- Петрович!!! Все, пробурили. Тащи эхолот!!! - сложив руки рупором, прокричал рабочий.
Генератор позволил установить освещение на протяженности почти в 2 километра, но, несмотря на это видимость была почти нулевая. Постоянный, обжигающий лицо ветер поднимал снежную пыль на высоту до нескольких метров. Столбик термометра опустился уже ниже 40 градусов по Цельсию, разведывательная группа под руководством Аничева с самого утра бурили скважины в более чем метровой толщи льда. Людей буквально сносило с ног порывами леденящего ветра, плохая видимость и сильный даже для Тикси мороз явно мешали специалистам проводить разведку.
- Уфф!! Ты блять!! Что за ебучий ветер, холодно то как!!! - выругался начальник геологической службы конвоя, опуская эхолот в недавно пробуренную скважину - Василий, давай к фургону, возьми еще два прибора, дальше пойдем!!
- Понял, ща принесу!! Чертова пурга!! - кивнул помощник Аничева и, преодолевая порывы ветра , направился к служебному фургону.
Ближе к 7 часам вечера, группа закончила работу на первом двухкилометровом участке. В то время как Аничев сидел в фургоне и записывал полученные данные на карту глубин, пять человек отправились для бурения еще 8 лунок на следующем участке. Всего же группа должна была исследовать шесть отрезков по 2 километра каждый. Составив информацию по первому участку, Аничев по рации связался с ледоколом:
- Прием, это Аничев!! Прием!!!
- На связи, как там у вас все продвигается? - раздался в ответ голос Лемеха.
- Первый участок закончили, сегодня, думаю, снимем показания и со второго участка. Быстрее никак, ветер жуткий, да и холодно. Люди устали, в 23.00 выйду на связь. Прием?
- Понял тебя, давайте удачи там. В 23.00 на мостике будет Грива, если ничего непредвиденного не случится, тогда до завтра!!
- Понял, вас Анатолий Алексеевич. Все будет нормально, за трое суток уложимся, до связи.
- До связи!!
Накинув капюшон, Аничев взял сумку с приборами и вышел из фургона. Ориентируясь по укрепленным во льду сигнальным фонарям геолог, преодолевая постоянные порывы ветра, направился в сторону второго участка, где уже более часа продолжалась работа. Пурга не прекращалась уже более суток, хорошо, что в момент работ по установке фургона и запуску генератора погода была на стороне геологов, а вертолет все же смог улететь обратно на ледокол.
Кают-компания. Ледокол 'Россия'
Лемех долго ходил из стороны в сторону напротив стола, где разместились остальные члены Совета. Воцарившееся в зале молчание нарушил командир субмарины. Нестеренко, покашляв, словно у него першило в горле, довольно громким голосом обратился к не находившему себе место капитану:
- Анатолий Алексеевич, не стоит так переживать, солярка для генератора должна закончиться только сегодня к вечеру. На крайний случай люди Аничева и костры развести смогут, палатки у них есть, ничего страшного не случится.
Лемех, вздохнув, согласно кивнул в ответ на оптимистичные высказывания подводника и обратил свой взор на начальника авиакрыла:
- Валера, когда вы сможете забрать группу Аничева с реки??? Пурга уже не прекращается четвертый день, вскоре у людей закончится не только топливо, но продовольствие.
Федосеев почесал за затылком, передал капитану журнал метеонаблюдения и , словно перед кем-то оправдываясь, начал отвечать:
- Анатолий Алексеевич, наши метеорологи заверяют, что погода для полетов наладится только через 2-3 дня. Поднимать машины в нынешних условиях - самоубийство, а забрать фургон вообще невозможно. Ничего с геологами не случится, будет нормальная погода, сразу вылетим.
- Хорошо, будем надеяться, что через указанное время пурга прекратится. Валера, - Лемех еще раз посмотрел на сидевшего справа пилота - к полету в острог у вас все готово, есть проблемы, просьбы, пожелания??
- Да, нет. Все идет по плану, машины готовы, допбаки с топливом тоже. Стойки для ангара и инвентарь мы уже погрузили. Как вы и сказали, ребята Верещагина принесли две бензопилы, набор тросов, гвозди и другие инструменты. Все упаковали, в салоне смогут разместиться еще до 10 человек. При нормальных погодных условиях готовы лететь хоть сию минуту.
Лемех, сел на свое место по центру и, барабаня пальцами по столу, посмотрел на сидевших вокруг людей. Лица большинства присутствующих были спокойны, по большому счету ничего сверхъестественного не случилось, члены застрявшей на притоках Лены экспедиции были далеко не новичками и проработали в полярных условиях не один месяц.
- С этим ясно, как говорится, будет день, будет пища, - Лемех впервые за все совещание улыбнулся - То, что Аничев доложил по рации, меня обнадежило. 'Полярник', дай-то Бог, сможет войти в Лену. Но, эти данные мы, естественно еще будем проверять и все обсудим с капитанами судов. Правильно говорю? - старший совета вопросительно посмотрел на сидевших напротив Володина и Левицкого.
Первым ответил капитан 'Полярника':
- Да, составим маршрут, главное, что у Андрея есть подробная карта речных глубин по Лене, а там, если все будет нормально, то мое судно уже вполне боеспособно.
- Все верно, Анатолий Алексеевич, - обратился к Лемеху Левицкий - из Якутска до Тикси я ходил не один раз. На самой Лене 'Полярнику' ничего не угрожает, главное определиться с входом в устье реки.
- Кхм, - почесал за бородой Лемех - вернется Аничев, тогда уж окончательно и определимся. Надеюсь, что все будет нормально.
После того как совещание подошло к концу и почти все члены Совета разошлись по своим делам, в кают-компании остались только капитан 'России', главный безопасник конвоя, а также Артюхин и начальник авиакрыла Федосеев. Верещагин, расстелив на столе карту близлежащей к острогу территории, обратился к Лемеху:
- Анатолий Алексеевич, наверное, стоит позвать сюда нашего атамана, - Антон, поймав удивленный взгляд Лемеха, продолжил - ну, Галкин все-таки лучше нас с вами знает окрестности вокруг острога, да и с установкой ангара поможет определиться. Тем более, после того, что мы устроили у казаков в прошлый раз, они вряд-ли будут рады нас видеть.
- Кхм, хорошо, он ведь у тебя в каюте, так что сходи за ним, мы пока определимся с Валерой по поводу горючки и пилотов. Иди, - махнул рукой в сторону двери Лемех.
После того, как Антон вышел, капитан повернулся к стоявшим рядом гостям и продолжил:
- Итак, как я понял, то полетите, как и в прошлый раз на двух машинах, правильно говорю, Валера?
- Да, все верно, только второй вертолет после выгрузки допбаков с горючкой сразу вернется обратно. Местность мы изучили, так что найти на обратном пути оставленное топливо мне проблем не составит. А жечь его просто так не хочется, как там с 'Полярником' выйдет еще ведь никто не знает.
- Что, правда, то, правда, Валера. Насчет ангара и буржуйки ты хорошо придумал. Сколько по времени вы будете его возводить?
- Не больше 10 часов, направляющие и стойки каркаса установим часа за 3-4, в то время как другие займутся деревьями, распилим, инструмент есть, ну и к вечеру, думаю, ангар закончим.
- Ясно, Сергей, - обратился к присевшему рядом подполковнику Лемех, - вы с Верещагиным уже определились с составом группы?? Кто летит с вами?
- Да, в принципе все готово. С майором полетят те же ребята, что и в прошлый раз, за исключением Каменского, у него сейчас свои дела. Плюс Галкин, двое рабочих с 'Руслана' и врач, скорее всего у Нестеренко одолжим, старший лейтенант Бровин зовут. Это все.
В дверь постучались, и на пороге возникла фигура майора и выглядывавший из-за спины Галкин, одетый уже по местной моде в рабочий комбинезон.
- Разрешите войти.
- Конечно, входите. Доброе утро, Иван Алексеевич, проходите к столу, - поприветствовал немного стушевавшегося казака Лемех.
-Здравствуй, капитан, - ответил атаман и зашел вслед за Верещагиным.
На четвертый день с начала разведки входа в устье Лены пурга, наконец - то, улеглась, и люди Аничева вместе со всем оборудованием были доставлены на борт головного судна конвоя. Лемех, встретившись с геологом у себя в каюте, поставил тому задачу подготовить детальный доклад по результатам разведки и отпустил того отдыхать. Ближе к 11 часам вечера два вертолета оторвались от конвоя и направились в сторону Ленского острога.
После дозаправки вертолет вновь взял курс к острогу, вторая машина, оставив дополнительные баки с горючим, отправилась обратно к конвою. Через полчаса начался рассвет, люди уже успевшие за последнее время отвыкнуть от солнца зачарованно смотрели в иллюминаторы, чуть красноватый диск дневного светила как то часто бывает на севере, буквально стелился вдоль линии горизонта. Внизу редколесная тундра постепенно становилась все более насыщенной деревьями и кустарником, Лена, покрытая суровым январским льдом, ослепительно искрилась под первыми лучами восходящего солнца. Казачий атаман Галкин, которого буквально трясло от страха, даже после обстоятельной беседы с Верещагиным, всячески старался скрыть от соседей свое состояние, а затем, как и другие прилип к иллюминатору.
- Лепо!!! Хороша землица, не зазря царь на сию украину людишек то послал!!!
- Да, атаман, теперь ты все как на ладони можешь увидеть!! А еще в вертолет лезть не хотел!! - прикрикивая шум мотора, заулыбался Верещагин - Через минут тридцать пролетим над острогом, посмотрим, что к чему, а затем на то место, что на карте определили, будем обустраиваться.
- Добре!! Но ежели не людишки мои и вои, не полез бы в енту как ты кажешь колымагу, воевода.
Из кабины раздался крик второго пилота:
- Майор!!! Вижу внизу две повозки, удирают от каких-то всадников!! Да там за ними человек 15-20 на лошадях, похоже войнушка местного разлива!!!!
Верещагин, сорвался с места, и, хватаясь руками за поручни салона и плечи товарищей, поспешил в кабину к пилотам. Посмотрев в направлении, куда указывал оператор, Антон обратился к Федосееву:
- Валера!!! Спустись ниже, пройдись над ними! - затем майор повернулся в сторону салона и прокричал Галкину - Атаман!!! Дуй сюда, там походу твой лысый казак от местных отбивается!!!
Галкин, услышав слова майора, вскоре оказался рядом с тем и всматривался в происходящее внизу действие. Всадники, догонявшие казачий обоз, заметив вертолет, остановились и показывали руками вверх, затем выпустив несколько стрел в направлении повозок, развернулись и поскакали в обратном от них направлении. Когда вертолет спустился еще ниже, можно было хорошо разглядеть, что в обозе было много раненных, лежащих на санях, в окружении какого-то хлама и бесчисленных шкур.
- Савка!!! - неожиданно прокричал Галкин - Антон, надобно бы помочь моим, досталось им от сыроедов!!
- Подожди атаман, вернемся, поможем, щас надо посмотреть, что у острога происходит!! - ответил казаку Верещагин - Через полчаса вернемся!!!
- Ох, воевода!!! А ежели те коники якуцкие обернуться??!! Не уйдет Савка от сыроедов, сани ясаком гружены, да и людишки, кажись, вдоволь исстрадались!!! Сгинут!!
- Не вернуться, вишь, как далеко ушли, за полчаса не догонят, а там и мы вернемся, проверим. Все нормально будет, - сказал атаману Верещагин и обратился к пилоту - Все!! Валера, давай к острогу, посмотрим, что там да как.
- Ясно, командир!! - ответил Федосеев и машина начала набирать высоту.
По мере того, как вертолет подлетал к Якутску, настроение находившихся в салоне людей явно ухудшилось. Стоявший сзади Верещагина казачий атаман от увиденного из кабины пилота зрелища только поцокал языком. Майор же, сверху наблюдая за окруженным якутскими войнами острогом, обратился к крайне удивленному от данного зрелища пилоту:
- Так Валера, видишь, где ворота в крепость??
- Вижу, майор, вижу!!
- Значит, спускайся ниже и пройдись над этими вояками недоделанными, от ворот до того скопления людей у чума, пугнем древних алеутов!!
Острог был окружен аборигенами буквально со всех сторон, осаждающие находились от стен крепости на расстоянии не менее 70-100 метров. В деревянные укрепления то и дело летели горящие стрелы, однако, ответные огонь из ружей и луков не позволял войнам Мымака начать штурм. Уже более недели, сразу после первых боев, отступившие за стены крепости казаки довольно успешно отбивали неумелые попытки местных пойти на штурм. Но почти десятикратное преимущество якутов и тунгусов в живой силе ставило крест на попытках оставшихся без атамана казаков снять осаду и разбить плохо организованные отряды противника.
- Ох, мало я их живота лиховал, сыроедов окаянных!!! - искривленным от гнева ртом прокричал Галкин - Всех рубить, от мала до велика!!!
Федосеев, спустившись на минимальную высоту, пролетел над беспорядочно бежавшими от острога якутскими войнами. Многие всадники не смогли удержать своих лошадей, которые приложив в страхе уши, сорвались в бешеный галоп, уходя от непривычно громкого шума. Сам же Мамык, собрав вокруг себя несколько всадников, также двинул лошадей в сторону от непонятного ему явления. Многие из пеших якутских воинов остались лежать в снегу, на тех местах, где их настиг пролетающий вертолет, люди буквально вжались в снежную равнину и прекратили какие-либо движения, хотя некоторые стояли на коленях и простирали руки к небу, что-то выкрикивая. Когда же вертолет пошел на второй заход, большинство якутских всадников во главе с Мамыком уже приближались к спасительному, по их мнению, лесу.
- Валера, давай теперь к тому месту, где мы обоз обнаружили, высадим там нашего казака! - прокричал пилоту Верещагин и, повернувшись к внимательно наблюдавшему за происходившим внизу Галкину, продолжил - Слушай, атаман, сейчас возьмешь обоз со своим лысым и дуй к острогу. Если все получится как мы говорили, то пошлешь людей к нашей стоянке, с топорами и двумя санями.
- Добре, воевода!! Токма сыроедов подле тына посечем и опосля к тебе!!! - зло улыбнулся казак, однако, увидев реакцию майора, улыбка тут же сползла с его лица.
- Ты атаман вконец охренел?! - криком сорвался на казака Верещагин - Без надобности не убивай никого, оглуши там, вяжи, но просто так я тебе людей гробить не дам!!!
- Дык сыроеды же, почем их жалеть??!! С твоей милости и ясак платить не будут, без страху то!!! - удивился реакции майора Галкин.
- Слушай, Иван Алексеич, - попытался успокоиться Верещагин - Ты сделай так, как я тебя прошу, страху мы сами на твоих сыроедов нагоним, постарайся не убивать их, нужны мне эти люди, понял??
- Добре, - буркнул в ответ кровожадный командир - уважу твою просьбу.
Вскоре вертолет уже завис недалеко от остановившегося обоза, казаки, услышав шум подлетающей машины, развернули сани, и, укрывшись ими словно баррикадой, приготовились к обороне. Оставшиеся на ногах после нападения якутов войны замерли с натянутыми тетивами луков, а лысый Савка целился в приземлившихся из своего ружья. После того, как машина приземлилась в метрах 50 впереди обоза, из салона выскочил Галкин, и, придерживая рукой шапку, направился в сторону изготовившихся к бою подчиненных. Вскоре атаман подошел к обороняющимся и что-то крикнул, люди, узнав своего командира, радостно загалдели, но луки не опустили. В сторону к атаману направился Савка, остановившись напротив командира, он недолго всматривался в него и после непродолжительной, не более пяти минут беседы, казаки обнялись. Галкин повернулся в сторону вертолета и два раза махнул рукой Верещагину.
-Уфф, - с облегчением выдохнул майор и, повернувшись в сторону пилота, прокричал - Валера, поднимай машину, идем к стоянке!!!
Через несколько минут вертолет приземлился на довольно большой поляне, стоявшей в окружении высоких сосен. Прибывшие вместе с Верещагиным двое бойцов сразу направились в охранение, расположившись по обе стороны от машины. Рабочие вместе с пилотами и другими членами экспедиции принялись выгружать стройматериалы и инструменты.