Луцики : другие произведения.

Якутская Сага (пролог, 1-2 главы)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Пролог
  Санкт-Петербург, 2015 год
  Генеральный директор ОАО "Концерн Энергоатом" Сергей Александрович Обозов наконец то мог быть спокоен, главное детище предприятия, плавучая АЭС 'Академик Курчатов' все таки была спущена на воду на верфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Скольких усилий стоило концерну получить этот масштабный государственный заказ, кроме него не знал никто. Постоянное напряжение и кропотливая работа на ниве разработки проекта и лоббирование интересов концерна в кругу не самых чистых на руку чиновников явно не добавило директору здоровья, но сегодняшний день окупил все потраченные усилия. Главные телеканалы страны взахлеб вещали о спуске первой из шести планируемых плавучих АЭС, которая в течении недели должна будет отправиться в порт города Тикси в республике Саха (Якутия), что означает начало новой эры в области энергетики России и ряд выгодных для компании контрактов. Правительство РФ и лично президент прекрасно осознавали, что использование плавучего энергоблока атомной станции позволит коренным образом решить проблему с традиционным завозом органического топлива в энергодефицитные северные регионы страны. А показать всему миру, что именно Россия стала первопроходцем в применении новейшей технологии термоядерных реакций и опередить совметный французко-американский проект, было делом престижа страны. В перспективе планировалось заключение договора еще на шесть площадок для строительства плавучих АЭС, в том числе на Камчатке, Чукотке, в Якутии и Красноярском крае. И Сергей Александрович великолепно понимал, что в случае успешного запуска 'Академика Курчатова' в порту назначения, все основные контракты получит именно его концерн. Тем более что оборудование гидротехнических сооружений (палы для установки реакторов, пирс, подходной канал, защитные оградительные сооружения) и береговая площадка, на которой располагаются вспомогательные здания в порту Тикси, были завершены еще месяц назад.
  Обозов вернулся с торжественной церемонии спуска 'Курчатова' около двух часов назад и сейчас, в уютной гостиной своего загородного дома в Парголово смотрел выпуск новостей первого канала, где давал интервью главный разработчик проекта Дмитрий Зверев. Журналист, чуть ли не тыкая микрофоном в лицо выступающего, уже начал брать интервью:
  - Дмитрий Леонидович не могли бы вы рассказать нашим зрителям о том, что же представляет собой 'Академик Курчатов'?
  - Ну... как вы могли прочитать в пресс-релизе плавучая АЭС такого класса это судно длиной 144 метра, шириной 30 метров и водоизмещением 21,5 тыс. тонн. Энергетическая мощность одного термоядерного реактора составляет 70 мегаватт. АЭС могут базироваться в любом прибрежном районе и использоваться для выработки как электричества и тепла, так и для опреснения морской воды. В сутки она может выдать от 100 до 400 тысяч тонн пресной воды. Плавучая атомная станция может эксплуатироваться без перезагрузки топлива в течение 12-15 лет и имеет повышенный уровень радиационной безопасности.
  - Господин Зверев, в последнее время можно часто услышать множество протестов со стороны природоохранных организаций, которые выступают против использования плавучих АЭС, что вы можете сказать по этому поводу?
  Обозов чуть не пролил себе на брюки коньяк, так как он, наверное, никто не ненавидел этих чертовых гринписовцев с их постоянными провокациями и желанием стать затычкой в каждой бочке. 'В конце концов, они сами вопят о дефиците пресной воды и загрязнении окружающей среды, ведь блин уже давно известно, что аналогов системе безопасности нашего "Курчатова" не существует, гребаные выродки!!!' - про себя выругался директор и дополнив фужер коллекционным напитком, вновь обратил внимание на телевизор.
  - Про какие протесты или претензии может идти речь?! В течении двух месяцев на борту нашей станции проводилась проверка систем безопасности и защиты реактора, все российские и международные эксперты пришли к выводу о том, что наша система является лучшей в мире. Наш 'Академик' на базе термоядерного реактора КЛТУ-40С - экологически чистый энергоисточник. Радиационное воздействие при нормальной эксплуатации обусловлено исключительно атмосферными выбросами радиоактивных веществ. При этом расчетная годовая доза облучения населения при эксплуатации нашей АЭС, а именно 1 мк. ренг. в/год, пренебрежимо мала по сравнению с естественным радиационным фоном, воздействующим на человека, что составляет 2,4 мк. ренген в/год. Поступление радиоактивных веществ в водную среду технически исключено! - с чувством искреннего возмущения ответил Зверев.
  Журналист и не собирался униматься с данным вопросом и, ухмыляясь, продолжил:
  - Но специалисты 'Гринпис' считают, что плавучие АЭС могут стать заманчивой мишенью для различных террористических организаций...ведь проект не предусматривает никаких специальных охранных мер, например, присутствие в районе ПАЭС российских военных кораблей в течение срока эксплуатации станции?
  - Ну...во-первых, на станции постоянно находится персонал охраны, в который входят действительно профессионалы своего дела, прошедшие службу в специальных органах и в войсках. А во вторых я хотел бы заметить, что в пути из порта Петербурга до Тикси ледокол 'Россия' с нашей ПАЭС будет сопровождаться подводной лодкой ВМФ России. Ну и, в конце концов, я не думаю, что проект, который принадлежит государству почти на 70 %, будет плохо охраняться, Россия все-таки имеет большой вес в мире. - Зверев был явно доволен своим ответом и ненавязчиво предложил закончить интервью - А теперь извините, мне придется вас покинуть, всю остальную информацию вы сможете получить завтра на пресс-конференции.
  Обозов выключил телевизор, на сегодня можно было расслабиться, осталось только выступить на завтрашней пресс-конференции. Вечером 22 ноября 2012 года ПАЭС 'Академик Курчатов' и сопровождающей субмариной К-461 'Волк' отправятся в плавание из порта Санкт - Петербурга в Тикси.
  
  Глава 1
  Ледокол 'Россия'
  Капитаном 'России' с водоизмещением почти в 23 000 тон Анатолий Алексеевич Лемех был назначен еще в 1985 году, а уже в 1986 после тестовых испытаний атомный ледокол начал свою первую арктическую навигацию. Будучи бессменным командиром судна уже более 25 лет, Лемех окончательно решил для себя, что сопровождение и буксировка плавучей атомной станции 'Академик Ломоносов' станет финальным аккордом в его удивительно долгой карьере. И вот сегодня, 22 ноября 2012 года, должна начаться его последняя перед пенсией навигация.
  - Дааа..Михаил, ты знаешь, я и ведь никогда не думал, что буду ходить по водам Северного Ледовитого Океана аж до 2012 года, казалось, что после развала Союза меня спишут в утиль как кучу металлолома. Ан нет, вишь как - перед пенсией решили проводить, первую в мире плавучую АЭС будем через льды тащить. Кхе-кхе...о таких штуковинах еще в семидесятых говорили, а вот только сейчас построили - немного грустно обратился к своему помощнику Лемех
  - Что тут грустить, Толя, мы свое уже отработали, вишь как хорошо нас провожают, это тебе не хухры-мухры, задание государственной важности, понимаешь ли. Вот вернемся и поедем мы ко мне в Белокуриху, банька, рыбалка и никаких тебе тревог и беспокойств.
  Михаил Грива, проработав с Анатолием Лемех 26 лет, успел досконально изучить своего шефа и понимал, насколько трудно тому осознавать, что это их последняя навигация. Грива не знал никого другого, кто был бы настолько предан собственной работе и любил свой корабль так, как его бессменный капитан.
  - Анатолий, через час сбор всей команды в кают-компании, ты не забыл...хотя чего эт я, ты никогда ничего не забываешь, черт морской - засмеялся Грива
  - Слушай, - проигнорировал высказывание Гривы капитан - наш новый главврач должна прибыть сегодня за четыре часа до отплытия, введешь ее в курс дела, познакомь с медицинским персоналом. Молодая говорят дама, мне Валентиныч из отдела кадров звонил, говорит, что барышня - красавица писаная, так что ты присмотри там за ней первое время.
  - Ты же знаешь, за красивыми барышнями я всегда готов!!! - плотоядно усмехнувшись, ответил помощник капитана.
  - Но-но, Михаил Иванович, старый уже ты на баб заглядываться. Давай пили на рубку, пообщайся с нашим новым начальником связи, шустрый он какой-то. И как таких молодых назначают?? Радиолюбитель хренов...
  После того как Михаил вышел из капитанской каюты Лемех задумался о том, как в последнее время обновился экипаж судна. Из старых, проверенных трудными переходами специалистов остались разве что его первый помощник Грива, главный механик - инженер Мезенов да старший кок Малхаз Жаванидзе. Все они работают на ледоколе еще с 1986 года, остальной же экипаж сменялся уже более трех раз. А в 2011 году ему, герою социалистического труда, заслуженному капитану одного из самых больших ледоколов страны в приказном порядке были представлены новые члены экипажа. И только благодаря своему авторитету и неплохим связям в морском ведомстве он смог отсеять самых, на его взгляд, ненадежных людей.
  'Да, но ребят то я всех просмотрел, сойдут, толковая из них команда может получится, не стыдно будет новому капитану корабль передавать...да, старый я уже, 65 лет, охренеть!!' - подумал капитан и принялся еще раз просматривать доклады руководителей всех служб судна о готовности к навигации.
  Все 108 членов команды ледокола собрались в клубе ровно в 14.00. Капитан, внимательно посмотрев на сидящих в креслах людей, начал внеочередную планерку.
  - Здравствуйте товарищи. Всю основную информацию о предстоящей навигации вам должны были предоставить начальники соответствующих служб. Я же решил собрать экипаж, чтобы объявить, что данный рейс станет последним для меня и моего старпома Михаила Гривы. Нам выпала честь провести через льды Северного Ледовитого океана первую в мире плавучую АЭС, и лично мне хочется оправдать оказанное нашей 'России' доверие. Я уверен, что мы справимся с маршрутом, и наша навигация пройдет как обычно, то есть без нарушений и в полном соответствии с графиком при соблюдении всех требований безопасности. Как вы уже знаете, помимо членов экипажа на борт корабля ожидается прибытие четырех специалистов из республики Аргентина и переводчика, а также нашего нового главврача, Самойловой Ирина Александровны, прошу оказать им достойный прием. А сейчас я предоставляю слово начальникам служб судна с докладами о готовности ледокола к отплытию - Лемех, отпив воды, сошел с трибуны, уступив место начальнику продовольственной службы Малхазу Жаванидзе.
  По негласному правилу, начальники служб и другие члены экипажа выступали согласно их выслуге лет на ледоколе 'Россия', после их докладов остальные вопросы обсуждались вопросов в общем порядке.
  - Ну, я как старый и опытный кок - Жаванидзе начал говорить без присущего кавказцам акцента - могу всех уверить, голод вам не грозит. Как всегда, запас продуктов рассчитан на 159 человек, то есть согласно норме. Как все вы знаете, комплекс помещений пищеблока рассчитан на хранение запасов продуктов сроком до 7,5 месяцев, обеспечивается полная автономность охлаждаемых и рефрижераторных камер. На ледоколе установлено оборудование для гидропонного выращивания зеленных культур. Вчера была полностью завершена погрузка и ревизия провианта. С меню все члены экипажа могут ознакомиться перед входом в столовую, уже вывесили. Тем, кому в течение навигации прописаны диета - в столовой имеется специальное диетическое меню, спрашивайте у официантов, Максима и Георгия. Ну а теперь хорошая новость - мы полностью сменили винную карту, благодаря нашим аргентинским гостям теперь существенно расширен выбор вин, нам в качестве подарка поставили несколько ящиков сухого красного вина из этой солнечной страны, а я как истинный ценитель напитка, могу сказать, что после грузинских, аргентинские вина самые лучшие. - Малхаз заулыбался и под аплодисменты сошел с трибуны. Несмотря на солидные возраст, в 57 лет, Малхаз выглядел гораздо моложе, и будучи коком не обзавелся даже подобием пуза.
  Следующим на трибуну поднялся главный механик-инженер Роман Мезенов, сухощавый, не высоко роста мужчина обладал на судне непререкаемым авторитетом, в клубе установилась полная тишина, и Роман Александрович поприветствовал собравшихся:
  - Добрый вечер, товарищи. Начну с общего доклада о состоянии судна и произошедших изменениях. Как вы знаете, наш ледокол перед последней навигацией прошел небольшую модернизацию. Все инженеры и механики прошли курсы переподготовки, прибыли новые специалисты, которые стали членами нашей команды. Всех вы прекрасно знаете, и думаю, что еще раз представлять их не имеет особого смысла. Источник энергии на ледоколе 'Россия' - АППУ, состоящая из двух блоков, каждый из которых включает в себя реактор водяного типа с соответствующим вспомогательным оборудованием. Оба блока работают на общую паровую магистраль. Установка размещена в газоплотном отсеке, разделенном по высоте на 2 помещения; аппаратное и реакторное. После модернизации была значительно улучшена система защиты обоих блоков и установлен новый резервный дизель-генератор мощностью 2МВт. Аварийные дизель-генераторы мощностью по 200 кВт обеспечивают подачу электроэнергии наиболее ответственным потребителям в аварийных случаях. Для обеспечения плавания в открытом море, вблизи берегов, в узкостях, по фарватерам в условиях плохой видимости и предупреждения столкновений на ледоколе установлены 2 новейших РЛС, автоматизированный индикатор предупреждения столкновения и 2 приемо-индикатора. Других изменений на судне не произошло. Все системы работают в штатном порядке. Спасибо за внимание.
  Далее собрание продолжилось в рабочем порядке, и в 18.00 на трибуну вновь поднялся капитан судна:
  - Товарищи, прошу всех проследовать на рабочие места, отплываем через 6 часов. Желаю всем удачи, и хранит нас Бог!! Начальников служб попрошу задержаться на некоторое время, а вы Михаил Иванович - обратился к старпому Лемех - организуйте встречу и расселение наших аргентинских друзей и нового главврача, пока можете быть свободны.
  Люди начали покидать помещение клуба, где капитан провел окончательный инструктаж оставшихся членов команды.
  Самойлова Ирина Александровна на борту катера, который должен доставить ее на новое место работы, думала о своем. Ведь совсем недавно в 2013 году, ее, потомственного военного хирурга, перевели на новое место в Санкт-Петербург. Нельзя сказать, что служба на Черноморском флоте ей не нравилась, но после неудачного романа с мичманом крейсера 'Москва', который оказался далеко не самым порядочным представителем мужской половины человечества, ей больше не хотелось оставаться в теплых краях. И не смотря на протесты родителей, Ирина написала рапорт о переводе в другую воинскую часть. Военно-медицинская академия в Питере была далеко не чужим для нее местом. Семь лет учебы в северной столице оставили множество приятных, ну и не очень воспоминаний. В конце - концов, город она знала прекрасно, а должность помощника главного хирурга была довольно перспективной в плане продолжения карьеры. Но то, что случилось позже, стало полной неожиданностью, в рамках реформы вооруженных сил произошло сокращение военнослужащих, под которое попали и офицеры медицинской академии. Ирина всегда была уверена, что военные хирурги - самые профессиональные в стране, но видимо чиновники нашей необъятной Родины лучше разбирались в том, что необходимо для армии. Всем военным врачам было предложено перейти на гражданские должности, при этом итак не самая большая зарплата сокращалась почти в два раза. Самойлова написала рапорт об увольнении, который был с радостью одобрен начальством. После недолгих раздумий, Ирина решила принять предложение давнего друга ее отца, Лемех Анатолия Алексеевича, и подписала договор о работе в качестве главврача на ледоколе 'Россия'. Когда Ирина была еще совсем маленькой девочкой, дядя Толя с супругой нередко приезжали к ним в гости, ее отец и Лемех были друзьями с самого детства, и ставший известным на весь Союз капитан никогда не забывал своего старинного товарища. Тем более, после северных ветров, мягкий климат Крыма и теплое Черное море вызывали у Лемех явную симпатию. Уже после окончания школы, Ирина, благодаря протекции Анатолия Алексеевича смогла поступить в Военно-медицинскую академию, за что была ему очень благодарна. И вот ее жизнь принимала совершенно новый оборот, Ирину не пугали ни холодные воды Северного Ледовитого океана, ни долгое отсутствие твердой земли под ногами, ей хотелось сменить обстановку и забыть о всех своих неудачах как в личном, так и в профессиональном отношении. Она, высокая, красивая женщина, на которую обращают внимание все без исключения особи мужского пола, за 29 лет так и не смогла найти человека, с кем можно было связать свою жизнь. Все ее романы закачивались довольно быстро, а последний лучше и не вспоминать.
  Катер приближался к ледоколу, далеко позади остался норвежский порт Нарвик.
   Да... интересно конечно, но целый год в этой гребаной Якутии это уж слишком' - с грустью подумал Александр, оказавшись на борту Ледокола 'Россия'. Сидя в своей каюте, в которой также разместили старшего группы аргентинцев, военный переводчик Александр Каменский ругал про себя своего бывшего товарища по службе Андрея Дюрина: 'Вот козел!! Если бы не его маза и папаша дипломат, я бы сейчас спокойно отдыхал на пляжах Гаваны, и вот те на, послали с этими болудос жопу морозить!! Вернусь из командировки, набью ублюдку морду, стукач чертов!!'
  Получив в июне звание старшего лейтенанта, Каменский и не представлял, что буквально через несколько месяцев его вышлют из Кубы за пьянку с начальником ПВО этой страны. В российском военном представительстве помимо еще четырех переводчиков работал его товарищ по военному институту иностранных языков Андрей Дюрин. В конце года Дюрина должны были отправить в Никарагуа, на целых три года, и Саша был неописуемо рад данному обстоятельству, работать с Дюром не хотел никто, будучи курсантом, он зарекомендовал себя стукачом и никогда не пользовался уважением сослуживцев. Отмечая 20 мая день независимости Кубы в гостях у полковника Освальдо Гарсия, Саша здорово надрался с кубинцем, что заснял на сотовый Дюрин, которому совсем не нравилась перспектива ехать в Никарагуа. Разместив запись в интернете, Дюрин дискредитировал не только Каменского, но и многих кубинских офицеров. Скандал получился знатный, и буквально через неделю Александра отправили обратно в Россию, а Дюрин, благодаря стараниям своего отца, остался на должности помощника военного атташе. После нескольких месяцев, проведенных в Центре боевого применения ВВС в Торжке с венесуэльскими пилотами, Александр решил написать рапорт об увольнении. Зарплата в 15 тысяч рублей и отсутствие перспектив карьерного роста в этом всеми забытом городке начинали явно напрягать офицера. В это время его друг, работавший в отделе международных сношений МО РФ, предложил Саше поработать с группой аргентинских специалистов на ПАЭС 'Академик Ломоносов'. Аргентинское правительство направило инспекционную группу, на предмет возможной закупки ПАЭС для своей страны. Командировочные и предписание оформили за несколько дней, и уже двое суток старший лейтенант Каменский находился на борту 'России'.
  - Ramiro, nunca estaràs acostumbrado a clima del norte ruso, pero no preocupes tanto, se como superarlo* - засмеялся Каменский, доставая из своей сумки бутылку кубинского рома.
  - !!Perfecto!! Estoy jodido de nuestro viaje. ¿Cuando llegaremos?* - радостно ответил старший аргентинской группы и расставил стаканы.
  С Александром у Рамиро сразу сложились отношения, русский не был снобом и выгодно этим отличался от их предыдущего переводчика. И тот факт, что Саша не раз бывал в Южной Америке, сразу помог установить нормальные отношения, как человеческие, так и профессиональные. Рамиро, невысоко роста крепыш выглядел гораздо моложе своих 35 лет, а смуглая кожа, черные волосы и некрупные черты худого лица выдавали в нем типичного представителя Южной Америки
  - 'Llegaremos dentro de dos semanas, aca en Yacutia entenderàs que significa 'sobachiy holod''* - разливая по стаканам ром, сказал Саша.
  От дальнейшего распития алкоголя отвлек стук в дверь каюты, Саша поставив бутылку на стол, увидел входящего старшего помощника капитана судна.
  - Упс. Здравствуйте Михаил Иванович, мы тут перед сном решили немного отдохнуть так сказать. Не желаете составить компанию? - опавшим голосом спросил Каменский.
  - А что это вы пьете тут, коньяк что-ли? - внимательно смотря на бутылку, спросил Грива
  - Да нет ром, с Кубы привез, вот и решил себя и Рамиро побаловать.
  - Я вообще то, по какому делу зашел, завтра у капитана юбилей, 65 лет, так он хотел бы пригласить аргентинцев и тебя в кают-компанию на небольшой сабантуй, так что к 17.00 быть там, понял Саш? - серьезно сказал старпом.
  - Да, конечно, аргентинцы, думаю, не откажутся, как никак дружба народов - улыбнулся Каменский
  - Ну что давай третью рюмку, ром штука хорошая - сказал Грива, присаживаясь рядом с Рамиро.
  Пока Александр переводил аргентинцу слова старпома, Михаил Иванович внимательно осматривая бутылку Гаваны, вдруг спросил:
  - Саша, а как это тебя угораздило к нам на корабль, новых ощущений захотелось?
  - Да нет Михаил Иванович, просто приказы командования не обсуждают, предложили здесь временно поработать, ну я и согласился, раньше ведь никогда ледокол не видел
  - Quiero hacer el brindis - вклинился в разговор аргентинец, разлив темный напиток по рюмкам - !Por la amistad entre lo rusos y los argentinos!*
  - Что это он сказал, наверно тост какой-то? - хмыкнул старпом
  - Да, вам и переводчик не нужен, Михаил Иванович! Рамиро предлагает выпить за дружбу между русскими аргентинцами
  - За дружбу!!!
  Приговорив бутылку рома, все решили отойти ко сну. Выходя из каюты, старпом остановился и воскликнул:
  - Вот едрена вошь!! Чуть не забыл, завтра к 10 утра зайдите все в медицинский блок, наш главврач осмотрит аргентинцев и тебя, ведь медобследование вы только на берегу проходили, не так - ли?
  Саша перевел слова Гривы старшему аргентинской группы, и получив утвердительный ответ, обратился к Гриве:
  - Да, сразу после завтрака все подойдут.
  - Ну, спокойной ночи тогда - сказал старпом и вышел из каюты.
  * -Рамиро, ты вряд - ли сможешь привыкнуть к нашим холодам, но не беспокойся, я знаю, как с ними бороться.
  * - Великолепно!! Меня уже трясет от этого путешествия, знаешь, когда мы прибудем на место??
  *- Да, недели через две, там, в Якутии ты узнаешь, что значит выражение 'собачий холод'
   На обследование аргентинцы отправились вместе с Александром, как и обещали - сразу после завтрака. Спустившись на вторую палубу, Саша остановил проходящего мимо парня, скорей всего лаборанта, и спросил, как пройти к кабинету главврача, вскоре вся группа из шести человек стояла в проходе напротив приемной, ожидая, когда придет его хозяин. Сам медицинский блок занимает довольно большую площадь, что и немудрено, проходя мимо различных кабинет Александр смог узнать, что на судне имеется даже отделение стоматологии и рентгена.
  Появление Ирины, одетой в простой медицинский халат, который надо сказать был ей очень к лицу, встретили чуть ли не овациями. Рамиро, словно записной донжуан попытался поцеловать Самойловой руку, после того, как Саша представил ей будущих пациентов. Ирина разрешила аргентинцу проявить столь необычные знаки внимания и обратилась к Александру:
  - Как я понимаю, вы - Александр Сергеевич, Михаил Иванович, меня вчера заочно с вами познакомил. Скажите своим подопечным пусть проходят в кабинет по одному. Как я понимаю, русский язык они не знают, так что ваша помощь, Александр Сергеевич мне не помешает.
  - Да конечно, никаких проблем
  Александр перевел слова доктора и вслед за ней зашел в кабинет. Обследование продолжилось не более часа, у всех, включая Каменского, взяли кровь из пальца и забрали медицинские полисы, выданные еще в Петербурге.
  - Если что - то будет не так с анализами, я вам сообщу Александр Сергеевич - продолжила Ирина, когда последний из аргентинцев вышел из кабинета - спасибо Вам за помощь, всегда завидовала людям, знающим иностранные языки.
  - Не за что Ирина Александровна, кстати, можете меня называть просто Саша, вроде еще не настолько старый стал - улыбнулся Каменский
  - Тогда и вы зовите меня Ириной, если возникнут проблемы со здоровьем, то обращайтесь, поможем.
  - Ну на здоровье не жалуемся, но ради того, чтобы еще раз Вас увидеть, специально буду ходить босиком по палубе, может простыну, а вы меня будете лечить, Ирина.
  - Идите уже, простынет он - улыбнулась доктор - до свидания.
  - До встречи, Ирина. Кстати вы сегодня будете на юбилее капитана?
  - Да, конечно, не хотелось бы обижать Анатолия Алексеевича.
  - Значит увидимся, я надеюсь, вы простите мне мою наглость и позволите быть вашим кавалером в этот вечер?
  - Александр, поговорка о том, что наглость - второе счастье не всегда уместна, но я подумаю - улыбнулась Самойлова - идите, аргентинец вы наш.
  - Значит до вечера - пропел Саша и вышел из кабинета.
  
  Глава 2
  'Академик Курчатов'
  Корабль несколько дней назад отошел от причала и направился в сторону Норвегии. Капитан первой в мире плавучей АЭС, Дмитрий Иванов находился в рубке и согласовывал с Лемех их совместные действия. Согласно разработанному маршруту, ледокол и ПАЭС должны встретится в 12-м квадрате, недалеко от норвежского порта Нарвик. До встречи оставалось несколько часов, после чего суда отправятся в акваторию Северного Ледовитого Океана, 'Россия' будет прокладывать во льдах путь до самого Тикси, куда, согласно проведенным расчетам, корабли должны прибыть ровно через 16 дней.
   На совещании, организованном правительством РФ и концерном 'Энергоатом' несколько дней назад, были собраны все заинтересованные в удачной реализации проекта стороны. Помимо чиновников и руководителей 'Энергоатома' присутствовали военные, представители ФСБ и ГРУ, а также капитаны судов, которые будут задействованы в операции. На этом вечере Иванов и познакомился с Анатолием Алексеевичем Лемех, который произвел на него впечатление опытного и надежного профессионала. Помимо Лемех, Иванов поговорил с капитаном подводной лодки сопровождения и главными инженерами. На совещании были согласованы все вопросы, касающиеся маршрута и начальной стадии работы ПАЭС в порту Тикси.
  С докладом выступили и физики-ядерщики, команда которых находится на борту 'Ломоносова', и по прибытию в пункт назначения именно они будут руководить запуском двух незадействованных реакторов станции. Руководитель группы физиков и начальник станции Кацман Моисей Давыдович, уверил всех в исключительной безопасности установок и рассказал, какие горизонты для будущего России откроет запуск 'Академика Курчатова' с новейшими термоядерными реакторами. В общем, совещание прошло с присущим для таких мероприятий пафосом и завершилось шикарным банкетом, организованным лично господином Обозовым.
   За свои 45 лет Дмитрий Валентинович Иванов успел походить почти на всех разновидностях гражданских судов, последним из которых являлся многотонажный нефтяной танкер 'Руслан', доставлявший в северные районы страны так необходимые им мазут и нефть. Поэтому предложение стать капитаном ПАЭС было принято им с большим энтузиазмом, лучше него мало кто знал назначенный морской путь, да и зарплата капитана первой в мире ПАЭС была значительно выше прежней.
  В 22.00 'Академик Курчатов' вышел в 12-ый квадрат и после приветствия ледокола 'Россия' и обмена сообщениями с субмариной К-461 'Волк' суда отправились по назначенному маршруту.
  Иванов нажал на кнопку коммуникатора и связался со своим помощником Ярославом Старухиным:
  - Ярослав, объяви, пожалуйста, всем руководителям служб, что завтра в 9.30 минут я жду их у себя на совещании, пусть подготовят отчет о состоянии дел на вверенных объектах.
  - Понял Вас, Дмитрий Валентинович, еще какие указания будут?
  - Нет Ярослав, действуй согласно плану, я пойду спать, как меня найти ты знаешь. Смени старшего штурмана на мостики через 15 минут.
  - Спокойной ночи капитан.
  - До завтра - Иванов вышел из рубки управления и направился в свою каюту, он был полностью уверен в профессионализме своих подчиненных.
  Сразу после завтрака капитан судна отправился в кают-компанию, где уже собирались руководители всех служб корабля.
  - Здравствуйте, товарищи, прошу всех садиться - громко сказал капитан - касаемо совещания, попрошу в устной форме доложить мне о состоянии дел на судне, изменениях и не дай Бог каких-либо отклонениях от нормального режима работы. Начнем, пожалуй, с вас, Петр Ефремович - обратился к начальнику радиотехнической службы Иванов.
  - Дмитрий Валентинович, все средства связи работают в штатном режиме, находимся в постоянной связи с ледоколом 'Россия', раз в 2 часа принимаем сообщения от К-461. На связь с руководством выходим каждые пять часов, каких-либо проблем нет. В принципе все, остальное - чисто рабочий процесс, все сотрудники на местах, нарушений не обнаружено. Техническая служба проводит проверку оборудования при смене вахты.
  - Хорошо, Петр Ефремович, спасибо. Так - не предвещающим ничего хорошо тоном произнес Иванов - теперь мне интересно мнение начпрода, да, да я про вас говорю Валентин Владимирович - капитан посмотрел на вставшего с кресла начальника продовольственной службы. Пришедший на судно около двух недель назад Холопко Валентин Владимирович, 40 -летний уроженец Одессы, всем своим видом старался показать, что он чуть ли не ангел во плоти.
  - Объясните мне, почему в меню младшего персонала судна отсутствуют фрукты? Если я не ошибаюсь, то мы обсуждали с вами этот вопрос еще в Петербурге, и я тогда отчетливо дал понять, что меню командного состава не должно отличаться от обычного за исключением алкогольных напитков, не так ли?
  - Дмитрий Валентинович, просто я решил, что на данный момент является нецелесообразным вводить в рацион экипажа фрукты, витамины они итак получают в полном объеме, зато по прибытию в Тикси мы сможем разнообразить меню. Тем более что с апельсинами за это время ничего не случится, а яблоки выдаются на ужин.
  - То, что является, как вы выразились целесообразным, на судне решаю я. Валентин Владимирович, впредь прошу обсуждать похожие инициативы со мной, вам ясно? - смотря в глаза начпроду, произнес капитан.
  - Да ясно. - поникшим голосом ответил подчиненный
  - Хорошо, знаете, может ваша идея и не так уж плоха, думаю, тогда стоит исключить апельсины и из меню командного состава, садитесь, Валентин Владимирович.
  Капитан, закончив разговор с начальником продовольственной службы, обратился к присутствующим:
  - Дамы и господа, я еще раз хочу напомнить всем, что иной раз нужно согласовывать свои действия со мной, если они касаются жизнедеятельности корабля в целом. Я всегда поощрял и буду поощрять разумную инициативу, но ПАЭС это объект повышенной, еще раз повторяю - повышенной опасности, поэтому советую всем работать в рамках разработанных инструкций. Если у вас есть какие-либо конкретные предложения, то прошу обсуждать их со мной.
  В кают-компании установилась полная тишина, все руководители служб смотрели на Иванова, который и продолжил совещание:
  - Теперь послушаем начальника станции, Моисей Давыдович?
  - Кхм. Пгежде всего, я еще газ хотел бы напомнить все присутствующим о том новейшем обогудовании, котогое обеспечивает почти весь пгоцесс жизнедеятельности станции - начал говорить пожилой мужчина невысокого роста, поправив на переносице очки - как вы знаете, наш когабль обогудован тгемя тегмоядегными гегактогами КЛТУ-40С. Мощность каждого из них составляет около 75 мегаватт, система не имеет аналогов в миге, я хочу сказать, что пги ногмальном функциониговании она полностью безопасна как для людей, так и для окружащей сгеды. На данный момент габотает только одна установка, котогая с лихвой пегекрывает все потгебности станции. Никаких нагушений не обнагужено и все идет согласно установленных ногм. Пги всех возможных ситуациях, включая запгоектные авагии, дозовая нагрузка на пегсонал не пгевышает 0,01% естественного гадиационного фона. Активность забортной воды, обусловленная работой реакторной установки, составляет 0,1 бк/л, что в 100 раз ниже регламентированного значения активности питьевой воды. Все системы габотают согласно установленных пагаметгов, каких либо отклонений не обнагужено. Спасибо за внимания, товагищи, я закончил
  - Спасибо за информацию, Моисей Давыдович, можете садиться - резюмировал доклад специалиста Иванов.
  После с докладами выступили главный механик - инженер Чубин, начальник метеослужбы, начальник вертолетного авиакрыла станции и руководитель медслужбы, главврач Евдокимова.
  Капитан по окончании совещания произнес:
  - Спасибо коллеги, все могут отправляться по рабочим местам, начальника службы безопасности и вас, Ярослав Максимович - обратился к старпому Иванов - я попрошу задержаться.
  Когда остальные покинули помещение кают - компании, Иванов, посмотрев на начальника службы безопасности станции, майора Верещагина, сказал:
  - Антон Владимирович, у меня еще не было возможности ознакомится с работой вашей службы, так что, если Вас не затруднить, то расскажите поподробней о себе и ваших подчиненных.
  - Согласно инструкции я имею право обсуждать эту тему как раз с вами и вашим помощником, Дмитрий Валентинович - посмотрев в глаза капитану, холодно ответил Верещагин.
  'Даа...сожрет и не подавится, лютый мужик, все они интересно в ГРУ такие?' - глядя на крепкосбитого начбеза, подумал капитан.
  - Так вот, как вы знаете, моя команда состоит из 18 человек, для вас не секрет, что мы являемся подразделением спецназа ГРУ, 'Атом'. Все мои бойцы прекрасно подготовлены и имеют большой опыт охраны специальных объектов и контртеррористической деятельности. Постоянно на дежурстве находится 6 моих подчиненных, они охраняют помещение реакторных установок, центр управления станцией и палубу, а также и экипаж судна.
  - В помещении арсенала находится ваша оружейная комната, мне стало интересно, что вы там храните, товарищ майор, я как- никак капитан и должен знать, что происходит на станции. - Спросил Иванов, бесстрастно наблюдая за реакцией майора.
  - Никакого секрета нет, Дмитрий Валентинович, но как вы понимаете, его нет только для вас и старпома - прищурился Верщеагин
  - Да, да, мы прекрасно понимаем Вас, товарищ майор. Правда, Ярослав? - обратился к помощнику капитан
  - Без сомнения, Дмитрий Валентинович. - ответил второй на судне человек.
  - В оружейке хранятся персональные средства защиты и оружие, а именно 15 единиц АК - 104, 2 ПК, 3 гранатомета РПГ-9, 10 единиц бесшумной винтовки 'Винторез', 100 цинков с патронами и два ящика с гранатами Ф-1 и РГН. Также в наличии имеется несколько ящиков боеприпасов для гранатомета, две единицы реактивного пехотного огнемета РПО -А 'Шмель - М' с зарядами. Помимо того каждый боец подразделения вооружен личным оружием, пистолетным комплексом 'Гюрза'. Из тяжелого вооружения - крупнокалиберный пулемет Корд - М, 2 единицы ПЗРК 'Игла' и боеприпасы для этого оружия.
  - Майор, вы, что на войну собрались? Конечно профессионалы знают лучше, но такого я не ожидал, - ахнул Иванов, с еще большим уважением, посмотрев на начальника службы безопасности.
  - Мы должны быть готовы к любому развитию событий, Дмитрий Валентинович - спокойно ответил Верещагин - а теперь, если у вас больше нет вопросов, разрешите идти?
  - Да, да можете быть свободны, Антон Владимирович.
  После того как майор вышел, в комнате установилась полная тишина, которую своим вопросом нарушил Старухин:
  - Что вы думаете, Дмитрий Валентинович, о нашем рэмбо?
  - Я думаю, нам повезло, что в службе безопасности работают такие люди, а насчет оружия, так они военные, знают что с ним делать, пойдем проведем обход станции, Ярослав.
  Начальник ПАЭС 'Академик Курчатов' Кацман Моисей Давыдович, будучи директором Ленинградской АЭС, не раз писал доклады в управление 'Росэнергоатома' по поводу возможной модернизации блоков предприятия, особенно после случившейся в 2008 году утечки радиоактивных отходов. Конечно, благодаря своевременным действиям властей и работников станции аварию удалось быстро локализовать, сведя грозящее стать опасным заражение местности к минимуму. Но все же после инциден та в2008 году, Кацман ушел с должности директора в Санкт-Петербурге и возглавил исследовательский отдел НИИ им. Курчатова, где вскоре занялся разработкой и совершенствованием реакторов на базе термоядерного синтеза для новейшей ПАЭС. Уже в 2012 году специалисты приступили к монтированию блоков на базе плавучей платформы, и ближе к концу 2014 года был запущен первый реактор ПАЭС 'Академик Курчатов'. После получения нового назначения, Моисей Давыдович собрал вокруг себя самых проверенных и талантливых специалистов своего отдела из НИИ и организовал очень даже боеспособную команду, которая могла полностью обеспечить грамотное функционирование новейшей российской разработки. В новый штат из 66 человек вошли специалисты самого различного профиля, начиная от опытной команды физиков-ядерщиков и биологов, заканчивая электронщиками. Большинство же работников имели общие технические специальности. Кацман был удовлетворен тем, что руководство не стало препятствовать переходу всех выбранных им специалистов, что было и понятно - успешная реализация проект ПАЭС был очень важна для имиджа страны, особенно после ее скандального выхода из ИТЭР (ITER) в 2011 году. И сейчас на борту судна Кацман, сидя в своей каюте перед работающим компьютером, разговаривал с самым молодым из своих заместителей:
  - Андгей, пегедай пожалуйста сахаг, не могу пить чай несладким.
  - Вот возьмите - взяв с полки над телевизором коробку рафинада, откликнулся Нефедов - скорей бы уже в Тикси, а то это плавание вконец надоело, да и капитан нас держит чуть - ли не за матросов, хорошо хоть не суется к установкам.
  - Да полно тебе, Андгей, сам же знаешь, пока станция находится в плавании, Дмитрий Валентинович отвечает считай, что за все, потерпи 2 суток осталось. Он пгосто любит погядок, как и я в прочем... - отхлебнув чай из граненого стакана в серебряном подстаканнике, попытался успокоить своего соседа Кацман - Кстати, кто сейчас ну пункте управления реакторами?
  - Концедалов и Артем Борисович были, когда я уходил - ответил Андрей - завтра в 8 утра мы с Хлященко их меняем.
  - Это хогошо. В Тикси наша габота станет более интересной, повегь, и пегестань дуться на капитана, должность у него такая, ответственности много тгебует в человеке, понял меня??
  - Понял - буркнул Андрей - но я все равно не понимаю, зачем писать ему доклады, он ведь даже не физик.
  - Ну пишешь ты мне во-пегвых, а кроме того пусть имеет пгеставление, чем мы занимаемся, так на всякий случай. Допил свой чай?
  - Да, я уже ухожу, Моисей Давыдович, до завтра - попрощался парень, вставая из стола.
  - Эх, могодежь, могодежь, иди уже, я еще погаботаю - вздохнул ученый и вновь принялся внимательно изучать что-то в ноутбуке.
  Вдруг по внутренней связи судна раздался голос капитана: 'Внимание!! Через несколько часов мы войдем в зону шторма, Шторм движется в северо-западном направлении со скоростью около 19,3 километра в час, скорость ветра достигает 120 км/ч. Просьба не выходить на верхнюю палубу, экипажу принять меры согласно инструкциям!'
   Москва. Кремль. 11 декабря 2015 года
  - Господин президент, мы принимаем все необходимые меры для поиска пропавших, но пока никаких результатов. Мы задействовали все наши спутники в этом районе, в квадрат, откуда последний раз выходил на связь ледокол 'Россия' высланы корабли и вертолеты для проведения поисково-спасательных работ - доложил командующий ВМФ России.
  - Петр Сергеевич, не могут 2 корабля и подводная лодка просто так исчезнуть, причем одновременно, вы меня слышите!! - переходя чуть ли не на крик, резко сказал президент.
  В Кабинете установилась полная тишина, члены Совета Безопасности России выжидательно смотрели на адмирала. Непонятная пропажа атомных судов просто не укладывалась в голове, а потеря ПАЭС, в которую были вложены десятки миллиардов долларов явно, могла сильно ударить по бюджету страны.
  - Из предполагаемого квадрата пропали не 2, а 4 корабля, Валентин Валерьевич - не громко произнес главком
  - Что??!! Докладывайте немедленно!!
  - После прошедшего в северо-западном направлении шторма с экранов локаторов исчезло грузовое судно компании 'Роснефть' под проводкой ледокола 'Полярник'. Их поиски также не принесли никаких результатов.
  - Боже мой...это...это недопустимо, - президент потянулся к стакану с водой.
  
  Северный - Ледовитый Океан. Ледокол 'Россия'
  Лемех после ничем необъяснимой потери спутниковой связи сразу на всех судах, ожидал прибытия на корабль капитанов 'Академика Курчатова' и вышедшей на радиосвязь субмарины.
  - Вова, что, черт побери, происходит, где связь?! - обратился к начальнику радиотехнической службы Лемех
  - Анатолий Алексеевич, я не знаю. За исключением судов конвоя мы смогли связаться только ледоколом 'Полярник', который проводит грузовик нефтяников. Спутниковая связь не работает и у них, также как и система навигации, 'ГЛОНАСС' умер во всех диапазонах. Я ничего не понимаю.
  - Иди, Вова, работай, мне нужна связь и чем быстрее, тем лучше, не знаю как, но сделай - капитан резко развернулся и направился на верхнюю палубу встречать гостей. Застегнув комбинезон до самого горла и накинув меховую шапку, Лемех поднялся на палубу. Погода вокруг стояла просто прекрасная, ярко светило солнце, а океан был необыкновенно спокоен и дрейфующие по ряби темно-синей воды льдины заполняли все видимое вокруг пространство. Морозный морской воздух обжег лицо, и Анатолий Алексеевич направился к идущим навстречу людям, среди которых он сразу опознал капитана субмарины и Дмитрия Иванова, приветливо махавшего ему рукой, облаченной в меховую перчатку.
  - Здравствуйте, Дмитрий Валентинович, Петр Сергеевич, давайте пройдем в кают-компанию, там и поговорим - поприветствовал прибывших капитан ледокола.
  - Да уж, а то прохладно как-то на свежем воздухе - согласился капитан 2-го ранга Нестеренко.
   После того как принесли кружки с чаем, Лемех начал совещание:
  - Итак, что мы имеем? Начнем с того, что, слава Богу, в результате шторма никто не пострадал, не произошло никаких аварий, но на всех судах конвоя не работает спутниковая связь и система навигации. И, во-вторых, радиоэфир вокруг абсолютно пуст, за исключением сообщений с ледокола 'Полярник'. Что вы обо всем этом думаете и как нам действовать дальше, коллеги?
  - Конечно, на моей лодке нет ядерного вооружения, но так не бывает, чтобы об атомной субмарине все вдруг забывают, мы не можем запеленговать не только наши, но и чужие сигналы. Так не бывает, вся техника исправна, но океан как будто вымер - начал говорить Нестеренко - ведь то, что мы будем сопровождать ваши суда, было известно почти всем.
  - Я тоже не знаю что думать, может какие неполадки со спутниками конечно. Но если так, то предлагаю оставаться в этом квадрате до обнаружения нас властями, - отхлебнув горячего чая, произнес капитан 'Курчатова' - без системы спутниковой навигации мы, конечно, можем продолжить движение в сторону Тикси, но думаю, что это преждевременно.
  - Дмитрий Валентинович, мы находимся в этом квадрате уже двое суток, и ни разу с нами никто не вышел на связь, это, по крайней мере, странно.
  - Да, я согласен, Анатолий Алексеевич, но думаю, что еще один день ничего не решит, в случае если ситуация не изменится, то продолжим движение в сторону порта назначения, до Тикси нам идти не более суток.
  - 'Полярник' со своим грузовиком попросились составить нам компанию, они тоже направлялись в Тикси, только отстают от нас ровно на сутки, они пойдут в хвосте колоны, если ничего до завтра не изменится. Кто против? - посмотрел на сидевших за столом капитанов Лемех
  - Да что тут обсуждать, ситуация скажем так неординарная, пусть идут за нами - ответил Иванов, и обратился к задумавшемуся Нестеренко - Петр Сергеевич, а вы что скажете?
  - Не вижу никакой проблемы - встав на ноги, ответил офицер - но что-то мне не по себе от сложившейся ситуации, странно все это.
  - Ну, значит, решили, если до завтра ничего не изменится, то идем в Тикси, товарищи - подвел итого беседы капитан ледокола - завтра по радиосвязи еще раз скоординируем наши действия, продолжать движение будем в соответствии с разработанным маршрутом.
  Далее обсудив некоторые детали, руководство конвоя уже решило расходится по рабочим местам, как вдруг Иванов спросил:
  - Кстати, Анатолий Алексеевич, вы перед штормом ничего странного не заметили?
  - Да нет, по докладу моего старпома прошла небольшая магнитная буря, да и только.
  - Я, почему спрашиваю то, вчера было северное сияние, но какое - то странное, сколько раз ходил по этому пути, раньше такого не видел, - задумчиво произнес капитан ПАЭС
  - Что значит странное, Дмитрий Валентинович?
  - Да просто очень яркое, светло почти как в Майями было, а океан вокруг сверкал, словно новогодняя елка. Прямо иллюминация какая, потом сразу и шторм начался.
  - Дела... обидно, что не видел, как - никак на глубине 45 метров под водой были, - усмехнулся Нестеренко.
  - Я думаю, что красоты природы обсудим после, - вставая, произнес Лемех - необходимо заняться делами, товарищи.
   Попрощавшись, Нестеренко и Иванов отправились на свои суда. День до сих пор был безоблачный, но вскоре природа возмутилась, и черные тучи затянули горизонт, соединив небо с океаном в стороне, противоположной той, откуда начал дуть ветер. Капитан направился по коридору в сторону столовой, от нервных переживаний разыгрался аппетит, а время уже подходило к обеду. 'Ничего, завтра связь восстановится, и мы спокойно пойдем в Тикси, все живы, поломок нет, так что все нормально' - думал Лемех, когда чуть - ли не нос в нос столкнулся с переводчиком аргентинцев.
  - Саша, испугал меня. И так нервы шалят и тут ты как черт из табакерки! Здравствуй! - улыбнулся он Каменскому.
  - Здравствуйте, Анатолий Алексеевич, извините, не хотел Вас напугать, в столовую шел, обед же - извиняющимся тоном ответил Александр.
  - Ну да, ну да, - негромко произнес Лемех - обед дело святое, кстати, ты знаешь, что сегодня на обед?
  - Неа, не знаю.
  - Зря. На судне знать о том, что будет на завтрак, обед, вечерний чай и ужин важно. Хорошее питание - залог хорошей работы!
  - Точно, но я не привередливый, кухня у вас что надо, не то, что в армии.
  - Да уж, наш камбуз - это сердце ледокола, от того, как встретят и накормят экипаж, зависит многое. Ни разу не видел недовольных приготовленных блюдами, зато вот стал обращать внимание на то, с каким вниманием все изучают меню. Ну, пойдем уж, чего встал, я, кстати, с тобой кое о чем поговорить хотел, Саша, - направившись в сторону столовой, сказал Лемех.
  - Пойдемте, Анатолий Алексеевич, - ответил Каменский, заранее предчувствую, что разговор пойдет об Ирине.
   Разместившись за столиком, Лемех с удовольствием потер руки, глядя на обычное для членов экипажа изобилие, на обед был рассольник, антрекот с картофелем фри, овощной салат и сок. Начав с супа, капитан обратился к Каменскому:
  - Приятного аппетита Саша, я хочу поговорить о том, что произошло на моем юбилее, помнишь?
  - И вам, приятного, - ответил Александр, откусывая хлеб - а что произошло на юбилее, Анатолий Алексеевич?
  - Кхм. Ты знаешь, Ирина для меня не просто доктор на судне, я очень хорошо знаю ее отца, короче говоря, обижать ее не позволю, понимаешь, о чем я?
  - А что я? - удивился Саша - Ну нравится мне Ирина, разве это плохо, тем более как я знаю она не замужем.
  - Это ты точно подметил, мужик ты молодой, а женщин на судне раз-два и обчелся, если решил просто потрахаться, то не советую, под венец, конечно, не толкаю, но у Ирины итак в личной жизни проблем хватало, надеюсь, ты меня понимаешь?
  - Понимаю, Анатолий Алексеевич, но как говорится - дело личное и никого кроме меня и Ирины это не касается, но можете, не беспокоится, ничего плохого по отношению к ней я делать не собираюсь.
  - Ну и хорошо, как тебе второе? - заканчивая антрекот, продолжил Лемех
  - Очень вкусно, ваши повара великолепно готовят. Анатолий Алексеевич, я вот спросить хотел, уже два дня ни интернет, ни телевизор не работают?
  - Кхм, да так неполадки какие-то со спутником, не знаю Саша, завтра, надеюсь, все прояснится - начал подниматься из стола капитан - ну все, мне пора на мостик, Рамиро и его братии передавай привет.
  - Анатолий Алексеевич, а разрешите мне с вами? Интересно понаблюдать, так сказать за рабочим процессом, мешать никому не буду, честно, - с просящей интонацией сказал Александр.
  - Уфф. Ну, пойдем, молодой полярник, - почесав бороду, ответил Лемех.
  Ходовая рубка - она же капитанский мостик - имеет площадь примерно 150 квадратных метров, и это самое главное место на судне Александр видел впервые, всего же мостиков над палубой судна насчитывалось шесть. Лемех, поздоровавшись со своим третьим помощником Дорониным, попросил того провести для Каменского небольшую экскурсию.
  - Олег Доронин, - представился помощник капитана.
  - Александр, - пожав руку почти, что своего ровесника, в ответ улыбнулся Саша - сколько у вас здесь техники, да уж, сразу видно, сурьезный корабль.
  - Вообще - то не корабль, а судно, но это так мелочи. Значит, смотри, в центре ходовой рубки расположен пост рулевого. Есть и автоматика, но ее предпочитают не использовать, мы же почти все время во льдах, так что лучше уж вручную.
  -Вон слева пост управления двигателями, он полностью дублируются еще двумя, в центре и на правом крыле, - стараясь не мешать находящимся на вахте офицерами, продолжал экскурсию Доронин - это радар, его максимальная дальность обнаружения судов - 75 морских миль.
  - Да уж, прям космический корабль какой-то, - удивлялся Каменский
  - У нас несколько независимых спутниковых систем навигации, но мы не забываем и о бумажных картах, - сказал Олег, показывая на штурманский стол с картой, где отмечено положение ледокола и его маршрут с метками глубин - видишь, стене висит карта Арктического региона, закрытая листом плексигласа, здесь фломастером нанесен маршрут нашего рейса.
  Саша вышел из ходовой рубки полный полезной информации. 'Этот Доронин прям фанат какой-то, столько рассказал, я теперь неделю переваривать буду, но интересно' - с благодарностью подумал Каменский и отправился в медицинский блок, чтобы повидать Ирину, с которой его уже связывали не только разговоры о здоровье.
  На следующее утро конвой из четырех судов продолжил движение в сторону Тикси, связь так и не появилась, что вызывало у всех вполне обоснованное беспокойство.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"