|
|
||
Лучинина Ольга. Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция. - Астрахань, Проект "LENOLIUS" , 2013. - 178 с. "Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция" - результат целенаправленных научно-практических исследований, которые Ольга Лучинина проводила в течение последних 20 лет. В настоящей книге отражён опыт создания авторской методики, центральным элементом которой становится многоуровневая музыкальная деятельность человека - участника своеобразного "музыкального тренинга". В процессе коррекционной работы человек погружается в необычный музыкальный мир, воспринимая себя, окружающее пространство и собственное тело как источник и проводник музыки. Работая с образами музыки, а также танцуя и музицируя, участник процесса музыкальной психокоррекции открывает в себе дремлющие творческие способности, обучается навыкам саморегуляции, формирует уверенность в себе, а также прорабатывает многие телесные и психологические проблемы, мешающие общению и самовыражению. В теоретическом и экспериментальном разделах книги дано обоснование личностно-ориентированного направления музыкотерапии, а также проанализированы результаты применения методики в форме "Музыкального тренинга личностной и творческой самореализации". Практическая часть книги содержит описание конкретных упражнений и форм работы, которые сгруппированы в несколько блоков. Данные упражнения адресованы, прежде всего, специалистам, однако они могут быть полезны любому желающему в целях самосовершенствования. Отдельная глава посвящена критериям подбора музыкального материала, где большое внимание уделено современной академической музыке - специфическому музыкальному пласту, который, несмотря на известную сложность и "непонятность" для рядового слушателя, оказывается идеальным "стимульным материалом" для многих коррекционных процедур. |
Ольга Лучинина
Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция
Проект "LENOLIUS"
2013
ГЛАВА 4. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
4.1. Экспериментальное исследование эффективности методики в форме "Музыкального тренинга личностной и творческой самореализации"
4.1.1. Испытуемые
Таблица 2.
Таблица 3. Соотношение профессиональных и квалификационных характеристик испытуемых.
Профессия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1.2. Параметры оценки эффективности тренинга
Метод беседы с испытуемыми
Метод опроса "экспертов"
Метод наблюдения
Комплекс стандартизированных психодиагностических методик
4.1.4. Порядок проведения исследования и обработка полученных результатов
Обработка результатов
4.2. Общая характеристика эффективности тренинга
Таблица 4. Динамика показателей выполнения диагностических методик от начала к концу тренинга
(общегрупповые данные описательной статистики и результаты дисперсионного анализа)
Количество испытуемых - 53 человека
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2.1. Улучшение самочувствия и формирование навыков саморегуляции
4.2.2. Формирование уверенности в себе
4.2.3. Развитие навыков общения
4.2.4. Оптимизация средств самовыражения и имиджа
4.2.5. Решение мотивационных задач
4.2.6. "Общая проблемность"
4.3. Изменения показателей тестирования
4.3.1."Личностная тревожность" и "Уровень субъективного контроля"
4.3.2. "Ситуативная тревожность" и "общее состояние" испытуемых
4.4. Качественная характеристика эффективности методики
Таблица 5. Данные факторного анализа результатов обследования испытуемых до тренинга (1 замер показателей)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6. Данные факторного анализа результатов обследования испытуемых после тренинга (2 замер показателей)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.5. Продолжительность позитивных результатов и их динамика во времени
Таблица 7. Динамика показателей выполнения диагностических методик у "продлённой группы"
(данные описательной статистики и результаты дисперсионного анализа)
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава 5. Факторы и условия эффективности методики