это, что миф о свободе возобладает над религиями? Думается, что нет. Так, появление в XX веке глобальных проблем указывает на то, что закат царствования мифа неизбежен и не за горами. Его призвана ниспровергнуть идея необходимости обеспечения экологической безопасности человека. Недалеко то время, когда она овладеет умами настолько, что значительно потеснит миф о свободе, а затем постепенно превратится в религию нового типа, господствующую по отношению к нему. В процессе развития этой религии человек добьётся небывалых ранее успехов на пути постижения видового сознания, так как всё более и более будет руководствоваться в своих действиях познанной необходимостью обеспечения безопасной экологической среды. Это явится свидетельством постепенного признания главенства философской концепции свободы и освобождения из плена мифа о свободе.

Окончательное утверждение религии нового типа будет означать вступление человечества на порог нового этапа постижения видового сознания, сравнимое по своему значению с переходом от язычества к современным мировым религиям. Попытаемся представить себе, этот этап. Итак, с помощью религии нового типа от одной большой беды человечество избавится. Но, судя по прошедшему, его несчастья на Земле неиссякаемы; поэтому, следом другая глобальная проблема послужит причиной появления второй религии нового типа. Люди воспользуются ещё одним шансом, для того чтобы продвинуться вперёд в постижении видового сознания. И так далее Принципы каждой предыдущей религии нового типа не будут предаваться забвению, входя в свод правил жизни. . Следовательно, в перспективе исторический процесс будет характеризоваться чередованием эпох религий нового типа, призванных спасать человечество от гибели или различных глобальных бедствий. Человек пройдёт большой путь постижения видового сознания благодаря следованию познанной необходимости. Это будет время господства философской концепции свободы. На его конечном отрезке человек завершит самопознание в неразрывной связи с познанием окружающей, главным образом, земной, среды (точнее, человек максимально приблизится к этому состоянию, учитывая, что познание бесконечно), прекратят существование традиционные религии, выполнив свои задачи обеспечения выживания человечества и оказания ему помощи в самопознании присущими только им методами. Представляется, что всё это случится во имя широкомасштабного выхода человечества во внеземной мир на качественно новом уровне. Дело в том, что всей своей историей человек доказал свою постоянную устремлённость к познанию и освоению окружающего мира и самосовершенствованию. Резонно предположить, что в этом заключается его основная сущность и этим же определяются его главные земные задачи. Решив их, человек только тогда окажется до конца подготовленным к самореализации во внеземных пространствах, к которым, в мечтах своих, постоянно стремится. Значит, земная жизнь человека является подготовкой к выполнению более высокой миссии - познанию и освоению внеземного мира. Примечательно, что данный вывод перекликается с религиозной идеей о приготовлении верующих на Земле к небесной жизни, или к жизни в раю. Подводя итого сказанному, констатируем, что земное предназначение человека состоит в обретении и постижении видового сознания, пригодного для широкомасштабного выхода во внеземной мир.

III

Вернёмся поближе к современной эпохе. Настанет время, когда будут сосуществовать первая религия нового типа, миф о свободе и мировые религии. Чрезвычайно интересен вопрос о сроках полного вытеснения указанного мифа из жизни религией нового типа. При ответе на него логично исходить из следующих двух посылок. Во-первых, период становления мифа равен периоду его заката, что объясняется постепенностью обоих процессов. Во-вторых, окончательное его утверждение совпадает по времени с началом широкого распространения идеи экологической безопасности, или, что то же - ростков религии нового типа. Тогда время становления (равно и заката) мифа составляет: 200 лет Примерный возраст западной концепции свободы личности (мифа о свободе). Отсчёт ведётся начиная со времени провозглашения Конституции США (1787 г.) и французской революции 1789-1799 гг. - 20 лет Примерный возраст широкого распространения идеи экологической безопасности, или ростков религии нового типа. Отсчёт ведётся с начала широкого проявления движения зелёных (1970-е гг.). = 180 лет Ввиду приближённого вычисления возможны отклонения в первые десятки лет. , - а остаток его жизни - 180 лет 8 - 20 лет 7 = 160 лет 8. Если предположить, что скорость развития зарождающейся религии нового типа равна скорости заката мифа, то через 70 лет 8 (половина времени заката за вычетом 20 лет 7) они должны сравняться между собой по степени воздействия на людей. После того как это произойдёт, велика вероятность значительного притока последователей мировых религий благодаря помощи религии нового типа по духовному совершенствованию человека. Кроме того, начиная с данного исторического рубежа, следование принципам религии нового типа постепенно будет становиться нормой поведения человека и, таким образом, приведёт к появлению новой идеологии, или новых правил жизни. Основными показателями оценки достоинств человека всё более и более будут становиться его успехи в деле создания и поддержания системы экологической безопасности.

Теперь пора специально остановиться на рассмотрении понятия экологическая безопасность. Под ней в настоящее время обычно подразумевается безопасное состояние окружающей человека природной среды. Но этого недостаточно; пришло время учитывать и морально-психическое состояние человеческих коллективов. Понятно, что данная область окружающей среды имеет не меньшее значение для человека, подтверждением чему служат проявления терроризма (в том числе государственного); ведь без прогресса в ней невозможны и значительные успехи в оздоровлении природной среды. Это связано с необходимостью накопления опыта гуманистической направленности, приводящего к изменению в положительную сторону психологического климата вокруг всех проблем, касающихся улучшения человеческой жизни. В свою очередь, деятельность по оздоровлению природной среды способствует, по той же причине, созданию и поддержанию здорового морально-психического состояния человеческих коллективов. То есть, успехи в обеих из этих областей деятельности взаимно обусловливают друг друга. Вне всякого сомнения, что большая роль в создании и поддержании здорового морально-психического состояния человеческих коллективов принадлежит религиям. Следовательно, и духовенство, и светское общество должны действовать совместно ради осуществления великой общечеловеческой цели - создания и поддержания всеобъемлющей системы экологической безопасности.

Некоторые выводы

1. В настоящее время мы оказались свидетелями овладения сознанием людей западной концепции свободы личности, являющейся мифом, а также зарождения религии нового типа, результатом следования которой станет возникновение новой идеологии (или новых правил жизни), призванной исполнить роль фактора выживания человека.

2. Современные мировые религии просуществуют достаточно долго, поэтому имеющая иногда место постановка вопроса о завершении в обозримой перспективе их миссии лишена практического смысла.

3. Современный человек не готов к освоению внеземного мира (выход на околоземные орбиты не в счёт).

февраль 2002 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"