- Да что в нашем городке интересного? Чего сюда туристам ехать - даже поглядеть нечего? - Думаешь?... А вот скажи, ты когда по пешеходно-торговой зоне идешь, ты только на витрины смотришь, да? - Ну да... А куда еще? - А голову задрать и глаза повыше?...
Так хихикали мы однажды за завтраком над Андреасом. Потому что Сильвия, после того, как познакомилась с ее нынешним мужчиной, стала больше внимания на такие мелочи, как архитектурные стили, обращать. Он оказывается любит по городам слоняться, просто, чтобы посмотреть... Я же лично уже года три - с тех пор, как связалась с дюже любопытными иностранцами - хожу по разным ярмаркам, спотыкаясь о собак и детей, потому что глазею все больше выше... Выше витрин и размалеванных рекламой стекол... Потому что там - много интереснее.
Ну, вот если хотите, пример: Витрина обычного маленького бутика
А если смотреть выше, видно такое вот маленькое чудо:
Пешеходные зоны расположены по традиции в центре города, там, где дома старые, сохраняемые горожанами в первозданном их виде. Или это балочно-саманные "фахверкхаус" - домики в клеточку. Или те же полудеревянные дома, но с шикарными фасадами, украшенными резьбой, фигурками, эркерами, балкончиками, башенками - везерский ренессанс. Стиль, распостраненный в городках, расположенных вдоль реки Везер. К их числу относятся около двух дюжин старых немецких городов от Гёттингена до Бремена. Золоченные письмена на балках рассказывают маленькие истории о жителях дома или его строителях. Иногда это стихи или шутливые советы. Иногда верзы из Святых Писаний. Иногда...
Сегодня - серое, мокрое, мороснодождливое воскресенье. Мы с мужчиной развлекали себя поездкой в Хамельн, расположенный примерно в пятидесяти километрах от места нашего проживания ввех по течению Везер. Большинство из нас знает эту легенду с самого детства - легенду о Крысолове из Хамельна.
В году 1284 появился в Хамельне чудаковатый человек. Одет был он пестро, назвался Крысоловом и пообещал, за определенную плату, избавить город от крыс и мышей. Горожане согласились на сделку, и достал тогда Крысолов свистульку, и принялся насвистывать. Крысы и мыши, заслышав свист, выползали из нор и щелей и собирались вокруг Крысолова. Через некоторое время, решив, что больше грызунов в домах не осталось, побрел Крысолов, посвистывая, прочь из города вброд через реку Везер. Вся свора следовала за ним по пятам и утонула в реке. Горожане же, увидев, как легко осободились они от грызунов, пожалели Крысолову обещанной награды, и ушел он из города весьма разозленный. 26-го июня музыкант вернулся вновь, когда всякий горожанин был в церкви, и звук свистульки разнесся по улочкам во второй раз. Вскоре стали собираться на улице не крысы и мыши, а дети - хлопцы и девочки с четвертого года в большом числе. Так, не прерывая свиста, увел он детей через восточные ворота к горе, где вместе с ними пропал. Только двое и вернулись: но был один из них слеп и места, где пропали дети, показать не смог, другой же был нем и ничего не мог рассказать. Некоторые говорят: дети были заведены в пещеру, и вышли из нее где-то в Семигорье. Ровным счетом 130 детей пропало. (Братья Гримм. "Дети Хамельна" В сокращении.)
Дом Крысолова - шикарное здание типичного везерского ренессанса. Назвали его так, потому что именно на нем, была найдена вот такая вот балочная надпись:
" Anno 1284 * Am Dage Johannis und Pauli * war der 26. Juni * Durch einen Pieper mit allerley Farve bekledet gewesen * CXXX Kinder verledet * Binnen Hameln geboren * To Calvarie bi den Koppen Verloren"
"В году 1284-ом, в День Иоанна и Павла 26-го июня был Свистун в пестрых одеждах, кем 130 детей, в Гамельне рожденных, уведены и в горе потеряны."
Дом построен в 1602-1605 годах. То есть более трехсот лет позже описанных на его балках событий. В архивах города найдены так же документы, ведущие датирование "от ухода детей наших". Есть несколько теорий о том, что же произошло на самом деле в Хамельне в конце тринадцатого столетья. Наиболее вероятно, что вебовщики, разосланные примерно в то же время немецким рыцарским орденом по городам и селам, которые и были одеты необычайно броско и ярко, завлекали с барабанами и свистками бедный городской люд на освоение новых земель. То есть "дети" Хамельна были вовсе не маленькими детьми. Скорее их следует понимать как "детей города". Подтверждают эту теорию эммиграции также исследования о распостранении по Пруссии имен и географических названий. Конечно же, это только теория. Дом же Крысолова - наряду с бременской Ратушей - наиболее широко известное здание везерского ренессанса.
Продолжая путь вдоль по Остерштрассе (Восточной улице) от Дома Крысолова в сторону "Лошадиного рынка", пришлепываем по мокрым плитам в такт раздающейся откуда-то мелодии флейты. Тема знакома - именно ее не более часа назад играл "Крысолов" во время представления. По воскресеньям в Хамельне разыгрывается традиционное представление, показывающее легенду о Крысолове для всех прохожих и туристов прямо на улицах города. Но сегодня дождь и актеры укрылись от него в стенах просторного железнодорожного вокзала... Игра давно закончена, и маленькие серые мышата (дети от трех до шести лет, одетые в серые мохнатые комбинизончики) отогреваются по домам за какао с печеньем. Откуда сочится тогда эта мелодия вдоль сонных и почти совершенно пустых мокрых улиц?.. Источника найти или угадать не удалось, да и нужно ли всегда знать, как и откуда? Быть может это просто чудо? Маленькое хамельнское чудо... Пусть будет так. И слушая тихую игру флейты обратимся к правой стороне улицы. Там, пройдя мимо импозантного здания старого почтамта (они безошибочно угадываются почти в каждом немецком городе по характерному красно-кирпичному с серой отделкой тону и золотым почтовым рогам на фасадах) оказываемся у сразу трех особенных и таких разных домов.
Если не обращать внимания на капли дождя на моей линзе (а я, по видимому, перестала обращать на них внимание) то там, за каплями - Дом Рике. Остерштрассе 12. Дом построен в 1576 году. Очень четкий фасад. Присущая стилю возрождения вертикальная симметрия доведена до идеального совершенства и дополнительно подчеркивается двумя эркерами. Уравновешенные ясные горизонтальные линии. И лишь в отделке верхней части фасада - игривая "растительность" элементов в голандском стиле. Почти под самой макушкой, в небольшой нише - да, да, как раз то, что отсюда кажется золотым шаром - "Голова Зависти". Эта противная рожа призвана отпугивать от дома зависть и всякие несчастия вроде пожаров и наводнений, а вовсе не посетителей и гостей, как можно подумать... От сглазу, выходит, голова эта.
У следующего дома я догадалась сфотографировать похожую голову несколько ближе:
Это дом Ляйста. Герд Ляйст был местным патрицием и торговал зерном. Дом построен по его заказу в 1589 году. Очень богато украшенный фасад в стиле позднего возрожденья. При этом за фасадом скрывается все тот же фахверк. А вот кирпичная кладка - всего лишь нарисована. Дом - один из наиболее хорошо сохранившихся. Почти все детали отделки - оригиналы шестнадцатого века.
Сейчас в Доме Ляйста расположен музей истории города. Точнее музей расположен в двух домах. Для этого не так давно Дом Ляйста был соединен "мостом" на уровне первого этажа с соседним домом - Домом Настоятеля.
Stiftsherrenhaus.
Stift - это боготворительное заведение, приют, содержащийся на пожертвования. В основной массе своей Штифты основавались и содержались под эгидой церкви, иногда какими-нибудь определенными профессиональными объединениями, много реже - частными лицами. Таким образом Штифтсхерр - есть настоятель такого заведения. Лицо чаще всего духовное, так как управление Штифтом доверялось церковью своим же людям - священнослужителям. Однако сам Дом Настоятеля никакого отношения к какому-либо штифту не имеет, а прозван так в народе исключительно из-за своего внешнего вида. По фасаду, между этажами, нависающими друг над другом карнизами, а так же под карнизом крыши, расположились 29 деревянных фигур. Ни одна из них не повторяется. Большинство из фигур - библейские персонажи.
Видимо, народ, как и я, разглядывая эти фигурки, решил, что человек, украшающий свой дом таким количеством христианской символики, должен и сам быть церковнослужителем... Так и закрепилось за домом название - Дом Настоятеля. Однако, мы с народом ошиблись. На самом деле дом построен купцом и бургомистром города Фридрихом Поппендиком. Год постройки можно прочесть на самом доме - 1558-ой.
Для желающих - Большая, в 1,58 МВ (!) фотография Дома на Википедии Это чтобы не выкладывать тут 29 фотографий... которых у меня все равно нет. Потому что... потому что я, рот разявивши, пока рассматривала всю эту резьбу, позабыла совсем пощелкать фотиком.
Если суметь оторваться от Дома Настоятеля и пройти еще немножечко дальше к центру, шагов двадцать-тридцать, оказываешься перед "Свадебным Домом".
На этом месте мне придется сделать небольшое историческое отступление, чтобы объяснить, что вообще означает в средневековой Германии "Свадебный Дом" и для чего он нужен.
В отличии от сегодняшнего времени, во времена стародавние дома были маленькие (по расчету жилой прощади на душу населения отдельно взятого дома), семьи же, напротив, большие. Речь не о дворянстве, владевшем дворцами, способными принять в своих стенах, многие свадьбы разом. Речь об обычном населении обычных городов, где земля дорога, и дома соотвественно узки, так что весь фасад несколькими шагами измеряется... И если для отпевания в церкви всегда найдется место, то куда усадить родню, собравшуюся, скажем, на кристины? А уж о свадьбах, где роднились сразу два немалочисленных семейсва, да еще друзья-соседи неприменно заходили поздравить, и говорить не приходится.
И не был бы немец немцем, если бы не издал по такому случаю специальный указ. Закон то есть. Полагавший каждому городу строить дома для подобных праздненств, с большими залами, столами и лавками, даже набором посуды. Содержать эти дома и сдавать горожанам для свадебных и прочих многолюдных торжеств. По тому же закону полагалось съемщикам платить городу за использование помещений наличной монетой или же натуралиями. С другой стороны, закон позволял семье, свадьбу играющей, излишки свадебного пива, продавать в свадебные дни всякому прохожему и постороннему. Свадьбу, понятное дело, играли не один день. До недели праздновали. Пока пиво не кончалось, которое специально для такого случая варили, и варили немало. Хватало и снятие домика окупить. И строили законопослушные горожане Свадебные Дома. И праздновали свадьбы. А когда не праздновали, использовали для других каких-то общественных нужд.
Хамельнский Свадебный Дом уникален в нескольких отношениях. То, что он очень большой, еще не самое особенное в этом доме. Длинная сторона дома - 43 метра. Это при ценах-то на землю в самом центре! В доме, кроме торжественного зала, располагались городские весы, городской суд, оружейная палата, городской же винный подвал, и аптека. При чем именно эта Хамельнская аптека при Свадебном Доме велась в девятнадцатом веке Фридрихом Сертюмером - первооткрывателем морфия... Но это позже. Много позже.
Здание - полностью каменное. Никакого фахверка. Горизонтальная разделенность очерчивается не только опоясывающими все здание рельефными карнизами, но и дополнительно рельефными "окладами" из того же песчанника, образующие горизонтальные ленты, перемежающиеся гладкими, необработанными камнями. Это последнее в Хамельне здание, оформленное в стиле ренессанса. Буквально через год после его завершения началась тридцатилетняя война, приостановившая всякое строительство на три десятилетия. С ее окончанием, подросло новое поколение, пришли в моду иные стили, да и сам институт Свадебных домов не получил после войны дальнейшего развития. Таким образом это и последний свадебный дом, построенный в стране.
Колокола на Свадебном доме появились совсем недавно - в начале шестидесятых. Они заменили утраченные в 1945-ом часы с фигурами крысолова и крыс. Сейчас колокола пять раз в день играют три различные мелодии. Очень красивые мелодии... Одна из мелодий сопровождается кукольным представлением. Разумеется, повторяющим легенду о Крысолове, как же иначе? Это же Хамельн...
|