В Новосибирской области Татарского района в деревне Неудачино по адресу улица Центральная, 51 есть Дом музей А.Я.Штеффена, почетного гражданина Татарского района, изобретателя и часовых дел мастера. В доме-музее хранится коллекция часов и музыкальных инструментов, представлено огромное количество документов, раскрывающих историю деревни с таким необычным названием. Один из экспонатов этого музея - скрипка со смычком в деревянном футляре, внутри обитым войлоком. Эта скрипка была подарена неудачинскому хору, занявшему первое место на конкурсе, который проходил в городе Татарске в 1930 годы. Я могу только пофантазировать, кто играл на этой скрипке и какие нежные и чарующие звуки издавал этот инструмент. Свои ассоциации эта скрипка у меня вызвала.
Несколько слов об инструменте, волнующем сердца и души людей. Каждый человек представляет, как выглядит скрипка. Но далеко не каждый понимает, что это прекрасный, непокорный и трудный инструмент. Когда-то, будучи школьником и подражая настоящему скрипачу, я взял инструмент левой рукой за тоненькую шейку - гриф, приложил к плечу и прижал щекой. После взял в правую руку смычек и провел им по струнам. В тот миг мне показалось, что сделал я все правильно, но увы, скрипка издала противный скрипучий звук. И через несколько минут моих музыкальных "стараний" вбежавшие родители вырвали инструмент из моих рук. Да, я дал обещание больше не играть в доме на скрипке. В этой ситуации можно сказать, что ничего удивительного в этом нет. Раз за скрипку взялся человек, не умеющий играть на ней. Хорошо, пусть так! Но, скажем, любой другой музыкальный инструмент, допустим рояль. Ведь при достаточной внимательности и усидчивости можно выучить и сыграть на рояле одной рукой какую-нибудь простенькую мелодию. И почти каждый, кто слушает эту игру, узнает, что было сыграно. Как мне кажется со скрипкой все гораздо сложнее. Инструмент подчиняется только умелым рукам. Для того, чтобы научиться водить смычком по струнам ,чтобы скрипка издавала чарующую мелодию, я думаю нужно немало времени, терпения, искры таланта начинающего скрипача. Каждая струна на скрипке- это одна определенная нота. Четыре струны на скрипке- это четыре ноты. Для того, чтобы изменить высоту звука у струны, нужно укоротить или удлинить струну. Скрипач левой рукой обхватывает гриф, пальцы лежат на струнах и прижимают то одну, то другую струну в определенном месте. Изменяется длина струны, а значит изменяется звучание. И самое для меня непостижимое- нахождение места нажима, и зависит это от музыкального слуха скрипача. А так как скрипка является подвижным инструментом, способным исполнять самую быструю и стремительную музыку, то это значит, что на струне пальцы музыканта мгновенно находят нужное место и контролируют точность и чистоту звучания. Чуть выше или чуть ниже на какой-то миллиметр прижата струна, инструмент звучит фальшиво. Cложно писать о скрипке, ведь я держал ее в руках два раза в жизни. Но я слышал звучание, правда другой скрипки начала 20-го века в руках мастера - она плакала и смеялась, тосковала от одиночества и радовалась встрече.
В глазах скрипача, дедушки преклонного возраста, во время исполнения горел огонь. Энергия его игры захватила меня и подкинула до небес, а через миг швырнула в бездонную морскую пучину. Люди после концерта стоя аплодировали мастерству старого скрипача. А сегодня я смотрю на скрипку в музее А.Я.Штеффена и верю, что она дождётся своего виртуоза, своего маэстро, и с её струн зазвучит чарующая мелодия.